Формирование коллектива детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Социально - педагогическая деятельность по формированию сплоченности коллектива младшего школьного возраста будет наиболее эффективней при использовании различных форм организации совместной деятельности.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:
Проанализировать педагогическую, социально – педагогическую, психологическую литературу по исследуемой проблеме и определить сущность понятия « коллектив», структура и разновидности детского коллектива.
Изучить стадии и механизмы, влияющие на формирование детского коллектива.
Рассмотреть социально-педагогические возможности детского коллектива
Определить, формы и методы работы социального педагога по формированию детского коллектива младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!.docx

— 72.07 Кб (Скачать файл)

Критический уровень групповой  сплоченности - учащиеся неорганизованны  и почти неуправляемы, нет лидеров  среди них самих, отсутствуют  и авторитеты среди взрослых - учителей.

5) Методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишора».

      Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов, но и с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Целью данной  методики является определение уровня групповой сплоченности  коллективе.[23]

      Таким образом,  в данном параграфе были  рассмотрены   различные диагностические методики  по изучению детского коллектива. Также в своей работе социальные  педагог использует различные  формы и методы работы по  формированию сплоченности коллектива.

§ 2. Формы и методы работы социального педагога по формированию сплоченности  детского  коллектива

      Сплочению и организации детского воспитательного коллектива способствуют все виды коллективной деятельности школьников. Многообразие видов деятельности ученического коллектива вызывает и многообразие отношений, в которые вступают дети в процессе коллективного сотрудничества.

     В своей  деятельности социальный педагог  использует различные методы  и формы по формированию сплоченности  коллектива. Это трениговые упражнения, коллективно - творческие дела и различные мероприятия, направленные на сплочение детского коллектива. Одним из видов деятельности, в котором происходит сплочение и развитие  детского коллектива, является игра. Игра занимает одно из ведущих мест в жизни младшего школьника.

     Также одной  из форм такой деятельности является тренинг. Тренинг – это  специальный, тренировочный  режим; процесс получения умений и навыков  в какой – либо области  вследствие выполнения  в определенном порядке  заданий, действий, игр. [1]

 Существует большое количество тренинговых упражнений по сплочению коллектива. Рассмотрим, для примера, несколько из них:

  1. Упражнение «Хлопки».

Цель данного  упражнение  - сплочение коллектива детей. Участники группы встают в линию, колонну, круг. По команде, начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок, ни больше, ни меньше. Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды.

2)Упражнение «Фигурные построения»

Цель этого  упражнения сплочение  группы, способствует формированию взаимопонимания, обучает уверенному поведению в условиях необходимости принимать решения при ограниченности доступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общей работе.

Участники хаотично перемещаются по помещению. По команде ведущего они закрывают глаза и пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим (круг, треугольник, квадрат, «змейка» и т.п.). Если кто-то подсматривает – он выбывает из игры. Когда построение закончено, участники по команде ведущего открывают глаза и смотрят, что в итоге получилось.[2]

      Питательная среда для пробуждения творческой природы воспитания – это совместная жизнедеятельность детей и взрослых. Считая коллектив творческим содружеством поколений, И.П. Иванов в 60 – е годы ХХ века разработал методику коллективного творческого воспитания, сутью которой является общая забота об улучшении окружающей жизни, а в основе ее – коллективные целеполагание  и планирование, организация деятельности и творчество, эмоциональное насыщение жизни коллектива и ситуации – образцы.

     Эта методика получила название коммунарской: коллектива – коммуны, где она была реализована, ставили своей целью воспитание коллективистов.  Несмотря на то  что в современных условиях изменилось представление о человеческом идеале, методика И.П. Иванова остается востребованной, поскольку содержит механизм обучения взрослых и детей сотрудничеству через  организацию коллективной деятельности, индивидуальное и коллективное творчество. Главной методической единицей является коллективное творческое дело. Дело – это общая работа, важное событие, в организации которого  участвует каждый член коллектива. Оно - коллективное, так как планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно и воспитателями, и воспитанниками. Оно творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, воспитанники вместе с воспитателями и во главе с  ними ведут поиск лучших путей, способов решения практических задач. Кроме того, отвергаются шаблоны, готовые сценарии, коллектив всегда создает свой вариант.

     В социально-  педагогической деятельности может  использоваться технология коллективно-  творческой деятельности, построенная  на взаимодействии детей в  коллективе.

     Рассмотрим логику  организации дела, состоящую из  шести последовательных этапов (стадий):

     I этап – предварительная работа воспитателей предполагает выдвижение  воспитательных задач, продумывая содержания деятельности, осознание роли конкретного дела в жизни коллектива. Педагог создает соответствующий настрой коллектива, чтобы заинтересовать детей предстоящим делом. Для этого он избирает различные формы: беседу, организацию рекламы или игрового поиска в выборе дела.

     II этап – коллективное планирование может проводиться как « мозговой штурм». Педагог разъясняет коллективу перспективы предстоящей деятельности и подключает детей к обсуждению, как интереснее провести дел, что учесть в его организации. В зависимости от особенностей коллектива педагог избирает ту или иную форму обсуждения. Чаще всего прибегаю к делению коллектива на микрогруппы по 5 – 8 человек, поскольку это наиболее рациональный состав, чтобы дать возможность высказаться каждому, суметь отобрать наиболее ценные идеи. На данном этапе в коллективе определяют совет дела – инициативную группу, которая возглавит подготовку  и проведение дела. С другой стороны, дети выбирают в совет тех, кто, по их мнению, сможет принести успех делу. Совет дела принимает на себя организаторские функции, распределяет поручения, конкретизирует задания микрогруппам.

     III этап – коллективная подготовка. Педагог помогает совету дела координировать работу микрогрупп, создавать условия для осуществления задуманного. Необходимо обращать внимание, все ли дети включены в работу, какие взаимоотношения складываются между ними. Организаторская самодеятельность предоставляет совету дела в той мере, насколько дети сумеют с ней справиться.

     IV этап – проведение дела. Все члены коллектива  - и дети, и взрослые – выполняют роли, предусмотренные сценарием. От каждого ожидается активное участие в КТД. Педагог оказывает детям поддержку уверенности в своих силах, поощряет творчество. Совет дела решает организационные моменты, вносит поправки в зависимости от изменяющихся условий, импровизирует. Происходит совместное проживание событий, при котором для коллектива важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопереживания.

     V этап – коллективный анализ дела можно назвать самым сложным в развитие коллектива. Если дети научатся понимать своих успехов пи неудач, они сумеют предвидеть их ив будущем, тем самым получая опыт управления. Педагог залает необходимый тон в подведении итогов, помогает вырабатывать  конструктивное отношение к допущенным ошибкам, поощряет тех, кто помог общему успеху. Совет дела оценивает свою работу, анализирует  выполнение организаторской роли, отмечает, что удалось и кто этому способствовал, высказывает положение совету следующего дела. Обсуждение должно быть откровенным, и педагог выбирает, что предложить ребятам: разговор в кругу, анкета о проведенном деле или высказывание в какой – то другой форме.

     VI этап – последствие способствует осознание коллективом общих выводов. Педагоги обсуждают результаты КТД между собой и при необходимости вносят изменения в дальнейшие планы коллектива. Возможно, закрепит положительные опыт, исправить в будущем ошибки, если они были допущены.

     Методика организации  КТД предполагает целую цепочку  дел.  Детский коллектив от  дела к делу обогащается организаторским  опытом, совершенствует систему  управления. Все дети получают  возможность проявить свои способности,  система временных поручений  позволяет каждому побывать и  в роли лидера, и в роли подчиненного. Изменяется позиция педагога: исчезает  необходимость прямого руководства,  он становится сотрудником в  общем деле. Безусловно, эффективность  методики зависит от содержания  деятельности детского коллектива.

    Таким образом, в данном  параграфе были рассмотрены различные  формы и методы работы , которые  в своей работе по формированию  сплоченности коллектива, использует  социальные педагог.

 

 

Выводы по 2 главе

     В данной главе, в ходе изучения педагогической, социально – педагогической, психологической литературы, рассмотрены содержание и методика работы социального педагога и определены формы и методы работы социального педагога по формированию детского коллектива младшего школьного возраста.

     В условиях  совместной жизнедеятельности, в коллективе, у воспитанников формируются коллективисткие, гуманистические установки, уважение к другим людьми, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Это во многом определяется социально – психологическим климатом коллектива, т.е. эмоциональной атмосферой, отражающей  систему межличностных отношений в нем. Социально – психологический климат зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей прибыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности. Сплоченность детского коллектива – степень единства, проявляющаяся в общности мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также практической деятельности.

    Следовательно, чтобы изучить социально – психологический климат в коллективе, определить уровень сплоченности коллектива и выявить общественные  интересы  в коллективе, социальный педагог,  в своей деятельности использует различные формы и методы работы: тренинги, игры, упражнения, организовывает коллективно – творческие дела в коллективе, а также изучает, использует и разрабатывает диагностические методики по изучению детского коллектива.

 

Заключение

      В  заключении еще раз хочу обратить внимание, что коллектив имеет свою специфику как педагогически управляемое явление. И каждый коллектив имеет свою индивидуальность – уникальную совокупность свойств: сплоченности, организованности, дисциплинированности, эмоциональной атмосферы, характера внутриклассных отношений, специфики включения  в коллективную деятельность. В формировании индивидуальности  коллектива сказываются особенности  его половозрастного состава, воспитательной системы школы и социального окружения, а также личностные черты классного коллектива.

     При изучении и анализе педагогической, социально – педагогической, психологической литературы, в данной курсовой работе, по исследуемой проблеме  были определены сущность понятия « коллектив», структура и разновидности детского коллектива, изучены стадии и механизмы, влияющие на формирование детского коллектива и рассмотренны социально-педагогические возможности детского коллектива.

     Вследствие этого, были определены формы и  методы работы социального педагога по формированию детского коллектива младшего школьного возраста.                Проведенные исследования подтвердили, что социально - педагогическая деятельность по формированию сплоченности коллектива младшего школьного возраста будет наиболее эффективней при использовании различных форм организации совместной деятельности. Гипотеза  подтверждена.

      Анализируя педагогическую деятельность школы, можно заметить тенденцию снижения внимания ребенка к развитию эмоциональной и личностной сфер. Это может привести к несформированности коммуникативных навыков, организованности, самостоятельности, и, как следствие, к эмоциональной незрелости. Учитывая то, что эмоциональное восприятие действительности является у детей начальных классов опережающим, необходима социально – педагогическая работа по формированию нравственных качеств через воздействие коллектива на личность учащихся и через разнообразие видов деятельности.

         Социальный педагог,  в процессе своей деятельности, занимается изучением психолого - педагогических  особенностей личности учащихся в коллективе, выявляет их интересы и потребности, и целенаправленно работает над формирование коллектива. В социально- педагогической деятельности может использоваться технология коллективно- творческой деятельности, построенная на взаимодействии детей в коллективе, а также различные формы и методы работы по формированию коллектива. Это использование тренингов на сплочение, игр, диагностических методик по изучению коллектива и различных мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1.    Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб., 2001.
  2.    Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М., 2000.
  3. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. М., Просвещение,2000.
  4.     Выготский Л.С.  Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова .М21: Педагогика, 1991
  5. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно – социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: «Академия»,2005
  6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. образов. Учреждений и сред. проф. Образования – М. « ВЛАДОС» , 2003
  7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие /Я.Л. Коломин-ский. - Изд-е 3-е, стереотип. - Мн.: ТетраСистемс, 2001.
  8. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. — М., 1974.
  9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. М., 2001.
  10. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М., 1995.
  11. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений: 4 – е изд., перераб. и  доп. – « Юраит» - М.   2001
  12. Макаренко А . С .Методика организации воспитательного процесса . / Пед . соч . : в 8 т . , Т . 1 .- М . , 1958
  13.   Методика воспитательной  работы: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/ Л. А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; под ред. В. А. Сластенина - М.: «Академия»,2004
  14. Новикова Л . И .Педагогика детского коллектива . - М . : Педагогика , 1978
  15. Подласый И.П.   Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений: В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  16. Рожков М . И . , Байбородова Л . В ., Организация воспитательного процесса в школе . - М . : Владос , 2001
  17. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 19
  18. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для суд. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2ч. Ч. 2.–М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002.
  19. Справочник социального педагога: 5 – 11 классы/ Авт. – сост. Т.А. Шишковец – 2 – е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007
  20. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. — М., 1980.
  21. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие / Ред.-сост. к. психол. н. Г. В. Бурменская / Изд. 2-е, расш. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
  22.      Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 1998.
  23. Шакурова М.В.  Социальное воспитание в школе : Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений /под ред.  А.В. Мудрика – М.: «Академия»,2004
  24. Шевченко А . П .Формирование как педагогический процесс . // Современный центр дополнительного образования //Сост . ЧерниковаВ . М . , Затейкина А . Ф . , Грабовенко М . В . Самара , СИПКРО , 2000
  25.   Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений /под ред.  А.В. Мудрика – М.: «Академия»,2004

Информация о работе Формирование коллектива детей младшего школьного возраста