Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:27, курсовая работа
Цель данной работы: описать формирование нравственных качеств у детей раннего возраста.
Гипотеза работы: формирование нравственных качеств у детей наиболее продуктивно к концу раннего периода жизни( 2-3 года).
Для достижения цели и подтверждения гипотезы в работе выдвинуты следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
Описать возрастные особенности раннего периода;
Описать особенности формирования нравственных качеств у детей раннего возраста;
Рассмотреть дидактические принципы и методики формирования нравственных качеств у детей раннего возраста.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Проблема формирования нравственных качеств у детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе
Возрастные особенности детей от 0 до 3 лет
Особенности формирования нравственных качеств у детей раннего возраста
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Дидактические принципы формирования нравственности у детей раннего возраста
2.2 Методики формирования нравственных качеств у детей раннего возраста
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Образец, предлагаемый для подражания, должен звучать в уточняющей форме: «Этот цветок называется георгин. Он высокий, красивый, красный» Только в этом случае ребенок запомнит новое слово и будет употреблять его в речи. По мере взросления малыша необходимо усложнять и собственную речь. Вместо слов «Пока!», «Привет!» надо говорить «Здравствуйте», «До свидания!»
Первое время следует напомнить детям, что надо говорить при встрече, при прощании, затем вежливые слова переходят в привычку. Играя с детьми, надо давать развернутые образцы приветствий; пусть он не запомнит их полностью «Открывая калитку гостям, что мы им скажем? Добрый день! Заходите к нам в гости. Мы давно вас ждем». А при прощании говорим: «До свидания! Счастливого пути!» Со временем ребенок будет знать, когда какие слова следует говорить. В развитии речи ребенка имеет место упражнение в «звукоподражании» Как гудит самолет? –у-у-у; как поет водичка? –с-с-с; как воет ветер? –в-в-в.
При рассматривании иллюстраций в книгах, которые дети очень любят, воспитатель должен быть рядом. Чем больше прилагательных употребит воспитатель, тем лучше будет развивать речь детей. Собака какая? – веселая, радостная, добрая, приветливая и вежливая (она здоровается с нами). При чтении произведений обращать внимание на людей, на их нравственные качества.
На развитее речи детей оказывает влияние окружающая природа. Малыш узнает обобщающие слова: фрукты, овощи, ягоды, домашние и дикие животные и т.д. Для этого предлагаются игры-лото для лишнего запоминания и узнавания отдельных слов.
Немаловажное значение в развитии речи ребенка имеют рассказывание и чтение русских народных сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок». Почти все сказки начинаются со слов «Жили-были …» и заканчиваются «Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец!»
Все эти приемы импонируют малышу, помогают ему самостоятельно рассказывать сказку. Прочитав сказку «Снегурушка и лиса», обратить внимание на судьбу девочки. Жалко девочку. Она плачет, убивается, горючими слезами умывается:
Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
А кто виноват? Сама не слушалась деда с бабой, не откликнулась на зов подружек, а теперь вот сидит на дереве, горюет. Рассказывая потешки: «Киска – киска», «Петя – Петушок», «Сорока – Сорока», обсуждаю с детьми, почему сорока не дала последнему, потому что он не трудился, а сорока была строгой.
Прочитав стихотворение А. Барто «Мячик», спрашиваю у детей, почему Таня плачет? А мяч утонул? – давайте проверим, пустим мяч в таз с водой и успокоим девочку:
«Тише, Танечка, не плач,
Не утонет в речке мяч».
Так ребенок легко запоминает текст. Большое значение для развития речи ребенка имеет чтение книги. Ранняя встреча ребенка с книгой – это залог развития правильной, грамотной, красивой речи. Если ребенок будет правильно говорить, значит он и вести себя будет хорошо. А воспитание ребенка во многое зависит от родителей.
Вот почему нравственному вниманию должно уделяться особое внимание в работе детского сада и семьи. Для родителей воспитатели должны организовывать выставки, проводить родительские собрания, вывешивать в родительский уголок материал по нравственному воспитанию детей раннего возраста.
Влияние художественной литературы на духовное и нравственное развитие ребенка очень велико. Популярной методикой является подбор картинок с изображением разных поступков людей. «Девочка ухаживает за домашними животными», «Мальчик уступает место в автобусе», «Девочка кидает фантик мимо урны», «Мальчик дергает собачку за хвост» и т.п.
Чтение детям ненецкой сказки «Кукушка» - о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих черствых, недобрых детей. А также В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», Е. Благининой «Посидим в тишине», В. Катаева «Цветик – семицветик».
Из опыта работы МДОУ №131, №9 г. Рязани интересным кажется введение выдуманного персонажа «Хорплоша» в жизнь группы. Хорплоша наблюдает за поступками детей. Идея проста: если ребенок совершает хорошие поступки, она сама становится доброй, радушной и аккуратной. А если Хорплоша видит плохие поступки, она превращается в злое, безобразное существо. С помощью Хорплоши ребенку легче понять, что каждый его поступок имеет очень большое значение.
Для того, чтобы процесс нравственного воспитания сделать наиболее эффективным, необходимо, чтобы работа шла одновременно и в детском саду, и в семье. Поэтому изготовление куклы Хорплошы можно поручить родителям. Она может быть сделана из любого материала – бумаги, картона, ниток, перьев, ткани и меха. Куклу можно сделать выворотной или двусторонней. Синяя – злая Хорплоша, желтая – добрая. «Как ты думаешь, какого цвета сейчас Хорплоша?». Так у детей появляется необходимость осмыслить свой поступок.
Народные сказки, песенки, потешки, заклички, пестушки способствуют не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и прививают ребёнку любовь к русской речи, слову.
При подборе фольклорных произведений необходимо опираться на следующие принципы:
- доступность содержания детям раннего возраста;
- нравственная и познавательная значимость;
- возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, к малой и большой Родине, но и способствуют развитию личности ребёнка в духе патриотизма.
Выводы по 2 главе
Дидактические принципы формирования нравственных качеств у детей раннего возраста:
- планомерность и регулярный повтор занятий;
- индивидуальная работа с детьми;
- практическое применение знаний и умений;
- эмоциональность занятий;
- взаимодействие МДОУ и семьи.
Нравственное воспитание детей осуществляется в бытовой деятельности. Это обусловлено тем, что большая часть времени в соответствии с режимом дня отводится на различные процессы, связанные с удовлетворением жизненных потребностей малыша.
Методики развития нравственных качеств у детей раннего возраста предполагают одновременное развитие речи и бытовых умений и навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.
Изучив литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активное участие в своём нравствен ном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим.
В своей работе мы придерживались концепции раннего детства Л.С. Выготского – Д.Б. Эльконина. Мы определили, что к возрастным особенностям раннего периода относятся развитие речи и игровой деятельности, формирование собственного «Я» и эмансипации от взрослого, кризис 3-х лет.
К особенностям нравственного развития ребенка в раннем детстве исследователи относят соотнесение собственных действий и оценок со взрослыми, принятие системы требований взрослого, нарушение данной системы вследствие ситуативности и импульсивности, связь нравственных проявлений ребенка с эмоциональным отношением к объекту, формирование собственных оценочных суждений, а также нравственных привычек и качеств на фоне бытовой деятельности.
К дидактическим принципам формирования нравственных качеств у детей раннего возраста относятся планомерность и регулярный повтор занятий; индивидуальная работа с детьми; практическое применение знаний и умений; эмоциональность занятий; взаимодействие МДОУ и семьи.
Нравственное воспитание детей осуществляется в бытовой деятельности. Это обусловлено тем, что большая часть времени в соответствии с режимом дня отводится на различные процессы, связанные с удовлетворением жизненных потребностей малыша. Поэтому методики развития нравственных качеств у детей раннего возраста предполагают одновременное развитие речи и бытовых умений и навыков.
Таким образом, подтверждается гипотеза, что формирование нравственных качеств у детей наиболее продуктивно к концу раннего периода жизни.
Цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности/ К.А. Абульханова-Славская. – М.: 1981.
Приложение 1
Конспект занятия по развитию речи с элементами
нравственного воспитания
Тема: «К солнышку в гости»
Цель: формировать элементарные представления о тесной взаимосвязи в природе; развивать мелкую моторику рук в разных видах деятельности; продолжать закреплять приемы лепки (придавливание, раскатывание); воспитывать сочувствие, желание делать добрые дела, создать положительную атмосферу.
Материал: игрушки: собачка и белка, контур ежика (из бумаги), прищепки, шишки, орехи, 2 корзинки, Солнышко, пластилин, дощечки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель вносит в группу игрушку – собачку. Предлагает детям согреть ее и послушать историю, которая произошла с собачкой. «Жила собачка Жучка с Петушком Золотым гребешком. Каждое утро они выходили во двор и встретили Солнышко. Но однажды Солнышко не появилось. Друзья загрустили, а петушок даже заболел. Поэтому Жучка решила найти Солнышко и вылечить своего друга. Она прибежала к нам в детский сад узнать, где Солнышко живет».
2. Основная часть.
Ребята вместе с Жучкой отправляются искать, где Солнышко живет.
Встреча с Ежиком, который растерял свои колючки, в лесу темно без солнышка. Дети находят ежику колючки (прикрепляют прищепки на форму).
Встреча с Белочкой – рассыпала и перепутала шишки и орехи. Дети помогают рассортировать и собрать их в корзины.
Встреча с Солнышком. Оно грустное. Воспитатель предлагает показать Солнышку, как дети делают себе массаж. Может это его развеселит.
Солнышко проснулось
Лобика коснулось
(Дети проводят руками по лбу).
Лучиком провело и пригладило.
Солнышко проснулось
Щечек коснулось
(Дети проводят руками по щекам).
Лучиком провело и пригладило.
Солнышко личико согрело
Потеплело, потеплело
Наши ручки потянулись
Наши губки улыбнулись
(Проводят руками по щекам, подбородку).
Солнышко улыбнулось. Жучка обрадовалась, побежала к Петушку.
Воспитатель предлагает детям сделать много маленьких солнышек, чтобы большое Солнце больше не скучало и не пряталось.
Дети за столами выполняют работу (индивидуально) приемами скатывания, придавливания. Воспитатель выполняет показ, помогает и контролирует выполнение.
3. Подведение итогов.
Информация о работе Формирование нравственных качеств у детей раннего возраста