Формирование основ музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Теоретическое обоснование и практическая проверка пути формирования вкуса

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Анализ литературы по проблеме…………………………………6
1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьного
возраста………………………………………………………………9
1.3 Психологические особенности проявления музыкального вкуса
у младших школьников……………………………………………13
1.4 Особенности формирования музыкальной культуры младшего
школьника…………………………………………………………..18
1.5 Урок как основная форма развития музыкального вкуса……21

ГЛАВА 2 РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО
ВКУСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Выявление уровня музыкальной культуры детей младшего
школьного возраста…………………………………………………25
2.2 Хоровое пение как средство формирования музыкального
вкуса…………………………………………………………………..30
2.3.Развитие музыкального вкуса в процессе восприятия
музыкальных произведений………………………………………35

Заключение …………………………………………………………………….38
Список использованной литературы ……………………………………….

Файлы: 1 файл

курсоваяЗера.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому обязательным качеством  уроков музыки являются их эмоциональная насыщенность, творчески активное, эстетическое отношение учащихся к любому выполняемому заданию. Самое «сухое» упражнение, вроде приведения класса к общему унисону, может стать эстетически ценным, если учить на нем понимать разницу между звучанием открытым, формированным и округленным, естественным, воспитывать стремление петь красиво. Можно дать детям петь или слушать прекрасные музыкальные произведения, но настолько формально разобрать их, что учащиеся ничего, кроме скуки не испытают.

Чрезвычайно трудно также  сохранить целостность, единство, систематичность музыкального процесса при последовательном приобщении учащихся к содержанию каждого раздела, входящего в урок музыки. И хоровое пение, и слушание музыки, и музыкальная грамота требует определенной логики построения занятий для овладения их содержанием. Вместе с тем только их неразрывная связь на уроке может обеспечить полноценное усвоение материала программы.

Если внимательно присмотреться  к тому, как входит музыка в жизнь  наших учащихся, то мы заметим и  многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьезным  проблемам в музыкальном развитии и воспитании подрастающего поколения. Казалось бы, что современная жизнь благодаря звуковому кино, радио- и телепередачам, широкому распространению проигрывателей, магнитофонов настолько насыщена музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не приходится. И стихийно, путем «самодеятельного» удовлетворения личных вкусов и интересов, и планомерно, поскольку музыкальной пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно сопровождает современного человека. Но все же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя.

Таким образом, знания о  музыке, ее видах, жанрах, стилях, о жизни  и творчестве различных композиторов полученные на основе знакомства с самой музыкой, играют огромную роль в расширении музыкального кругозора и в формировании вкуса. Музыкальное обучение и образование ценны не сами по себе, а как важнейший путь музыкального воспитания, то есть воспитания культурного человека с развитыми музыкальными способностями, высоким вкусом, любовью и интересом к музыке. Если учащиеся научились только грамотно петь, понимать нотную запись, знают некоторые произведения, но не испытывают при встрече с подлинно художественной музыкой особого чувства радостного волнения, если музыка не обогатила их духовный мир, не сделала более чуткими, отзывчивыми к людям, к их чувствам, думам и делам, не пробудила благородных стремлений утверждать прекрасное в жизни и нетерпимость ко всему пошлому, безобразному, то желаемая цель не достигнута: дети не получили главного – музыкально-эстетического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2  РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ   МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

    1.    Выявление уровня музыкальной культуры детей младшего

   школьного возраста

 

Если внимательно присмотреться  к тому, как входит музыка в жизнь  учащихся, то мы заметим и многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьезным проблемам в музыкальном развитии и воспитании подрастающего поколения. Казалось бы, что современная жизнь благодаря звуковому кино, радио- и телепередачам, широкому распространению проигрывателей, магнитофонов настолько насыщен музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не приходится. И стихийно, путем «самодеятельного» удовлетворения личных вкусов и интересов и планомерно, поскольку музыкальной пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно сопровождает современного человека. Но все же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя.

Уровень музыкальной  культуры личности младшего школьника характеризуется таким комплексом ее проявлений, как способности, установки, знания, умения, навыки, оценки. Все эти формы или слагаемые музыкально-эстетической культуры школьников возникают на основе его музыкальной деятельности и развитого музыкального сознания.

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Так, в пении, во время слушания музыки, на занятиях ритмикой, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произведениями, учатся их понимать, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения. Поэтому разнообразнее и активнее осуществляется развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей.

Музыкально-эстетическая культура младшего школьника выступает  как единство способностей, музыкально-эстетических знаний, навыков, поведения, чувств, оценок. Она выражается:

    • в наличии и развитости музыкальных задатков и способностей;
    • в содержании эстетических способностей ребенка, установок на музыкально-педагогическую деятельность;
    • в системности и глубине музыкальных знаний;
    • в музыкально-эстетической активности, проявляющейся в умениях, навыках, как необходимых элементах музыкально-педагогического творчества;
    • в развитости чувственно-оценочного отношения и образного мышления, позволяющего ориентироваться в многообразии музыкальных ценностей, формировать через механизмы ценностных ориентаций восприятия, переживания, оценки, вкусы, идеалы и взгляды.

Развитие чувства культуры невозможно вне понимания традиций и новаторства в искусстве, вне исторического ракурса, в установлении общих принципов, законов развития стилей как «обычаев»; как отражения особенностей музыкального мышления. Оно, прежде всего, сказывается в постижении общности принципов развития, формообразования материала той или иной культуры, того или иного стиля, в характере образной сферы. Ведущими признаками, основными чертами музыкальной культуры являются распевность, вариативность.

Воспитание музыкальной  культуры школьников невозможно без  развития у них музыкальных способностей, которые развиваются в музыкальной  деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.

Значение развития музыкальных  способностей состоит в том, что  они дают школьникам возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи. Это в свою очередь является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей.

Музыкальные способности  бывают общие – необходимые для  осуществления любой музыкальной  деятельности и специальные. Для  учителя музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности  учащихся:

    • способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями;
    • ладовое чувство;
    • музыкально-ритмическое чувство.

Способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми  представлениями. Музыкальный слух – способность человека полноценно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности; основа музыкального мышления и музыкально-оценочной деятельности.

Освоение элементов  музыкальной грамоты в донотный период направлено на развитие слуха  учащихся, на соединение музыкально-слуховых представлений со зрительными при различении высоты звуков в мелодиях ограниченного диапазона (вверх, вниз, на месте), динамики (тихо – громко), темпа (быстро – медленно – умеренно), контрастных регистров (высокие и низкие звуки). А также на основе развития интонационного слуха: осуществление постепенного перехода от донотного периода к нотному, знакомство со знаками нотного письма путем осмысления интонаций музыкальной речи, в процессе восприятия и детского музицирования: пения, пластического интонирования, игры на детских музыкальных инструментах, инсценирования, ритмических и вокальных импровизаций; закрепление основных понятий нотной грамоты, их мелодическое и ритмическое оформление.

Движения, элементарное музицирование чрезвычайно эффективно для формирования музыкально-слуховых представлений, осознания средств выразительности. Сотворчество через движение, игру на инструментах активизирует эмоционально осознанное отношение к воспринимаемому. А также хороший музыкальный слух развивается у тех детей, которые занимаются в хоре или в любом другом музыкальном коллективе. В то же время, именно хороший музыкальный слух относится к высшим критериям при отборе кандидатов на пение музыкальных произведений. Слух является и одним из важнейших показателей во время приемных испытаний в музыкальные школы. Это противоречие во многом объясняется особенностями развития музыкальных способностей.

Ладовое чувство. Лад – основа музыки. Существует два лада – мажорный и минорный. Построение: мажор – тон – тон – полутон – тон – тон – полутон; минор – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Развивается тогда, когда  идет:

    • формирование представлений о ладовой интонации как носителе образной характеристики;
    • формирование представлений о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых и неустойчивых ступенях, ручных знаках – символах ладовых ступеней, нотной записи;
    • формирование представлений о ладе и его разновидностях (лад – порядок; в музыке – это система взаимосвязи музыкальных звуков; у народов разных континентов сложились свои лады, например, у европейских – мажоро-минорная система).

Роль лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя.

Значение лада – это  как средство воплощения музыкального образа, связь лада с другими элементами музыкального языка.

Ладовое чувство способствует развитию умения учащихся внимательно  выслушивать музыкальное произведение с ярко выраженными жанровыми признаками и жизненным содержанием; пробуждение эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку в атмосфере класса. Совершенствование умения анализировать и сопоставлять интонационные особенности музыки ярких представителей национальных культур.

Использование инструментов с целью развития ладового чувства  обусловлено рядом причин. Среди учащихся младших классов есть немало детей со слабо развитым музыкальным слухом, плохой координацией между голосом и слухом. Для них усвоение ладовых представлений только в певческой деятельности составляет определенную трудность.

На уроке учащимся предлагается музыкально-дидактический материал, на котором они могут играть и петь. На его основе школьники последовательно знакомятся со ступенями мажора, минора и их характерными интонациями.

На музыкальном материале  учащиеся знакомятся с конкретным элементом лада. Первые представления о той или иной интонации мажора, минора дети приобретают в процессе восприятия, пения и слухового анализа мелодии песни. Как только они смогут ее узнать в нотной записи по ручным знакам ладовых ступеней, рекомендуется предложить им сыграть мелодию песни на звуковысотных инструментах.

Сущность ладового развития заключается в том, чтобы дети на собственной практике убедились  и почувствовали, что любая мелодия  состоит из совокупности ладовых интонаций.

Развитие чувства  ритма. Музыкально-ритмическое чувство – способность ориентации в длительности звуков в их временной последовательности. Оно происходит следующим образом:

    • восприятия и воспроизведения равномерной пульсации метрических долей в музыке;
    • различения сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес;
    • восприятия соотношения различных длительностей на примере несложных, хорошо знакомых детских песен;
    • осознания выразительной и изобразительной сущности ритма, развития внутреннего ритмического слуха;
    • формирования понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности;
    • определения выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений;
    • осознания значения ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка.

Музыкально-ритмическая  деятельность младших школьников целесообразно  планировать следующим образом. Деятельность учителя должна быть направлена вначале на активизацию дошкольного  опыта детей, а также освоение движений: а) танцевальных; б) физкультурных.

Закрепление представлений  об элементах музыкальной речи, средствах  выразительности происходит в творческих заданиях, связанных с импровизацией и драматизацией песен, пьес для слушания.

Музыкально-ритмическая  деятельность учащихся на уроке направлена на закрепление приобретенных ранее навыков выразительного движения и освоения более сложных, на формирование умения творчески использовать знакомые движения в плясках. Опыт, приобретенный ребятами при выполнении маршевых и танцевальных движений, способствует формированию представлений о пульсации сильных и слабых долей в музыке, соотношении двух ритмических единиц, а также освоению нотной записи.

Информация о работе Формирование основ музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста