Формирование представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:36, контрольная работа
Описание работы
Цель: изучить формирование представлений о комнатных растениях у де-тей среднего дошкольного возраста. Задачи: 1). Проанализировать теоретическую и методическую литературу по данной проблеме. 2). Разработать тематическое планирование по формированию представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы».
Содержание работы
Введение ………………………………………………………………………..3 1. Теоретическая часть 1-1. Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста…..5 1-2. Методы и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста……………………………………….9 1-3. Методика формирования представлений о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста………………………………………14 2. Практическая часть …………………………………………………….21 Заключение ……………………………………………...………………………27 Список литературы ………………………………………………..…………..29 Приложение……………………………………………………………………..30
В тоже время при знакомстве
дошкольников с растениями следует учитывать
как своеобразие познаваемого объекта,
так и познавательные возможности и особенности
(возрастные и индивидуальные) самих детей.
В среднем дошкольном возрасте
воспитанников детского сада знакомят
и с комнатными растениями, учат узнавать,
различать и называть наиболее яркие,
часто встречающиеся из них. В этом возрасте
детям доступны знания о потребностях
растений: для жизни, роста и развития
растения нуждаются в свете, тепле, влаге,
почвенном питании. Ребята учатся различать
части растений (лист, стебель, корень,
цветок), узнают о функциях некоторых из них. Очень важно
дать воспитанникам элементарные знания
об охране растений. [6; 39]
1.2 Методы и
средства формирования знаний
о комнатных растениях у детей
среднего дошкольного возраста.
Процесс формирования знаний
у детей среднего дошкольного возраста
происходит как в стихийной форме, так
и в процессе целенаправленного обучения.
В обучении дошкольников используются
наглядные, словесные, игровые, практические
методы. В обучении познавательная деятельность
детей тесно связана с практической деятельностью,
имеющей образовательное и воспитательное
значение. Обучение дошкольников будет
более эффективным, если действия ребёнка
практические (Л.С. Выготский). [2; 187]
Важным педагогическим условием
формирования представлений о комнатных
растениях у дошкольников пятого года
жизни является использование наблюдения,
так как оно повышает интерес к природе,
создаёт условия для применения знаний,
в новой ситуации стимулирует развитие
наблюдательности и познавательной активности
детей. В 50-70-е годы XX-го века проводились
исследования, которые позволили вскрыть
особенности познания дошкольниками природы
через наблюдение (Э.И.Залкинд, А.Н.Васильева,
П.Г. Саморукова). В исследованиях утверждается,
что наблюдение - это сложный
вид психической деятельности, включающий
различные сенсорные и мыслительные процессы
и опирающийся на эмоционально-волевые стороны
личности ребёнка. [2; 332]
Целенаправленные наблюдения
дают возможность сформировать не только
конкретные, но и обобщённые представления,
научить детей ориентироваться на наиболее
значимые признаки наблюдаемых объектов
и явлений. С. Л. Рубинштейн рассматривал
наблюдение как результат осмысленного
восприятия, в процессе которого происходит
развитие мыслительной деятельности.
Включение разнообразных органов
чувств в процесс наблюдения обеспечивает
полноту и конкретность формируемых знаний.
Наблюдение необходимо сопровождать точной
речью воспитателя и детей, чтобы полученные
знания хорошо усваивались. Так как наблюдение
требует сосредоточенности произвольного
внимания, педагог должен регулировать
его по времени, объёму и содержанию. Для
успешного достижения поставленной цели
воспитатель продумывает и использует
специальные приёмы, организующие активное восприятие детей: задаёт вопросы, предлагает
обследовать, сравнивать объекты между
собой, устанавливать связи между отдельными
объектами и явлениями природы.
Большую помощь в познании дошкольниками
явлений природы может оказать моделирующая деятельность
- процесс создания предметного, графического
или действенного изображения чего-либо. Моделирование
основано на принципе замещения реальных
объектов предметами, схемами, знаками.
Данный метод рассматривается как
совместная деятельность воспитателя
и детей по построению моделей. Цель моделирования - обеспечить
успешное усвоение детьми знаний об особенностях
растений, их структуре. [2; 333]
Обучение детей моделированию
должно быть связанно с использованием
обследовательских действий. Важно учить
детей планомерно вести анализ и сравнение объектов природы. Например,
при сравнении двух растений - учить вначале
обследовать и моделировать признаки
цветка или листа, а затем стебля, корня.
С дошкольниками можно создавать
и использовать различные модели. Важнейшими
из них являются календари природы, календари
наблюдений за ростом и развитием растения. Календарь интересно рассматривать детям,
потому что они сами рисовали, сами трудились.
Знакомя детей с природой, педагог
использует разнообразный иллюстративно-наглядный
материал: дидактические картины,
репродукции с художественных картин,
фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы.
Иллюстративно-наглядный материал помогает
закреплять и уточнять представления
детей, полученные в ходе непосредственного
восприятия природных явлений. Этот материал
позволяет дать детям представление о
длительно протекающих в природе явлениях
(например, рост и развитие растений). Большое
значение имеет иллюстративно-наглядный
материал в формировании эстетического
восприятия природы, в обогащении эстетических
впечатлений и чувств. [7]
В ознакомлении детей с природой
широко используются разнообразные игры. В практике
дошкольного воспитания применяются две
группы игр - игры с готовым содержанием
и правилами и творческие игры. [3; 12]
Дидактические игры – обучающие
игры с правилами, имеющие готовое содержание.
В процессе дидактических игр дети уточняют,
закрепляют, расширяют имеющиеся у них
представления о растениях. Игры дают
возможность детям оперировать самими
предметами природы, сравнивать их, отмечать
изменения отдельных внешних признаков,
обобщать и классифицировать. Дидактические
игры делятся на:
- предметные игры
с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы). В предметных играх
уточняются, конкретизируются и обогащаются
представления детей о свойствах и качествах
тех или иных объектов природы.
- настольно-печатные
игры типа лото, домино, разрезные и парные
картинки. В этих играх уточняются, систематизируются
и классифицируются знания детей о растениях.
- словесные - содержанием
которых являются разнообразные знания,
имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления
знаний у детей о свойствах и признаках
тех или иных предметов.
Творческие игры природоведческого
содержания - это те, в которых
дошкольники отражают впечатления, полученные
в процессе занятий и повседневной жизни.
Самостоятельный характер творческих
игр не даёт возможности воспитателю использовать
их как метод обучения детей новым знаниям,
навыкам и умениям, но они помогают выявить
степень усвоения детьми тех или иных
знаний, отношений. Воспитатель должен
приглядываться к творческим играм, чтобы
в дальнейшем учесть, какие знания достаточно
усвоены детьми, какие следует уточнить,
расширить.
Для того чтобы знания детей
о растениях были осознаны, в детском саду
используются несложные опыты. Опыт
- это наблюдение, которое проводится в
специально организованных условиях.
Опыты способствуют формированию у детей
познавательного интереса к растениям,
развивают наблюдательность, мыслительную
деятельность. В каждом опыте раскрывается
причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение
для осознания детьми причинно-следственных
связей. [2;330]
Также воспитатель использует рассказы о природе.
Основная цель этого метода - создать у детей
точное, конкретное представление о наблюдаемом
в данный момент или виденном ранее объекте. Рассказ должен привлекать внимание
детей, давать пищу для размышления, будить
их воображение, чувства.
Чтение художественного
произведения для детей дошкольного возраста
помогает воспитателю обогащать их знаниями,
учить их глубже всматриваться в окружающий
мир, искать ответы на многие вопросы.
Чтение художественной литературы
может сопровождать наблюдения в природе.
Это помогает детям полнее ощутить красоту
природы, а также выразительность, точность
языка, осмыслить увиденное.
После чтения художественных
произведений организуется беседа об
одной или нескольких прочитанных книгах.
Цель беседы - помочь детям
глубже узнать растения, обобщить и систематизировать
знания о прочитанном.
Беседа используется воспитателями
с разными дидактическими целями: для
создания интереса к предстоящей деятельности
(перед наблюдением, экскурсией, просмотром
кинофильма); для уточнения, углубления,
обобщения и систематизации знаний детей
о растениях.
В каждой беседе решается задача
развития речи детей. В зависимости от
дидактических целей беседы о природе
принято делить на следующие виды:
- установочная беседа помогает воспитателю
собрать внимание детей, вызвать интерес
к предстоящей деятельности, актуализировать
имеющийся опыт, для того чтобы установить
связь между знаниями, полученными ранее,
и предстоящей экскурсией, наблюдением
и т.д.;
- эвристическая беседа предполагает установление
причин разнообразных явлений природы
с помощью рассуждений. Она направлена
на углубление знаний о взаимосвязях,
существующих в природе, самостоятельное решение детьми
познавательных задач;
- итоговая беседа используется для обобщения
и систематизации знаний детей о растениях.
Итоговая беседа проводится по мере накопления
детьми представлений о растениях и только
при условии, если эти представления усвоены
всеми детьми. В ходе такой беседы задаются
различные вопросы: репродуктивные и поисковые.
Используется сравнение по признакам
различия и сходства. Можно опираться
на опыт детей.
Одним из средств формирования
знаний о комнатных растениях у детей
среднего дошкольного возраста является трудовая деятельность, а именно деятельность детей
в процессе ухода за растениями.
В процессе труда дети практически
познают свойства окружающих вещей, наблюдают
за ростом и изменениями растений, рассматривают
их, знакомясь с условиями их обитания.
У них развивается любознательность, познавательный
интерес. Труд становится важным средством
умственного развития детей (В.Г.Нечаева).
В процессе труда воспитатель продолжает
учить детей отмечать сходство и различия
между растениями по форме, величине, окраске
листьев и цветов, формировать интерес
и любовь к растениям, умение замечать
изменения в их развитии. Это расширяет
их представление о живых растениях, вызывает
живой интерес к ним. [2; 334], [7].
С.Н.Николаева рекомендует организовывать
экологический подход к проведению труда
в природе. Это заключается в том, что его
надо рассматривать как процесс создания
условий для живых существ – обитателей
детского учреждения. Экологический подход
к организации детского труда по уходу
за комнатными растениями – это демонстрация
и осознание посреднической роли человека
в существовании всех тех, кого он решил
выращивать. Человек и его труд – средообразующий
фактор в жизни, необходимо, чтобы это
понимали воспитатели и формировали такое
же понимание у детей.
1.3 Методика формирования представлений
о комнатных растениях у детей
среднего дошкольного возраста
В методике
Марковской М.М. по формированию знаний
о комнатных растениях определено содержание
знаний, выделено влияние труда на рост
и развитие растений. Даны последовательные
трудовые операции по уходу за комнатными
растениями: полив, опрыскивание, мытье
растений, начало обучения рыхлению. В
методике Николаевой С.Н. выделяется роль
труда, как условие создания экологически-развивающей
среды. Саморукова П.Г. раскрывает способы
организации труда при формировании знаний
о комнатных растениях и методику формирования
знаний в процессе ухода за ними. [6,7]
Природа с ее необычайным разнообразием
явлений, животных и растений производит
на детей сильное впечатление. Непосредственное
общение с природой дает ребенку наиболее
яркие представления, чем книжки, картинки
и рассказы взрослых. Познакомить детей
с природой, воспитать любовь к ней поможет
уголок природы детского сада.
У каждой группы детского сада
есть свой уголок природы. Подбор и размещение
объектов в уголок природы проводят в
соответствии с возрастом, руководствуясь
программой, реализуемой в ДУ и Санитарными
Правилами и Нормами. В связи с тем, что
Санитарно-эпидемиологические правила
и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают
размещение аквариумов, животных, птиц
в групповых помещениях, здесь помещают
только растения. [9]
При подборе обитателей уголка
живой природы в средней группе детского
сада следует учитывать ряд требований,
что поможет избежать ошибок и обеспечит
эффективность воспитательного и образовательного
воздействия труда и наблюдений детей.
Вот эти требования:
Растения должны быть типичными
для той или иной систематической или
экологической группы. Это дает возможность
познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями
или образом жизни, характерными для большой группы растений.