Формирование коллектива детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Социально - педагогическая деятельность по формированию сплоченности коллектива младшего школьного возраста будет наиболее эффективней при использовании различных форм организации совместной деятельности.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:
Проанализировать педагогическую, социально – педагогическую, психологическую литературу по исследуемой проблеме и определить сущность понятия « коллектив», структура и разновидности детского коллектива.
Изучить стадии и механизмы, влияющие на формирование детского коллектива.
Рассмотреть социально-педагогические возможности детского коллектива
Определить, формы и методы работы социального педагога по формированию детского коллектива младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!.docx

— 72.07 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

     Педагогический процесс основывается на организации жизнедеятельности коллективов, которые создаются в различных учебно-воспитательных, образовательных учреждениях Ученический коллектив учебно-воспитательный, его цель - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально - полезных качеств личности. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив. Поэтому проблема формирования детского коллектива и самоуправления в нём актуальна на данном этапе развития гражданского общества и системы его образования.

      Исследованием проблемы влияния коллектива на развитие личности ребенка занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Огромный вклад в изучение данной проблемы внесли советские ученые Н.К.Крупская, А.В.Луначарский,   А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий. Ими была разработана применявшаяся в советское время концепция воспитательного коллектива. Однако данная концепция была подвержена критике Ю.П. Азаровым,  С.Аша и Р.С. Крачфилдом и многими другими

     Важным представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Ему принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение АС. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива, определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

      Объектом исследования является детский коллектив младших школьников.

     Предмет исследования - социально – педагогическая работа по формированию   детского коллектива младшего возраста.

     На основе предмета и объекта исследования была поставлена цель: определить формы, способы и методы формирования  сплоченности детского коллектива младшего школьного  возраста.

     В соответствии с объектом, предметом и целью была выдвинута гипотеза:

Социально - педагогическая деятельность по формированию сплоченности коллектива младшего школьного возраста будет наиболее эффективней при использовании различных форм организации совместной деятельности.

 

     Для  реализации поставленной цели были определены задачи:

  1. Проанализировать педагогическую, социально – педагогическую, психологическую литературу по исследуемой проблеме и определить сущность понятия « коллектив», структура и разновидности детского коллектива.
  2. Изучить стадии и механизмы, влияющие на формирование детского коллектива.
  3. Рассмотреть социально-педагогические возможности детского коллектива
  4. Определить, формы и  методы работы социального педагога по формированию детского коллектива младшего школьного возраста.

     При написании курсовой работы были использованы следующие методы:

1.Анализ педагогической, социально- педагогической, психологической  литературы.

2. Сравнительно- сопоставительный анализ.

3. Теоретическое обобщение  результатов исследования.

Данная курсовая работа состоит из: введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы. 

Глава 1. Теоретические основы изучения формирования коллектива детей младшего школьного возраста

§ 1. Понятие «детский коллектив», сущность, структура, разновидности

                Исследованием проблем коллектива занимаются различные общественные науки. Философия изучает коллектив как социальную общность людей, информацию о которой необходимо учитывать  при управлении развитием общества. Социология рассматривает преимущественно трудовые коллективы как социальные системы. Объект исследования психологии – контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии. Педагогика занимается организованными общностями детей и взрослых, практическое применение имеют результаты исследования различных наук, если они помогают использовать возможности коллектива для развития личности.[6]

Существует несколько  определений понятия «коллектив»:

 Коллектив — это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и мотивами совместной деятельности, подчиненная целям этого общества (Л. Н.Новикова).

Коллектив - устойчивая во времени  организационная группа взаимодействующих  людей со специфическими органами управления, объединенных целями общественно-полезной деятельности и сложной динамикой  деловых и личностных взаимоотношений  между членами группы.( Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика).

Коллектив (от лат. Collectives – собирательный) – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения (Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В.  Давыдов).

Коллектив – группа людей  высокого уровня развития, взаимно  влияющих друг на друга  и связанных  между собой  общностью социально  обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно  выполняемой деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива( Словарь по социологии).

    Детский коллектив имеет свою специфику как педагогически управляемое явление. Дети вступают во взаимоотношения внутри коллектива, используя личностные ресурсы, пытаются самоутвердиться, получают возможности для самореализации.

    В данной курсовой работе будет  использоваться понятие « детский коллектив» - это детская группа, в которой создается  система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности  каждого его члена (Коджаспирова Г.М.  Педагогика).

Структура коллектива.

    В структуре коллектива  можно выделить различные уровни управления и объединения, каждое из которых должно выполнять свои  функции, обеспечивая целостное развитие каждой личности в коллективе как  индивидуальности и как члена общества.

    Детский коллектив первоначально имеет формальную структуру. В общеобразовательной школе ведущее место в структуре воспитательного коллектива занимает класс. В первичном классном коллективе протекает разнообразная деятельность школьников, здесь они выступают и в роли организаторов деятельности, и в роли исполнителей. В каждом классе имеются первичные коллективы по интересам, по совместной деятельности в кружках секциях. Школьник одновременно может являться членом различных коллективов, в каждом из которых он приобретает опыт социального поведения, разнообразные знания и умения.

    Например: набирают детей в школьный класс, в спортивную секцию, кружок, отряд и т.д. В одной группе  оказываются дети , которые отвечают определенным критериям отбора : по возрасту, физическим данным, необходимым для занятия спортом; уровню обученности, соответствующему требованиям специализированного класса, и т.д.

    Формальная структура соответствует тем функциям, которые  призвана выполнить, и определяет условия деятельности коллектива, а также позицию взрослого.

     Неформальная структура возникает на основе межличностных отношений, развивающихся в коллективе. Внутри формальной структуры образуются малые контактные группы на основе общих интересов, симпатий, привязанностей. В связи с этим возникает одна из важнейших педагогических задач – формирование в детском коллективе гуманистических отношений. Включаясь в жизнь школьного коллектива, ребенок стремится установить дружеские отношения с детьми, которые его чем-то привлекают, интересуют. Так в процессе совместной деятельности в первичном коллективе на основе общения и дружбы образуются микрогруппы. Такие микрогруппы называют малыми неформальными группами.[15]

      Большое влияние на сплоченность и  жизнедеятельность коллектива оказывает его неофициальная структура. В любом коллективе в процессе деятельности, общения спонтанно возникают небольшие группировки, имеющие сходство взглядов, симпатии, общие интересы.

Разновидности детского коллектива.

    Особенности каждого детского коллектива зависят от того, в каком образовательном учреждении, общественной организации он создается.  Рассмотрим наиболее часто встречающиеся разновидности детских коллективов.

     Школьный класс -  это ученический коллектив, который создается для достижения целей образования и воспитания. Это – формальное объединение детей по возрастном у признаку для обучения по одной программе. Классный руководитель предъявляет детям требования, принятые в школе: распорядок учебной нагрузки, правила поведения, нормы взаимоотношений и т.д. Общее пространство существования учеников приводит к тому, что постепенно формируются неформальные отношения, появляются дружеские группировки внутри класса. Задачи классного руководителя – добиться чтобы для каждого ребенка класс стал привлекательным сообществом, в котором он чувствовал бы себя защищенным, имел комфортную среду общения. Особое значение в решении этой задачи имеет выявление мотивов учения. Педагогам сложно работать с классом , в котором не поддерживается успешность в освоении знаний, осуждается прилежание в учебе. Для класса основным видом деятельности является учение. Только создав атмосферу заинтересованности в обучении, можно рассчитывать на личностное развитие детей. Реализовать свои потенциалы ребенку позволяет гуманистические отношения, которые вовсе не являются устойчивой характеристикой  в детской среде, а должны быть объектом педагогической заботы.

Класс включен в общешкольный коллектив, в котором складывается система взаимосвязей. Его состовляющими являются педагогический коллектив и ученический коллектив. Школьное самоуправление  оказывает влияние  на внутриколлективное  развитие в классах.

Каждый класс  имеет свою индивидуальность – уникальную совокупность свойств: сплоченности, организованности, дисциплинированности, эмоциональной  атмосферы, характера внутриклассных отношений, специфики включения  в коллективную деятельность. В формировании индивидуальности  класса сказываются  особенности  его половозрастного  состава, воспитательной системы школы  и социального окружения, а также  личностные черты классного коллектива.[24]

     Клубное объединение. В кружок, спортивную секцию, клуб ребенок приходит добровольно. Причиной выбора конкретного объединения может стать привлекательность содержания деятельности. Клубы предлагают  различные виды творческой деятельности  и с ее помощью включают детей в социальную практику. Современная система дополнительного образования располагает богатейшим  разнообразием направлений деятельности клубных объединений : военно - спортивных, краеведческих и туристических, экологических, энтокультурных и др. Здесь нет строго заданной  программы, пропуск части которой повлечет за собой невозможность участия в деятельности объединения. В клубном объединении возможно действительное самоуправление, хотя в позиции организатора находится взрослый.

     Детские организации - это особый тип общественных отношений, представляющий собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, которое создается для реализации  какой- либо  социально ценной цели (идеи ),  имеет регулирующие его деятельность нормы и правила, выраженную структуру и фиксированное членство. Такие объединения предлагают детям систему  ценностей, на основе которой строится деятельность, формирующая определенные отношения между детьми и взрослыми.  Сюда относятся религиозные детские объединения, национальные детские организации, скаутские и пионерские организации и др.  Таким объединениям противопоказана повелительная позиция взрослого. Структура  детского коллектива, действующего  в рамках общественной организации, зависит от особенностей деятельности. Общественная организация предполагает и особые внутриколлективные отношения. [13]

Временный детский  коллектив ограничен сроками  своего существования: от 10 до 45 дней. Это  может быть отряд в лагере, экспедиция, поход, исследовательская группа и  т. п.  Такому детскому формированию присущи следующие характерные  особенности:

Автономность  – дети находятся вне влияния  семьи и школы или другого  постоянного окружения, дает возможность  смены ролей;

Сборность –  в одной группе оказываются дети с различным личностным опытом, представлениями  о нормах поведения, отношений; возникает  необходимость подчиняться новым  требованиям, устанавливать коммуникативные  связи, это ведет  к высокому моральному напряжению. [14]

     Таким образом, в данном параграфе были  рассмотрены различные понятия детского коллектива, его сущность, структура и разновидности. Также коллектив имеет свои педагогические  функции, стадии и механизмы становления.

§ 2.  Стадии   и механизмы становления  детского  воспитательного коллектива 

       Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

      Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. [11]

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в  коллектив, должно выступать единоличное  требование педагога к учащимся. По А. С. Макаренко, требование, высказанное  в форме, не допускающей возражений ("негнущееся", категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе. Следует отметить, что большинство  воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно  принимают требования педагога. На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи  с этим необходимо отказаться от злоупотребления  прямыми требованиями, направленными  непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного  действия, поскольку педагог имеет  возможность опереться в своих  требованиях на группу учащихся, которые  его поддерживают. Однако сам актив  должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого  условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием  коллектива.

Информация о работе Формирование коллектива детей младшего школьного возраста