Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:14, курсовая работа
Социально - педагогическая деятельность по формированию сплоченности коллектива младшего школьного возраста будет наиболее эффективней при использовании различных форм организации совместной деятельности.
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
Проанализировать педагогическую, социально – педагогическую, психологическую литературу по исследуемой проблеме и определить сущность понятия « коллектив», структура и разновидности детского коллектива.
Изучить стадии и механизмы, влияющие на формирование детского коллектива.
Рассмотреть социально-педагогические возможности детского коллектива
Определить, формы и методы работы социального педагога по формированию детского коллектива младшего школьного возраста.
Начинающему педагогу чаще всего поручают классные руководства в младшем подростковом классе. Для того чтобы обеспечить успешную динамику детского коллектива, классному руководителю полезно знать, с каким социальным опытом пришли к нему воспитанники; именно поэтому мы начали разговор возрасте класса с начальной школы.[21]
Характер младших
школьников отличается
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.[4]
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. [9]
Детский коллектив обладает своими социально- педагогическими возможностями:
Главной возможностью детского воспитательного коллектива является введение детей в систему общественных отношений и организация накопления ими опыта отношений. Детский коллектив аккумулирует основные черты и требования жизни общества. Он дает детям практический опыт « присвоения» существующих в обществе многообразных общественных отношений, особенно за счет их взаимодействия с коллективами взрослых. Трудовые коллективы являются основной общественной питательной средой развития общественной и нравственной жизни детского коллектива.
Вторая
возможность детского
Для
организации и выполнения
различных видов деятельности
в коллективе создаются
Третья возможность
коллектива состоит в том, что
он всем комплексом межличностных
деловых, дружеских отношений
формирует моральную сущность
личности, ее нравственно – эстетическое
отношение к миру и к самой
себе. Отражая и преломляя в
себе все общественные
Четвертой
возможностью детского
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены социально- педагогические возможности детского коллектива.
Выводы по 1 главе
В данной главе,
в ходе изучения педагогической
Детский коллектив - это детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена. Следовательно, формируя коллектив младших школьников, необходимо делать акцент на формирование их готовности к самоуправлению, выработке элементарных умений самоуправления и черт коллективизма, способствовать развитию органов самоуправления, а также насыщению интеллектуальной жизни детей.
Коллектив помогает формированию убеждений ребенка, что именно в нем подрастающий человек имеет возможность не только воспринять нравственные и мировоззренческие идеи, но и активно включиться в деятельность, направленную на осуществление общественных целей и идеалов. Это особенно важно в силу того, что, формирование личности осуществляется не благодаря наставлениям, а в процессе активной, творческой, содержательной, общественно необходимой коллективной деятельности.
Коллектив
необходим и как среда
Глава 2. Содержание и методика работы социального педагога по формированию сплоченности детского коллектива
§ 1. Диагностические методики по изучению детского коллектива в работе социального педагога
При социально – педагогической работе по формированию детского коллектива необходимо изучение данного коллектива. Следовательно, в своей деятельности социальный педагог использует различные диагностические методики по изучению коллектива. Рассмотрим несколько из них:
Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт – Петербурского университета.
Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий “нравится - не нравится”, “приятный - не приятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание - не желание работать, учиться вместе”. Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная “знание - не знание особенностей членов коллектива”. Целью исследования данной методики является диагностика существующего психологического климата в коллективе. В обработка результатов анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. [19]
Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. В качестве одного из основных факторов является отношение ребенка с классом. Восприятие подростком группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие.
Предлагаемая
методика позволяет выявить
три возможных «типа» восприятия
подростком группы. При этом в
качестве показателя типа
Индивидуалистический тип:
Подросток воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для подростка. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов.
Прагматический тип:
Подросток воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимает и оценивает с точки зрения ее « полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.
Коллективистический тип:
Подросток воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого из членов группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы.
3) Определение опосредованной групповой
сплоченности
(В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)
Данная методика предназначена для изучения групповой сплоченности, опосредованной целями и задачами совместной деятельности. В качестве стимульного материала взяты деловые, моральные и эмоциональные качества отражающие ценностные ориентации молодежных групп.
Данная методика предназначена
для определения групповой
Данный тест целесообразно проводится в начале и в конце учебного года для получения сравнительных результатов. В определении сплоченности группы (класса) должно быть занято 2-3 педагога.
Групповая сплоченность определяется в четырех уровнях:
Высокий уровень групповой сплоченности - имеется сплоченный коллектив, где среди всех ценится и уважается личность каждого ученика, учащиеся не только осуществляют активную значимую деятельность внутри класса, но и оказывают положительное воздействие на окружающих).
Средний уровень групповой сплоченности - в классе отсутствует единство коллектива, наличествуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общим интересам и т. д., позитивная деятельность учащихся ограничена только рамками своего класса).
Низкий уровень групповой
сплоченности - учащиеся разобщены, имеются
лишь отдельные лидеры, подавляющие
личности остальных, коллективные дела
проводятся от случая к случаю и
не оказывают значительного
Информация о работе Формирование коллектива детей младшего школьного возраста