Формирование коллектива детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Социально - педагогическая деятельность по формированию сплоченности коллектива младшего школьного возраста будет наиболее эффективней при использовании различных форм организации совместной деятельности.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:
Проанализировать педагогическую, социально – педагогическую, психологическую литературу по исследуемой проблеме и определить сущность понятия « коллектив», структура и разновидности детского коллектива.
Изучить стадии и механизмы, влияющие на формирование детского коллектива.
Рассмотреть социально-педагогические возможности детского коллектива
Определить, формы и методы работы социального педагога по формированию детского коллектива младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!.docx

— 72.07 Кб (Скачать файл)
  1. Ожидаемые роли  учителя: «родитель», «судья», «защитники».К этим ролям можно добавить еще одну, в которой отражается восприятие детьми своего первого учителя как олицетворение школы, непререкаемого авторитета, обличенного правом учить и поучать. Называем эту роль «символ».
  2. Социальная адаптация младших школьников связана, прежде всего, с вхождением их в школьную жизнь, которое психологи  называют одной из важнейших кризисных точек в жизни человека. А для многих младших школьников, не посещавших  учреждения, равно как и для тех, кто не имеет в семье братьев и сестер, социальная адаптация связана с вхождением в детскую общность.
  3. Обособление в классе происходит в первую очередь в сфере учебы: от учебных успехов или неуспехов и в целом от успешности выполнения роли ученика во многом зависит популярность ребенка среди одноклассников, его самооценка и уровень притязаний. Заметим, что довольно часто  учителя начальных классов всячески поддерживают чрезмерное обособление «сильных» учеников, ставя их в пример  одноклассникам и затрудняя тем самым  их успешную социализацию в классе.

     Начинающему педагогу чаще всего поручают классные руководства в младшем подростковом классе. Для того чтобы обеспечить успешную динамику детского коллектива, классному руководителю полезно знать, с каким социальным опытом пришли к нему воспитанники; именно поэтому мы начали разговор возрасте класса с начальной школы.[21]

     Характер младших  школьников отличается некоторыми  особенностями. Прежде всего они  импульсивны – склонны незамедлительно  действовать под влиянием непосредственных  импульсов, побуждений, не подумав  и не взвесив всех обстоятельств,  по случайным поводам. Причина  – потребность в активной внешней  разрядке при возрастной слабости  волевой регуляции поведения.[7]

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в  свои силы и невозможности. Нередко  наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания  и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность  и упрямство – своеобразная форма  протеста ребёнка против тех твёрдых  требований, которые ему предъявляет  школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что  надо.[4]

Большие возможности предоставляет  младший школьный возраст для  воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности –  деятельности в коллективе и для  коллектива. Воспитанию коллективизма  помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок  приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. [9]

Детский коллектив обладает своими  социально- педагогическими возможностями:

     Главной возможностью детского воспитательного коллектива является введение детей в систему общественных отношений и организация накопления ими опыта отношений. Детский коллектив аккумулирует основные черты и требования жизни общества. Он дает детям практический опыт « присвоения» существующих в обществе многообразных общественных отношений, особенно за счет их взаимодействия с коллективами взрослых. Трудовые коллективы являются  основной общественной питательной средой развития общественной и нравственной жизни детского коллектива.

      Вторая  возможность детского коллектива  заключается в том, что он  является основной формой и  фактором организации  детской  деятельности. В  процессе выполнения  детьми главных видов деятельности: учебной, трудовой, игровой и общественной -  в коллективе формируются  деловые отношения по типу  деловых отношений в обществе. Между детьми развиваются   многосторонние  отношения дружбы, товарищества, человеческой симпатии, доверительного общения, товарищеского  взаимодействия.

       Для  организации  и выполнения  различных видов деятельности  в коллективе создаются  органы  взаимодействия, руководства, подчинения, управления. Организационная структура   коллектива становится  орудием  формирования  деловых качеств,  средством воспитания и всестороннего  развития  личности ребенка. Она  действует и воспринимается всеми  как форма  делового сотрудничества.[8]

     Третья  возможность  коллектива состоит в том, что  он всем  комплексом межличностных   деловых, дружеских отношений  формирует моральную сущность  личности, ее нравственно – эстетическое  отношение к миру и к самой  себе. Отражая и преломляя в  себе все общественные отношения,  личность на этой основе развивает  свои материальные и духовные  потребности, формирует мотивы  поведения и деятельности. Воспитание  коллективиста требует задействованности   ребенка в системе коллективистических  отношений, создающих  неисчерпаемые  возможности для проявления им  гуманистических качеств. Богатство   коллективистических отношений  создает нравственное богатство  личности, участвующей в них.  Коллективизм есть результат  постоянного активного участия  развивающейся индивидуальности в системе коллективистических отношений.  В сознании школьника складывается система  привычного коллективистического сознания, коллективистических действий  и привычных эмоционально – психических состояний.

     Четвертой  возможностью детского коллектива  является его способность оказывать  эффективное педагогическое воздействие  на отдельную личность или  группу детей, корректировать  и регулировать их поведение   и деятельность. Органическая связь  с жизнью общества, стремление  к достижению целей и разнообразие  нравственных отношений позволяет  сформировать  общественное мнение  коллектива как тончайший и  чуткий  по отношению к отдельной  личности инструмент педагогического  воздействия. В основе общественного  мнения  детского воспитательного  коллектива лежит общественный  интерес к делам, успехам и  неудачам коллектива, общественный  интерес к личности, ее положению  в обществе, ее радостям и огорчениям.[25]

    Таким образом, в данном параграфе были  рассмотрены  социально- педагогические возможности детского  коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

     В данной главе,  в ходе изучения педагогической, социально – педагогической, психологической литературы, были определены сущность понятия « коллектив», структура, разновидности детского коллектива, изучены стадии и механизмы, влияющие на его формирование и рассмотрены социально-педагогические возможности детского коллектива.

     Детский коллектив - это детская группа, в которой создается  система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности  каждого его члена. Следовательно, формируя коллектив младших школьников, необходимо делать акцент на формирование их готовности к самоуправлению, выработке элементарных умений самоуправления и черт коллективизма, способствовать развитию органов самоуправления, а также насыщению интеллектуальной жизни детей.

      Коллектив помогает формированию убеждений ребенка, что именно в нем подрастающий человек имеет возможность не только воспринять нравственные и мировоззренческие идеи, но и активно включиться в деятельность, направленную на осуществление общественных целей и идеалов. Это особенно важно в силу того, что, формирование личности осуществляется не благодаря наставлениям, а в процессе активной, творческой, содержательной, общественно необходимой коллективной деятельности.

     Коллектив  необходим и как среда взаимодействия, средство эффективного влияния  на детей. Он является формой  целостной организации детской  жизни, дает возможность оказывать  одновременно воспитательное влияние  на всех детей вместе и на  каждую личность в отдельности.  Он обладает  полезными традициями, развитым общественным мнением,  возможностью активного воспитательного  влияния  детей друг на друга.  Организация воспитательного коллектива  в школе и классах как единой  целостности является первоочередной  задачей воспитателей, учителей  и социального педагога.

Глава 2. Содержание и методика работы социального педагога по формированию  сплоченности детского коллектива

§ 1. Диагностические методики по изучению детского коллектива в работе социального педагога

     При социально – педагогической  работе по формированию   детского коллектива необходимо изучение данного коллектива. Следовательно, в своей деятельности социальный педагог использует различные диагностические методики по изучению коллектива. Рассмотрим несколько из них:

  1. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе. 

      Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт – Петербурского университета.

      Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий “нравится - не нравится”, “приятный - не приятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание - не желание работать, учиться вместе”. Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная “знание - не знание особенностей членов коллектива”. Целью исследования данной методики является диагностика существующего психологического климата в коллективе. В обработка результатов анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. [19]

  1. Методика « Оценка отношений подростка с классом»

Межличностное восприятие  в группе зависит от множества факторов. В качестве одного из основных факторов является отношение ребенка с классом. Восприятие подростком группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие.

     Предлагаемая  методика позволяет  выявить  три возможных «типа»  восприятия  подростком группы. При этом в  качестве показателя типа восприятия  выступает  роль группы в  индивидуальной деятельности воспринимающего.

Индивидуалистический тип:

Подросток воспринимает группу как помеху своей деятельности или  относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной  ценности для подростка. Это проявляется  в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов.

Прагматический тип:

Подросток воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимает и оценивает  с точки зрения ее « полезности»  для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять  на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой  информации.

Коллективистический тип:

Подросток воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают  проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как  в успехах каждого из членов группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую  деятельность. Проявляется потребность  в коллективных формах работы.

3) Определение опосредованной групповой сплоченности  
(В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)

Данная методика предназначена  для изучения групповой сплоченности, опосредованной целями и задачами совместной деятельности. В качестве стимульного материала взяты деловые, моральные и эмоциональные качества отражающие ценностные ориентации молодежных групп.

  1. Экспертная оценка сплоченности учебной группы

Данная методика предназначена  для определения групповой сплоченности ученических коллективов и может  быть использована работниками образовательной  сферы в целях оптимизации  учебно-воспитательного процесса. В  методике дается семь психологических  характеристик класса. Тестируемые  учителя выбирают одно из трех предлагаемых утверждений, которое, по их мнению, наиболее всего отражает действительное состояние  изучаемого класса.

Данный тест целесообразно проводится в начале и в конце учебного года для получения сравнительных результатов. В определении сплоченности группы (класса) должно быть занято 2-3 педагога.

Групповая сплоченность определяется в четырех уровнях:

Высокий уровень групповой сплоченности - имеется сплоченный коллектив, где среди всех ценится и уважается личность каждого ученика, учащиеся не только осуществляют активную значимую деятельность внутри класса, но и оказывают положительное воздействие на окружающих).

Средний уровень групповой  сплоченности - в классе отсутствует  единство коллектива, наличествуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общим интересам и т. д., позитивная деятельность учащихся ограничена только рамками своего класса).

Низкий уровень групповой  сплоченности - учащиеся разобщены, имеются  лишь отдельные лидеры, подавляющие  личности остальных, коллективные дела проводятся от случая к случаю и  не оказывают значительного влияния  как на учащихся данного класса, так и на окружающих.

Информация о работе Формирование коллектива детей младшего школьного возраста