Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 17:32, контрольная работа
1.Современные взгляды на формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с многообразием животных.
2.Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах.
3.Методика формирования экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах у детей старшего дошкольного возраста.
4.Мероприятие по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах(из опыта работы).
Таким образом,
разработаны программы, в ходе
которых формируются
start="2"
Проанализировав большое количество литературных источников (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.А. Зибзеева), мы можем с точностью утверждать, что современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах.
Содержание
экологического образования дошкольников
необходимо рассматривать, прежде всего,
в рамках системы непрерывного экологического
образования. Следовательно, принципы
отбора содержания, разработанные для
других уровней, должны быть адаптированы,
конкретизированными и
В концепции
общего экологического образования
отмечаются две группы принципов: общепедагогические
(гуманизм, научность, систематичность
и др.), содержание которых углублено
и расширено экологической
Анализ литературы, а именно книги Н.А. Рыжовой «Экологическое образование в детском саду» [Рыжова 2002] позволяет нам перечислить некоторые принципы отбора содержания экологического образования дошкольников, которые необходимы нам для раскрытия поставленной гипотезы.
Научность: принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развитие познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения.
Доступность:
крайне важно и тесно сопряженным
с принципом научности является
принцип доступности материала
для ребенка определенного
Регионализм:
в работе с дошкольниками предпочтение
должно быть отдано принципу регионализма,
а не глобализму. Объяснить сущность
глобальных проблем в большинстве
случаев воспитатель может
Оставшиеся принципы отбора содержания экологического образования дошкольников мы просто перечислим: гуманистичность, прогностичность, деятельность, интеграция, целостность, конструктивизм, системность, преемственность.
Проанализировав
большое количество литературы можно
сделать вывод о том, что экологическое
образование дошкольников довольно
новое направление в работе ДОУ.
Из этого вытекает необходимость
нарабатывания и
Ознакомление детей с животными является важной составной частью раздела по ознакомлению с природным миром комплексных и парциальных программ для ДОУ. [№ 13]
Так в программе «Детство» [1991] авторы предлагают в старшей группе формировать представление о животных как о представителях живого мира планеты. Авторы программы предлагают рассматривать многообразие внешнего строения конкретных живых существ, основных жизненных функций (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение), различия в проявлении жизненных функций у конкретных животных. Так же авторы считают необходимым в старшей группе формировать представление о потребностях конкретных животных в условиях среды (свете, воздухе, благоприятной температуре, пище, месте для обитания, защите от врагов). Дети старшей группы должны понимать связи между средой обитания конкретных живых существ и особенностями их строения, образа жизни, зависимости живых существ от удовлетворения их потребностей, чувствовать своеобразие и неповторимость каждого живого существа, необходимость бережного и заботливого отношения к природе.
В программе «Детство» старшие дошкольники должны получить знания о целостности каждого живого существа, жизненных свойствах (питании, дыхании, движении и др.) об общих и индивидуальных потребностях, которые удовлетворяются в определенных условиях среды, конкретные представления о труде человека по выращиванию животных в городских и сельских условиях, обобщенные представления об основных группах животных.
Считается актуальным представление о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах. Зависимость способов существования конкретных животных от условий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в разные сезоны.
Животные приспособились к жизнью осенью по-разному: звери - лиса, лось, волк, заяц – линяют, у них вырастает теплая шерсть, изменяется ее окраска; это спасает их от холода и от врагов. Белка, еж запасает корм впрок, медведь, еж и другие звери залезают в берлоги, норы и засыпают. Представления об отдельных видах человеческого труда в природе и некоторых способах охраны и защиты природы. Необходимо отметить, что авторы программы допустили ошибку: еж не запасает корм впрок, он засыпает. Так же старшие дошкольники должны знать представление о росте, развитие и размножении живых существ, о стадиях роста и развития хорошо знакомых животных разных сред обитания: представление о цикличности роста и развития на каждой стадии, о зависимости состояния живых существ от соответствия условий потребностям.
В старшей
группе детского сада так же изучается
взаимосвязь и взаимодействие живых
организмов в сообществах (экосистемах),
представление о составе
В этой программе описана роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, правила поведения в ней. Человек охраняет природу. Он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья. Человек создает заповедники, оберегает животных, занесенных в «Красную книгу».
На основе данной программы у детей формируются элементарные предметные понятия: «звери», «среда обитания», «приспособление», «сезонные изменения».
В подготовительной
группе детского сада по программе
«Детство» формируются
Формируются конкретные и обобщенные представления о потребностях животных в соответствующих условиях среды обитания, а также о дифференцировании этих потребностей и способах их удовлетворения. Есть животные «ночные» и «дневные»; хищные, травоядные, всеядные и др.
Авторы
предлагают рассматривать обобщенное
представление о системе
Для полноценного экологического воспитания дошкольников необходимо конкретизировать представления о проявлениях чувств животных. Чувствуют изменения условий среды, другие воздействия, например человека, и изменяют свое поведение. Некоторые животные могут испытывать чувства, схожие с чувствами человека, - голод, боль, удовольствие, радость, привязанность и др.) Конкретные представления о проявлениях этих чувств у отдельных домашних животных – кошки, собаки, морской свинки и др.
Считается актуальным рассматривать представление об уходе за животными, его направленности на удовлетворение всех потребностей; основные трудовые процессы по уходу за живыми объектами уголка природы, некоторыми домашними животными.
Формируется представление о том, что каждое живое существо-животное, человек - похоже на другое и вместе с тем отличается от него по признакам внешнего строения и способам жизнедеятельности.
В процессе экологического образования дошкольников необходимо рассматривать приспособление живых организмов к среде обитания. Здесь же следует давать обобщенное представление о том, что живые существа могут жить, если они приспособлены к условиям среды обитания. Приспособленность проявляется в их внешнем строении и особенностях поведения.
Последующим шагом необходимо развивать конкретные представления о том, как человек приспособился использовать животных для удовлетворения своих потребностей. Знания о том, что человек бережно и гуманно относится к среде обитания: экономно использует то, что в ней есть, защищает вымирающих животных («Красная книга»), сохраняет заповедные места, воспроизводит затраченное на себя.
В то же
время формируется обобщенное представление
о системе приспособленных
Необходимо знакомить с представлением о том, что все живые существа растут, развиваются, изменяются; о признаках роста и развития живых организмов.
Затем давать обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла животного.
Дети подготовительной группы должны знать конкретные представления о зависимости роста, развития и размножения животных от условий среды, о наиболее благоприятных для этого времени года.
Наряду с этим нужно закреплять знания детей о обобщенных представлениях, о составе живущих и их взаимосвязях в типичных экологических системах – лесе, луге, парке. При исчезновении, каких – либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Например, вырубка деревьев в лесу приведет к увеличению освещенности и тепла, могут погибнуть тенелюбивые животные. Знания основных правил поведения человека в экосистемах, обеспечивающие сохранение их целостности.
С помощью воспитателя дети овладевают практическими умениями: заботе о животных - кормить, мыть клетки, чистить их, создавать условия близкие к природным. Собирать для них семена сорных трав. Участвовать вместе с взрослыми в доступных способах природоохранительной деятельности.
Затем необходимо формировать доброжелательное отношение к природе. Проявлять любознательность, стремление глубже познать явления природы, интерес к овладению способами познания.
Учить детей гуманно относиться к животным. Стремиться создать благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе. Эмоционально откликаться, проявлять эстетические переживания в процессе общения с природой.
Эффективность экологического развития дошкольников по программе «Детство» будет успешной, так как здесь достаточно полно освещена работа по разделу «Животные».
Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру [Л.А. Каменева 2003].
При ознакомлении детей с млекопитающими широко используются наглядные, практические и словесные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Рассмотрим их более подробно.
Наблюдение
- целенаправленное, планомерное восприятие
предметов и явлений