Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:51, реферат

Описание работы

Современный ритм развития общества требует от человека сосредоточенности и деловитости, способности организовывать свою деятельность в пространстве с учетом временных рамок. Возникает, с одной стороны, постоянное ощущение нехватки времени, а с другой стороны, человек начинает быстро осваивать новые пространства жизнедеятельности Проблема пространства и времени это не только личная проблема отдельного человека, но и научная проблема

Файлы: 1 файл

Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ И  ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность  исследования.

Современный ритм развития общества требует от человека сосредоточенности и деловитости, способности организовывать свою деятельность в пространстве с учетом временных рамок. Возникает, с одной стороны, постоянное ощущение нехватки времени, а с другой стороны, человек начинает быстро осваивать новые пространства жизнедеятельности Проблема пространства и времени это не только личная проблема отдельного человека, но и научная проблема, которая стала предметом изучения философии, психологии, педагогики, искусствоведения. Философы изучают время и пространство как форму бытия материи, как одни из предельно общих, фундаментальных, отражающих важные, существенные связи отношений действительности (Аристотель. В.Г. Библер. Г.Г. Гадамер. Г. Гегель, Г.В. Лейбниц, Н.И. Лобачевский, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, А. Эйнштейн и др.). Анализ философских работ позволил выделить основные свойства времени, такие как текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм, неповторяемость, длительность и пространства, такие как протяженность, единство прерывности и непрерывности, измеряемость. Между этими категориями существует тесная взаимосвязь. Как отмечал Н.И. Лобачевский, свойства пространства меняются в зависимости от времени. Философские работы, выступившие методологической основой для нашего исследования, позволили сравнить и выделить неразрешенные в педагогической науке вопросы: результативность деятельности ребенка и необратимость времени, протяженность пространства и способность ребенка создавать в нем среду своей собственной деятельности. Именно эти характеристики времени и пространства, на наш взгляд, являются определяющими для воспитания и развития ребенка, но в педагогике они остаются недостаточно освещенными.

В искусствоведении категории пространства и времени  рассматривались как носители исторических, социальных, культурных структур, ценностей, событий, явлений (Д.Л. Андреев, М.М. Бахтин, Е.П. Блаватская, Б.С. Лихачев, Н.К. Рерих, В.В. Розанов и др.). Авторы сходятся во мнении, что пространство является хранителем культурно - исторических ценностей, которые из прошлого через настоящее передаются в будущее время. Культура выступает вечной ценностью, существующей во времени и пространстве, в которых происходит духовное становление личности, формируется творческий опыт и индивидуальность. Как метко заметил Д.С. Лихачев, "...искусство становится искусством времени. Время - его объект, субъект и орудие изображения". Культура - это уникальный способ освоения человеком окружающего его внешнего и внутреннего мира. Однако в педагогической науке вопрос о восприятии ребенком времени в контексте культуры, искусства, выраженном через художественные образы, остается вне поля зрения ученых.

В психолого-педагогических же исследованиях, раскрывающих проблему восприятия произведений культуры, искусства  детьми дошкольного возраста, было отмечено, что дети способны воспринимать художественные образы и средства выразительности, а также ценность, которая заключена в них (В.С. Мухина, Н.А. Дмитриева, Е.В. Квятковский, Э.П. Короткова, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, О.С. Ушакова. Р.М. Чумичева и др.). Осваивая ценности дети осваивают время и пространство посредством материализованных форм бытия человека. Познавая ценности культуры в определенных пространственно-временных рамках, ребенок научается соотносить память о прошлом и собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей. П.Ф. Каптерев отмечал, что педагогика и искусство вообще изучают прошлое и настоящее и, комбинируя их известным образом, стремятся достигнуть в будущем определенного результата. Таким определенным будущим для педагогики является ребенок, способный жить в этом времени, в этом пространстве, в этом движении. Дошкольники, постигая окружающий их мир, в частности, такие категории как пространство и время, воспринимают его специфическим образом (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Т. А. Мусейибова, Т.Д.  Рихтерман и др ). Основными особенностями восприятия дошкольниками времени и пространства являются опосредованность, смешение пространственно - временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и пространства и др. Исследователи отмечают, что время и пространство являются наиболее сложными категориями для восприятия и понимания их детьми дошкольного возраста. У детей наблюдается смешение временных рамок, и время существует лишь в понятии "сейчас", а пространство в понятии "мое". Нам представляется, что, воспринимая произведение искусство "сейчас", ребенок может познать прошедшее, настоящее и будущее время жизни человека

Многие ученые понимают детство как серьезный  феномен культуры и особый  период жизни человека (Б.Г. Безносов, О.И. Губанов, А.П. Желобов, Б.Г. Соколов, Ю.М. Шор, В.П. Щербаков и др.). Изучая различные характеристики детства, авторы обратили внимание на проблему отношения ребенка со временем. Они сходятся во мнении о том, что для ребенка не существует времени, он не берет ответственность за него, не пытается подчинить время себе и создает собственное пространство жизнедеятельности. Анализ философских, психолого-педагогических и искусствоведческих работ позволил обнаружить ряд противоречий между значимостью абстрактных и общих категорий времени и пространства в жизни людей и поздним приобщением детей к усвоению этих понятий не только как формы существования материи, но и как регуляторов их жизнедеятельности; между культурой как знаковым носителем исторического, социального пространства и времени и неразработанностью в педагогической науке технологий, обеспечивающих дошкольникам освоение данных категорий через художественную форму как чувственное и образное их отражение. Данные противоречия определили выбор проблемы и цели исследования.

Цель исследования заключается в разработке педагогических условий, обеспечивающих формирование представлений о времени и пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - деятельность дошкольного образовательного учреждения по формированию представлений о пространстве и времени у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс формирования представлений о пространстве и времени, отражённых в культурных ценностях.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности  представлений детей о пространстве  и времени, отражённых в различных видах искусства.

2. Разработать  содержание и методы,  обеспечивающие формирование представлений и времени и о пространстве, сохраняющих культурные ценности.

3. Разработать  целостную систему занятий по  формированию представлений о  пространстве и времени для детей 5-7 лет.

4. Разработать  модель социальной пространственно  — предметной среды, обеспечивающей  формирования опыта организации  собственной деятельности в определенном  пространстве, регламентированном  временными рамками.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что формирование представлений у старших дошкольников о пространстве и времени, отраженных в художественных образах и являющихся носителями культурно-исторических ценностей, возможно при соблюдении следующих условий:

- создание культуросообразного  интегративного содержания программы,  отражающей ценностные смыслы  пространства и времени в жизни  людей;

- применение  игровых методик, обеспечивающих  формирование у детей пространственно-временных  представлений в процессе познавательной деятельности;

- использование  произведений искусств - литературы  и живописи как педагогических  средств, раскрывающих категории  пространства и времени в художественном  образе;

- организация  социокультурной пространственно-предметной  среды, организующей жизнедеятельность ребенка в пространстве и времени.

Методологической  основой исследования являются теория познания, обеспечивающая усвоение диалектических категорий пространства и времени; философская теория внутреннего функционального механизма культуры, с помощью которого она оказывает воздействие на человека и общество; положения философии, эстетики, психологии и педагогики о роли искусства в формировании личности и eё ценностных ориентации; понимание художественного образа как культуросообразного педагогического средства, обеспечивающего освоение детьми культурно - исторических ценностей.

Научная новизна  и теоретическая значимость исследования состоят в теоретическом обновлении подходов к формированию представлений о времени и пространстве у дошкольников, суть которого состоит в обозначении ценностного смысла времени и пространства в жизнедеятельности человека, отраженной в произведениях искусства; обосновании и экспериментальной апробации системы формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о времени и пространстве, отраженных в художественных образах; в разработке интегративного культуросообразного и философского содержания программы; в разработке целостной системы занятий для детей 5-7 лет и комплексных игровых методов формирования пространственно - временных представлений; в разработке критериев оценки уровня сформированности пространственно - временных представлений.

Практическая  значимость исследования заключается в экспериментальной апробации содержания программы "Ребенок в мире пространства и времени"; в создании методического обеспечения программы (конспектов занятий, подборе литературных и живописных произведений, методических рекомендаций к их применению, дидактических игр); в создании логики процесса учебно-познавательной деятельности старших дошкольников, обеспечивающей формирование представлений о пространстве и времени; в создании социокультурной пространственно - предметной среды жизнедеятельности ребенка,

На  защиту выносятся следующие положения:

1. Содержание программы "Ребенок в мире пространства и времени", построенное на принципе интеграции математического и культуросообразного содержания, отражающего категории пространства и времени как носителей культурных, исторических и личностных ценностей, регулирующих жизнедеятельность людей; включающего понятия "личное время'", "течение моего времени", "свободное и личное пространство". Содержание программы рассматривается как средство формирования представлений о значении времени и пространства в жизнедеятельности людей, о способах их познания, формирования опыта ребенка в использовании пространственно - временных представлений в жизнедеятельности, в формировании наглядно - образного и логически -понятийного мышления.

2. Система педагогических  технологий, включающих формы организации учебно-познавательной деятельности, методы, приемы и средства формирования пространственно-временных представлений, объединенные единым целеполаганием. Основными формами организации учебно-познавательной деятельности выступили "Путешествия во время", "Путешествия в пространство", "Путешествия в мир", содержащих проектировочную, процессуальную и результативную части. Проектировочная часть реализовывалась методами моделирования, индивидуальные и коллективные проекты, мини - эксперименты, классификация схем, соотнесение эталонов и реальности; процессуальная часть - практических и преобразующих эталон действий, альтернативных, сопоставительных и корректирующих приемов; результативная часть - сравнительного анализа, самоанализа, промысливания и совместной деятельности.

3. Принципы построения  социокультурной пространственно  - предметной среды: гуманитарный, интегративности, диалогичности  и аналогии тем реальной действительности  и отражению их в искусстве.  Среда представляет собой систему  вещных элементов как носителей категорий пространства и времени, средств ориентации в пространстве и времени, знаков и символов, обеспечивающих предупреждение, запрет и ориентацию в пространстве и во времени, а также включает литературные и живописные произведения, отражающие пространственно-временные категории.

Исследование  проводилось в четыре этапа:

1 этап (1994 –  1995 гг.) - теоретическое изучением  философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, анализ  процесса обучения детей математике  в детском саду, определение границ исследования, цели, объекта, предмета, разработкой рабочей гипотезы.

2 этап (1995 –  1996 гг.) - создание экспериментальной  модели исследования, поэтапная  разработка задач и методик  исследования.

3 этап (1996 - 1998 гг.) - апробация созданной экспериментальной модели исследования, проверка механизма формирования пространственно - временных представлений у дошкольников и первичная обработка педагогических результатов в ходе эксперимента.

4 этап (1998 –  1999 гг.) - целостное конструирование исследования, обработка полученных данных, формулирование выводов, рекомендаций и заключения.

Достоверность и обоснованность полученных результатов  и выводов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических  позиций автора, разнообразием методов исследования, широким педагогическим экспериментом, проведенным в 10 дошкольных образовательных учреждениях г. Ростова-на-Дону, Сальска, Батайска, Аксая (Ростовской области), Туапсе, Сочи (Краснодарского края), репрезентативностью объема и характера выборок, сочетанием качественного и количественного анализа; поддержкой материалов исследования грантом Российского гуманитарного научного фонда проекта "Экология детства" (№ 96 - 03 - 04265).

Апробация и  внедрение результатов исследования осуществлялась через опубликованные автором статьи в научно - практических и региональных научных сборниках и главу книги "Ребенок в мире культуры"; в ходе выступлений с докладами, лекциями, сообщениями на кафедре дошкольной педагогики РГПУ, на педагогических советах в  Майкопском и Туапсинском педколледжах, на ежегодных научно-практических конференциях в РГПУ; в ходе реализации программы "Ребенок в мире пространства и времени" и методического обеспечения в дошкольных образовательных учреждениях г. Ростова-на-Дону №№ 122, 18, 60, 50, 37; г.Сальска № 13, г. Батайска № 10, г. Аксая № 2, г. Сочи № 44, г.Туапсе № 8.

Структура и  объем диссертации. Диссертация  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Работа изложена на 125 страницах машинописного текста. В списке литературы 207 наименований.

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется цель, объект, задачи, формируется  гипотеза и положения, выносимые  на защиту, характеризуется новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе "Теоретические основы формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста" дан анализ исследований по проблемам развития пространственно — временных представлений у дошкольников в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов, определивших методологическую и теоретическую основу представленной работы.

Информация о работе Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства