Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 13:11, курсовая работа
Теоретическое обоснование и практическая проверка пути формирования вкуса
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Анализ литературы по проблеме…………………………………6
1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьного
возраста………………………………………………………………9
1.3 Психологические особенности проявления музыкального вкуса
у младших школьников……………………………………………13
1.4 Особенности формирования музыкальной культуры младшего
школьника…………………………………………………………..18
1.5 Урок как основная форма развития музыкального вкуса……21
ГЛАВА 2 РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО
ВКУСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Выявление уровня музыкальной культуры детей младшего
школьного возраста…………………………………………………25
2.2 Хоровое пение как средство формирования музыкального
вкуса…………………………………………………………………..30
2.3.Развитие музыкального вкуса в процессе восприятия
музыкальных произведений………………………………………35
Заключение …………………………………………………………………….38
Список использованной литературы ……………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ар Крым
Республиканское высшее учебное заведение
«крымский инженерно-педагогический университет»
Кафедра методик начального обучения
Курсовая работа на тему:
Формирование основ музыкального вкуса
у детей младшего школьного возраста
Студентки________________
психолого-педагогического факультета
заочной формы обучения
специальности «Начальное обучение»
группы________ ,курса________
______________________________
Научный руководитель:
____________________________
Преподаватель кафедры МНО
__________________________
___________________
Симферополь, 2009г
Содержание
Введение ………………………………………………………
1.1 Анализ литературы по проблеме…………………………………6
1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьного
возраста…………………………………………………………
1.3 Психологические особенности проявления музыкального вкуса
у младших школьников……………………………………………13
1.4 Особенности формирования музыкальной культуры младшего
школьника………………………………………………………
1.5 Урок как основная форма развития музыкального вкуса……21
ГЛАВА 2 РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО
ВКУСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Выявление уровня музыкальной культуры детей младшего
школьного возраста…………………………………………………25
2.2 Хоровое пение как средство формирования музыкального
вкуса…………………………………………………………………
2.3.Развитие музыкального вкуса в процессе восприятия
музыкальных произведений………………………………………35
Заключение ………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………….40
«Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача …»
(А.А. Мелик Пашаев)
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
В культуре, как в совокупном
исторически развивающемся
Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют развитые музыкальные вкусы.
Общие психолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны Л.С. Выготским, В.Г. Ивановым, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, В.Г. Максимовым и другими.
Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д.Б. Кабалевский, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Рыцарева, Т.В. Челышева и другие. В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались А.Ф. Любова, Л.В. Моисеева, Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, О. Апраксина. В области развития музыкальной культуры в условиях профессиональной подготовки учителя музыки Т.А. Колышева, Р.А. Тельчарова, Н.В. Соколова.
Однако все перечисленные
изучения музыкального интереса относятся
к области массового музыкально
Направленность подвижнической деятельности авторов концепций на процесс гуманизации школы имеет глубокий смысл. Отличительной особенностью современных концепций являются критическое осмысление предшествующего опыта эстетического воспитания школьников, возвышение значимости искусства в школьном процессе, преемственность с традициями педагогики и культуры. Последующий этап в музыкальной педагогике связан с разработкой путей совершенствования отдельных аспектов музыкального воспитания и развития учащихся музыкальной культуре.
Настоящий период отмечен все возрастающим вниманием исследователей к проблеме музыкальной культуры как целостного явления. В то же время интеграция различных областей знания оставляет за каждой из них право специфического ракурса изучения феномена музыкальной культуры.
С точки зрения социологии музыкальная культура представляет собой вид художественной культуры и изучается как жизнь музыки в обществе (Б. Асафьев, Р. Грубер, М. Коган, А. Сохор и другие).
Перспективность направления музыкально-педагогических исследований в сфере музыкальной культуры требует своей дальнейшей разработки. Особо актуальным представляется изучение музыкальной культуры детей младшего школьного возраста, так как с психолого-педагогических позиций этот период является наиболее сензитивным в формировании музыкального вкуса и ее культуры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие).
Однако проблемы целенаправленного формирования музыкальной культуры младших школьников в единстве классных и внеклассных форм работы изучены недостаточно полно.
Таким образом, выявлено противоречие между объективной необходимостью музыкального воспитания средствами музыкальной культуры и, недостаточно разработанность содержания вкуса младших школьников.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: “Формирование основ музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста”.
Цель исследования. Теоретически обосновать и практически проверить пути формирования вкуса.
Предмет исследования. Формирование вкуса в процессе развития музыкальной культуры.
Объект исследования. Развитие культуры младших школьников на уроках музыки.
Гипотеза исследования заключается в следующем: развитие музыкальной культуры младших школьников будет более эффективным, если целью уроков музыки будет формирование способности воспринимать, оценивать, исполнять высокохудожественный музыкальный материал. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
В ходе работы применялись теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и музыкальной литературы по исследуемой проблеме, анализ передового педагогического опыта; изучение этнопедагогического материала. Применен системный подход в изучении сущности проблемы.
1.1 Анализ литературы по проблеме
На основании огромного педагогического опыта В.Н. Шацкая ясно и полно определила цели массового музыкального воспитания. Так, в 1947г. в статье «Воспитание музыкального вкуса» она писала: «Массовое музыкальное воспитание должно внести свою долю в формирование мировоззрения советских школьников, в воспитание их моральных качеств, воли, характера. Необходимо привить детям интерес и любовь к музыке, расширить их музыкальный кругозор, воспитать их музыкальный вкус и научить понимать музыкальную речь». [26]
Вследствие такого понимания социальной роли музыки Валентина Николаевна реже пользовалась термином «обучение» музыке, предпочитая говорить «воспитание средствами музыки». Она считала, что подлинно глубокое воздействие искусства может иметь место только при осознанно-эмоциональном его восприятии, подготовленном соответствующей целенаправленной работой, включающей и овладение определенными навыками и знаниями. Интересные мысли высказаны В.Н. Шацкой при ее анализе школьной программы, касающиеся вопроса освоения детьми музыкальной грамоты, объема знаний и навыков, приобретаемых учащимися на занятиях хоровым пением и при слушании музыки: «Ограниченность времени, уделяемого музыке в учебном плане школы, не позволяет говорить о музыкально-теоретических или музыкально-исторических знаниях в том объеме, как мы можем дать их учащимся.
Это еще не основы музыкальной науки, это лишь самые первые элементарные представления, выработка которых имеет целью помочь учащимся более сознательно и более активно воспринимать музыку и, уже в результате накопленного опыта вызывать у них стремление получить в дальнейшем знания о законах строения музыкальной речи, научиться лучше понимать музыкальный язык. Однако и эти элементарные понятия следует давать в строгой последовательности, в определенной системе. Само собой разумеется, что выразительные средства песни или инструментального произведения рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязях – сначала немногих, основных, а потом более сложных и разносторонних. Таким образом, изучение музыкального произведения, о котором говорит программа, предусматривает его целостное, эмоциональное восприятие, суждение о нем, раскрытие его содержания и тех выразительных средств, которые особенно ярко раскрывают образ. Все это вместе взятое должно привить навыки не только слушать, но и слышать музыку, правильно оценивать ее, что и способствует воспитанию художественного вкуса и усиливает значение музыки в идейном и нравственном воспитании детей.[3]
В программах Д.Б. Кабалевского принципиально новым является сам подход к задачам музыкального воспитания. Опираясь на то положительное, что создано в истории развития музыкального воспитания в школе, в частности, на идеи Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, Д.Б. Кабалевский рассматривает музыку как органическую часть жизни, как саму жизнь. Поэтому и цель школьных уроков музыки он видит в том, чтобы «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров».[23]
В позиции Д.Б. Кабалевского видим, что по этому вопросу, формированию личности ребенка он также высказывает совершенно точное мнение: «Уже с первых уроков первоклассники учатся самому главному, что должна давать школа: не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем. В данном случае – не только слушать музыку, но и размышлять о ней». [12]
Весь пафос педагогической деятельности Д.Б. Кабалевского направлен на то, чтобы учитель музыки не понимал узко свою задачу в школе: разучивание с детьми какого-то количества песен, прохождение с ними указанных в программе произведений. Он пишет: «Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же, как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем незаменимым средством формирования их духовного мира».[22]
Многочисленные исследования музыкальных интересов и вкусов школьников всех возрастов говорят о том, что и сейчас значительный перевес в предпочтении «довольно обычно» имеют не те произведения, которые учитель считает художественными. Последовательно и глубоко рассматривает Б. Асафьев. Интересны его мысли о том, какие произведения прошлого признаются художественными и как следует учителю относиться к художественным нормам при раскрытии учащимися «принципа отбора», имеющего место в постоянном процессе развития музыки как общественного явления.[15]
Информация о работе Формирование основ музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста