Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 17:32, контрольная работа
1.Современные взгляды на формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с многообразием животных.
2.Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах.
3.Методика формирования экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах у детей старшего дошкольного возраста.
4.Мероприятие по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах(из опыта работы).
Наблюдение и знакомство с зайцем, лисой, медведем
Программное содержание: учить выделять и называть части тела животных, а также выявлять их отличительные особенности (длинные уши, короткий хвост у зайца; коричневая окраска у медведя; маленькие уши, большой пушистый хвост, рыжая окраска у лисы), познакомить с некоторыми сведениями об условиях их жизни, особенностях поведения (живут в лесу, заяц скачет, есть траву, лиса бегает, ловит мышей, медведь ходит, ищет ягоды, мёд).
Материал: мягкие игрушки медведя, зайчика, лисы; кукольная мебель стол и два стула, угощения для зверей: бочонок с мёдом, морковь, травка, картины с изображением леса и гор.
Ход занятия: воспитатель вывешивает картину, говорит, что в лесу и в горах, которые на ней изображены, живут много разных животных. Некоторые из них сегодня пришли к ребятам в гости. Показывает мишку, спрашивает,- «кто это?» Предлагает хорошо рассмотреть мишку, сказать какой он, назвать части тела. Акцентирует внимание детей на характерных особенностях медведя. Рассказывает, что мишка пришёл не один, а со своим братом, звери ходили по лесу вместе, искали мёд и орехи, которые они очень любят, но ничего не нашли, и попали в гости к ребятам. Воспитатель предлагает угостить медведей их любимой едой. Далее воспитатель загадывает загадку.
«По лесу прыг-прыг, по травке тык-тык», - предлагает малышам отгадать, кто ещё к ним пришёл. Показывает зайчика. Дети рассматривают его. Воспитатель предлагает угостить зайчика морковкой. Воспитатель сообщает, что к детям пришёл ещё один гость – лисичка. Дети рассматривают игрушку. Воспитатель предлагает усадить лисичку за стол, и угостить мёдом, морковкой, но лиса отказывается.
Наблюдение за кроликом
Программный материал: Внешний вид кролика, особенности движений.
Оборудование: кролик, небольшая клеёнка.
Ход занятия:
1) Дети показывают руками, какой величины кролик, сравнивают его с величиной кошки или собаки
2) Отвечают на вопросы: Какая у кролика мордочка? Какие глаза, уши, хвост, ноги?
3) Обращают
внимание на различие в длине
передних и задних ног,
5) Гладят кролика и определяют у него шерсть.
Занятия
Цель занятия:
Оборудования: перчаточные куклы Би-Ба-Бо (заяц, лиса, медведь, собака, петух), разрезные карточки с изображением животных.
Ход занятия.
Эмоциональный настрой:
Игра-разминка «Австралийский дождь»
Ход упражнения
Участники встают в круг.
Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? (Ответ детей) Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
1. Игра Загадки:
Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Кто же это? (Лиса)
Что за зверь такой лесной:
Косолапый и большой.
Летом по лесу гуляет,
А зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
Птица ходит по двору,
Будит деток поутру,
На макушке гребешок,
Кто же это? (Петушок)
Психолог: Ребята, а как называется сказка с этими героями.
(Ответ детей)
2. Задание «Инсценировка сказки»
Психолог: Правильно! А давайте мы с вами про инсценируем эту сказку. (дети совместно с психологом вспоминают сказку и с куклами би-ба-бо показывают спектакль)
3. Задание «Кто здесь спрятался?»
Сейчас перед вами появятся картинка, на которой спрятались животные вам нужно будет назвать животного и показать где он спрятался.
4. Задание «Построй домик лисе»
Ребята давайте построим домик для лисички, чтобы она больше не выгоняла зайчика. ( Дети строят домик из кубиков или конструктора).
Заключение:
Пальчиковая игра: «Дом и ворота»
На поляне дом стоит. (Дети изображают крышу дома пальцами рук)
Ну а к дому путь закрыт. (Разворачивают ладошки к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы вверх.)
Мы ворота открываем. (Разворачивают ладони параллельно друг другу.)
В этот домик приглашаем. (Изображают крышу дома.)
Собачку, зайку, петушка,
Лисичку, медвежонка! (загибают пальчики на обеих руках.)
В одном доме все живут. (Изображают крышу.)
Их соседями зовут!
Задачи: способствовать систематизации представлений о местах обитания домашних животных; умению составлять рассказ о стадиях роста животных с помощью модели; обобщить представления детей о приспособленности домашних животных к среде обитания, их связи с человеком (польза, забота человека о домашних животных), о детенышах.
Ход занятия
1. Чтение стихотворения «Домашние животные»:
Домашних животных я очень люблю:
Кормлю, берегу и ласкаю,
Собаку и кошку, козу и свинью
Друзьями своими считаю.
Корова, коза молоко нам дают,
Нет шерсти овечьей пышней,
Нам кошка-мурлыка подарит уют
И всех переловит мышей.
Помощники наши – корова, баран
И конь вороной темногривый –
Живут с нами рядом, привязаны к нам,
Доверчивы, миролюбивы.
2. Беседа.
– О каких домашних животных говорится в стихотворении?
– Каких животных называют четвероногими спасателями? Почему?
– Что делает собака-поводырь?
– Для чего хозяева заготавливают сено на зиму?
– Какие животные есть у вас дома? Как вы заботитесь о них?
3. Загадки - звукоподражания.
Отгадать загадку и вставить подходящие звукоподражания с подходящей интонацией:
1) Кто похлебку
съел мою? – свинка хрюкает: (
2) Дайте свежей
травки мне! – блеет козочка: (
3) Молочка налили мало! – кот мяукал: (Мяу-мяу).
4) Хватай
вора за рукав! – пес залаял: (
5) Мой хозяин далеко! – ржет лошадка: (И-го-го).
6) Где теленок
– не пойму? – замычит корова:
4. Игра «Вспомни и назови» (картинки домашних животных):
– Кто? Какая?
– Кто что делает?
– У кого кто? (Детеныши.)
– Польза человеку.
5. Игра «Кто что ест?».
Задание. Подобрать корм для животных.
Предварительная работа.
– Рассматривание иллюстраций, картин.
– Беседа с детьми о животных у них дома.
– Чтение познавательной литературы.
– Наблюдение за кошкой, собакой.
Заключение
Ознакомление
с животными занимает особое место
в умственном воспитании детей. Большая
часть знаний, которыми дети овладевают
в детском саду — конкретные факты
и сведения из области живой природы.
Однако решающими для умственного
развития являются обобщенные знания,
усваиваемые детьми на основе выделения
существенных признаков животных. Эти
знания дают ребенку возможность
самостоятельно ориентироваться в
широком круге аналогичных
Влияние
животных на развитие личности ребенка
связанно с формированием у него
определенных знаний. С усвоением
системы знаний связанно развитие у
детей познавательного
Структура усваиваемых детьми знаний определяет направленность ребенка наиболее важные стороны действительности, обеспечивая отражение этих сторон и увязывание их между собой в единое целое. Многообразие форм живой природы, имеющихся повсюду, составляет непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения за животными, общение с взрослыми, чтение книг, имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о животном и растительном мире.
Таким образом, содержательным стержнем при ознакомлении дошкольников с природой является система знаний о жизни растений и животных, построенная по иерархическому признаку на основе ведущих закономерностей природы, которые раскрывают различные взаимосвязи живых организмов с внешней средой.
Система знаний о природе, построенная на различных взаимосвязях растений и животных с внешней средой, обеспечивает образовательный стержень в экологическом воспитании дошкольников.
Список литературы:
3.Зебзеева.В.А.Теория и
8.Общество и живая природа:
Краткий очерк истории
9.Панин В.Ф., Сечин А.И., Федосова В.Д. Экология. Часть 1: Учебное пособие. – Томск: Изд. ТПУ, 2000.
10. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников
с миром животных: кн. для воспитателя
дет. сада / Е.И. Золотова; Ред. М.Д.
Виноградова. - 2-е изд., перераб. - М.:
Просвещение, 1988.
11. Как знакомить дошкольников с природой:
пособие для воспитателей дет. сада / Сост.
Л.А. Каменева, Ред. П.Г. Саморукова. - М.
: Просвещение, 1983.
12. Лучич, М. В. Детям о природе: кн. для воспитателя
дет. сада / М.В. Лучич. - 2-е изд.,дораб. - М.:
Просвещение, 1989.
13. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных
учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
14. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание
в детском саду. Программа и методические
рекомендации.- 2-е изд., испр.и доп. – М.
Мозаика – Синтез, 2006.