Формирование представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:36, контрольная работа
Описание работы
Цель: изучить формирование представлений о комнатных растениях у де-тей среднего дошкольного возраста. Задачи: 1). Проанализировать теоретическую и методическую литературу по данной проблеме. 2). Разработать тематическое планирование по формированию представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы».
Содержание работы
Введение ………………………………………………………………………..3 1. Теоретическая часть 1-1. Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста…..5 1-2. Методы и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста……………………………………….9 1-3. Методика формирования представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста………………………………………14 2. Практическая часть …………………………………………………….21 Заключение ……………………………………………...………………………27 Список литературы ………………………………………………..…………..29 Приложение……………………………………………………………………..30
Контрольная работа
по курсу «Эклолгическое развитие»
Тема: «Формирование представлений
о кмнатных растениях у детей среднего
дошкольного возраста».
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3
Теоретическая часть
Психолого-педагогические
подходы к проблеме формирования знаний о комнатных растениях
у детей среднего дошкольного возраста…..5
Методы и средства
формирования знаний о комнатных растениях
у детей среднего дошкольного возраста……………………………………….9
1-3. Методика формирования
представлений о комнатных растениях
у детей среднего дошкольного возраста………………………………………14
Практическая часть …………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………...………………………27
Список литературы
………………………………………………..…………..29
Приложение……………………………………………………………………..30
Введение
В современном мире проблемы
окружающей среды приобрели первостепенное
значение. Насущной задачей стало принятие
мер по защите окружающей среды от загрязнения,
разрушения, сохранения всего разнообразия
живых существ, сбережения генофонда планеты.
В нашей стране это Закон РФ
«Об охране окружающей природной среды»
и Постановление «Об экологическом образовании
обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03.
1998. №4/1-6). В этих документах подчеркивается
роль знаний, как основы будущего мировоззрения
личности. Таким образом, экологическое образование постепенно становится важнейшим
направлением в работе дошкольного учреждения.[2; 318]
Исходным звеном воспитания
осознанного правильного отношения дошкольников
к природе, являются конкретные представления,
отражающие ведущие закономерности живой
природы: многообразие видов, их приспособленность
к среде обитания, изменения роста и развития.
Возможность усвоения таких знаний детьми
среднего возраста раскрыты такими психолого-педагогическими
исследователями как П.Г.Саморукова, И.А.Федотова,
Н.Н.Кондратьева, С.Н.Николаева. Спецификой
системы знаний является ее построение
на конкретном ограниченном по объему
материале, который доступен наблюдению
детей, познанию посредством наглядно-образного
мышления. Возможность таких знаний обоснована работами детских психологов А.Е.Запорожца, Н.Н.Поддьякова.
[2; 327-328]
Экологические знания – это
знания, которые помогают сформировать
у детей определенное отношение к природе,
экологически грамотное и безопасное
поведение, активную позицию, познавательный
опыт в целом. Экологические знания становятся
основой экологического воспитания. [2;
324]
В последние годы в практике
пользуются новыми программами, где определен
круг знаний детей о природе. В программе
«Детство», раздел «Ребенок открывает
для себя мир природы» представляет знакомство
детей с самыми разными явлениями из жизни
растений; в программе «От рождения до
школы» под редакцией Н. Е. Вераксы определяет объем,
содержание и требование к знаниям детей
о природе (растительном и животном мире).
[1,8]
Дошкольный возраст – это период,
когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием
включается в труд взрослых. Поэтому именно этот
возраст является наиболее благоприятным
для приучения детей к труду и формированию
представлений о комнатных растениях.
С.Н.Николаева выделяет экологическое
значение труда, определяет условия активного
взаимодействия с природой. Все это позволяет приобрести
детям необходимые представления об окружающем
мире и, в том числе, о комнатных растениях.
[7; 32]
М.М.Марковская выделила знания
о комнатных растениях, которые должны
быть сформированы у детей пятого года
жизни: « дети должны знать название 4-5 растений,
называть их части (стебель, ветки, листья, цветы), уметь
более точно и подробно описывать растения,
отмечать форму листьев»; детей нужно
научить выполнять следующие операции
по уходу за комнатными растениями: поливать
их водой комнатной температуры, знать
какое растение нуждается в поливе, а какое
нет, протирать пыль; дать понятие о факторах
развития растений: свет, тепло, влага, уход за ними
человека. [6; 38]
Комнатные растения украшают детский сад и в то же время очень удобны для осуществления
образовательных и воспитательных задач.
С помощью комнатных растений проводятся
занятия по ознакомлению детей с растениями,
прививают трудовые навыки по уходу за
ними. [4; 30]
Цель: изучить формирование представлений
о комнатных растениях у детей среднего
дошкольного возраста.
Задачи: 1). Проанализировать теоретическую
и методическую литературу по данной проблеме.
2). Разработать тематическое планирование
по формированию представлений о комнатных
растениях у детей среднего дошкольного
возраста по программе «От рождения до
школы».
1. Теоретическая часть.
1.1 Психолого-педагогические
подходы к проблеме формирования
знаний о комнатных растениях у детей
среднего дошкольного возраста.
Знания детей среднего дошкольного
возраста формируются как в стихийном
познании природы, так и в процессе направленного
умственного воспитания. На протяжении
всего периода дошкольного детства наблюдаются
существенные сдвиги в умственном развитии
детей, формируются общие представления
и понятия, складываются важные мыслительные
операции - умение анализировать,
сравнивать, обобщать.
В ряде психологических исследований
установлено, что темп умственного развития
детей дошкольного возраста очень высок
по сравнению с более поздними возрастными
периодами (А. В. Запорожец, В.С.Мухина).
Детский сад – первое, самое
ответственное звено в общей системе образования.
В дошкольном возрасте закладывается
фундамент представлений и понятий детей,
который обеспечивает его успешное умственное
развитие. [2; 60]
Успешность умственного развития
зависит от характера усваиваемых знаний, а также
от методов обучения. Л.С.Выготским методы обучения рассматриваются как способы
работы педагога с детьми с целью приобретения
последними знаний, умений, навыков, формирования
мировоззрения и развития способностей.
В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической
деятельностью, имеющей образовательное
и воспитательное значение.
Обучение - процесс целенаправленной передачи
общественно - исторического
опыта, организация формирования знаний, умений,
навыков. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями,
определённым опытом, и теми, кто их усваивает
(А.Н.Леонтьев). Существенный вклад в разработку
содержания и методики дошкольного обучения
внесли Е. Н. Водовозова, П.Ф.Лесгафт, Е.
И. Флерина. Они тесно связывали дошкольное обучение с ознакомлением с окружающей
жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих
знаний в содержании образовательной
работы. [2; 168]
Все выдающиеся мыслители и
педагоги прошлого придавали большое
значение природе, как средству воспитания
детей. Я.А. Коменский видел в природе источник
знаний, средство для развития ума, чувств
и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести
детей в природу», чтобы сообщать им всё
доступное и полезное для умственного
и словесного развития. Идеи К.Д.Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах
Е.Н. Водовозовой, Е.И.Тихеевой, которые
уделяли много внимания природе, как средству
воспитания детей дошкольного возраста.
[2; 326]
В начале 1970-х годов начали проводиться
педагогические исследования, которые
в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального
обоснования методики экологического
воспитания дошкольников. Это было связано
с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детские психологи (В.В.Давыдов, Д. Б. Эльконин
и др.) провозглашали необходимость:
усложнения содержания обучения
– привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности;
построения системы знаний,
усвоение которых обеспечило бы эффективное умственное развитие ребенка. [2; 159]
В дошкольной педагогике начались
исследования по отбору и систематизации
природоведческих знаний, отражающих
ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова,
С.Н.Николаева, Е. Ф. Терентъева и др.) и
неживой (И.С.Фрейдкин и др.) природы. В
исследованиях, посвященных живой природе,
в качестве ведущей была выбрана закономерность,
которой подчиняется жизнь любого организма,
а именно, зависимость существования растений
и животных от внешней среды. Эти работы
положили начало экологическому
подходу в ознакомлении детей с природой.
[2;328]
В дошкольном возрасте основным
мотивом обучения является познавательный
интерес. Именно наличие у детей познавательного
интереса к обучению повышает эффективность
этого процесса и вместе с тем насыщает
его положительными эмоциями. Устойчивый
познавательный интерес активно содействует
глубокому усвоению знаний, формированию
научного мировоззрения, убеждённости.
Исходным звеном формирования
знаний о растениях является система конкретных
знаний, отражающих ведущие закономерности
живой природы: многообразие видов, их
приспособленности к среде обитания, изменения
в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность
усвоения таких знаний детьми среднего
дошкольного возраста доказана психолого-педагогическими
исследователями: П. Г. Саморуковой, И.А.Комаровой,
И.А.Федотовой, Н.Н.Кондратьевой, Е. Ф. Терентъевой.
[2; 327]
Спецификой системы знаний
является ее построение на конкретно-ограниченном
по объему материале, который доступен
наблюдению детей, познанию наглядно-образного
мышления. В целом, все ученые сходятся
в одном: знания - необходимый
компонент формирования полноценной личности
ребенка (С.Н.Николаева). [7]
Эффективность умственного
воспитания, прежде всего, зависит от содержания
занятий, от того, какие знания, в какой системе
и последовательности необходимо дать
детям дошкольного возраста.
Опираясь на первоначальный
опыт и личные впечатления детей, педагог,
прежде всего, пополняет их представления
конкретными существенными сведениями.
Они необходимы для формирования у дошкольников
отчётливого разностороннего, обобщённого
знания о познаваемом явлении. Для этого
педагог старается в первую очередь заполнить
существенные пробелы в знаниях детей,
помогает увидеть главное в наблюдаемом
явлении, заставляет внимательнее всмотреться
в действия человека, чтобы понять их назначение.
В ходе обучения ребёнок овладевает
знаниями постепенно, поэтапно. Условно
можно выделить несколько таких этапов.
Каждому этапу соответствует определённый
уровень знаний и возможностей ребёнка
в осмыслении природных явлений, а также
определённая направленность педагогического
руководства умственной деятельностью
дошкольников.
На первом этапе происходит
количественное накопление конкретных
сведений о конкретном явлении. Задача
педагога - управлять процессом ознакомления детей с определёнными
явлениями таким образом, чтобы они усваивали
наиболее существенные его признаки, чтобы
представления складывались у детей отчётливо,
неискажённо.
На втором этапе под руководством
воспитателя продолжается увеличение
общего объёма конкретных признаков и
одновременно опыта, которое, взаимодействуя
с вновь усваиваемыми знаниями, обусловливает
порождение новых, неожиданных знаний,
выступающих в виде догадок, предположений.
Эти знания не всегда отчётливы, однако,
они дают тот материал, который является основой
активной мыслительной деятельности детей,
на определённом этапе которой ребёнок
приходит к достаточно ясным суждениям.
В дальнейшем всё большее количество
сторон явления приобретают для ребёнка
отчётливость, между ними устанавливаются
определенные взаимосвязи, и знания выстраиваются
в единую, связную систему. У ребёнка образуется
целостное представление о явлении. На
установлении с детьми связей и отношений
между всеми сторонами явления и должно
быть сосредоточено главным образом внимание педагога. В результате у дошкольников
складываются одновременно и дифференцированные,
и обобщённые представления о явлении.
Переход от одного этапа к другому
происходит в ходе целенаправленного
педагогического руководства процессом
детского познания. Соблюдение определённой
последовательности в формировании представлений
детей о растениях делает этот процесс
более управляемым, а складывающиеся у
детей знания - более отчётливыми,
полными и упорядоченными. [2;173]