Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:51, реферат
Современный ритм развития общества требует от человека сосредоточенности и деловитости, способности организовывать свою деятельность в пространстве с учетом временных рамок. Возникает, с одной стороны, постоянное ощущение нехватки времени, а с другой стороны, человек начинает быстро осваивать новые пространства жизнедеятельности Проблема пространства и времени это не только личная проблема отдельного человека, но и научная проблема
Культурный контекст понятия "пространство" в нашем исследовании понимается как форма, содержащая культурно-исторические ценности, переходящие по трак} времени в пространство жизни ребенка благодаря его активным чувственным индивидуальным способам действования, направленных на достижение и постижение целей - ценностей. В нашем представлении, время есть абстрактное понятие, отражающее бесконечность, с одной стороны, и сиюминутность, с другой. Оно объединяет в данный момент прошлое, настоящее и будущее, и именно это относится к культурным ценностям, которые вечные и не имеют прошлого, настоящего и будущего. Поэтому любое поколение, живущее в различные исторические эпохи, принимает, познает их как значимые лично для него в данный момент его жизни. Произведения искусства как носители этих ценностей раскрывают их смысл перед ребенком посредством сенсорного восприятия и индивидуального активного взаимодействия с ними. Осваивая через сенсорные эталоны предметный художественный мир, ребенок обнаруживает их объективную материю, форму, цвет и оживляет их, погружается в мир людей и тем самым переходит как бы "за" материальный смысл и открывает внутренние скрытые ценности и смыслы жизни людей, существующие вне времени и вне пространства.
Понятия пространства и времени соотносительны: пространство отражает координацию различных внеположных друг другу объектов, а время отражает координацию сменяющих друг друга объектов в одном и том же месте пространства. М.А. Введенская и Л.Г. Павлова, изучая культуру и искусство речи, отмечают то, что время позволяет сместить действия в пространстве, осуществить подмену того, что необходимо субъекту в данный момент.
Огромный вклад в разработку научных представлений о связи пространства и времени с движущейся материей внёс Н.И. Лобачевский, который пришёл к важному выводу свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными, они изменяются в зависимости от наиболее общих свойств материи. Идеи Н.И. Лобачевского получили своё подтверждение и конкретизацию в современной физике. Теория относительности А. Эйнштейна вскрыла непосредственную связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом Сам А. Эйнштейн, отвечая на вопрос о сути своей теории, сказал, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время. Изучая материю в тех или иных формах её проявления, мы непременно изучаем тем самым и пространство и время в их органической связи с движением и, наоборот, исследуя пространственно-временные параметры, мы неизбежно тем самым изучаем и материю в её движении. Поэтому в нашем исследовании дети включались в различные виды действий (сенсорных, тактильных, двигательных и т.п.) в постижении ценностного смысла пространства и времени в жизни человека и категорий пространства и времени как хранителей этих ценностей
Кроме этого, характеристикой
времени и пространства выступает
ритм. "Ритм" - от древнегреческого
слова, обозначавшего мерность, таи;
ритм -закономерное повторение тождественных
и аналогичных компонентов
Жизнь становится все сложнее и сложнее, поток информации захлестывает, возрастает частота событий, на которые надо откликаться, увеличивается их удельная плотность, жизнь торопится и торопит, вечно не хватает времени (Г.Г. Гадамер, Л. Дорфман, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, Т. де Шарден и др.) В XX в. особенно бурно развивались и развиваются естественнонаучные идеи, так или иначе касающиеся времени, и это настойчиво привлекает к его проблемам общественное внимание (П.К. Анохин, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, Ю.Б. Молчанов, А. Эйнштейн и др.).
Время и пространство как всеобщие категории выступают формой существования материи и регуляторами, упорядочивающими жизнь человека на Земле. Ценностный смысл категорий пространства и времени заключается в том, что они обеспечивают связь поколений, культур, событий, явлений в их постоянном изменении. Данные категории нашли в науке изучение с точки зрения философского, и естественнонаучного знания, которое вскрывало все новые и новые характеристики данных понятий: текучесть, необратимость, длительность, протяженность, единство прерывности и непрерывности. Если рассматривать данные категории в социокультурном аспекте, то следует отметить, что хранителем форм существования времени и пространства в различных цивилизациях выступает культура, транслирующая последующим поколениям ценности, характерные для данного времени жизни одного поколения, и ценности, которые являются общечеловеческими, перетекающими из одного времени и пространства в другое как устойчивые, постоянные и неизменные.
Ценности, вовлеченные в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальной жизнедеятельности, определяют состояние жизни человека в том времени и в том пространстве, в котором он находится. Ценность выступает как важность и значимости, чего-либо для человека. В связи с этим в исследовании изучается возможность понимания дошкольниками пространства и времени как значимых для их жизнедеятельности. Проблема ценностей нашла широкое освещение в работах философов (Б.Г. Ананьев, В.А. Василенко, О.Г. Дробницкий, АТ. Здравомыслов, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов и др.); в работах психологов (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, Л.П. Буева, И.Б. Котова, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и др.); В работах педагогов (А.В. Бондаревская, С.В. Петерина, Е.А. Подольская, В.В. Сериков, Р.М. Чумичева, Е.Н. Шиянов и др.). С точки зрения философской науки, ценности - это обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы (В.П. Тугаринов). С точки зрения Р.Г. Кетхудова - это общественное свойство предметов и явлений объективного мира, служащее удовлетворению человеческих потребностей. Л.Н. Столович понимал ценность как духовный смысл личности, обеспечивающий ему ориентацию в деятельности, активности, направленности. С точки зрения Б.Г. Ананьева, ценность - это общественная функция, определяющая роль, статусность, структуру и свойства личности. Исходя из этого, мы видим, что ценности являются характеристиками личности, определяют характер деятельности человека и отношений с окружающим миром. Ценность всегда содержит в себе определенные смыслы, позволяющие личности осмыслить свое поведение и сознание. Ценностные смыслы служат для оценки и выбора всевозможных объектов, касающихся природы, общества, мышления.
Ценности, будучи образцами культуры, по мнению Н.С. Розова, используются в двух основных типах ситуаций: для оценки уже существующих объектов и для построения новых объектов: идеалов, целей, стратегий действия. В нашем представлении, в данном случае прошедшее время обеспечивает оценку культурным ценностям, а настоящее - является или созидателем новых ценностей или хранителем прошлого опыта. Время и пространство встречи субъекта с культурными ценностями, отраженными в произведениях искусств, становится моментом присвоения, осмысления и оценки их личностью. Именно в этот временной миг или закладываются ценностные ориентации личности, или не закладываются, и это зависит от педагога, организующего эти встречи.
Проблема ценностей
в философской и
Литература - это вид искусства, отражающий ценность человеческих отношений, несущих добро или зло, любовь или ненависть, равнодушие или понимание, принятие или непринятие. События, которые проявляют эти человеческие ценности являют собой сюжетную линию произведения как временной отрезок жизни человека в определенном пространстве. Именно время и пространство, с одной стороны, меняют людей, события, ситуацию, отношения, а с другой стороны, люди также изменяют течение времени своей жизни и пространство, в котором они живут. При этом культурные ценности остаются всегда неизменными, так как они бессмертны и вечны и через пространство, века и цивилизации они прорастают в будущее время как сильные молодые ростки, имеющие корни в прошлом. Замечательно сказал по этому поводу М.С. Каган, что искусство выступает моделью жизни мира. Найдя ключ к раскрытию тайны искусства, ребенок познает жизнь. С нашей точки зрения, искусство всегда отражает жизнь людей определенной, эпохи и определенного времени. Соприкасаясь с искусством, ребенок не только усваивает содержание произведения, но и он становится участником событий своего времени как бы соприкасаясь со временем, в котором живет его народ, его нация. Он также осваивает предметы, вещи, которые находятся в историческом пространстве.
Как и литература,
живопись, говоря языком зримых образов,
запечатлевает систему
Психолого-педагогические исследования подтверждают тот факт, что дети способы воспринимать выразительные средства литературы и ценностные ориентации, которые она несет (Н.С. Карпинская, Э.П. Короткова, А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина, О.С. Ушакова, Р.М. Чумичева и др.). В нашем исследовании мы обращаем внимание на возможности ребенка познавать время и пространство через литературные образцы и ценности, несущие в себе жизненные смыслы. По словам П.А. Флоренского, именно культура есть среда, растущая и питающая личность. Личность, ориентируясь на культурные - они же общечеловеческие ценности, может подняться и над пространством и временем деятельности, и над коллективом, и над самим собой.
Говоря о культуре и искусстве, Н.К. Рерих видит в них истинные ценности человека, которые должны сохраниться и доноситься последующим поколениям, несмотря ни на какие потрясения. Он считал, что каждое приближение к русскому искусству, начиная от древнейших периодов, для внимательного исследования даст необыкновенно разнообразный увлекательный материал для осмысления жизни и своего места в ней. Особое внимание Н.К. Рерих в своих работах уделял искусству как методу воспитания, образования, развития в детях высокого чувства, вкуса высокой формы я творчества. Как замечательно подметил Ю.М. Шор, суть дела состоит в том, что искусство есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь к познанию и переживанию действительности, путь движения к истине в глубинной ее ипостаси. Истина является одним из ценностных смыслов жизни человека независимо от того, в какое историческое время он живет, к какому поколению он принадлежит. Именно искусство, содержащее ценности или антиценности, приближает нас к познанию истины жизни, открывает нам очарование мира и его трагичность.
По мнению некоторых ученых, ценности не расширяют личность во множестве других жизней, а помогают ей кристаллизоваться, определиться, найти себя как неповторимую индивидуальность (А.В. Бакушинский, М.В. Вовчик-Блакитная, Н.Н. Волков и др.) Искусство — социально-эстетический феномен, отражающий социально общезначимые ценности. В них заложено сверхличностное начало, к которому стремится идеально-ориентированная сторона личности "Я".
Интерес в педагогике
к искусству как фактору
Проблема формирования у дошкольников представлений о пространстве и времени нашла разработку в трудах психологов (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Г. Гальперин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (Ф.С. Блехер, Т.И. Ерофеева, А.Н. Леушина, Т.Н. Масейибова, З.А. Михайлова, Б. Никитин, В.П. Новикова, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, А.А. Смоленцева, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Тихеева и др.). Анализ психологических исследований позволил нам выявить, что ученые изучали следующие аспекты этой проблемы: особенности представлений детей о времени и пространстве, генезис их развития, особенности восприятия времени и пространства, психологические функции, обусловливающие восприятие времени и пространства, роль сенсорного опыта в восприятии времени и пространства. Анализ педагогических работ позволил нам обнаружить, что исследования осуществлялись по направлениям: формирование системы представлений о времени и пространстве, роль дидактических игр и занятий в формировании пространственно - временных отношений, взаимозависимость речевой активности ребенка и понимания пространственно - временных категорий, педагогические условия дошкольных учреждений, обеспечивающие становление пространственно-временных представлений.
Содержание образования, понимаемое нами в контексте культуры, как раз и содержит то значение, о котором говорил А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинтшейн. С нашей точки зрения, оно является ценностью, знаком, эталоном, которые определяют поведение человека, регулируют отношения с миром и становятся ориентирами в жизни людей. Именно они существуют вне времени и вне пространства, поэтому ценностные смыслы постигаются в течение всей жизни человека и для детей дошкольного возраста тем самым являются сложно присваиваемыми. Однако процесс познания этих ценностных смыслов, создающих у ребенка образ мира, осуществляется в детстве и обеспечивает ему возможность существования в этом мире. А.Н. Леонтьев говорил о том, что мир, взятый в отношении к человеку, является модальным, то есть субъективным и обнаруживается он в специфических эффектах, реципирующих органов субъекта - зрительных, слуховых, тактильных. Опираясь на представления А.Н. Леонтьева о пятом квазиизмерении мира, "...переход через чувственность за границы чувственности, через сенсорные модальности к аморальному миру", мы считаем, что искусство, оперирующее чувственными сенсорными знаками, позволит ребенку выйти за его границы и активно воспринять, освоить мир не только в предметных значениях, но и в пространственно - временных отношениях человека к миру Именно пространство и время как познанные категории позволяют, на наш взгляд, понять мир как единую неразделенную систему, как событие субъектов и объектов, несуществующих друг без друга. Это является методологическим основанием гуманистического понимания человека в его отношениях к миру. Ребенок познает мир благодаря индивидуальным способам действий, которыми он заполняет пространство между собой и объектом (субъектом), который он хочет постичь. В этом пространстве кроме индивидуальных способов действий существуют предметы - цели, предметы - орудия (Л.Я. Дорфман). В нашем исследовании целью является постижение ребенком категорий пространства и времени, содержащих в себе культурные ценности, а средством достижения выступает содержание литературных и живописных произведений. Индивидуальными же действиями являются мыслительные и практические способы деятельности, осваиваемые ребенком в процессе познания благодаря его активности. По мнению Е.В. Волковой, произведения искусства есть продукт культуры и человеческой деятельности, которые имеют законченный и выразительный характер, содержат ценности, сформировавшиеся в культуре определенного времени и пространства.