Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными и их дики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

1.Современные взгляды на формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с многообразием животных.
2.Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах.
3.Методика формирования экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах у детей старшего дошкольного возраста.
4.Мероприятие по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах(из опыта работы).

Файлы: 1 файл

контрольная экология.docx

— 224.33 Кб (Скачать файл)

Таким образом, разработаны  программы,  в ходе которых формируются представления  о многообразии животного мира. Поясняется необходимость проводить диагностику  знаний о животном мире у детей  дошкольного возраста.

 

 

start="2"

 Проанализировав большое количество литературных источников (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.А. Зибзеева), мы можем  с точностью утверждать, что современное  экологическое образование как  особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в  значительной степени отличается от такового в других странах.

Содержание  экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Следовательно, принципы отбора содержания, разработанные для  других уровней, должны быть адаптированы, конкретизированными и дополнены  новыми, специфическими для дошкольного  звена. Только в этом случае будет  соблюден основной принцип системы  непрерывного экологического образования  – преемственность.

В концепции  общего экологического образования  отмечаются две группы принципов: общепедагогические (гуманизм, научность, систематичность  и др.), содержание которых углублено  и расширено экологической темой, и специфические для этой отрасли  образование (прогностичность, интеграция, взаимосвязанное раскрытие глобальных, национальных и краеведческих экопроблем и путей их решения и др.). В  целом можно отметить довольно хорошо разработанную систему принципов  экологического образования школьников и студентов, в то же время в  отношении дошкольного возраста этот вопрос разработан в меньшей  степени.

Анализ  литературы, а именно книги Н.А. Рыжовой  «Экологическое образование в детском  саду» [Рыжова 2002] позволяет нам перечислить  некоторые принципы отбора содержания экологического образования дошкольников, которые необходимы нам для раскрытия  поставленной гипотезы.

Научность: принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью  элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развитие познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения.

Доступность: крайне важно и тесно сопряженным  с принципом научности является принцип доступности материала  для ребенка определенного возраста. Таким образом, из экологического образования  дошкольников должны быть исключены  научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснено  детям в доступной и привлекательной  форме, нейтральная, положительная  или отрицательно-положительная

Регионализм: в работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализму. Объяснить сущность глобальных проблем в большинстве  случаев воспитатель может только при помощи беседы, без наглядного материала. Формирование же экологических  представлений ребенка (в том  числе и о различных экологических  проблемах), навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения  к окружающей среде происходит на основе его знакомства с объектами  ближайшего окружения: помещением дошкольного  учреждения и его территорией, собственной  квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером.

Оставшиеся  принципы отбора содержания экологического образования дошкольников мы просто перечислим: гуманистичность, прогностичность, деятельность, интеграция, целостность, конструктивизм, системность, преемственность.

Проанализировав большое количество литературы можно  сделать вывод о том, что экологическое  образование дошкольников довольно новое направление в работе ДОУ. Из этого вытекает необходимость  нарабатывания и усовершенствования материалов, знаний и умений педагогов.

Ознакомление  детей с животными является важной составной частью раздела по ознакомлению с природным миром комплексных  и парциальных программ для ДОУ. [№ 13]

Так в  программе «Детство» [1991] авторы предлагают в старшей группе формировать  представление о животных как  о представителях живого мира планеты. Авторы программы предлагают рассматривать  многообразие внешнего строения конкретных живых существ, основных жизненных  функций (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение), различия в проявлении жизненных функций  у конкретных животных. Так же авторы считают необходимым в старшей  группе формировать представление  о потребностях конкретных животных в условиях среды (свете, воздухе, благоприятной  температуре, пище, месте для обитания, защите от врагов). Дети старшей группы должны понимать связи между средой обитания конкретных живых существ  и особенностями их строения, образа жизни, зависимости живых существ  от удовлетворения их потребностей, чувствовать  своеобразие и неповторимость каждого  живого существа, необходимость бережного  и заботливого отношения к  природе.

В программе  «Детство» старшие дошкольники  должны получить знания о целостности  каждого живого существа, жизненных  свойствах (питании, дыхании, движении и др.) об общих и индивидуальных потребностях, которые удовлетворяются  в определенных условиях среды, конкретные представления о труде человека по выращиванию животных в городских  и сельских условиях, обобщенные представления  об основных группах животных.

Считается актуальным представление о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых  существ, живущих в этих средах. Зависимость  способов существования конкретных животных от условий окружающей среды  и степени удовлетворения потребностей в разные сезоны.

Животные  приспособились к жизнью осенью по-разному: звери - лиса, лось, волк, заяц – линяют, у них вырастает теплая шерсть, изменяется ее окраска; это спасает  их от холода и от врагов. Белка, еж запасает корм впрок, медведь, еж и другие звери  залезают в берлоги, норы и засыпают. Представления об отдельных видах человеческого труда в природе и некоторых способах охраны и защиты природы. Необходимо отметить, что авторы программы допустили ошибку: еж не запасает корм впрок, он засыпает. Так же старшие дошкольники должны знать представление о росте, развитие и размножении живых существ, о стадиях роста и развития хорошо знакомых животных разных сред обитания: представление о цикличности роста и развития на каждой стадии, о зависимости состояния живых существ от соответствия условий потребностям.

В старшей  группе детского сада так же изучается  взаимосвязь и взаимодействие живых  организмов в сообществах (экосистемах), представление о составе сообществ - водоема, леса, луга; представления  об условиях среды, к которым приспособились животные в различных климатических  зонах. (Лес населяют разные животные-звери).

В этой программе  описана роль человека в нарушении  и сохранении целостности конкретной экосистемы, правила поведения в  ней. Человек охраняет природу. Он бережет  лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья. Человек  создает заповедники, оберегает  животных, занесенных в «Красную книгу».

На основе данной программы у детей формируются  элементарные предметные понятия: «звери», «среда обитания», «приспособление», «сезонные  изменения».

В подготовительной группе детского сада по программе  «Детство» формируются представления  о многообразии животных, их принадлежность к миру живого на планете. В этой программе рассматриваются представители  не только ближайшего природного окружения, но и жители степей пустынь, например: верблюд, сурок, медведь, и др., Крайнего севера и тундры, например: белый  медведь, тюлень, морж, писец и др., морей и океанов, тропиков и субтропиков  и т.д.

Формируются конкретные и обобщенные представления  о потребностях животных в соответствующих  условиях среды обитания, а также о дифференцировании этих потребностей и способах их удовлетворения. Есть животные «ночные» и «дневные»; хищные, травоядные, всеядные и др.

Авторы  предлагают рассматривать обобщенное представление о системе потребностей животных как живых организмов (в  оптимальной температуре, свете, влаги, месте обитания, пище), об общей завистей их состояния от соответствия условий  среды потребностям.

Для полноценного экологического воспитания дошкольников необходимо конкретизировать представления  о проявлениях чувств животных. Чувствуют  изменения условий среды, другие воздействия, например человека, и изменяют свое поведение. Некоторые животные могут испытывать чувства, схожие с  чувствами человека, - голод, боль, удовольствие, радость, привязанность и др.) Конкретные представления о проявлениях  этих чувств у отдельных домашних животных – кошки, собаки, морской  свинки и др.

Считается актуальным рассматривать представление  об уходе за животными, его направленности на удовлетворение всех потребностей; основные трудовые процессы по уходу  за живыми объектами уголка природы, некоторыми домашними животными.

Формируется представление о том, что каждое живое существо-животное, человек - похоже на другое и вместе с тем  отличается от него по признакам внешнего строения и способам жизнедеятельности.

В процессе экологического образования дошкольников необходимо рассматривать приспособление живых организмов к среде обитания. Здесь же следует давать обобщенное представление о том, что живые  существа могут жить, если они приспособлены  к условиям среды обитания. Приспособленность  проявляется в их внешнем строении и особенностях поведения.

Последующим шагом необходимо развивать конкретные представления о том, как человек  приспособился использовать животных для удовлетворения своих потребностей. Знания о том, что человек бережно и гуманно относится к среде обитания: экономно использует то, что в ней есть, защищает вымирающих животных («Красная книга»), сохраняет заповедные места, воспроизводит затраченное на себя.

В то же время формируется обобщенное представление  о системе приспособленных особенностей животных в соответствии с сезонными  изменениями основных факторов среды, например как приспособились к зиме звери.

Необходимо  знакомить с представлением о  том, что все живые существа растут, развиваются, изменяются; о признаках  роста и развития живых организмов.

Затем давать обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла животного.

Дети  подготовительной группы должны знать  конкретные представления о зависимости  роста, развития и размножения животных от условий среды, о наиболее благоприятных  для этого времени года.

Наряду  с этим нужно закреплять знания детей  о обобщенных представлениях, о составе  живущих и их взаимосвязях в типичных экологических системах – лесе, луге, парке. При исчезновении, каких  – либо живых организмов в составе  сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Например, вырубка деревьев в лесу приведет к увеличению освещенности и тепла, могут погибнуть тенелюбивые  животные. Знания основных правил поведения  человека в экосистемах, обеспечивающие сохранение их целостности.

С помощью  воспитателя дети овладевают практическими  умениями: заботе о животных - кормить, мыть клетки, чистить их, создавать  условия близкие к природным. Собирать для них семена сорных трав. Участвовать вместе с взрослыми  в доступных способах природоохранительной деятельности.

Затем необходимо формировать доброжелательное отношение  к природе. Проявлять любознательность, стремление глубже познать явления  природы, интерес к овладению  способами познания.

Учить детей  гуманно относиться к животным. Стремиться создать благоприятные условия  для живых существ, выполнять  правила поведения в природе. Эмоционально откликаться, проявлять  эстетические переживания в процессе общения с природой.

Эффективность экологического развития дошкольников по программе «Детство» будет  успешной, так как здесь достаточно полно освещена работа по разделу  «Животные».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. В педагогическом процессе детского сада используются различные формы и методы организации работы с детьми при ознакомлении с млекопитающими.

Методы  обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также  отношение к окружающему миру [Л.А. Каменева 2003].

При ознакомлении детей с млекопитающими широко используются наглядные, практические и словесные  методы.

К наглядным  методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные  методы с наибольшей полнотой соответствуют  возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют  сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Рассмотрим их более подробно.

Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего  мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют  восприятие, мышление и речь, требуется  устойчивое внимание. В понимании  наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Организуя наблюдения за млекопитающими, воспитатель решает в комплексе  ряд задач: формирует у детей  знания о млекопитающих, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает  эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные  виды наблюдения. Наблюдения за млекопитающими. Проводятся воспитателем на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы. В одних случаях воспитатель  организует всех детей, в других - наблюдение проводится с небольшой группой  детей или одним ребёнком. Это  зависит от содержания наблюдения и  тех задач, которые ставит перед  собой воспитатель. Необходимо чтобы  во всех случаях наблюдения дети были активны, искали ответы на поставленные вопросы, проявляли любознательность, осваивали бережное отношение к природе.

Информация о работе Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными и их дики