Формирование представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

Цель: изучить формирование представлений о комнатных растениях у де-тей среднего дошкольного возраста.
Задачи: 1). Проанализировать теоретическую и методическую литературу по данной проблеме. 2). Разработать тематическое планирование по формированию представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть
1-1. Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста…..5
1-2. Методы и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста……………………………………….9
1-3. Методика формирования представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста………………………………………14
2. Практическая часть …………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………...………………………27
Список литературы ………………………………………………..…………..29
Приложение……………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 75.78 Кб (Скачать файл)
  1. Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызывать и удерживать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста. Растения должны быть похожи на дерево и кусты (герань и бальзамин), ярко цветущими (кливия, примула), с широким плотными листьями (фикус, герань). Воспитателю, безусловно, нужно знать особенности каждого растения, которые находятся в группе.
  1. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

  1. Растения должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.

  1. Уголок природы – место труда и наблюдения детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования. (Для ухода за растениями уголка природы в группе требуется инвентарь: лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли (все хранится в специальном месте). При работе дети одевают клеенчатые фартуки).
  1. Необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и т.д. Размещая обитателей в  уголке  природы, следует  учитывать  их  биологические  особенности и потребности. Так, одни  комнатные  растения  (герань) нуждаются  в  большом  количестве солнечного  света – их  следует  поставить  в  самое  светлое место, другие (узумбарская  фиалка, бегония др) плохо  переносят  солнечные  лучи – их  помещают  в  затемненное  место).

  1. При  размещении  растений учитывается  и  эстетическая  сторона: уголок  природы  должен  радовать  глаз, украшать  интерьер  групповой  комнаты. При  этом, объекты  размещаются  таким  образом, чтобы  дети  могли  свободно подходить, наблюдать за  объектами  уголка  природы.

В  средней  группе кроме  растений для  уголка  природы младших  групп (4-5 видов неприхотливых растений, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами: фикус, примула, бальзамин, колеус, герань)  помещают  еще  алоэ или  агаву (с  мясистыми  листьями, имеющие  зазубрины по  краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую  герань (с  узорчатыми  опущенными  листьями). В  уголке  природы  средней  группы может  брать  до  6-8   видов  растений. Имеются  разные  виды  растений одного  семейства (зональная и душистая  герань, несколько  видов  гераней). [6,4, 5]

Одни растения уголка природы постоянно находятся в группе, их дети могут наблюдать в течение года. Воспитатель по своему усмотрению может внести в уголок и новые растения, с которыми планирует познакомить детей.

Растения уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его наблюдением ребята систематически  наблюдают и ухаживают за комнатными растениями. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая растения, находить сходство и различия между ними, помогает замечать интересные особенности внешнего вида. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту листьев и цветов, на то, как они украшают группу. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного. [5; 17]

Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми. Они также оздоравливают микроклимат помещения, очищают воздух, обогащают его кислородом.

Дети среднего дошкольного возраста систематически привлекаются к выполнению трудовых поручений. Детям предоставляется большая самостоятельность, чем раньше, но при этом повышаются требования к качеству их труда. Дети выполняют работу по уходу за растениями  в присутствии воспитателя, под его контролем и с его помощью. [6;39]

Труд в уголке природы сочетается с обязательными наблюдениями. (Воспитатель предлагает назвать, у какого растения появились новые листья или цветы, подумать и ответить - какое из двух растений можно поливать, а какое не требует поливки).

В процессе ухода за растениями детей знакомят с новым правилом: после поливки растения в лейки надо налить воды и оставить ее до следующего дня.

При определении необходимости полива у детей должен быть «избирательный подход» к растениям при обследовании. Если у растения земля светлая, сухая на ощупь, то оно нуждается в поливе; у другого темная, влажная – оно не требует полива. Детей этого возраста продолжают обучать поливке растений в связи с переходом на зимний режим и в соответствии с биологическими особенностями растений. Правилами полива растений дети могут пользоваться в соответствии с полученными знаниями, каждый раз обдумывая, что и как делать.

По мере необходимости дети рыхлят почву у комнатных растений, определяя потребность в этом по трещинам на земле, по стеканию воды во время поливки. Если корни растений расположены близко к поверхности земли, например как у бегонии, рыхлить землю надо особенно осторожно. Дети помогают воспитателю подкармливать растения, убеждаясь при этом в том, что растения, которые подкармливают, цветут гораздо дольше и красивее, чем те, которые не подкармливали.

Дети усваивают новые и закрепляют усвоенные ранее приемы содержания растений в чистоте. Они учатся протирать «варежкой» пыль с листьев растений так, чтобы не повредить растения. Детям объясняют, что растениям нужно тепло, свет и вода. Если растение особенно светолюбивы (бегония, фикус, примула), а есть тенелюбивые (бегония-Рекс, кливия).

В обучении детей средней группы, чаще, чем в младшей, используют дидактические игры с растениями и их изображениями на картинках. В играх воспитатель упражняет детей в описании растений, учит сравнивать их, называя характерные отличительные черты каждого, учит детей правильно называть растения. Для этого можно использовать на занятиях дидактические игры «чего не стало?», «что изменилось?». Эти игры могут проводиться сначала - с самими растениями,  в последующем – с рисунками или открытками знакомых растений. Это могут быть задания типа «найди растение и приставь к нему его изображение», «найди одинаковые растения» и др. [3; 16]

Знания детей средней группы о комнатных растениях получают существенные дополнения. Дети узнают о том, что растениям для роста и развития нуждаются в тепле, свете, влаге и человеческом уходе. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие - в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.

На занятиях познавательного цикла целесообразно использовались следующие методы:

- сюрпризные моменты;

- наблюдение за комнатными  растениями;

- художественное слово;

- опытническая деятельность;

- фиксация наблюдений. [2; 329]

В среднем дошкольном возрасте рекомендуется знакомить детей с растениями, похожими на дерево, траву, неприхотливыми, цветущими (примула, бегония, герань, бальзамин), с широкими листьями (аспидастра, фикус), контрастными (традесканция, драцена), с растениями, похожими на куст (герань, бальзамин). Воспитатель должен учит детей отмечать сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов, формировать интерес и любовь к растениям, умение замечать изменение в их развитии.

На пятом году жизни дети должны знать названия 4 – 5 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая форму листьев (овальные, круглые). У детей пятого года жизни уже есть некоторые знания о растениях и элементарных приемах ухода за ними. В средней группе эти знания углубляются и расширяются.

 

Выводы по теоретической части контрольной работы

 

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Исследования, посвященных живой природе, положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

 Возможность усвоения знаний о комнатных растениях детьми среднего дошкольного возраста доказана психолого-педагогическими исследователями: П. Г. Саморуковой, И.А.Комаровой, И.А.Федотовой, Н.Н.Кондратьевой, Е. Ф. Терентъевой.

В ходе обучения ребёнок овладевает знаниями постепенно, поэтапно. Переход от одного этапа к другому происходит в ходе целенаправленного педагогического руководства процессом детского познания. Соблюдение определённой последовательности в формировании представлений детей о растениях делает этот процесс более управляемым, а складывающиеся у детей знания - более отчётливыми, полными и упорядоченными.

При знакомстве дошкольников с растениями следует учитывать как своеобразие познаваемого объекта, так и познавательные возможности и особенности (возрастные и индивидуальные) самих детей.

Процесс формирования знаний у детей среднего дошкольного возраста происходит как в стихийной форме, так и в процессе целенаправленного обучения.

При формировании представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста используются наглядные (наблюдения, иллюстративно-наглядный материал), словесные (рассказы, чтение художественных произведений, беседы), игровые (дидактические, творческие), практические методы (опыты, моделирующая деятельность, трудовая деятельность).

Большое значение для формирования представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста имеет уголок природы в групповой комнате. Его оформление, наполнение и система работы с детьми в нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая  часть.

Тематическое планирование «Формирование представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста» по программе «От рождения до школы».

Тема

Форма образовательной деятельности

Задачи образовательной деятельности

Оборудование

Содержание

«Растения нашей группы»

Беседа.

 

Опыт «Растут ли на самом деле растения?» - начало длительного наблюдения.

Выяснить уровень знаний о комнатных растениях у детей (названия каких растений знают дети, зачем нужны растения в помещении?).

Вызвать интерес детей к растениям группы,

Цветы групповой комнаты.

 

 

 

Горшок с бальзамином, «ростомер».

Обратить внимание детей на то, какие в группе «растут красивые растения» (подчеркнуть слово «растения»).

Спросить, как думают дети, почему «растения?»

Предложить проверить, растут ли они на самом деле (в горшок с бальзамином воткнуть палочку, отметив точку верхушки, объяснить, что палочку трогать нельзя – это «ростомер», можно смотреть «только глазками»).

 «Цветок» (знакомство с Бальзамином).

Рассматривание бальзамина.

Коллективная работа «Бальзамин на окошке».

Познакомить с названием «Бальзамин», определить особенности этого растения (красивые цветы).

Обогащение словаря: «цветет», «цветущее растение».

Воспитывать умение чувствовать красоту природы.

Горшок с бальзамином. Ватман с заранее нарисованным горшком с бальзамином без цветов, стоящим на окне, печатки-цветы, мисочки с красной гуашью.

Рассматривание бальзамина, стоящего на столе. (Нравится вам это растение, почему?). Рассказать детям, что этот цветок всегда цветет. Определить на что похожи цветы, где располагаются на растении. (Чтение стихотворения ) Познакомить с другими названиями растениями, с чем они связаны (огонек- красные цветочки, мокрый Ванька – любит воду). Полить растение, обговаривая свои действия.

Поставить на пустой до этого подоконник бальзамин, обратить внимание детей, что он очень красиво смотрится на окне, радует своим видом, улучшает настроение. Спросить детей об их мнениях, с чем они связанны.

Коллективное рисование «Бальзамин на окошке» .

Стебель (сравнение фикуса и бальзамина)

Рассматривание двух растений с разным строением стебля.

 

 

Рисование «Фикус в горшке».

Дать понятие «стебель».

Учить сравнению растений по форме стебля.

Воспитание бережного отношения к растениям.

Закрепить особенности внешнего вида фикуса (один прямой стебель, одинаковые большие листья).

 

Горшки с фикусом и бальзамином.

Листы А4, с изображением цветочных горшков, фломастеры.

Рассматривание фикуса (сходство с деревом). Показать где у растения стебель. Объяснить, что к нему прикрепляются листья.

Попросить найти стебель у бальзамина. Сравнить два растения по строению стебля (у фикуса – один и прямой, как у дерева, у бальзамина - похож на куст - много).

Обратить внимание детей на форму листьев фикуса, способ ухода за ним (протирание влажной фланелевой тряпочкой с детьми).

Индивидуальное рисование «фикус в горшке».

«Листок» (Все такие разные).

Рассматривание растений с разной формой и величиной листьев, сравнение.

Трудовая деятельность детей по уходу за растениями.

Формирование умения рассматривать растения не нанося им вред, правильно ухаживать.

 Формирование представлений  об особенностях строения листочков разных растений.

Бальзамин, фикус, хлорофитум.

Клеенчатые фартуки по количеству детей, фланелевые тряпочки, таз с теплой водой, пульверизатор с прохладной водой.

Попросить детей вспомнить названия растений, помочь в случае затруднения. Спросить, на что они похожи (бальзамин – куст, фикус – дерево, хлорофитум - трава). Попросить показать, где у растений листочки. Обратить внимание детей на разную форму(круг, овал, перо), величину. Спросить какие листочки на ощупь (объяснить, как трогать растения). Показать и рассказать как «умывать» растения. Организовать «баню» для растений с гладкой поверхностью листьев.

На что похоже (трава, дерево,куст)

Рассматривание аллоэ. Прослушивание стихотворения о нем.

Дидактические игры.

Знакомство с новым растением - аллоэ. Воспитание умения воспринимать информацию при прослушивании стихотворения.

Закрепление знаний о строении комнатных растений.

Формирование играть в игры с правилами.

Активизировать употребление в речи названия растений, их частей.

Несколько растений на столе (молодой фикус, несколько бальзаминов, хлорофитум, аллоэ), матрешка.

Вспомнить с детьми названия знакомых растений, особенности их строения. Обратить внимание на новое растение, прочитать о нем стих. Спросить детей , что они узнали об этом растении. При надобности повторить чтение стихотворения. Рассказать о новом растении.

Предложить детям поиграть в дидактические игры «Угадай растение по описанию», «Куда спряталась матрешка?», «Чего не стало?»

«Как правильно поливать растения»

Обследование земли на ощупь.

Опыт с землей разной степени влажности.

Трудовая деятельность.

Обучить детей правилам полива растений. Воспитывать привычку обдумывать, что и как делать.

Формировать понятие о необходимости воды для жизни растений.

Две миски с песком на столе (в одной сухой, в другой- влажный), два прозрачных одноразовых стаканчика. Лейка с водой комнатной температуры. Несколько горшков с растениями на столе с разной степенью влажности земли.

Спросить у детей для чего следует поливать растения.

Провести опыт: Дать потрогать детям сухой песок, объяснить, что в такой земле растение погибнет, дать обследовать влажный песок, объяснить, что это для растений хорошо. Налить в два стаканчика одинаковое кол-во воды вылить в миски. Дать обследовать детям результат. Объяснить, что слишком много воды – тоже плохо. Предложить провести полив растений на столе, предварительно обследовав землю на влажность. Если у растения земля светлая, сухая на ощупь, то оно нуждается в поливе; у другого темная, влажная – оно не требует полива.

Познакомить детей с новым правилом: после поливки растения в лейки надо налить воды и оставить ее до следующего дня.

«Корень: зачем он нужен и как за ним ухаживать?»

Обследование земли на ощупь на предмет степени рыхлости.

Трудовая деятельность.

Обучить детей правилам рыхления растений. Воспитывать привычку обдумывать, что и как делать.

Формировать понятие о необходимости рыхления почвы для жизни растений.

Два горшка с растениями на столе. В одном земля рыхлая, в другом – нет.

Фартучки для работы и палочки для рыхления земли.

Спросить у детей ходят ли растения? рассмотреть с ними плакат с изображением строения растения. Показать корень, объяснить детям, что он нужен для питания, удерживания в земле. Что он очень раним. И тоже требует определенного ухода.  Пригласить к столу обследовать землю в цветочных горшках. Спросить детей, где цветку лучше? Рассказать о рыхлении, для чего оно нужно растениям. Показать, как правильно рыхлить землю в горшке. Предложить детям порыхлить землю, объясняя, что делать это надо осторожно. Предложить детям самостоятельно определить, каким растениям в группе требуется рыхление и полив.

Дети помогают воспитателю подкармливать растения, убеждаясь при этом в том, что растения, которые подкармливают, цветут гораздо дольше и красивее, чем те, которые не подкармливали.

«Фиалка»

Наблюдение.

Обследование.

Знакомство с новым видом растения (фиалкой). Учить обследованию фактуры листа.

Воспитывать умение обследовать растение, не нанося им вред.

Учить описывать растение по образцу воспитателя.

Фиалка узамбарская. Щеточка для смахивания пыли с листочков.

Предложить детям рассмотреть новое растение. Познакомить с названием (фиалка).

Предложить детям «поздороваться с растением». Рассказать о своих ощущениях. Познакомить с понятием «Бархат». Дать для обследования листочки глянцевой и бархатной бумаги, определить на что больше похож лист фиалки. Объясняет, что за такими листочками нужен особый уход. Показывает.

Воспитатель описывает растение (цветущее, невысокое, с овальными, большими, бархатными листьями). Предлагает детям повторить описание.

«Разные сестрички»

Рассматривание.

Сравнение.

Формирование нахождения общего и различного в объектах одного вида.

Воспитание бережного и ответственного отношения к природе.

Бегония крапчатая - два горшка.

Рассматривание с детьми новых цветов в уголке природы. Нахождение общих черт: большие, гладкие, блестящие листья с глубокими прожилками, длинный стебель; отличий: у одной листочки больше, у другой – светлее, точки больше.  Рассказать детям, что растения с одним названием, различаются по внешнему виду, что каждое отлично от другого и неповторимо, и в этом его ценность, потому что другого такого больше нигде нет.

«Все ли любят солнышко?»

Наблюдение. Рассматривание.

Проблемная ситуация.

Формирование понятия о том, что у разных растений разная степень потребности в солнечном освещении.

Кливия, аспидастра.

Рассмотреть с детьми новых растений в уголке природы. Обратить внимание на строение и цвет листьев (сильно вытянутые, крупные, темные). Рассказать, что эти растения относятся к теневыносливым и не очень любят «загорать». Что для аспидастры это очень плохо, она даже может погибнуть, если ее поставить на окошко к бальзамину. 

Объяснить, что даже не все взрослые это знают. Как спасти это растение от солнца? Или от того, чтобы не знающий не поставил его в «опасное» место?

Подвести к решению: карточка (с солнышком в солнечных очках и под зонтом), понятная детям.

 

«Он и вправду вырос!»

Повторное аблюдение. Сравнение.

Формирование представления о том, что растения растут.

Воспитание отношения к растению как к живому организму.

Развитие умения сравнивать показатели разорванные временным отрезком.

Бальзамин с «ростомером», установленным ранее.

Обратить внимание детей на «ростомер» в горшке с бальзамином.  Отметить новую точку роста растения. Сравнить длины. Нужно, чтобы дети сами пришли к выводу, что цветок вырос (когда он подрастет примерно на 1 см.)

«Что мы нового узнали»

Дидактические игры на закрепление названий растений, описания, внешних признаков, особенностей существования.

Обобщение знаний о комнатных растениях.

Закрепление умения описывать растение.

Воспитание умения внимательно слушать описание другого и сопоставлять со своим представлением. Формировать абстрактное мышление.

Виды: бальзамин, фиалка, аспидастра, хлорофтитум. По 2-3 экземпляра. 2 стола.

Дидактические игры по ознакомлению детей с комнатными растениями: «Что изменилось?», «Найди такой же», «Найди по описанию», «Опиши, я отгадаю», «Найди растение по названию».

«Инструкции по уходу»

Моделирующая деятельность

Закрепление представлений о потребностях некоторых комнатных растений.

Воспитание бережного отношения к растениям.

Обучение моделирующей деятельности.

Растения групповой комнаты.

Карточки для моделирующей деятельности. Скоч.

Предложить детям расклеить карточки на цветочные горшки, чтобы все, что они узнали нового о потребностях растений, можно было использовать при уходе за ними. Можно разделить детей на мини-группы и дать для начала – по одному растению. Потом устроить своеобразный «обмен опытом» между группами.


 

 

[3, 5, 6, 8, 9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по контрольной работе

 

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Исследования, посвященных живой природе, положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

 Возможность усвоения  знаний о комнатных растениях  детьми среднего дошкольного  возраста доказана психолого-педагогическими  исследователями: П. Г. Саморуковой, И.А.Комаровой, И.А.Федотовой, Н.Н.Кондратьевой, Е. Ф. Терентъевой.

В ходе обучения ребёнок овладевает знаниями постепенно, поэтапно. Переход от одного этапа к другому происходит в ходе целенаправленного педагогического руководства процессом детского познания. Соблюдение определённой последовательности в формировании представлений детей о растениях делает этот процесс более управляемым, а складывающиеся у детей знания - более отчётливыми, полными и упорядоченными.

При знакомстве дошкольников с растениями следует учитывать как своеобразие познаваемого объекта, так и познавательные возможности и особенности (возрастные и индивидуальные) самих детей.

Процесс формирования знаний у детей среднего дошкольного возраста происходит как в стихийной форме, так и в процессе целенаправленного обучения.

При формировании представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста используются наглядные (наблюдения, иллюстративно-наглядный материал), словесные (рассказы, чтение художественных произведений, беседы), игровые (дидактические, творческие), практические методы (опыты, моделирующая деятельность, трудовая деятельность).

В  средней  группе у  детей  формируется  умение  видеть разнообразие  свойств и качеств предметов и  их  частей: дети  четче  различают особенности  растений, знакомятся  с  условиями, необходимыми  для  их  жизни. Увеличивается  количество  растений, которые  узнают  и  называют  дети. Пополняется  уголок  природы новыми  растениями. Подбираются  комнатные  растения, имеющие  разную  форму и величину  листьев. Дети  овладевают   новыми  приемами поддержания  растений в  чистоте,  обливание  их  из  мелко  сетчатой  лейки или  опрыскивание  из пульверизатора растений  с  мелкими  листьями, обтирание  листьев  влажной  тряпочкой, обмахивание сухой  кисточкой – опущенные  листья.

Информация о работе Формирование представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста