Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:27, курсовая работа
Цель данной работы: описать формирование нравственных качеств у детей раннего возраста.
Гипотеза работы: формирование нравственных качеств у детей наиболее продуктивно к концу раннего периода жизни( 2-3 года).
Для достижения цели и подтверждения гипотезы в работе выдвинуты следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
Описать возрастные особенности раннего периода;
Описать особенности формирования нравственных качеств у детей раннего возраста;
Рассмотреть дидактические принципы и методики формирования нравственных качеств у детей раннего возраста.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Проблема формирования нравственных качеств у детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе
Возрастные особенности детей от 0 до 3 лет
Особенности формирования нравственных качеств у детей раннего возраста
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Дидактические принципы формирования нравственности у детей раннего возраста
2.2 Методики формирования нравственных качеств у детей раннего возраста
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
К концу раннего детства стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах «Я сам», которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.
Явными симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, своеволие, строптивость и пр. Данные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребёнка к близким взрослым и к самому себе. Ребёнок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всём.
Собственное «Я» ребёнка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется характерные высказывания: «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «Я» (до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет»).
Д.Б. Эльконин определяет новообразование кризиса 3-х лет как личное действие и сознание «Я сам». Но собственное «Я» ребёнка может выделяться и осознаваться только отталкиваясь и противопоставляясь другому «Я», отличному от его собственного. Отделение (и отдаление) себя от взрослого приводит к тому, что ребёнок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребёнка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощён своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и желания лежали именно в этой сфере.
В кризисе трёх лет взрослые с их отношением к ребёнку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребёнок переходит в мир взрослых людей, где его «Я» занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.
В трёхлетнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым - необходимым моментом её исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения: преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. У ребёнка появляется новое видение мира и себя в нём.
Новое видение себя состоит в том, что ребёнок впервые открывает материальное воплощение своего «Я», а его мерой могут служить собственные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребёнка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности становится и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще, а через его конкретное, материальное воплощение, т.е. через его достижения в предметной деятельности. Главным источником такой оценки является взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого
Новое видение «Я» через призму своих достижений кладёт начало бурному развитию детского самосознания. Я ребёнка, опредмечиваясь в результате деятельности, предстаёт перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ребёнок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане, а имеет развёрнутый вовне характер оценки своего достижения.
Становление такой системы «Я», где точкой отсчёта является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.
1.3 Особенности
формирования нравственных
С момента рождения взрослые организуют жизнь ребенка по социальным правилам. Его кормят, укладывают спать, купают в определенное время, приучая к режиму дня. Ухаживая за малышом, родители пользуются предметами, которые имеют строго фиксированные функции и правила применения: для пеленания - пеленки, для кормления - бутылочка с соской или ложка.
После 4 месяцев развитие хватания приводит к тому, что резко возрастает активность малыша в отношении предметов. Он начинает манипулировать с ними. И снова родители направляют манипулирование в определенное русло, в соответствии с правилами, которым ребенок подчиняется лишь в ситуации непосредственного контакта со взрослыми: Выполнение действий по правилам придает жизни малыша известную организованность. На всем протяжении первого года жизни взрослый выражает свое отношение к поведению ребенка, используя для этого экспрессивно-мимические средства: мимику, пантомимику, интонации речи. Одни действия малыша взрослый поощряет, другие порицает и, таким образом, выражает свои требования к ребенку. Младенец еще не понимает смысл этих требований, но хорошо чувствует интонацию голоса, улавливает эмоциональное отношение.
Важной вехой в развитии младенца выступает включение взрослым в общение слов, означающих требования – «можно» и «нельзя». Малыш еще не понимает значения этих слов. Взрослый подкрепляет высказывания выражением соответствующих эмоций, говорит «Можно» - с радостной улыбкой и «Нельзя» - хмурясь.
Младенец очень чувствителен к отношению взрослого. Он хочет чувствовать, что его любят, относятся к нему внимательно и доброжелательно. Поэтому слово «нельзя» в сочетании с соответствующей мимикой и интонацией голоса вызывает у него отказ от какого-либо действия или предмета.
Развитие ориентировки на речь взрослого приводит в конце первого года жизни к установлению связей между словом и действием, способом поведения. Такие связи способствуют освоению ребёнком социальных форм поведения. «Скажи тете «до свидания», - говорит мама малышу, и он машет рукой. - «Скажи спасибо», - и он наклоняет голову. Итак, в младенческом возрасте на основе установления связи между словом и действием появляются первые формы нравственного поведения.
В раннем детстве освоение ходьбы значительно расширяет сферу взаимодействия малыша с окружающим миром. Усложняются формы поведения ребенка, и расширяется круг доступных малышу предметов. Он все больше включается в совместную с взрослым деятельность, в частности бытовую. В то же время расширяется сфера проявления самостоятельности. Происшедшие изменения в жизни ребенка вызывают необходимость введения более сложных нравственных правил. Например, проявлять умение подождать, если воспитатель занят с другим ребенком, бережно обращаться с игрушками, убирать их на место, просить игрушки и делиться ими с другими детьми, не топтать зеленые насаждения, бросать мусор только в предназначенные для этого места.
Кроме слов «можно» и
«нельзя» появляется новый регулятор
поведения малыша - слово «надо».
Подчиняясь ему, ребенок может противостоять
своим желаниям, преодолеть нежелание.
Требования, предъявляемые к малышу (от
1 года до 2 лет), должны быть обязательно
посильны и положительно окрашены. Выдвигая
их, необходимо учитывать желания ребенка
и не ущемлять его интересы, растущее стремление
к самостоятельности. Чрезмерно частые,
необоснованные одергивания и запреты
отрицательно влияют на поведение малыша,
вызывая у него протест. Если взрослый
сознательно выдвигает требования малышу,
делает это систематически, следит, чтобы
они не противоречили друг другу, и неукоснительно
проверяет их выполнение, то следование
таким правилам становится привычным
для малыша.
Ребенок быстро и четко реагирует на привычные правила, его складываются послушание, дисциплинированность, потребность выполнять просьбы взрослых. Появление этих качеств, в свою очередь, создает предпосылки для усвоения более сложных правил поведения. Например, на втором году жизни ребенка учат бережно относиться к игрушкам и убирать их на место. А в возрасте 2-3 лет ребенок должен замечать поломанную игрушку и просить взрослого ее починить.
Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребенка его волнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», - подчеркивал В.Г.Белинский.
В раннем детстве ребенок уже может понять определенные правила, которые необходимо выполнять во взаимодействии с людьми или предметами. Конечно, такое понимание ограничено рамками наглядного, практического мышления малыша. Оно охватывает немногие признаки, данные в конкретной ситуации, в которую включен ребенок. Понимание правила нормы поведения основано на собственном опыте малыша, он наблюдает или ощущает на самом себе негативные последствия при нарушении правил и позитивные - при соблюдении. Поэтому уже с раннего возраста взрослый должен мотивировать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации, на опыт деятельности ребенка.
Стремление малыша к совместной с взрослым жизни и деятельности, его высокая подражательность делают особенно важным для нравственного развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, манеры, привычки и даже отношение к людям, предметам, животным. Так, слова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях. Взрослый учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в данный момент малыш видит в жизни или на картинке: «Мальчик толкнул другого мальчика. Так делать нельзя. Это плохо». Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки включаются в его собственную реакцию, выражая его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других. В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Положительные поступки малыш выполняет по побуждению взрослого: помочь маме донести продукты, подать дедушке газету, угостить сверстника конфетой.
Совершая положительные поступки, ребенок (до 3 лет) не выделяет их как таковые. Оценивает поступки взрослый, придавая им позитивный оттенок. Без контроля с его стороны малыш действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто нарушает запреты. Чтобы устранить возможность нарушения запретов, целесообразно убрать предметы, с которыми не разрешается действовать, в недоступное место. Исключить возможность того, что ребенок их найдет или достанет; сделать недоступными опасные места; создать условия для положительных проявлений активности и самостоятельности (например, в движении, в игре, предоставив малышу достаточное количество игрушек в соответствии с его возрастом и интересами). Кроме того, ни в коем случае не следует, разрешать ребенку делать то, что будет, потом запрещено.
В раннем возрасте речь еще может идти только о формировании у детей нравственных чувств, а не нравственного сознания. Осознание нравственных категорий происходит гораздо позже и ребенку этого возраста недоступно. Напомним, что под ним имеются в виду разнообразные эмоции, связанные с поступками, предметами материальной и духовной культуры, социальными событиями, природой и людьми.
Система эмоций, которую составляют нравственные чувства, формируется прижизненно в результате воспитания. Среди множества нравственных чувств есть благородные чувства: порядочность, доброта, отзывчивость, сердечность и другие так называемые неблагородные: зависть, злоба, вражда и пр. Нравственное воспитание ребенка с раннего возраста предполагает формирование у него благородных чувств и предупреждение возникновения неблагородных.
Дети раннего возраста до 2,0-2,5 лет включительно способны понимать и переживать элементарные нравственные чувства. Им доступен язык высших человеческих эмоций, но они испытывают затруднения в восприятии и понимании вербального языка морали. Возникновению нравственных чувств генетически предшествует формирование у ребенка нравственных суждений и поступков, поэтому с них и следует начинать нравственное воспитание, тем более что в раннем возрасте потребность в общении с окружающими людьми у детей достаточно развита.
Постановка задачи нравственного воспитания детей раннего возраста вытекает из того уровня понимания, который им доступен. Ж. Пиаже, а вслед за ним и Л. Колберг показали, что до поступления в школу дети по уровню развития своего нравственного сознания находятся на ступени доконвенциональной морали. Эта мораль характеризуется тем, что источником нравственных суждений и образцом для подражания в нравственном плане для них является почти исключительно взрослый человек.
Однако в работах Пиаже и Колберга не содержится прямых указаний на то, когда и как следует начинать процесс морального воспитания детей. Нам думается, что таким возрастом является ранний дошкольный возраст. Основания для подобного вывода дают следующие рассуждения. Во-первых, к концу этого возраста ребенок овладевает речью, и ему вполне уже можно объяснить, что хорошо и что плохо. Во-вторых, в данном возрасте начинает оформляться самосознание детей, первоначально выступая в форме элементарной самооценки, притязаний и претензий на самостоятельность в деятельности.
В-третьих, к двум-трем годам ребенок уже имеет возможность сравнивать себя с другими. Наконец, в-четвертых, в раннем возрасте является сюжетно-ролевая игра и начинается процесс интенсификации общения, что также способствует формированию нравственно-оценочных суждений. Развитие таких суждений и появление нравственных поступков в период овладения ребенком речью можно привить за счет демонстрации ребенку примеров для подражания нравственном поведении и введения соответствующей «нравственной» лексики в словарь ребенка.
Было бы неправильно думать, что освоение речи имеет значение только для умственного развития ребенка. Огромную роль оно играет и в развитии первых нравственных оценок. Эти оценки усваиваются посредством речи и эмоционального отношения взрослых. Речевое общение совершенно необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка наметилось различное отношение к хорошему и к плохому, к красивому и к безобразному. Затем отсюда вырастут подлинные нравственные чувства и понятия зрелого человека.
«Молодец, Ирочка, ты хорошо вымыла руки, они стали совсем чистые», «Нельзя брать яблоки без разрешения...», «Очень плохая у нас кукла Настя, не пустила зайку в кроватку», «Как красиво тетя Наташа украсила елку», «Анна Ивановна ласковая, добрая».
Информация о работе Формирование нравственных качеств у детей раннего возраста