Формирование патриотизма у младших школьников в системе дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение путей формирования патриотизма у младших школьников в системе дополнительного образования. Для чего ставились следующие задачи:
1) Изучить понятие патриотизма как качества личности младшего школьника
2) Рассмотреть особенности формирования патриотизма в условиях дополнительного образования.
3) Выявить уровни патриотизма у младших школьников.
4) Выявить эффективные методы и приемы формирования патриотической воспитанности младших школьников в условиях дополнительного образования.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы формирования патриотизма у младших школьников 7
1.1.Характеристика патриотизма как качества личности младшего школьника 7
1.2. Особенности формирования патриотизма в младшем школьном возрасте в условиях дополнительного образования .13
Вывод по первой главе…………………………………………………………..19
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотизма у младших школьников в условиях дополнительного образования 21
2.1 Диагностика уровней сформированности патриотизма у младших школьников 21
2.2. Методы и приемы по формированию патриотизма у младших школьников в условиях дополнительного образования 28
Вывод по второй главе…………………………………………………………..34
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Приложение………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.ЭДЕМОВА.ПМ-32.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

Патриотическое  чувство глубоко укоренено в  человеческой свободе. Любовь к родине всегда есть дело свободного самоопределения  индивидуальной человеческой личности. Она или есть, либо её нет: заставить полюбить кого-то или что-то нельзя. Любовь возникает и развивается, появляется или исчезает спонтанно, не по принуждению и не намеренно.

Патриотизм проявляется  в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к  своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд  этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

В нормальных жизненных  и исторических ситуациях патриотизм представляет собой единый эмоционально-волевой  комплекс. Именно любовь к родине пробуждает волю к сплочению, единению всех, кто любит родину, ради активного, деятельного, а в определенных ситуациях – жертвенного служения [9, с.57].

Во-вторых, патриотизм, кроме социально-чувственного проявления, находит выражение в других личностных характеристиках, которые отражают патриотическую (патриотически-идеологическую) направленность (то есть зависимость от интересов Родины) мировоззрения, отношений, поведения и деятельности человека: уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; (уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни); стремление к укреплению могущества Родины, готовность к защите Родины, содействие прогрессивному развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов. 

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского  национального характера. Российскому  патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая  направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

В-третьих, патриотизм на личностном уровне опосредованно, через  интегративные  связи с другими качествами, формируемыми иными (кроме патриотического) видами воспитания, характеризует общую воспитанность человека, выражающуюся в целостном мировоззрении, духовности, нравственных идеалах, нормах поведения личности. Он выступает социально-нравственным императивом, характеризующим ценностное отношение человека к Родине и Отечеству и побуждающим его к патриотически-направленной деятельности [9, с.58-59].

Но, представляется, что содержание патриотизма на личностном уровне напрямую зависит от проводимой государством политики по соотношению общественных и личных интересов человека в жизни общества. 

Патриотизм  как понятие характеризуют также  патриотическое сознание; национальное самосознание; патриотические знания; патриотические убеждения; патриотические установки; патриотические ценностные ориентации; патриотические позиции; патриотические идеалы; социально-позитивное (патриотическое) поведение личности; социально-позитивная патриотическая деятельность и др.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают. Например, протоиерей русской православной церкви –

 Дмитрий Смирнов в газете «Известия» 12 сентября 2008 дал следующее определение: «Патриотизм – это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой».

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан  общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

Недооценка патриотизма  как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой  своей Родины, желание сохранять  её характер и культурные особенности  и идентификация себя с другими  членами нации, готовность подчинить  свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и  достойным страницам прошлого.

1.2. Особенности формирования патриотизма в младшем школьном возрасте в условиях дополнительного образования

 

В настоящее  время дополнительное образование  детей является неотъемлемой частью образовательного пространства. Система, включающая  многопрофильные (дома и центры творчества) и однопрофильные (станции юных техников и экологов) учреждения, выполняет очень важные функции, ставящие ее наряду со школами в разряд востребованных обществом образовательных учреждений. Одной из этих функций является воспитание, развитие и дополнительное образование детей и юношества.

Помимо того, что данный вид образования ориентирован на личностные интересы, потребности  и способности ребенка, он обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, создает «ситуацию успеха» для каждого обучающегося и способствует их творческому развитию. Воспитательно-образовательный процесс в дополнительном образовании детей имеет практическую направленность и реализует принцип единства обучения, воспитания и развития. Поэтому педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению и т.д., имеют широкие возможности патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся.

В последнее  время в нашей стране была осознана значимость патриотического воспитания. Патриотическое воспитание молодого поколения – это одна из самых главных задач школьных учителей, преподавателей высших, средних профессиональных учебных заведений, педагогов дополнительного образования, так как формирование патриотизма и культуры имеет большое значение в духовном, в социальном, гражданском развитии личности. Чувство патриотизма – это основа нравственности человека, поэтому его необходимо развивать у молодого поколения с детства. Школы, учреждения дополнительного образования и другие учебные заведения должны строить учебный процесс таким образом, чтобы закончив учебное заведение, человек выходил не только с образованием, но и с хорошими человеческими качествами: любовь к Родине, семье, близким; верность долгу; солидарность; уважение к другим народам, странам, их обычаям, традициям; товарищеская взаимопомощь; ответственность за судьбу Родины и своего народа; отстаивание чести и достоинства, свободы и независимости своей Родины; гордость за социальные и культурные достижения своей страны и др.

Можно выделить следующие направления воспитательной работы по развитию патриотизма обучающихся в системе дополнительного образования детей: героико-историческое, военно-патриотическое, краеведческое, культурно-историческое, духовно-нравственное, социально-политическое и т. д.

Героико-историческое направление патриотического воспитания ориентировано на пропаганду военных  профессий, знаменательных исторических дат, развитие чувства гордости за победу в Великой Отечественной войне и за деяния героических предков. Историческая память народа выступает основой этого направления.

         Социально-педагогическая деятельность  учреждений дополнительного образования  регулируется нормативно-правовыми  актами и документами сферы образования. Эти документы позволяют разрабатывать программы организации социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования по формированию патриотизма у младших школьников.

Особенности педагогической деятельности в данном направлении связаны с положениями, отраженными в законах Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», в Указе Президента Российской Федерации «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», постановлениях Правительства Российской Федерации  [8,  с.58].

Система гражданско-нравственного и патриотического воспитания детей предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую совместно с государственными структурами, общественными движениями и организациями не только в массовой, общеобразовательной школе, но и в учреждениях дополнительного образования детей.

Реализации  героико-исторического направления  в дополнительном образовании детей способствуют следующие виды деятельности: увековечивание памяти погибших защитников Отечества в годы  Великой Отечественной войны; проведение уроков мужества с приглашением ветеранов, вахт памяти, мероприятий в музеях боевой славы; создание портретной галереи героев.

Создание военно-патриотических клубов способствует развитию патриотизма  у ребенка, формирование у него бережного  отношения к своей истории, традициям  своего края. Также организация клубов, кружков, научных секций, поисковой  работы, проведение соревнований способствуют развитию патриотического воспитания в дополнительном образовании.

Наиболее доступными  формами работы в этом направлении  считаются беседы и встречи с  ветеранами боевых действий, достойными гражданами.

Важнейшей составной  частью воспитательного процесса в ОУДОД является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Практический  интерес к совершенствованию  нравственного и гражданско-патриотического воспитания в области дополнительного образования детей на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип допризывника.

Младший школьный возраст является наиболее сенситивным  периодом развития чувства патриотизма, формирования национальных чувств, стереотипов, ценностей, интернационального мировоззрения, развития культуры межнационального общения в многонациональном обществе.

Военно-патриотическое направление реализует военно-патриотическое  воспитание, которое призвано способствовать формированию у граждан страны, особенно у молодежи, патриотических, морально-психологических качеств, необходимых для выполнения задач по обеспечению безопасности Отечества.

Огромное значение в военно-патриотическом воспитании имеет общеобразовательная школа. Здесь закладываются основы знаний родного языка, естествознания, истории, других наук, которые дают общее представление об окружающей действительности и человеческой деятельности. В содержание военно-патриотического воспитания школьников включаются культурно-исторический, социально-политический, психолого-педагогический, военно-технический, духовно-нравственный и физический компоненты.

Воспитание  у детей младшего школьного возраста начал патриотизма представляет собой процесс целенаправленного воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью обогащения их знаний о родном крае, стране, развития положительной эмоциональной отзывчивости на явления общественной жизни, приобретения опыта общественного поведения.

Сформированность  начал патриотизма основывается на знаниях детей о родине (родном городе, крае, его природе, труде  человека, его культуре и т.д.), эмоционально переживаемом отношении к ним, которое  находит отражение в эмоциональных  реакциях младших школьников, их творческой деятельности, потребности больше узнать о событиях, происходящих в стране, желании и стремлении участвовать в труде для других людей, осознании важности своего участия в нем.

Большими возможностями  формирования у младших школьников начал патриотизма, как отмечают педагоги-исследователи, обладают занятия по ознакомлению с явлениями общественной жизни, в процессе которых дети знакомятся с родной страной. Исследователи подчеркивают при этом важность правильного отбора содержания образовательного материала, методов, приемов его подачи, формирования у детей интереса к окружающему, действенного освоения полученных сведений.

Знания детей  о родине фрагментарны, бессистемны, не отличаются полнотой, глубиной, дети слабо ориентируются в общих понятиях. Дети ситуативно, избирательно проявляют интерес к явлениям окружающей жизни, чувства их неустойчивы, слабо выражены и, как правило, не находят отражения в деятельности. Для большинства детей младшего школьного возраста характерным является отсутствие самостоятельности, инициативы, добросовестности в отношении к труду на общую пользу. Дети не осознают общественную значимость своего труда.

Информация о работе Формирование патриотизма у младших школьников в системе дополнительного образования