Формирование представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

Цель: изучить формирование представлений о комнатных растениях у де-тей среднего дошкольного возраста.
Задачи: 1). Проанализировать теоретическую и методическую литературу по данной проблеме. 2). Разработать тематическое планирование по формированию представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть
1-1. Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста…..5
1-2. Методы и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста……………………………………….9
1-3. Методика формирования представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста………………………………………14
2. Практическая часть …………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………...………………………27
Список литературы ………………………………………………..…………..29
Приложение……………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 75.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу «Эклолгическое развитие»

Тема: «Формирование представлений о кмнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста».

 

 

 

Содержание

 

 Введение ………………………………………………………………………..3

 

  1. Теоретическая часть
    1. Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста…..5
    2. Методы и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста……………………………………….9

1-3. Методика формирования представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста………………………………………14

 

  1. Практическая часть …………………………………………………….21

 

Заключение ……………………………………………...………………………27

 

Список литературы ………………………………………………..…………..29

 

Приложение……………………………………………………………………..30

 

 

Введение

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения, разрушения, сохранения всего разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты.

В нашей стране это Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03. 1998. №4/1-6). В этих документах подчеркивается роль знаний, как основы будущего мировоззрения личности. Таким образом, экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольного учреждения.[2; 318]

Исходным звеном воспитания осознанного правильного отношения дошкольников к природе, являются конкретные представления, отражающие ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения роста и развития. Возможность усвоения таких знаний детьми среднего возраста раскрыты такими психолого-педагогическими исследователями как П.Г.Саморукова, И.А.Федотова, Н.Н.Кондратьева, С.Н.Николаева. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Возможность таких знаний обоснована работами детских психологов А.Е.Запорожца, Н.Н.Поддьякова. [2; 327-328]

Экологические знания – это знания, которые помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную позицию, познавательный опыт в целом. Экологические знания становятся основой экологического воспитания. [2; 324]

В последние годы в практике пользуются новыми программами, где определен круг знаний детей о природе. В программе «Детство», раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» представляет знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений; в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы определяет объем, содержание и требование к знаниям детей о природе (растительном и животном мире). [1,8]

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому именно этот возраст является наиболее благоприятным для приучения детей к труду и формированию представлений о комнатных растениях. С.Н.Николаева выделяет экологическое значение труда, определяет условия активного взаимодействия с природой. Все это позволяет приобрести детям необходимые представления об окружающем мире и, в том числе, о комнатных растениях. [7; 32]

М.М.Марковская выделила знания о комнатных растениях, которые должны быть сформированы у детей пятого года жизни: « дети должны знать название 4-5 растений, называть их части (стебель, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения, отмечать форму листьев»; детей нужно научить выполнять следующие операции по уходу за комнатными растениями: поливать их водой комнатной температуры, знать какое растение нуждается в поливе, а какое нет, протирать пыль; дать понятие о факторах развития растений: свет, тепло, влага, уход за ними человека. [6; 38]

Комнатные растения украшают детский сад и в то же время очень удобны для осуществления образовательных и воспитательных задач. С помощью комнатных растений проводятся занятия по ознакомлению детей с растениями, прививают трудовые навыки по уходу за ними. [4; 30]

Цель: изучить формирование представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи: 1). Проанализировать теоретическую и методическую литературу по данной проблеме. 2). Разработать тематическое планирование по формированию представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы».

 

 

 

 

1. Теоретическая часть.

1.1 Психолого-педагогические  подходы к проблеме формирования  знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста.

Знания детей среднего дошкольного возраста формируются как в стихийном познании природы, так и в процессе направленного умственного воспитания. На протяжении всего периода дошкольного детства наблюдаются существенные сдвиги в умственном развитии детей, формируются общие представления и понятия, складываются важные мыслительные операции - умение анализировать, сравнивать, обобщать.

В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами (А. В. Запорожец, В.С.Мухина). Детский сад – первое, самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий детей, который обеспечивает его успешное умственное развитие. [2; 60]

Успешность умственного развития зависит от характера усваиваемых знаний, а также от методов обучения. Л.С.Выготским методы обучения рассматриваются как способы работы педагога с детьми с целью приобретения последними знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение.

Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно - исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями, определённым опытом, и теми, кто их усваивает (А.Н.Леонтьев). Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения внесли Е. Н. Водовозова, П.Ф.Лесгафт, Е. И. Флерина. Они тесно связывали дошкольное обучение с ознакомлением с окружающей жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. [2; 168]

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для умственного и словесного развития. Идеи К.Д.Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, Е.И.Тихеевой, которые уделяли много внимания природе, как средству воспитания детей дошкольного возраста. [2; 326]

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детские психологи (В.В.Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашали необходимость:

  • усложнения содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности;

  • построения системы знаний, усвоение которых обеспечило бы эффективное умственное развитие ребенка. [2; 159]

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С.Н.Николаева, Е. Ф. Терентъева и др.) и неживой (И.С.Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно, зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. [2;328]

В дошкольном возрасте основным мотивом обучения является познавательный интерес. Именно наличие у детей познавательного интереса к обучению повышает эффективность этого процесса и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями.  Устойчивый познавательный интерес активно содействует глубокому усвоению знаний, формированию научного мировоззрения, убеждённости.

Исходным звеном формирования знаний о растениях является система конкретных знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленности к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми среднего дошкольного возраста доказана психолого-педагогическими исследователями: П. Г. Саморуковой, И.А.Комаровой, И.А.Федотовой, Н.Н.Кондратьевой, Е. Ф. Терентъевой. [2; 327]

Спецификой системы знаний является ее построение на конкретно-ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию наглядно-образного мышления. В целом, все ученые сходятся в одном: знания - необходимый компонент формирования полноценной личности ребенка (С.Н.Николаева). [7]

Эффективность умственного воспитания, прежде всего, зависит от содержания занятий, от того, какие знания, в какой системе и последовательности необходимо дать детям дошкольного возраста.

Опираясь на первоначальный опыт и личные впечатления детей, педагог, прежде всего, пополняет их представления конкретными существенными сведениями. Они необходимы для формирования у дошкольников отчётливого разностороннего, обобщённого знания о познаваемом явлении. Для этого педагог старается в первую очередь заполнить существенные пробелы в знаниях детей, помогает увидеть главное в наблюдаемом явлении, заставляет внимательнее всмотреться в действия человека, чтобы понять их назначение.

В ходе обучения ребёнок овладевает знаниями постепенно, поэтапно. Условно можно выделить несколько таких этапов. Каждому этапу соответствует определённый уровень знаний и возможностей ребёнка в осмыслении природных явлений, а также определённая направленность педагогического руководства умственной деятельностью дошкольников.

На первом этапе происходит количественное накопление конкретных сведений о конкретном явлении. Задача педагога - управлять процессом ознакомления детей с определёнными явлениями таким образом, чтобы они усваивали наиболее существенные его признаки, чтобы представления складывались у детей отчётливо, неискажённо.

На втором этапе под руководством воспитателя продолжается увеличение общего объёма конкретных признаков и одновременно опыта, которое, взаимодействуя с вновь усваиваемыми знаниями, обусловливает порождение новых, неожиданных знаний, выступающих в виде догадок, предположений. Эти знания не всегда отчётливы, однако, они дают тот материал, который является основой активной мыслительной деятельности детей, на определённом этапе которой ребёнок приходит к достаточно ясным суждениям.

В дальнейшем всё большее количество сторон явления приобретают для ребёнка отчётливость, между ними устанавливаются определенные взаимосвязи, и знания выстраиваются в единую, связную систему. У ребёнка образуется целостное представление о явлении. На установлении с детьми связей и отношений между всеми сторонами явления и должно быть сосредоточено главным образом внимание педагога. В результате у дошкольников складываются одновременно и дифференцированные, и обобщённые представления о явлении.

Переход от одного этапа к другому происходит в ходе целенаправленного педагогического руководства процессом детского познания. Соблюдение определённой последовательности в формировании представлений детей о растениях делает этот процесс более управляемым, а складывающиеся у детей знания - более отчётливыми, полными и упорядоченными. [2;173]

Информация о работе Формирование представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста