Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:51, реферат
Современный ритм развития общества требует от человека сосредоточенности и деловитости, способности организовывать свою деятельность в пространстве с учетом временных рамок. Возникает, с одной стороны, постоянное ощущение нехватки времени, а с другой стороны, человек начинает быстро осваивать новые пространства жизнедеятельности Проблема пространства и времени это не только личная проблема отдельного человека, но и научная проблема
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
Современный ритм
развития общества требует от человека
сосредоточенности и
В искусствоведении категории пространства и времени рассматривались как носители исторических, социальных, культурных структур, ценностей, событий, явлений (Д.Л. Андреев, М.М. Бахтин, Е.П. Блаватская, Б.С. Лихачев, Н.К. Рерих, В.В. Розанов и др.). Авторы сходятся во мнении, что пространство является хранителем культурно - исторических ценностей, которые из прошлого через настоящее передаются в будущее время. Культура выступает вечной ценностью, существующей во времени и пространстве, в которых происходит духовное становление личности, формируется творческий опыт и индивидуальность. Как метко заметил Д.С. Лихачев, "...искусство становится искусством времени. Время - его объект, субъект и орудие изображения". Культура - это уникальный способ освоения человеком окружающего его внешнего и внутреннего мира. Однако в педагогической науке вопрос о восприятии ребенком времени в контексте культуры, искусства, выраженном через художественные образы, остается вне поля зрения ученых.
В психолого-педагогических же исследованиях, раскрывающих проблему восприятия произведений культуры, искусства детьми дошкольного возраста, было отмечено, что дети способны воспринимать художественные образы и средства выразительности, а также ценность, которая заключена в них (В.С. Мухина, Н.А. Дмитриева, Е.В. Квятковский, Э.П. Короткова, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, О.С. Ушакова. Р.М. Чумичева и др.). Осваивая ценности дети осваивают время и пространство посредством материализованных форм бытия человека. Познавая ценности культуры в определенных пространственно-временных рамках, ребенок научается соотносить память о прошлом и собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей. П.Ф. Каптерев отмечал, что педагогика и искусство вообще изучают прошлое и настоящее и, комбинируя их известным образом, стремятся достигнуть в будущем определенного результата. Таким определенным будущим для педагогики является ребенок, способный жить в этом времени, в этом пространстве, в этом движении. Дошкольники, постигая окружающий их мир, в частности, такие категории как пространство и время, воспринимают его специфическим образом (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Т. А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман и др ). Основными особенностями восприятия дошкольниками времени и пространства являются опосредованность, смешение пространственно - временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и пространства и др. Исследователи отмечают, что время и пространство являются наиболее сложными категориями для восприятия и понимания их детьми дошкольного возраста. У детей наблюдается смешение временных рамок, и время существует лишь в понятии "сейчас", а пространство в понятии "мое". Нам представляется, что, воспринимая произведение искусство "сейчас", ребенок может познать прошедшее, настоящее и будущее время жизни человека
Многие ученые понимают детство как серьезный феномен культуры и особый период жизни человека (Б.Г. Безносов, О.И. Губанов, А.П. Желобов, Б.Г. Соколов, Ю.М. Шор, В.П. Щербаков и др.). Изучая различные характеристики детства, авторы обратили внимание на проблему отношения ребенка со временем. Они сходятся во мнении о том, что для ребенка не существует времени, он не берет ответственность за него, не пытается подчинить время себе и создает собственное пространство жизнедеятельности. Анализ философских, психолого-педагогических и искусствоведческих работ позволил обнаружить ряд противоречий между значимостью абстрактных и общих категорий времени и пространства в жизни людей и поздним приобщением детей к усвоению этих понятий не только как формы существования материи, но и как регуляторов их жизнедеятельности; между культурой как знаковым носителем исторического, социального пространства и времени и неразработанностью в педагогической науке технологий, обеспечивающих дошкольникам освоение данных категорий через художественную форму как чувственное и образное их отражение. Данные противоречия определили выбор проблемы и цели исследования.
Цель исследования заключается в разработке педагогических условий, обеспечивающих формирование представлений о времени и пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - деятельность дошкольного образовательного учреждения по формированию представлений о пространстве и времени у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования представлений о пространстве и времени, отражённых в культурных ценностях.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности
представлений детей о
2. Разработать содержание и методы, обеспечивающие формирование представлений и времени и о пространстве, сохраняющих культурные ценности.
3. Разработать целостную систему занятий по формированию представлений о пространстве и времени для детей 5-7 лет.
4. Разработать
модель социальной
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что формирование представлений у старших дошкольников о пространстве и времени, отраженных в художественных образах и являющихся носителями культурно-исторических ценностей, возможно при соблюдении следующих условий:
- создание культуросообразного
интегративного содержания
- применение
игровых методик,
- использование
произведений искусств - литературы
и живописи как педагогических
средств, раскрывающих
- организация
социокультурной
Методологической основой исследования являются теория познания, обеспечивающая усвоение диалектических категорий пространства и времени; философская теория внутреннего функционального механизма культуры, с помощью которого она оказывает воздействие на человека и общество; положения философии, эстетики, психологии и педагогики о роли искусства в формировании личности и eё ценностных ориентации; понимание художественного образа как культуросообразного педагогического средства, обеспечивающего освоение детьми культурно - исторических ценностей.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в теоретическом обновлении подходов к формированию представлений о времени и пространстве у дошкольников, суть которого состоит в обозначении ценностного смысла времени и пространства в жизнедеятельности человека, отраженной в произведениях искусства; обосновании и экспериментальной апробации системы формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о времени и пространстве, отраженных в художественных образах; в разработке интегративного культуросообразного и философского содержания программы; в разработке целостной системы занятий для детей 5-7 лет и комплексных игровых методов формирования пространственно - временных представлений; в разработке критериев оценки уровня сформированности пространственно - временных представлений.
Практическая значимость исследования заключается в экспериментальной апробации содержания программы "Ребенок в мире пространства и времени"; в создании методического обеспечения программы (конспектов занятий, подборе литературных и живописных произведений, методических рекомендаций к их применению, дидактических игр); в создании логики процесса учебно-познавательной деятельности старших дошкольников, обеспечивающей формирование представлений о пространстве и времени; в создании социокультурной пространственно - предметной среды жизнедеятельности ребенка,
На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание программы "Ребенок в мире пространства и времени", построенное на принципе интеграции математического и культуросообразного содержания, отражающего категории пространства и времени как носителей культурных, исторических и личностных ценностей, регулирующих жизнедеятельность людей; включающего понятия "личное время'", "течение моего времени", "свободное и личное пространство". Содержание программы рассматривается как средство формирования представлений о значении времени и пространства в жизнедеятельности людей, о способах их познания, формирования опыта ребенка в использовании пространственно - временных представлений в жизнедеятельности, в формировании наглядно - образного и логически -понятийного мышления.
2. Система педагогических технологий, включающих формы организации учебно-познавательной деятельности, методы, приемы и средства формирования пространственно-временных представлений, объединенные единым целеполаганием. Основными формами организации учебно-познавательной деятельности выступили "Путешествия во время", "Путешествия в пространство", "Путешествия в мир", содержащих проектировочную, процессуальную и результативную части. Проектировочная часть реализовывалась методами моделирования, индивидуальные и коллективные проекты, мини - эксперименты, классификация схем, соотнесение эталонов и реальности; процессуальная часть - практических и преобразующих эталон действий, альтернативных, сопоставительных и корректирующих приемов; результативная часть - сравнительного анализа, самоанализа, промысливания и совместной деятельности.
3. Принципы построения
социокультурной
Исследование проводилось в четыре этапа:
1 этап (1994 –
1995 гг.) - теоретическое изучением
философской, психолого-
2 этап (1995 – 1996 гг.) - создание экспериментальной модели исследования, поэтапная разработка задач и методик исследования.
3 этап (1996 - 1998 гг.) - апробация созданной экспериментальной модели исследования, проверка механизма формирования пространственно - временных представлений у дошкольников и первичная обработка педагогических результатов в ходе эксперимента.
4 этап (1998 – 1999 гг.) - целостное конструирование исследования, обработка полученных данных, формулирование выводов, рекомендаций и заключения.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора, разнообразием методов исследования, широким педагогическим экспериментом, проведенным в 10 дошкольных образовательных учреждениях г. Ростова-на-Дону, Сальска, Батайска, Аксая (Ростовской области), Туапсе, Сочи (Краснодарского края), репрезентативностью объема и характера выборок, сочетанием качественного и количественного анализа; поддержкой материалов исследования грантом Российского гуманитарного научного фонда проекта "Экология детства" (№ 96 - 03 - 04265).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через опубликованные автором статьи в научно - практических и региональных научных сборниках и главу книги "Ребенок в мире культуры"; в ходе выступлений с докладами, лекциями, сообщениями на кафедре дошкольной педагогики РГПУ, на педагогических советах в Майкопском и Туапсинском педколледжах, на ежегодных научно-практических конференциях в РГПУ; в ходе реализации программы "Ребенок в мире пространства и времени" и методического обеспечения в дошкольных образовательных учреждениях г. Ростова-на-Дону №№ 122, 18, 60, 50, 37; г.Сальска № 13, г. Батайска № 10, г. Аксая № 2, г. Сочи № 44, г.Туапсе № 8.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Работа изложена на 125 страницах машинописного текста. В списке литературы 207 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется цель, объект, задачи, формируется гипотеза и положения, выносимые на защиту, характеризуется новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе "Теоретические основы формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста" дан анализ исследований по проблемам развития пространственно — временных представлений у дошкольников в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов, определивших методологическую и теоретическую основу представленной работы.