Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:14, курсовая работа
Социально - педагогическая деятельность по формированию сплоченности коллектива младшего школьного возраста будет наиболее эффективней при использовании различных форм организации совместной деятельности.
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
Проанализировать педагогическую, социально – педагогическую, психологическую литературу по исследуемой проблеме и определить сущность понятия « коллектив», структура и разновидности детского коллектива.
Изучить стадии и механизмы, влияющие на формирование детского коллектива.
Рассмотреть социально-педагогические возможности детского коллектива
Определить, формы и методы работы социального педагога по формированию детского коллектива младшего школьного возраста.
Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал А.С.Макаренко. Положение "когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении. [12]
В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л.И.Новикова выделяет 1) стадию сплочения коллектива, 2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.
Воспитательный коллектив в своем становлении и развитии проходит несколько стадий, в которых по - разному проявляются сущность и способы педагогического воздействия на личность.
На первой стадии формирования коллектива младших школьников деятельность учителя осложняется тем, что дети еще не имеют опыта общественной работы. Поэтому учителю приходится организовывать трудовые и общественные дела школьников и оказывать им постоянную помощь. Требования учителя к детям четкие и ясные, предъявляются последовательно, доброжелательно. В коллективе создается атмосфера взаимопонимания и радости в достижении пока еще небольших целей совместной деятельности. Именно на этой стадии развития коллектива, стадии самоутверждения, первоначального сплочения, проявляются противоречия между интересами отдельной личности и общими интересами коллектива. Но это явление в развития детского коллектива не является постоянным. Основная функция учителя, классного руководителя на данной стадии развития коллектива — организаторская.
Вторая стадия развития коллектива наступает тогда, когда в классе созданы органы коллектива и коллектив переходит к самоуправлению. Особенность этой стадии развития коллектива заключается в том, что вместе с учителем
организаторские функции
в коллективе выполняют постоянные
органы коллектива. На второй стадии школьники
учатся разнообразным способам самоуправления.
Коллектив на этой стадии развития
укрепляется за счет совершенствования
деятельности органов самоуправления.
На втором этапе формирования воспитательного
коллектива усложняется и его
деятельность. Ценность этой стадии развития
коллектива заключается в том, что
все лучшие начинания, творческие и
трудовые дела не только осуществляются
при поддержке актива, но поддерживаются
самой активной частью коллектива.
Неофициальный актив класса участвует
в организации радостной, содержательной
жизни коллектива. Органы коллектива
и ребята-активисты являются главной
опорой учителя, они создают общественное
мнение в классе. Между учащимися
устанавливаются
На данной стадии развития коллектива усложняется характер внутриколлективных отношений, в классе заметны различные группы учащихся, наблюдается неравномерность нравственного развития школьников. Поэтому задача педагога — укрепить авторитет актива класса и усилить его положительное влияние на складывающиеся микроколлективы.
Воспитательная функция педагога на втором этапе развития коллектива от организаторской переходит к оперативному повседневному руководству органами самоуправления и воспитанию актива. Учитель направляет деятельность актива, помогает ему установить дружеские контакты со всеми учащимися класса, учит тактично предъявлять требования товарищам. Свои требования к коллективу педагог предъявляет через актив учащихся. На второй стадии развития коллектива учитель при поддержке актива совершенствует систему складывающихся отношений, корректирует отношения между формальной и неформальной структурами коллектива.
Третью стадию формирования и развития коллектива принято в педагогике называть периодом расцвета коллектива. На этой стадии развития коллектива
все его члены добровольно
участвуют во всех видах
Благодаря общественному мнению коллектив, ориентируясь на моральные требования нашего общества, предъявляет требования к отдельным личностям. Такой коллектив знает каждого школьника, его интересы и стремления.[16]
На третьей стадии развития коллектива изменяются мотивы деятельности. На первое место выступают идейно значимые, общественно ценные мотивы. Данный этап развития коллектива характеризуется подлинно коллективистическими, гуманистическими отношениями.
Стадии развития коллектива являются результатом педагогических усилий, сознательного использования законов формирования коллектива.
Движущей психологической силой развития коллектива и одновременно методом его организации является перспектива. В ней выражается совокупность культурных и материальных потребностей человека или коллектива, уровень развития, их моральный облик. Под воспитательной перспективой имеются в виду общественно значимые задачи, цели, дела, отвечающие потребностям развития личности, группы детей, коллектива, стимулирующие деятельность, соответствующие возрастным, индивидуальным особенностям школьников.[19]
Перспективы характеризуются: увлекательностью дел, основанных на непосредственном и опосредованном детском интересе; общественно полезной ценностью задач, целей, конкретных дел и их связанностью с трудом и жизнью народа; четкой организацией деятельности, направленной на достижение перспективы; педагогической целесообразностью; воспитанием у учащихся высоких моральных качеств.
Центральным звеном в становлении школьного воспитательного коллектива является ученическое самоуправление. Оно формирует гражданственность, приучает детей к гласности, демократическому решению вопросов и социальной справедливости. В результате детского творчества ученическое самоуправление может приобретать самые разные формы. Коллективным органов ученического самоуправления в классе является классное собрание.
Вовлечение всех учащихся в активную жизнь общешкольного коллектива способствует трудовое соревнование. Соревнования стимулируют деятельность, развивает инициативу, укрепляет коллективные связи и зависимости.
Важную роль
в жизни детского коллектива
играют традиции. Традиции в детском
коллективе проявляются как
Функционирование
детского воспитательного
В методике «Какой у нас коллектив» А. Н. Лутошкина рассматриваются следующие этапы развития коллектива:
I этап «Песчаная россыпь».
Цель этого этапа - формирование у ребят потребности в развитие коллектива. Без возникновения такой потребности дальнейшее движение класса невозможно. Лидерство в классе отсутствует. Официальная структура класса или отсутствует, или существует формально.
Люди еще
мало знают друг друга. Нет
общих интересов, общих дел.
Отсутствие твердого, авторитетного
центра приводит к рыхлости, «
рассыпчатости» группы. Группа существует
формально, не принося радости
II этап « Мягкая глина»
Цель данного этапа
– первичное сплочение
В группе, находящейся
на этой ступени, заметны
III этап « Мерцающий маяк»
Цель – развитие социальных качеств – направленности и организованности. Межличностные и межгрупповые неформальные отношения в классе начинают опосредоваться совместной социально значимой деятельностью. В классе формируется сфера самоуправления, которое проявляется не только в формальной структуре класса, но и в процессе совместной деятельности.
В таком коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В группе есть на кого опереться. Авторитетны – организаторы, актив класса. Недостаточно проявляется инициатива. Активность проявляется всплесками, да и то не у всех.
IV этап «Алый парус»
Цель этого этапа - укрепление сплоченности коллектива через сближение ценностных ориентаций одноклассников, развитие интрагрупповой и интергрупповой активности. Деловые отношения вступают в стадию ответственной зависимости.
Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью. Командный состав – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. Коллектив активно интересуется, как обстоят дела в других коллективах. Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям, не всегда хватает мужества признать свои ошибки.
V этап « Горящий факел»
Целью данного этапа является дальнейшее развитие интрагрупповой и интергрупповой активности класса и создание в нем максимальных условий для реализации каждого «Я» в общем «МЫ». Развиваются внешне деловые отношения.
Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и зв весь коллектив. Здесь бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу другим.[5]
Таким образом, в данном параграфе рассматриваются педагогические функции, стадии и механизмы становления детского воспитательного коллектива. Детский воспитательный коллектив обладает определенными социально – педагогическими возможностями.
§ 3. Социально – педагогические возможности детского коллектива младшего школьного возраста.
В современной советской системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка семи до десяти-одиннадцати лет (I-III классы школы). Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на, выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.[3]
Ведущие противоречие
возраста – между позицией
« ребенок» и позицией «
ученик». Эти противоречия
По сути, такая деятельность может и не быть совместной или творческой: для младших школьников важен сам факт участия. Чрезвычайно значима и привлекательна для них игровая деятельность – ролевые и подвижные игры, в которых каждый ребенок реализует свои потребности в творчестве и взаимодействии со сверстниками.
За исключением игровых организованных ситуаций группы общения внутри класса обычно не велики (2 – 3 человека), причем довольно часто эти группы формируются с учетом места жительства учащихся.
Информация о работе Формирование коллектива детей младшего школьного возраста