Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение путей формирования патриотизма у младших школьников в системе дополнительного образования. Для чего ставились следующие задачи:
1) Изучить понятие патриотизма как качества личности младшего школьника
2) Рассмотреть особенности формирования патриотизма в условиях дополнительного образования.
3) Выявить уровни патриотизма у младших школьников.
4) Выявить эффективные методы и приемы формирования патриотической воспитанности младших школьников в условиях дополнительного образования.
Введение 3
1.Теоретические основы формирования патриотизма у младших школьников 7
1.1.Характеристика патриотизма как качества личности младшего школьника 7
1.2. Особенности формирования патриотизма в младшем школьном возрасте в условиях дополнительного образования .13
Вывод по первой главе…………………………………………………………..19
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотизма у младших школьников в условиях дополнительного образования 21
2.1 Диагностика уровней сформированности патриотизма у младших школьников 21
2.2. Методы и приемы по формированию патриотизма у младших школьников в условиях дополнительного образования 28
Вывод по второй главе…………………………………………………………..34
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Приложение………………………………………………………………………42
Патриотическое чувство глубоко укоренено в человеческой свободе. Любовь к родине всегда есть дело свободного самоопределения индивидуальной человеческой личности. Она или есть, либо её нет: заставить полюбить кого-то или что-то нельзя. Любовь возникает и развивается, появляется или исчезает спонтанно, не по принуждению и не намеренно.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
В нормальных жизненных и исторических ситуациях патриотизм представляет собой единый эмоционально-волевой комплекс. Именно любовь к родине пробуждает волю к сплочению, единению всех, кто любит родину, ради активного, деятельного, а в определенных ситуациях – жертвенного служения [9, с.57].
Во-вторых, патриотизм, кроме социально-чувственного проявления, находит выражение в других личностных характеристиках, которые отражают патриотическую (патриотически-идеологическую) направленность (то есть зависимость от интересов Родины) мировоззрения, отношений, поведения и деятельности человека: уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; (уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни); стремление к укреплению могущества Родины, готовность к защите Родины, содействие прогрессивному развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов.
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
В-третьих, патриотизм на личностном уровне опосредованно, через интегративные связи с другими качествами, формируемыми иными (кроме патриотического) видами воспитания, характеризует общую воспитанность человека, выражающуюся в целостном мировоззрении, духовности, нравственных идеалах, нормах поведения личности. Он выступает социально-нравственным императивом, характеризующим ценностное отношение человека к Родине и Отечеству и побуждающим его к патриотически-направленной деятельности [9, с.58-59].
Но, представляется, что содержание патриотизма на личностном уровне напрямую зависит от проводимой государством политики по соотношению общественных и личных интересов человека в жизни общества.
Патриотизм
как понятие характеризуют
Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают. Например, протоиерей русской православной церкви –
Дмитрий Смирнов в газете «Известия» 12 сентября 2008 дал следующее определение: «Патриотизм – это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой».
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В настоящее время дополнительное образование детей является неотъемлемой частью образовательного пространства. Система, включающая многопрофильные (дома и центры творчества) и однопрофильные (станции юных техников и экологов) учреждения, выполняет очень важные функции, ставящие ее наряду со школами в разряд востребованных обществом образовательных учреждений. Одной из этих функций является воспитание, развитие и дополнительное образование детей и юношества.
Помимо того, что данный вид образования ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, он обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, создает «ситуацию успеха» для каждого обучающегося и способствует их творческому развитию. Воспитательно-образовательный процесс в дополнительном образовании детей имеет практическую направленность и реализует принцип единства обучения, воспитания и развития. Поэтому педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению и т.д., имеют широкие возможности патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся.
В последнее время в нашей стране была осознана значимость патриотического воспитания. Патриотическое воспитание молодого поколения – это одна из самых главных задач школьных учителей, преподавателей высших, средних профессиональных учебных заведений, педагогов дополнительного образования, так как формирование патриотизма и культуры имеет большое значение в духовном, в социальном, гражданском развитии личности. Чувство патриотизма – это основа нравственности человека, поэтому его необходимо развивать у молодого поколения с детства. Школы, учреждения дополнительного образования и другие учебные заведения должны строить учебный процесс таким образом, чтобы закончив учебное заведение, человек выходил не только с образованием, но и с хорошими человеческими качествами: любовь к Родине, семье, близким; верность долгу; солидарность; уважение к другим народам, странам, их обычаям, традициям; товарищеская взаимопомощь; ответственность за судьбу Родины и своего народа; отстаивание чести и достоинства, свободы и независимости своей Родины; гордость за социальные и культурные достижения своей страны и др.
Можно выделить следующие направления воспитательной работы по развитию патриотизма обучающихся в системе дополнительного образования детей: героико-историческое, военно-патриотическое, краеведческое, культурно-историческое, духовно-нравственное, социально-политическое и т. д.
Героико-историческое
направление патриотического
Социально-педагогическая
Особенности педагогической деятельности в данном направлении связаны с положениями, отраженными в законах Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», в Указе Президента Российской Федерации «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», постановлениях Правительства Российской Федерации [8, с.58].
Система гражданско-нравственного и патриотического воспитания детей предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую совместно с государственными структурами, общественными движениями и организациями не только в массовой, общеобразовательной школе, но и в учреждениях дополнительного образования детей.
Реализации
героико-исторического
Создание военно-патриотических клубов способствует развитию патриотизма у ребенка, формирование у него бережного отношения к своей истории, традициям своего края. Также организация клубов, кружков, научных секций, поисковой работы, проведение соревнований способствуют развитию патриотического воспитания в дополнительном образовании.
Наиболее доступными формами работы в этом направлении считаются беседы и встречи с ветеранами боевых действий, достойными гражданами.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в ОУДОД является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Практический интерес к совершенствованию нравственного и гражданско-патриотического воспитания в области дополнительного образования детей на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип допризывника.
Младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом развития чувства патриотизма, формирования национальных чувств, стереотипов, ценностей, интернационального мировоззрения, развития культуры межнационального общения в многонациональном обществе.
Военно-патриотическое
направление реализует военно-
Огромное значение в военно-патриотическом воспитании имеет общеобразовательная школа. Здесь закладываются основы знаний родного языка, естествознания, истории, других наук, которые дают общее представление об окружающей действительности и человеческой деятельности. В содержание военно-патриотического воспитания школьников включаются культурно-исторический, социально-политический, психолого-педагогический, военно-технический, духовно-нравственный и физический компоненты.
Воспитание у детей младшего школьного возраста начал патриотизма представляет собой процесс целенаправленного воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью обогащения их знаний о родном крае, стране, развития положительной эмоциональной отзывчивости на явления общественной жизни, приобретения опыта общественного поведения.
Сформированность
начал патриотизма основывается
на знаниях детей о родине (родном
городе, крае, его природе, труде
человека, его культуре и т.д.), эмоционально
переживаемом отношении к ним, которое
находит отражение в
Большими возможностями формирования у младших школьников начал патриотизма, как отмечают педагоги-исследователи, обладают занятия по ознакомлению с явлениями общественной жизни, в процессе которых дети знакомятся с родной страной. Исследователи подчеркивают при этом важность правильного отбора содержания образовательного материала, методов, приемов его подачи, формирования у детей интереса к окружающему, действенного освоения полученных сведений.
Знания детей о родине фрагментарны, бессистемны, не отличаются полнотой, глубиной, дети слабо ориентируются в общих понятиях. Дети ситуативно, избирательно проявляют интерес к явлениям окружающей жизни, чувства их неустойчивы, слабо выражены и, как правило, не находят отражения в деятельности. Для большинства детей младшего школьного возраста характерным является отсутствие самостоятельности, инициативы, добросовестности в отношении к труду на общую пользу. Дети не осознают общественную значимость своего труда.