Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными и их дики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

1.Современные взгляды на формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с многообразием животных.
2.Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах.
3.Методика формирования экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах у детей старшего дошкольного возраста.
4.Мероприятие по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах(из опыта работы).

Файлы: 1 файл

контрольная экология.docx

— 224.33 Кб (Скачать файл)

Наблюдение и знакомство с зайцем, лисой, медведем

Программное содержание: учить выделять и называть части тела животных, а также выявлять их отличительные особенности (длинные  уши, короткий хвост у зайца; коричневая окраска у медведя; маленькие  уши, большой пушистый хвост, рыжая  окраска у лисы), познакомить с  некоторыми сведениями об условиях их жизни, особенностях поведения (живут  в лесу, заяц скачет, есть траву, лиса бегает, ловит мышей, медведь ходит, ищет ягоды, мёд).

Материал: мягкие игрушки медведя, зайчика, лисы; кукольная мебель стол и два стула, угощения для зверей: бочонок с  мёдом, морковь, травка, картины с  изображением леса и гор.

Ход занятия: воспитатель вывешивает картину, говорит, что в лесу и в горах, которые  на ней изображены, живут много  разных животных. Некоторые из них  сегодня пришли к ребятам в  гости. Показывает мишку, спрашивает,- «кто это?» Предлагает хорошо рассмотреть  мишку, сказать какой он, назвать  части тела. Акцентирует внимание детей на характерных особенностях медведя. Рассказывает, что мишка  пришёл не один, а со своим братом, звери ходили по лесу вместе, искали мёд и орехи, которые они очень  любят, но ничего не нашли, и попали в гости к ребятам. Воспитатель  предлагает угостить медведей их любимой  едой. Далее воспитатель загадывает загадку.

«По лесу прыг-прыг, по травке тык-тык», - предлагает малышам отгадать, кто ещё к  ним пришёл. Показывает зайчика. Дети рассматривают его. Воспитатель предлагает угостить зайчика морковкой. Воспитатель сообщает, что к детям пришёл ещё один гость – лисичка. Дети рассматривают игрушку. Воспитатель предлагает усадить лисичку за стол, и угостить мёдом, морковкой, но лиса отказывается.

Наблюдение за кроликом

Программный материал: Внешний вид кролика, особенности  движений.

Оборудование: кролик, небольшая клеёнка.

Ход занятия:

1) Дети  показывают руками, какой величины  кролик, сравнивают его с величиной  кошки или собаки

2) Отвечают  на вопросы: Какая у кролика  мордочка? Какие глаза, уши, хвост,  ноги?

3) Обращают  внимание на различие в длине  передних и задних ног, наблюдают  за движением зверька и объясняют,  почему он прыгает, а не ходит.

5) Гладят  кролика и определяют у него  шерсть.

Занятия

  1. Коррекционно-развивающее занятие с элементами сказкотерапии «Дикие животные»

Цель занятия:

  • Снятия мышечного и эмоционального напряжения
  • Развития внимания, наблюдательности
  • Развитие мелкой моторике рук
  • Развитие мыслительных операций
  • Формирования целостных представлений по частям
  • Расширения представления об диких животных.

Оборудования: перчаточные куклы Би-Ба-Бо (заяц, лиса, медведь, собака, петух), разрезные карточки с изображением животных.

Ход занятия.

Эмоциональный настрой:

Игра-разминка «Австралийский дождь»

Ход упражнения

Участники встают в круг.

Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? (Ответ детей) Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацанье пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацанье пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Протирание ладоней).
  • Солнце! (Руки вверх).

1. Игра Загадки:

Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хитрая  плутовка, рыжая головка,

Пушистый  хвост – краса,

Кто же это? (Лиса)

Что за зверь  такой лесной:

Косолапый и большой.

Летом по лесу гуляет,

А зимой  в берлоге отдыхает. (Медведь)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под  крылечком,

А хвост  колечком. (Собака)

Птица ходит  по двору,

Будит деток  поутру,

На макушке  гребешок,

Кто же это? (Петушок)

Психолог: Ребята, а как называется сказка с этими героями.

(Ответ детей)

2. Задание «Инсценировка сказки»

Психолог: Правильно! А давайте мы с вами про инсценируем эту сказку. (дети совместно с психологом вспоминают сказку и с куклами би-ба-бо показывают спектакль)

3. Задание «Кто здесь спрятался?»

Сейчас перед вами появятся картинка, на которой спрятались животные вам  нужно будет назвать животного  и показать где он спрятался.

4. Задание «Построй домик лисе»

Ребята давайте построим домик  для лисички, чтобы она больше не выгоняла зайчика. ( Дети строят домик из кубиков или конструктора).

Заключение:

Пальчиковая игра: «Дом и ворота»

На поляне дом стоит. (Дети изображают крышу дома пальцами рук)

Ну а  к дому путь закрыт. (Разворачивают ладошки к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы вверх.)

Мы ворота открываем. (Разворачивают ладони параллельно друг другу.)

В этот домик  приглашаем. (Изображают крышу дома.)

Собачку, зайку, петушка,

Лисичку, медвежонка! (загибают пальчики на обеих руках.)

В одном  доме все живут. (Изображают крышу.)

Их соседями зовут!

  1. «Домашние животные» (обобщающая беседа с использованием схем и моделей.

Задачи: способствовать систематизации представлений о местах обитания домашних животных; умению составлять рассказ о стадиях роста животных с помощью модели; обобщить представления детей о приспособленности домашних животных к среде обитания, их связи с человеком (польза, забота человека о домашних животных), о детенышах.

Ход занятия

1. Чтение  стихотворения «Домашние животные»:

Домашних  животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю,

Собаку и  кошку, козу и свинью

Друзьями  своими считаю.

Корова, коза молоко нам дают,

Нет шерсти овечьей пышней,

Нам кошка-мурлыка  подарит уют

И всех переловит  мышей.

Помощники наши – корова, баран

И конь вороной  темногривый –

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.

 

2. Беседа.

– О каких  домашних животных говорится в стихотворении?

– Каких  животных называют четвероногими спасателями? Почему?

– Что делает собака-поводырь?

– Для чего хозяева заготавливают сено на зиму?

– Какие  животные есть у вас дома? Как  вы заботитесь о них?

 

3. Загадки - звукоподражания.

Отгадать  загадку и вставить подходящие звукоподражания  с подходящей интонацией:

1) Кто похлебку  съел мою? – свинка хрюкает: (Хрю-хрю).

2) Дайте свежей  травки мне! – блеет козочка: (Мээ-мээ).

3) Молочка  налили мало! – кот мяукал: (Мяу-мяу).

4) Хватай  вора за рукав! – пес залаял: (Гав-гав-гав).

5) Мой хозяин  далеко! – ржет лошадка: (И-го-го).

6) Где теленок  – не пойму? – замычит корова: (Му-у-у).

 

4. Игра  «Вспомни и назови» (картинки домашних животных):

– Кто? Какая?

– Кто что  делает?

– У кого кто? (Детеныши.)

– Польза человеку.

 

5. Игра  «Кто что ест?».

Задание. Подобрать  корм для животных.

Предварительная   работа.

– Рассматривание иллюстраций, картин.

– Беседа с  детьми о животных у них дома.

– Чтение познавательной литературы.

– Наблюдение за кошкой, собакой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ознакомление  с животными занимает особое место  в умственном воспитании детей. Большая  часть знаний, которыми дети овладевают в детском саду — конкретные факты  и сведения из области живой природы. Однако решающими для умственного  развития являются обобщенные знания, усваиваемые детьми на основе выделения  существенных признаков животных. Эти  знания дают ребенку возможность  самостоятельно ориентироваться в  широком круге аналогичных фактов окружающей действительности. При ознакомлении детей с животными необходимо отдавать предпочтение тем методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми животных и активной деятельности с ними.

Влияние животных на развитие личности ребенка  связанно с формированием у него определенных знаний. С усвоением  системы знаний связанно развитие у  детей познавательного отношения  к животным. Оно проявляется в  любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Структура усваиваемых детьми знаний определяет направленность ребенка наиболее важные стороны действительности, обеспечивая  отражение этих сторон и увязывание их между собой в единое целое. Многообразие форм живой природы, имеющихся  повсюду, составляет непосредственное окружение ребенка с самого его  рождения. Оно воздействует на его  чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения за животными, общение с  взрослыми, чтение книг, имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных  представлений о животном и растительном мире.

Таким образом, содержательным стержнем при ознакомлении дошкольников с природой является система  знаний о жизни растений и животных, построенная по иерархическому признаку на основе ведущих закономерностей природы, которые раскрывают различные взаимосвязи живых организмов с внешней средой.

Система знаний о природе, построенная на различных взаимосвязях растений и  животных с внешней средой, обеспечивает образовательный стержень в экологическом  воспитании дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:                                                         1.Николаева.С.Н.Теория и методика экологического образования детей.Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.-М.,Издательский центр"Академия",2002.                                                         2.Серебрякова.Т.А.Экологическое образование в дошкольном возрасте:Учеб.посибие для студ.высш.учеб.заведений.-М.,Издательский центр "Академия",2008.                                                       

3.Зебзеева.В.А.Теория и методика  экологического образования детей:учебно-методическое  пособие.-М.,ТЦ Сфера,2009.                          4.Система работы по экологическому  воспитанию дошкольников:Подготовительная  группа/сост.П.Г.Федосеева.-Волгоград,.ИТД"Корифей",2008.                                                                          5.Прогулки в детском саду:Старшая  и подготовительная к школе  группы:Методическое пособие/под  ред.Г.М.Киселевой.-М.,ТЦ Сфера.2011.                                                                                                                       6.Гершун Н.Домашнии животные./Н.Гершун.-М.,2000.                                         7.Бондаренко.Т.М.Экологические занятия  с детьми 5-6 лет.Практическое пособие./Т.М.Бондаренко.-Воронеж,Творческий  центр"Учитель",2006.

8.Общество и живая природа:  Краткий очерк истории взаимодействия / В.К. Рахилин. – М.: Наука, 1989.

9.Панин В.Ф., Сечин А.И., Федосова  В.Д. Экология. Часть 1: Учебное  пособие. – Томск: Изд. ТПУ, 2000.

10. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников  с миром животных: кн. для воспитателя  дет. сада / Е.И. Золотова; Ред. М.Д.  Виноградова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988. 
11. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. сада / Сост. Л.А. Каменева, Ред. П.Г. Саморукова. - М. : Просвещение, 1983. 
12. Лучич, М. В. Детям о природе: кн. для воспитателя дет. сада / М.В. Лучич. - 2-е изд.,дораб. - М.: Просвещение, 1989.  
13. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004. 
14. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- 2-е изд., испр.и доп. – М. Мозаика – Синтез, 2006. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными и их дики