Формирование нравственных качеств у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: описать формирование нравственных качеств у детей раннего возраста.
Гипотеза работы: формирование нравственных качеств у детей наиболее продуктивно к концу раннего периода жизни( 2-3 года).
Для достижения цели и подтверждения гипотезы в работе выдвинуты следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
Описать возрастные особенности раннего периода;
Описать особенности формирования нравственных качеств у детей раннего возраста;
Рассмотреть дидактические принципы и методики формирования нравственных качеств у детей раннего возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Проблема формирования нравственных качеств у детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе
Возрастные особенности детей от 0 до 3 лет
Особенности формирования нравственных качеств у детей раннего возраста
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Дидактические принципы формирования нравственности у детей раннего возраста
2.2 Методики формирования нравственных качеств у детей раннего возраста
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Кур.раб Формир-е нрав кач-в у детей.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Образец, предлагаемый для подражания, должен звучать в уточняющей форме: «Этот цветок называется георгин. Он высокий, красивый, красный» Только в этом случае ребенок запомнит новое слово и будет употреблять его в речи. По мере взросления малыша необходимо усложнять и собственную речь. Вместо слов «Пока!», «Привет!» надо говорить «Здравствуйте», «До свидания!»

Первое время следует напомнить детям, что надо говорить при встрече, при прощании, затем вежливые слова переходят в привычку. Играя с детьми, надо давать развернутые образцы приветствий; пусть он не запомнит их полностью «Открывая калитку гостям, что мы им скажем? Добрый день! Заходите к нам в гости. Мы давно вас ждем». А при прощании говорим: «До свидания! Счастливого пути!» Со временем ребенок будет знать, когда какие слова следует говорить. В развитии речи ребенка имеет место упражнение в «звукоподражании» Как гудит самолет? –у-у-у; как поет водичка? –с-с-с; как воет ветер? –в-в-в.

При рассматривании иллюстраций в книгах, которые дети очень любят, воспитатель должен быть рядом. Чем больше прилагательных употребит воспитатель, тем лучше будет развивать речь детей. Собака какая? – веселая, радостная, добрая, приветливая и вежливая (она здоровается с нами). При чтении произведений обращать внимание на людей, на их нравственные качества.

На развитее речи детей оказывает влияние окружающая природа. Малыш узнает обобщающие слова: фрукты, овощи, ягоды, домашние и дикие  животные и т.д. Для этого предлагаются игры-лото для лишнего запоминания и узнавания отдельных слов.

Немаловажное значение в развитии речи ребенка имеют рассказывание и чтение русских народных сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок». Почти все сказки начинаются со слов «Жили-были …» и заканчиваются «Тут и сказке конец, а кто слушал -  молодец!»

Все эти приемы импонируют малышу, помогают ему самостоятельно рассказывать сказку. Прочитав сказку «Снегурушка и лиса», обратить внимание на судьбу девочки. Жалко девочку. Она плачет, убивается, горючими слезами умывается:

Ау, ау, Снегурушка!  

Ау, ау, голубушка!

А кто виноват? Сама не слушалась деда с бабой, не откликнулась на зов подружек, а теперь вот сидит на дереве, горюет. Рассказывая потешки: «Киска – киска», «Петя – Петушок», «Сорока – Сорока», обсуждаю с детьми, почему сорока не дала последнему, потому что он не трудился, а сорока была строгой.

Прочитав стихотворение А. Барто «Мячик», спрашиваю у детей, почему Таня плачет? А мяч утонул? – давайте проверим, пустим мяч в таз с водой и успокоим девочку:

«Тише, Танечка, не плач,

Не утонет в речке мяч».

Так ребенок легко запоминает текст. Большое значение для развития речи ребенка имеет чтение книги. Ранняя встреча ребенка с книгой – это залог развития правильной, грамотной, красивой речи. Если ребенок будет правильно говорить, значит он и вести себя будет хорошо. А воспитание ребенка во многое зависит от родителей.

Вот почему нравственному вниманию должно уделяться особое внимание в работе детского сада и семьи. Для родителей воспитатели должны организовывать выставки, проводить родительские собрания, вывешивать в родительский уголок материал по нравственному воспитанию детей раннего возраста.

Влияние художественной литературы на духовное и нравственное развитие ребенка очень велико. Популярной методикой является подбор картинок с изображением разных поступков людей. «Девочка ухаживает за домашними животными», «Мальчик уступает место в автобусе», «Девочка кидает фантик мимо урны», «Мальчик дергает собачку за хвост» и т.п.

Чтение детям ненецкой сказки «Кукушка» - о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих черствых, недобрых детей. А также В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», Е. Благининой «Посидим в тишине», В. Катаева «Цветик – семицветик».

Из опыта работы МДОУ №131, №9 г. Рязани интересным кажется введение выдуманного персонажа «Хорплоша» в жизнь группы. Хорплоша наблюдает за поступками детей. Идея проста: если ребенок совершает хорошие поступки, она сама становится доброй, радушной и аккуратной. А если Хорплоша видит плохие поступки, она превращается в злое, безобразное существо. С помощью Хорплоши ребенку легче понять, что каждый его поступок имеет очень большое значение.

Для того, чтобы процесс  нравственного воспитания сделать  наиболее эффективным, необходимо, чтобы  работа шла одновременно и в детском саду, и в семье. Поэтому изготовление куклы Хорплошы можно поручить родителям. Она может быть сделана из любого материала – бумаги, картона, ниток, перьев, ткани и меха. Куклу можно сделать выворотной или двусторонней. Синяя – злая Хорплоша, желтая – добрая. «Как ты думаешь, какого цвета сейчас Хорплоша?». Так у детей появляется необходимость осмыслить свой поступок.

Народные сказки, песенки, потешки, заклички, пестушки способствуют не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и прививают ребёнку любовь к русской речи, слову.

При подборе фольклорных  произведений необходимо опираться на следующие принципы:

- доступность содержания детям раннего возраста;

- нравственная и познавательная значимость;

- возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Произведения устного  народного творчества не только формируют  любовь к традициям своего народа, к малой и большой Родине, но и способствуют развитию личности ребёнка  в духе патриотизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

 

Дидактические принципы формирования нравственных качеств у детей раннего возраста:

- планомерность и регулярный повтор занятий;

- индивидуальная работа с детьми;

- практическое применение знаний и умений;

- эмоциональность занятий;

- взаимодействие МДОУ и семьи.

Нравственное воспитание детей осуществляется в бытовой деятельности. Это обусловлено тем, что большая часть времени в соответствии с режимом дня отводится на различные процессы, связанные с удовлетворением жизненных потребностей малыша.

Методики развития нравственных качеств у детей раннего возраста предполагают одновременное развитие речи и бытовых умений и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Первые три года жизни  являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

Изучив литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активное участие в своём нравствен ном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим.

 В своей работе мы придерживались концепции раннего детства Л.С.  Выготского – Д.Б. Эльконина. Мы определили, что к возрастным особенностям раннего периода относятся развитие речи и игровой деятельности, формирование собственного «Я» и эмансипации от взрослого, кризис 3-х лет.

К особенностям нравственного развития ребенка в раннем детстве исследователи относят соотнесение собственных действий и оценок со взрослыми, принятие системы требований взрослого, нарушение данной системы вследствие ситуативности и импульсивности, связь нравственных проявлений ребенка с эмоциональным отношением к объекту, формирование собственных оценочных суждений, а также нравственных привычек и качеств на фоне бытовой деятельности.

К дидактическим принципам формирования нравственных качеств у детей раннего возраста относятся планомерность и регулярный повтор занятий; индивидуальная работа с детьми; практическое применение знаний и умений; эмоциональность занятий; взаимодействие МДОУ и семьи.

Нравственное воспитание детей осуществляется в бытовой деятельности. Это обусловлено тем, что большая часть времени в соответствии с режимом дня отводится на различные процессы, связанные с удовлетворением жизненных потребностей малыша. Поэтому методики развития нравственных качеств у детей раннего возраста предполагают одновременное развитие речи и бытовых умений и навыков.

Таким образом, подтверждается гипотеза, что формирование нравственных качеств у детей наиболее продуктивно к концу раннего периода жизни.

Цель работы достигнута, поставленные задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1 Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности/ К.А. Абульханова-Славская. – М.: 1981.

  1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М.: Просвещение, 1968.
  2. Авдеева, Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Н.Н.Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. - М.: 1990.
  3. Авдулова Т. П. Становление нравственности в раннем и дошкольном возрасте // Психолог в детском саду. – 2007. - №2. – С. 51-63.
  4. Архангельский Н.В.. Нравственное воспитание - М.: Просвещение, 1979. - 320 с.
  5. Балобанова, В.П. Групповая работа с детьми раннего возраста / В.П. Балобанова, А. Ю Пасторова. - СПб.: Институт раннего вмешательства,2001.
  6. Бондырева С.К.. Нравственность - М.: МПСИ, 2008. - 336 с.
  7. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. , и доп. -М. : Просвещение, 1985. – 143 с.
  8. Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери/ Д.В Винникотт. - М.: Класс, 1998.
  9. Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 – №3.
  10. Воспитание и обучение детей раннего возраста /под ред. Л.Н. Павловой. – М.: Просвещение, 1986.
  11. Воспитание и развитие детей раннего возраста/под ред. Г.М. Ляминой, – М.: Просвещение, 1981. – С. 103–147.
  12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство / Л. С Выготский. - М.: Педагогика, 1984.
  13. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006.
  14. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю.Б Гиппенрейтер. - М.: Масс Медиа, 1995.
  15. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/под ред. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – С. 113–142.
  16. Джайнотт, Х. Родители и дети/ Х. Джайнотт, М.: Знание, 1986.
  17. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста /под ред. С.Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1985. – С. 9–24, 127–141.
  18. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: ГНОМ и Д, 2001. -144 с.
  19. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников, – М.: Просвещение, 1980.
  20. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С Кон. - М., 1988.
  21. Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике (раннее детство):Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 1989. – 111 с.
  22. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студнтов высших учебных заведений/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 464с.
  23. Кулькова В. Крупицы добра - Дошкольное воспитание. - 2007. - №9. - 38 с.
  24. Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до трёх лет. – М.: Медицина, 1974.
  25. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / Лисина М. И Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб. научн. тр. / Под ред. В.В. Давыдова, И.В.Дубровиной. М., 1980.
  26. Люблинская А.А.. Детская психология: - М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
  27. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ И.М. Марковская. – СПб Речь 2005 – 150с.
  28. Мид, М. Культура и мир детства/ М. М Мид – М., 1988.
  29. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой; отв. ред. А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1979. – 416 с.
  30. Мухина, В.С. Детская психология/ В.С Мухина - М., 1985.
  31. Немов Р.С. Психология образования
  32. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. Изд. 2-е, испр. и доп. М. , «Просвещение», 1978. 256 с.
  33. Обухова, Л.Ф. Детская психология/ Л.Ф Обухова - М., 1995
  34. Павлова Л.Н. Проблема обучения детей раннего возраста/ Дошкольное воспитание. – 1985. – №8,10,11.
  35. Палагина, Н. Н. Ребенок в раннем и дошкольном детстве/ Н. Н.Палагина, Л. В. Ахромеева. - Фрунзе, 1982.
  36. Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л. Печора, В.М. Сотникова. – М.: Мир. – 2000.
  37. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. - М.: ВАКО, 2008. - 192 с.
  38. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию, – М.: Просвещение, 1983.
  39. Психология детей дошкольного возраста/ под ред. А.В Запорожца., Д.Б. Эльконина. - М.,1964.
  40. Развитие общения у дошкольников/ под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.,1964.
  41. Рубцова М.. Добрые привычки детства - Дошкольное воспитание. - 1990. - №9. - 51 с.
  42. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Психологические основания нравственного воспитания дошкольников // Психолог в детском саду. – 2007. - №2. – С. 81-92.
  43. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  44. Стайнер, Д. Вашему ребенку 1 год: (Поймите вашего ребенка); пер. с англ. Е.Маловичко/ Д. Стайнер — М.: Полина, 1995. - 108 с.
  45. Стерн, В. Психология раннего детства/ В. Стерн. - Минск: Харвест, 2003. – 400с.
  46. Технологии социально-психологических тренингов/ под ред. С. А. Беличевой. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России» 2001. – 208с.
  47. Урунтаева Г.А. Детская психология М.: Академия, 2006. - 368 с.
  48. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
  49. Фьюэлл, Р. Обучение через игру: пер.с англ./ Р. Фьюэлл, П.Вэдэзи. –СПб.: Институт раннего вмешательства, 2003. – 42с.
  50. Хундейде, К. Направляемый диалог: пер.с англ./ К. Хундейде - СПб.: Институт раннего вмешательства,1999. – 98с.
  51. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы/ Ю. Хямяляйнен – М.: Просвещение. 1993.
  52. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 1960. -348 с.
  53. Эльконин, Д. Б. Психология игры/ Д.Б Эльконин М.: Просвещение, 1978.
  54. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б Эльконин - М.: Просвещение, 1989.
  55. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте/ Д.Б Эльконин. М.: Просвещение, 1971.

 

Приложение 1

Конспект занятия по развитию речи с элементами

нравственного воспитания

Тема: «К солнышку в гости»

 

Цель: формировать элементарные представления о тесной взаимосвязи в природе; развивать мелкую моторику рук в разных видах деятельности; продолжать закреплять приемы лепки (придавливание, раскатывание); воспитывать сочувствие, желание делать добрые дела, создать положительную атмосферу.

Материал: игрушки: собачка и белка, контур ежика (из бумаги), прищепки, шишки, орехи, 2 корзинки, Солнышко, пластилин, дощечки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель вносит в группу игрушку – собачку. Предлагает детям согреть ее и послушать историю, которая произошла с собачкой. «Жила собачка Жучка с Петушком Золотым гребешком. Каждое утро они выходили во двор и встретили Солнышко. Но однажды Солнышко не появилось. Друзья загрустили, а петушок даже заболел. Поэтому Жучка решила найти Солнышко и вылечить своего друга. Она прибежала к нам в детский сад узнать, где Солнышко живет».

2. Основная часть.

Ребята вместе с Жучкой отправляются искать, где Солнышко живет.

Встреча с Ежиком, который растерял свои колючки, в лесу темно без солнышка. Дети находят ежику колючки (прикрепляют прищепки на форму).

Встреча с Белочкой – рассыпала и перепутала шишки и орехи. Дети помогают рассортировать и собрать их в корзины.

Встреча с Солнышком. Оно грустное. Воспитатель предлагает показать Солнышку, как дети делают себе массаж. Может это его развеселит.

 

Солнышко проснулось

Лобика коснулось

(Дети проводят руками по лбу).

Лучиком провело и пригладило.

Солнышко проснулось

Щечек коснулось

(Дети проводят руками по щекам).

Лучиком провело и пригладило.

Солнышко личико согрело

Потеплело, потеплело

Наши ручки потянулись

Наши губки улыбнулись

(Проводят руками по щекам, подбородку).

Солнышко улыбнулось. Жучка обрадовалась, побежала к Петушку.

Воспитатель предлагает детям сделать много маленьких солнышек, чтобы большое Солнце больше не скучало и не пряталось.

Дети за столами выполняют работу (индивидуально) приемами скатывания, придавливания. Воспитатель выполняет показ, помогает и контролирует выполнение.

3. Подведение итогов.

Информация о работе Формирование нравственных качеств у детей раннего возраста