Формирование основ музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Теоретическое обоснование и практическая проверка пути формирования вкуса

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Анализ литературы по проблеме…………………………………6
1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьного
возраста………………………………………………………………9
1.3 Психологические особенности проявления музыкального вкуса
у младших школьников……………………………………………13
1.4 Особенности формирования музыкальной культуры младшего
школьника…………………………………………………………..18
1.5 Урок как основная форма развития музыкального вкуса……21

ГЛАВА 2 РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО
ВКУСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Выявление уровня музыкальной культуры детей младшего
школьного возраста…………………………………………………25
2.2 Хоровое пение как средство формирования музыкального
вкуса…………………………………………………………………..30
2.3.Развитие музыкального вкуса в процессе восприятия
музыкальных произведений………………………………………35

Заключение …………………………………………………………………….38
Список использованной литературы ……………………………………….

Файлы: 1 файл

курсоваяЗера.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Все эти способности  в сочетании с умением почувствовать  содержание музыки представляют собой музыкальность.

В основу центральной  теории музыкально-педагогической науки  – теории музыкально-эстетической культуры личности – должны быть положены три ведущих философско-методологических принципа – деятельности, отражения и целостности развития личности. Наметим их содержание и функции в построении теории музыкально-эстетической культуры школьника, а также значение в существующей теории формирования музыкально-эстетической культуры школьника, созданной Д.Б. Кабалевским.

В музыкальной деятельности развиваются природные музыкальные задатки школьника, его музыкальное чувство, вкус, любовь к музыкальному искусству, понимание музыки, способность к музыкальному исполнительству и творчеству. Освоить музыкальную культуру, персонифицировать ее можно исключительно по средствам музыкальной активности, которая различна по видам и формам.       Б.В. Асафьев выделял три вида творческой музыкальной деятельности, из которых складывается институт музыкальной культуры общества – это деятельность «композитора – исполнителя – слушателя». В музыкально-педагогической литературе последних лет (Кабалевский Д.Б., Апраксина О.А., Абдуллин Э.Б., Ветлугина Л.А.) большое внимание уделяется исследованию форм музыкальной деятельности учащихся, способствующих становлению их музыкальной культуры, таких как пение, игра на музыкальных инструментах, ритмические упражнения и др. Однако не у всех авторов присутствует в работах понимание причинного знания музыкальной деятельности в формировании музыкальной культуры личности.

Для музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского принцип деятельности – один из важнейших методологических источников. Задача формирования музыкальной культуры ребенка решается успешно там, где активными творцами в мире музыки выступают сами школьники, а учитель лишь направляет их активность. В концепции Д.Б. Кабалевского музыкальная культура и музыкальная деятельность образуют процессуальное тождество. Музыкальная деятельность выступает как предпосылка, условие, процесс, форма, итог проявления музыкальной культуры школьника.

Итак, музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Ее характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активизировать в единстве. Только тогда учитель сможет в комплексе решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Таким образом:

    • развитие музыкальных способностей является важным условием воспитания музыкальной культуры;
    • музыкальное развитие – сложный процесс, который осуществляется в определенной системе;
    • последовательное развитие музыкальных способностей осуществляется в разносторонней активной музыкальной деятельности;
    • планируя работу на уроке, учитель должен опираться на систему развития музыкальных способностей школьников.

 

 

2.2 Хоровое  пение как средство формирования музыкального вкуса

 

Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской  деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира учащихся; становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

Хоровое пение играет большую роль, как в формировании личности учащегося, так и в развитии музыкальных способностей, таких как чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слухового представления и т.д. Для хорового искусства как коллективного вида творчества основной задачей является достижение общехорового ансамбля и строя, которые во многом зависят от уровня развития вокальной интонации у певцов хора. Поэтому большое внимание следует уделять вокально-интонационной работе.

Проблемой вокального интонирования  занимались такие деятели хорового искусства, как А.А. Егоров, В.Л. Живов, В.И. Краснощеков, Д.Л. Локшин, В.Г. Соколов, Г.А. Струве, Г.П. Стулова, П.Г. Чесноков и др.

Пение представляет собой  сложный психологический процесс  с различными взаимопроникающими сторонами. Причем значительная часть его протекает  автоматически. Поэтому очень важно определить цели и задачи вокально-интонационной работы для получения более эффективных результатов.

Работа над чистой интонацией, как и собственно сам  процесс чистого пения, является для исполнителей кропотливой слуховой работой, требующей непрерывного внимания к каждому звуку.

Пение унисона как  основа вокальной интонации требует  от участников хора навыков правильного  звукообразования, работы певческого дыхания, единой вокальной манеры, которые дают в итоге  общий хоровой тембр.

Главной задачей дирижера при работе с хором является выработка у певцов одинаковых вокально-слуховых ощущений в сферах вокально-дыхательного механизма, фонации, артикуляции. Вырабатывая интонационный унисон, нужно систематически давать для распевания попевки с простым движением мелодии, в несложном ритме и в умеренном темпе.

Работа над вокальной  интонацией должна осуществляться параллельно  с работой по увеличению диапазона голосов певцов хора. Как показывает наш опыт, целесообразно в начале занятий попросить плохо интонирующих детей спеть знакомую им песню в удобной для них тессуре. Определив высоту исполнения можно предложить спеть на этих звуках какие-либо слоги, постепенно прибавляя по одному звуку. Такой прием нужно использовать в ситуации, когда диапазон голоса ребенка оказывается смещенным от диапазона, в котором обычно поют дети.

Обращаясь к высоким  звукам, можно также добиться чистого  и естественного звучания детских голосов. Исследователи отмечают, что многие дети имеют низкий разговорный голос и переносят характер звучания речи в свое пение. Связывая эти процессы между собой, они предлагали детям говорить и читать на высоких звуках, а на занятиях пением петь «высоким звуком». Начиная пение с высокого регистра детского голоса, они сближали новые для детей звуки с привычными им низкими. Этот прием можно также использовать, когда педагог хочет вызвать у ребенка, «гудящего» на одном низком звуке новое для него ощущение, возникающее при пении верхних звуков.

Чистота интонации во многом зависит от тесситурных трудностей. Например, интонирование большой секунды в восходящем движении в среднем регистре не требует особого напряжения голосовых связок, но зато спеть эту же секунду чисто во второй октаве гораздо труднее, так как здесь требуются не только слуховые навыки певцов, но и навыки пения в высоком регистре. Поэтому особое внимание следует уделять работе над вокально-хоровой техникой певцов.

Вокально-хоровая работа является важнейшей формой музыкальной  деятельности в системе массового музыкального воспитания. Пение – одна из самых активных и доступных форм музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей, вкуса ребенка, пение в хоре несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат. Поэтому не вызывает сомнений, что хоровая работа должна занимать значительное место на уроке музыки в общеобразовательной школе.

Учитель должен обладать определенным объемом хороведческих знаний, владеть собственным голосом, игрой на музыкальном инструменте, а также основными приемами дирижирования. Кроме того, важным условием успешной организации вокально-хоровой работы являются такие личностные качества учителя, как эмоциональная активность, увлеченность, педагогическая находчивость, креативность. Огромное значение в процессе работы с детьми имеет слуховой контроль – способность правильно оценить качество звучания. Учитель должен осознанно стремиться к воспитанию в себе этих качеств.

Одна из задач, стоящих  перед школьными занятиями музыкой, – научить каждого ученика, поющего в хоровом коллективе, владеть певческим голосом, вначале не всегда податливым и гибким. Можно считать, что способность к пению так же естественная, как и способность к речи. Разница лишь в том, что говорить учатся все, а петь – сравнительно немногие. Поэтому неспособность управлять своим голосом, наблюдаемая у определенной части «хоровых неофитов» в начале занятий, оказывается результатом певческой безнадзорности и поддается исправлению и развитию личностного вкуса. Хоровая активность коллектива вытекает как естественное следствие активности отдельных его членов. Вместе с тем известно, что активность в общении с музыкой значительно продвигает дело музыкального развития учащихся.

Как коллективная форма  музыкального исполнительства хоровое  пение имеет перед сольным несколько важных преимуществ музыкально-эстетического и воспитательного порядка. В исследовании С.Д. Кулиева особо подчеркивается активизирующая роль коллективного музицирования в становлении индивидуального художественного вкуса, музыкальных способностей, личностных качеств. «Совместные занятия учащихся с разным уровнем способностей в одном музыкальном коллективе играют большую роль как в воспитательной работе вообще, так и в музыкальном, эстетическом развитии школьников».

Хор – такой вид  исполнительского коллектива, которому подвластно исполнение многоголосных произведений полифонического и гармонического склада. Вот почему можно утверждать, что хор дает возможность в полной мере развивать опорную музыкальную способность – гармонический слух, выступающий средством целостного познания произведений музыкальной классики и сочинений с современным стилем музыкального письма.

В процессе хорового пения  все музыкальные проявления ребят  обнаруживаются более отчетливо и ясно, нежели при восприятии музыки. в ходе работы над произведением нечеткость музыкально-слуховых представлений тотчас же передается исполнению, влияя на точность воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка. То же можно сказать и о выразительности исполнения. Если понимание учащимися характера музыкального образа, средств выразительности исполняемого произведения еще недостаточно, если произведение не освоено эмоционально и технически, то и исполнение будет поверхностным, неглубоким. И наоборот – четкость, ясность представления исполнительской «сверхзадачи», общая музыкальная культура коллектива немедленно передается и исполнению. Оно становится осмысленным, ярким, художественно выразительным, подлинно музыкальным.

Процесс хорового пения  создает хорошую возможность  наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. Из практики известно, что индивидуальное обучение музыке, когда преподаватель занимается с учеником «один на один», в какой-то мере сковывает учащегося, который отлично понимает, что все его музыкальные и человеческие проявления являются предметом наблюдения педагога в каждую минуту выполнения музыкального задания. Это осознание подчас весьма отрицательно сказывается на внешних проявлениях музыкального чувства ученика, которое ему как бы «неудобно» проявлять в присутствии взрослого человека – учителя.

А в хоровом коллективе учащиеся чаще всего не замечают момента, когда именно они являются объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.

Хоровое пение  как средство формирования вкуса. Коллективная форма хорового исполнения делает его ценным средством формирования вкуса школьников. На это обращал внимание наш великий педагог – К.Д. Ушинский. Хочется остановиться на некоторых его высказываниях о формирующем значении хорового пения.

К сожалению, большинству  из нас хорошо известен лишь лозунг, который якобы принадлежит Ушинскому: «Запоет школа – запоет народ!»  Однако историкам педагогики хорошо известно, что ничего подобного Ушинский не говорил. По отношению к хоровому пению он высказывался гораздо тоньше и содержательнее. Он говорил о хоровом пении как о могучем средстве, оживляющем и освежающем человека, располагающем дружных певцов к дружному хорошему делу.

Ратовал за хоровое школьное пение и Д.Б. Кабалевский, утверждающий, что «…постепенное расширение и  оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление».

В исследовании Г.С. Федорова, проведенном под руководством академика  В.Н. Шацкой, подтвердилась рабочая гипотеза, заключающаяся в утверждении, что «…наиболее эффективной формой музыкально-эстетического воспитания детей в процессе певческой работы на уроках музыки может быть только классный хор».

Хоровое пение, являясь  активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся на уроке. Под хоровой организацией он подразумевает создание обстановки, которая бы, с одной стороны, обеспечивала успешные занятия классного хора, а с другой – способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви к этому виду и вкусов исполнительской деятельности.

Информация о работе Формирование основ музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста