Формирование патриотизма у младших школьников в системе дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение путей формирования патриотизма у младших школьников в системе дополнительного образования. Для чего ставились следующие задачи:
1) Изучить понятие патриотизма как качества личности младшего школьника
2) Рассмотреть особенности формирования патриотизма в условиях дополнительного образования.
3) Выявить уровни патриотизма у младших школьников.
4) Выявить эффективные методы и приемы формирования патриотической воспитанности младших школьников в условиях дополнительного образования.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы формирования патриотизма у младших школьников 7
1.1.Характеристика патриотизма как качества личности младшего школьника 7
1.2. Особенности формирования патриотизма в младшем школьном возрасте в условиях дополнительного образования .13
Вывод по первой главе…………………………………………………………..19
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотизма у младших школьников в условиях дополнительного образования 21
2.1 Диагностика уровней сформированности патриотизма у младших школьников 21
2.2. Методы и приемы по формированию патриотизма у младших школьников в условиях дополнительного образования 28
Вывод по второй главе…………………………………………………………..34
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Приложение………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.ЭДЕМОВА.ПМ-32.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

Это свидетельствует  о необходимости создания системы  патриотического воспитания детей  младшего школьного возраста.

Духовно-нравственное направление базируется на идее актуализации духовных сил ребенка. Духовность сегодня  рассматривается  как свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. В названии направления выделяются два аспекта: духовный как синоним устремленности, направленности личности на достижение личностно значимого идеала и нравственный – система гуманных отношений к окружающему миру.

На современном  этапе развития образовательной  системы учреждения дополнительного образования выступают сферой, позволяющей педагогам наиболее успешно реализовывать программы патриотического воспитания. Это объясняется спецификой их социально-педагогической деятельности, возможностями и условиями работы учреждений дополнительного образования.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы по первой главе, которыми могут пользоваться учителя и  педагоги дополнительного образования, заинтересованные в патриотическом воспитании младших школьников.

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе.

 

Патриотическое  сознание – это отражение субъектом  значимости своего Отечества и готовности предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов. Оно является детерминантой патриотического  поведения, а так же морально –  нравственным регулятором взаимодействия субъекта с объектом его патриотической деятельности.

Патриотическая деятельность – это способ воплощения патриотического  сознания и реализации всех видов  воздействий субъекта на объект патриотизма, совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей. Эта деятельность составляет материальную основу патриотизма, его реально ощущаемую и видимую сторону. Она основывается на единстве рациональной, эмоциональной и волевой составляющих патриотических действий. Эти действия можно считать патриотическими, если они направлены на служение Отечеству, если они выражают социально нравственную ответственность личности за судьбу своей страны.

Патриотизм  выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, любого другого субъекта государства, осознающего свою тесную связь с Отечеством. Социальная роль и значимость этих субъектов проявляются в деятельности, соответствующей интересам Отечества. Дальнейшее развитие этой деятельности осуществляется посредством заинтересованного участия личности в процессах, происходящих в обществе в интересах возрождения России, обеспечения ее гражданам необходимых социально-экономических, правовых, культурных и политических условий для их полноценной самореализации.

Многовековая  история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо  создать сильную державу. Поэтому  патриотическое воспитание всегда и  везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Воспитание  патриотизма и гражданственности  неразрывно связано с развитием  духовности, нравственности и мировоззрения   личности, трактовка этих качеств и процессов являлась предметом особой дискуссии и в философии, и в педагогике.

Воспитание  патриотизма у младших школьников – это долговременный процесс, сформировать патриотические чувства помогает дополнительное обучение молодого поколения, которое учитывает особенности и интересы обучающихся.

Таким образом, особые условия деятельности детских  объединений в учреждениях  дополнительного образования, создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, личностно ориентированный подход и реализация принципа единства обучения, воспитания и развития детей формируют позитивную мотивацию к деятельности патриотического характера у подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотизма у младших школьников в условиях дополнительного образования

2.1 Диагностика уровней сформированности патриотизма у младших школьников

 

Исследования  уровня сформированности патриотизма  у младших школьников проходила  в творческом объединении «Почемучки» МКОУ ДОД Дома детского творчества с. Старая Полтавка Волгоградской области. (ученики 1 «А» класса МБОУ «Старополтавская СОШ»).

В исследовании участвовали 8 учеников 1 класса. Исследование состояло из нескольких этапов.

Для изучения патриотизма как личностного качества ребенка был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: наблюдения, беседы, опрос, анкетирования, анализа суждений детей.

К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.

Опрос – метод исследования, заключающийся  в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко   используются также беседа, социометрические методики, сравнительные исследования.

Анкетирование – метод массового  сбора материала, с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

С учетом возрастных особенностей детей  использовались следующие формы  и приемы работы:

1.работа  в библиотеке;

2.интервью, опрос родственников;

3.работа  с документами;

4.практические  занятия;

5.работа  в компьютерном классе;

6.дискуссии; 

7.беседы;

Выделяют три уровня (высокий, средний и низкий) сформированности  патриотизма младшего школьника:  

- высокий уровень – учащийся имеет глубокие знания содержания таких базисных понятий и категорий, как «патриотизм», «Родина», «Отечество», «героизм», «долг перед Родиной», положительное отношение к этим понятия, убеждение в их значимости, готовность и способность отстаивать общественно и личностно значимые идеалы. Данные знания и чувства проявляются в самостоятельности  суждений, умении отстаивать свои позиции. Высоко развито стремление к самореализации через участие в мероприятиях патриотической направленности, в конкурсах, олимпиадах за честь школы и т.д.;

- средний уровень – учащийся имеет достаточно хорошие, но неполные знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной», однако данные знания не соотносятся с реальностью, оставаясь на уровне только общих умозрительных представлений, не проявляясь в суждениях. При понимании необходимости и полезности деятельности общественной направленности, участие в этой деятельности носит ситуативный характер,  нуждается в стимулировании со стороны;

- низкий уровень  – знания о сущности понятий  «патриотизм», «патриот», «Отечество»,  «долг перед Родиной» весьма  поверхностны, наблюдается негативное отношение к этим знаниям. Наблюдается пассивное потребительское отношение к общественному достоянию, проявляется стремление всячески уклониться от патриотически-направленной деятельности, беспринципность, отрицательное поведение по отношению к природе, народному достоянию.

На первом этапе  исследования было проведено наблюдение за воспитанниками в процессе занятий  творческого объединения. В ходе наблюдения обращалось внимание на такое  качество как патриотизм. Исследуемое  качество личности оценивалось по трех бальной системе:

0 баллов –  качество личности не сформировано;

1 балл – низкий  уровень сформированности;

2 балл – средний  уровень сформированности;

3 балл – высокий  уровень сформированности исследуемого  качества 

личности.

Результаты  наблюдения представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни сформированности патриотизма у младших школьников в условиях дополнительного образования.

 

 

патриотизм  как качество личности

Кол-во баллов

0

1

2

3

Кол-во воспитанников

2

1

3

2


        

        Из данной таблицы видно, что чувство патриотизма не сформировано у двух воспитанников творческого объединения, что составляет 25 % от общего количества воспитанников; низкий уровень сформированности данного качества у одного воспитанника – 12,5%; три воспитанника имеют средний уровень сформированности чувства патриотизма – 37,5 % и всего два воспитанника обладают высоким уровнем сформированности патриотизма – 25 %.

Представим  данные показатели графически (рис. 1.1.)

Рис. 1.1. Распределение  показателей уровней сформированности патриотизма у младших школьников.

 

С целью выявления  у детей сущности патриотического  воспитания в ходе очередной беседы по заданной теме было проведено анкетирование  на тему  «Я – гражданин России». Анкета содержала следующие вопросы:

1. Ты знаешь, в какой стране, государстве мы  живем?

2. Какой город  является столицей нашей Родины?

3. В каких  городах нашей Родины ты уже  успел побывать?

4. Ты знаешь цвета нашего флага?

5. Ты знаешь, что такое национальность?

6. У тебя есть друзья другой национальности?

7. Что такое памятник?

8. Зачем нужны памятники?

9. Какие памятники  ты знаешь?

10. Какие ты знаешь стихи и песни о Родине?

        В результате анкетирования были  получены следующие данные.

        У воспитанников творческого объединения вызвали затруднения вопросы по символике России. Из десяти предложенных вопросов только два воспитанника ответили на 9 и 8 вопросов, три воспитанника правильно ответили только на 6 вопросов, два ответили на 4 и 5 вопросов, в то время как один воспитанник ответил всего лишь на 3 вопроса. 

    

  Представим  данные показатели графически (рис. 2.1.)

Рис. 2.1. Распределение  показателей первичного анкетирования  воспитанников на тему «Я – гражданин  России».

 

Следующим этапом исследовательской работы была встреча с ветераном великой отечественной войны Власовым Николаем Андреевичем. Целью данного мероприятия являлось создание условий для привития воспитанникам чувства гордости и уважения к ратным подвигам своего земляка.

           В ходе мероприятия было проведено наблюдение за воспитанниками творческого объединения с целью выявления их познавательного интереса к данному мероприятию.

Исследование  так же оценивалось по трехбалльной системе:

0 – воспитанник  не заинтересован в данном мероприятии;

1 – низкий  уровень заинтересованности;

2 – средний  уровень заинтересованности;

3 – высокий  уровень заинтересованности;

      Результаты наблюдений фиксировались педагогом и представлены в таблице 2.

 

Таблица 2.

Уровень заинтересованности воспитанников в мероприятии.

 

 

Заинтересованность  воспитанников в данном мероприятии.

Кол-во баллов

0

1

2

3

Кол-во воспитанников

1

1

2

4


 

В результате наблюдений, согласно таблице 2, следует выделить, что из восьми участников данного  мероприятия один не испытывал никакого интереса к встрече с ветераном, что составляет 12,5 %, один воспитанник обладал низким уровнем заинтересованности – 12,5 %; средним уровнем заинтересованности обладали два воспитанника творческого объединения – 25 %, и только четыре воспитанника обладают высоким уровнем заинтересованности – 50 %.

 После встречи  воспитанников творческого объединения  с ветераном была организованна  беседа педагога по следующим  вопросам:

    1. Как я готовился к встрече с ветераном Великой Отечественной войны?
    2. Что нового я узнал в ходе данного мероприятия?
    3. Какие чувства я испытывал, слушая рассказ Власова Н.А.?
    4. Как порядочный человек должен относиться к людям пожилого возраста, к ветеранам?
    5. Чем я мог бы помочь ветерану?

 

В результате беседы было выявлено, что только один воспитанник был мало обрадован встрече с ветераном, принимать участие в беседе и с ветераном и с педагогом по данной теме у него не было желания. Все остальные ребята активно обсудили визит дорогого гостя с педагогом, активно отвечали на вопросы и делились своими впечатлениями.

Информация о работе Формирование патриотизма у младших школьников в системе дополнительного образования