Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:51, реферат

Описание работы

Современный ритм развития общества требует от человека сосредоточенности и деловитости, способности организовывать свою деятельность в пространстве с учетом временных рамок. Возникает, с одной стороны, постоянное ощущение нехватки времени, а с другой стороны, человек начинает быстро осваивать новые пространства жизнедеятельности Проблема пространства и времени это не только личная проблема отдельного человека, но и научная проблема

Файлы: 1 файл

Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

- диалогичности,  реализующей разнохарактерные разноуровневые  диалоги: диалог культур, диалог  искусств, диалог сфер внешнего  мира (природы, человека, предметов);

- аналогии тем  реальной действительности и  отражению их в искусстве.

Категориальный знак органично вплетается в развивающую среду группы -"мини среда семьи", "художественная мини среда", "познавательная", "двигательная", "спальная", "конструктивная" и т.п. Каждая из этих мини сред наполнена следующими знаками: цифрами, метрами (деревянными, сантиметрами и т.п.), измерительными приборами (часы различных видов - песочные, механические, электронные, солнечные, водяные, календари - настольные, отрывные, детские, зарубки, узлы и т.п.), их отражением в художественных образах (Дуремар, Тортилла, Чиполлино, Буратино, Иванушка Дурачок в др.), средствами ориентации в пространстве (карты, глобусы, компас, подзорная труба, лабиринты, карта города, макет, схема расположения чего-либо, карта ландшафта, карта звездного неба, карта морей, карта пустынь), произведениями искусств, отражающими категории пространства и времени (сказка Л.Н. Толстого "Три медведя", басня А.С. Крылова "Квартет", серия картин А.С. Щербакова "Времена года" и альбом П.И. Лайковского "Времена года" и т.п.).

Обозначенные  знаки, соответствующие разделам программы ("Время", "Пространство"), в мини среды вписаны как локальные яркие пятна, .представленные множеством и средствами их измерения (например, в "ателье", "магазин тканей" - рулоны тканей и сантиметр, метр); самостоятельная математическая мини среда как образ математики и соответствующие ему реальные предметы (цифра 1 - другие цифры- часы, календарь, линейки я т.п.) и сплошная вертикально - горизонтальная плоскость стены и пола группы (вертикальная - различная высота домов, деревьев, гор, лестниц, заборов; облако и лужайка, облако и лужа и т.п.; горизонтальная - дороги, тропинки, поля, реки, поля, трава, цветы и т.п.), представленные как законченная сюжетная мини среда - картинка города, поля, леса, степи, подводного царства, космоса и т.п.; экспозиции произведений живописи и литературы, отражающие различные исторические эпохи, времена, оформленные в группе.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются научно -методические рекомендации.

В ходе исследования подтвердились высказанные нами гипотетические положения о том, что у детей старшего дошкольного возраста возможно сформировать представления о времени и пространстве при таких педагогических условиях, как создание культуросообразного интегративного содержания программы, отражающей ценностные смыслы пространства и времени в жизни людей; использование игровых методик, обеспечивающих формирование у детей пространственно-временных представлений в процессе познавательной деятельности, использование произведении искусств - литературы и живописи, содержащих ценности и отражающих их в пространственно-временных категориях; организация в социокультурной среде дошкольного учреждения жизнедеятельности ребенка с ориентацией его на представления о пространстве и времени для достижения собственной цели и действий с другими детьми.

Созданная автором  программа "Ребенок в мире пространства и времени" позволила создать  условия для познавательного  развития дошкольников, сформировать у них представления о пространстве и времени как средствах познания мира и коммуникации, их значимости в жизнедеятельности людей Разработанные игры - путешествия, обеспечивающие формирование пространственно - временных представлений у дошкольников, представляют собой формы организации познавательной деятельности дошкольников. Пространственно - предметная среда дошкольного образовательного учреждения строилась как социокультурная развивающая среда, обеспечивала формирование у ребенка пространственно - временных представлений, изменение его взгляда на взаимодействие с окружающим миром, первоначально существующим и отраженным в художественной литературе и живописи, а также позволила ребенку апробировать способы построения личного пространства и организации личного времени.

В ходе исследования менялась и позиция педагога, который первоначально выступал как носитель образца рассуждения и использования в речи слов, обозначающих пространство и время, далее как субъект общения по поводу пространства и времени, отраженных в художественных и живописных образах, как личность, активизирующая детей к диалогу и монологу, раскрывающих ценность категорий пространства и времени в жизни человека и познании реального мира.

Полученные  в ходе экспериментального исследования данные позволили выявить следующие  зависимости:

- содержание  программы "Ребенок в мире пространства и времени" обусловливает формирование представлений о пространстве и времени у детей средствами искусства;

- успешность  формирования пространственно - временных представлений детерминируется  использованием игр - путешествий во время и пространство, сочетанием  методических  приемов, обеспечивающих познание детьми окружающего мира с помощью педагога и самостоятельно,

- пространственно  - предметная социокультурная среда,  наполненная знаками и символами  культуры, содержащими пространственно - временные категории, способствует познавательному развитию ребенка.

В ходе проведения исследования обозначился круг проблем, требующих дальнейшей разработки, связанных  с необходимостью поиска педагогических средств и форм работы с родителями в направлении развития пространственно-временных представлений у дошкольников в условиях семьи.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту  характеристик рассматриваемой  проблемы.

Основное  содержание диссертации отражено в  следующих публикациях автора:

1. Ребенок и  мир вокруг /Развитие научного  потенциала на Дону в  системе непрерывного педагогического образования (тезисы докладов областной научно — практической конференции студентов - исследователей). - Ростов-на-Дону, 1996.-С. 16-17.

2. Социально  - психологическая адаптация старших  дошкольников к школьному обучению  на занятиях по математике //Всероссийская  научно - практическая конференция  "Человек. Культура. Здоровье". (г. Москва. 18-20 ноября 1997г) Изд-во "Генезис", г. Москва. 1997. С. 176 - 178с.

3. Парциальная  программа "Мир математических  знаков" /Моделирование образовательного  пространства. Межвузовский сборник  научных трудов Ростов -на- Дону: РГПУ, 1998. Вып. 1. - С. 127 -136.

4. Ребенок в мире математических  знаков. /"Ребенок в мире культуры" /Под общ. редакцией Р.М. Лумичевой. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. - С 347-369.


Информация о работе Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства