Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:27, курсовая работа
Цель данной работы: описать формирование нравственных качеств у детей раннего возраста.
Гипотеза работы: формирование нравственных качеств у детей наиболее продуктивно к концу раннего периода жизни( 2-3 года).
Для достижения цели и подтверждения гипотезы в работе выдвинуты следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
Описать возрастные особенности раннего периода;
Описать особенности формирования нравственных качеств у детей раннего возраста;
Рассмотреть дидактические принципы и методики формирования нравственных качеств у детей раннего возраста.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Проблема формирования нравственных качеств у детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе
Возрастные особенности детей от 0 до 3 лет
Особенности формирования нравственных качеств у детей раннего возраста
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Дидактические принципы формирования нравственности у детей раннего возраста
2.2 Методики формирования нравственных качеств у детей раннего возраста
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
На каждом шагу дети встречаются с тем, что взрослые выражают различное отношение к тем или иным явлениям и оценивают их определенными словами. Самые первые слова-оценки «хорошо» и «плохо» сопровождаются интонацией голоса, иногда мимикой и жестами, которые усиливают действие этих слов. Сначала дети подражают взрослым и высказываются лишь по поводу того, что им хорошо известно, что прочно вошло в их пока еще небольшой жизненный опыт. Но постепенно они начинают расширять круг своих суждений. Бывает, и ошибаются. («Плохая бабушка! Зачем она коврик палкой бьет?», «Мама, у тебя некрасивая кофточка, она грязная» — а у мамы белая кофточка с черными пятнышками.)
Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения. Ведь почти все требования взрослых выражены либо словом нельзя, либо словом надо. Взрослые вводят и слово можно, и ребенок начинает пользоваться этим словом, чтобы попросить разрешения сделать что-нибудь.
Выводы по 1 главе
Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активное участие в своём нравствен ном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Концепция раннего детства по Л.С. Выготскому – Д.Б. Эльконину.
Новообразования возраста: развитие восприятия, интеллекта, речи.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте: «ребенок – предмет – взрослый».
Основная деятельность – предметно-манипулятивная.
Доминирующая функция сознания – восприятие.
Определяющая роль в развитии ребенка – насыщенная предметная среда, взаимодействие со взрослым.
Базовые потребности ребенка:
- в любви и принятии
- в манипулировании предметами
- во взаимодействии со взрослым.
Возрастные особенности раннего периода:
- развитие речи;
- развитие игровой деятельности;
- формирование собственного «Я» и отделения от взрослого;
- кризис 3 лет.
Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве:
- нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения ко взрослому;
- выполнение ребенком
нравственных норм и правил
поведения направлено на
- выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создаёт основу для нравственного развития малыша;
- требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша - ситуативности и импульсивности;
- нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;
- у малыша складываются
оценочные суждения («хороший», «плохой»)
сначала как подражание
- нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое;
- формируются первые
нравственные привычки и
- создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Дидактические принципы формирования нравственности у детей раннего возраста
Педагогика рассматривает нравственное воспитание, как активный целеустремленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.
Поэтому, используя различные методы нравственного воздействия, воспитатель должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников.
Ядро нравственности составляют нормы и правила поведения. Они проявляются в поступках людей, в их поведении, управляют моральными взаимоотношениями. Любовь к Родине, добросовестный труд на благо общества, коллективизм, взаимопомощь, другие нормы нравственности – это неотъемлемые элементы сознания, чувств, поведения и взаимоотношений.
Личность каждого ребенка, забота о его моральном развитии – сегодняшнем и перспективном – требуют повседневного внимания со стороны воспитателя. Его поведение, поступки, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребенка примером.
Нравственное развитие ребенка осуществляется тем более успешно, чем теснее контакт между детским садом и семьей, когда родители прислушиваются к советам и мнениям воспитателя. У детей раннего возраста активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. У малышей велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к близости с воспитателем.
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучив содержание соответствующего раздела «Программы воспитания в детском саду», распределяет материал по занятиям, соблюдая последовательность от простого к сложному.
Успешное выполнение программы требует повторности занятий. Важно, чтобы намеченные программные задачи были освоены всеми детьми данной группы.
Опыт показывает, что обычно это не может быть достигнуто на одном занятии, так как одни дети быстро реагируют на всякое внешнее воздействие (в данном случае побуждение сделать что-то или назвать предмет), другим для этого требуется более длительный срок.
Получаемые на занятиях знания и умения должны быть достаточно прочными, устойчивыми настолько, чтобы дети применяли их в играх, при выполнении режима. Для прочного усвоения программных требований всей группой необходима неоднократная повторность одних и тех же занятий. Опыт показывает, что при повторении занятий растет активность детей.
Вместе с тем наблюдения показывают, что точное воспроизведение предыдущего занятия может иногда привести к снижению заинтересованности детей, к механическому усвоению программного материала. Поэтому при повторении занятий с применением нескольких предметов или игрушек, сохраняя одно и то же программное содержание, следует непременно привлекать новый материал дополнительно к уже известному.
Нецелесообразно на занятии решать одновременно несколько дидактических задач, так как в раннем возрасте дети способны сосредоточиться только на чем-нибудь одном. Разнообразие занятий достигается также усложнением заданий. С теми детьми, которые и после повторений продолжают испытывать затруднения, проводится индивидуальная работа. Она дает возможность избежать излишних повторений со всей группой, которые приводят к тому, что детям становится скучно.
Эффективность дидактических занятий с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путем повторения прочных знаний и умений у всех детей группы, следует заботиться и о том, чтобы сохранить у детей интерес к занятиям, стремиться к тому, чтобы они выполняли все, что от них требуется, охотно и с удовольствием.
В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут еще заставить себя делать то, что не вызывает их интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия.
Необходимо помнить о культуре проведения занятий, важным компонентом которой является эстетика материалов, которые предлагаются детям. Дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид: картинки цветные; игрушки целые, не сломанные; кирпичики, кубики, шарики чистые, хорошо окрашенные.
Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них бодрое, хорошее настроение. Они занимаются охотно, с интересом, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний и умений.
Живость поведения, выразительность речи воспитателя усиливают также впечатление от новых и ярких игрушек или других предметов, которые используются на дидактических занятиях.
2.2 Методики формирования нравственных качеств у детей раннего возраста
Нравственное воспитание детей осуществляется в бытовой деятельности. Это обусловлено тем, что большая часть времени в соответствии с режимом дня отводится на различные процессы, связанные с удовлетворением жизненных потребностей малыша.
Повседневные действия, которые многократно совершают дети (умываясь, одеваясь, раздеваясь и др.), понятны им, доступны для выполнения. В детском саду есть условия, позволяющие сравнительно быстро закрепить приобретенные навыки, которые оказываются очень важными для воспитания у детей самостоятельности и навыка культурного поведения. Вот почему воспитатель уделяет этому особое внимание.
Так, при обучении умывания подвести малыша к умывальнику и сказать: «Ты, Максим, умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом незаметно для ребенка помочь ему аккуратно и чисто умыться. Во время умывания можно расказать потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».
Важно иметь ввиду, что наряду с выработкой умения умываться, здесь развивается речь детей, происходит обучение элементарным формам положительных взаимопониманий, воспитываю различные культурные навыки. Объяснять детям, что в умывальной комнате надо вести себя организованно: не толкаться, не шуметь. Не мешать другим, уступать место девочкам и т.д. Обращать внимание детей: «Посмотрите, ребята, Дианочка уже помыла и вытерла руки и стоит спокойно ждет остальных детей».
На протяжении всего дня ребенок раннего возраста должен слышать и понимать речь взрослого, а также сам принимать участие в разговоре с ним. Детям даются поручения: «Поставь свой стульчик на место», «Принеси мне мяч», «Вытри ротик салфеткой». Все эти задания ребенок должен выполнить, если он понимает речь воспитателя. Здесь мы развиваем речь ребенка и воспитываем его нравственные качества.
Какие бы действия не производил воспитатель с детьми, он всегда должен использовать в своей речи стихи, потешки, песенки, что важно для развития речи детей. Видимые достижения в понимании окружающих помогают взрослым регулировать поведение ребенка, способствуют развитию его памяти, мышления, делают его жизнь увлекательной.
При рассматривании иллюстраций в книгах необходимо побуждать детей к разговору: «Кого ты видишь на картинке? Как кричит киска? А что она любит? Эти вопросы позволяют детям вступить в контакт с воспитателем и ответить на вопросы.
При проведении занятий вносить игровые моменты, чтобы заинтересовать ребенка, помочь ему разрешить какую-либо ситуацию. Например, при разучивании стихотворения «Уронили Мишку на пол» вносится игрушка Мишки. Дети здороваются с ним. Обращать внимание на его печальный вид и рассказываю про него стихотворение.
Уронили Мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Дети жалеют Мишку, гладят его, стараясь ему помочь – запоминают стихотворение. Здесь прививается детям любовь к животным, воспитывается желание ему помочь и параллельно развивается память и речь.
Обучение ребенка речи – трудоемкое каждодневное занятие, требующее от воспитателя любви, терпения, понимания, упорства. Следует иметь в виду, что ребенок избирательно относится к окружающим взрослым. Он охотно вступает в общение с тем, к кому относится с симпатией и доверием.
Для малыша речевая активность – огромный труд. Иногда эмоции настолько захлестывают его, что ему не до слов и он прибегает к пантомимике. Ребенку приходится приложить большие усилия, чтобы вспомнить слово или правильно его произнести. Взрослому следует быть терпеливым. Не надо торопить малыша. Не говорить за него, не гасить его активность, иначе он на долго замолчит.
Речь взрослого оказывает первостепенное значение на развитие детской речи, так как выступает в качестве образца для подражания. Воспитатель должен говорить четко, выразительно, не торопясь. Каждое слово необходимо повторить в разных ситуациях, в разных сочетаниях с хорошо знакомыми словами, чтобы ребенок понял его смысл: «Кругом снег. Пришла зима. Зимой мы катаемся на санках. Мы любим зиму». Надо, чтобы речь воспитателя была эмоционально окрашенной, привлекательной для малыша.
Информация о работе Формирование нравственных качеств у детей раннего возраста