Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:51, реферат
Современный ритм развития общества требует от человека сосредоточенности и деловитости, способности организовывать свою деятельность в пространстве с учетом временных рамок. Возникает, с одной стороны, постоянное ощущение нехватки времени, а с другой стороны, человек начинает быстро осваивать новые пространства жизнедеятельности Проблема пространства и времени это не только личная проблема отдельного человека, но и научная проблема
- диалогичности,
реализующей разнохарактерные
- аналогии тем реальной действительности и отражению их в искусстве.
Категориальный знак органично вплетается в развивающую среду группы -"мини среда семьи", "художественная мини среда", "познавательная", "двигательная", "спальная", "конструктивная" и т.п. Каждая из этих мини сред наполнена следующими знаками: цифрами, метрами (деревянными, сантиметрами и т.п.), измерительными приборами (часы различных видов - песочные, механические, электронные, солнечные, водяные, календари - настольные, отрывные, детские, зарубки, узлы и т.п.), их отражением в художественных образах (Дуремар, Тортилла, Чиполлино, Буратино, Иванушка Дурачок в др.), средствами ориентации в пространстве (карты, глобусы, компас, подзорная труба, лабиринты, карта города, макет, схема расположения чего-либо, карта ландшафта, карта звездного неба, карта морей, карта пустынь), произведениями искусств, отражающими категории пространства и времени (сказка Л.Н. Толстого "Три медведя", басня А.С. Крылова "Квартет", серия картин А.С. Щербакова "Времена года" и альбом П.И. Лайковского "Времена года" и т.п.).
Обозначенные знаки, соответствующие разделам программы ("Время", "Пространство"), в мини среды вписаны как локальные яркие пятна, .представленные множеством и средствами их измерения (например, в "ателье", "магазин тканей" - рулоны тканей и сантиметр, метр); самостоятельная математическая мини среда как образ математики и соответствующие ему реальные предметы (цифра 1 - другие цифры- часы, календарь, линейки я т.п.) и сплошная вертикально - горизонтальная плоскость стены и пола группы (вертикальная - различная высота домов, деревьев, гор, лестниц, заборов; облако и лужайка, облако и лужа и т.п.; горизонтальная - дороги, тропинки, поля, реки, поля, трава, цветы и т.п.), представленные как законченная сюжетная мини среда - картинка города, поля, леса, степи, подводного царства, космоса и т.п.; экспозиции произведений живописи и литературы, отражающие различные исторические эпохи, времена, оформленные в группе.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются научно -методические рекомендации.
В ходе исследования подтвердились высказанные нами гипотетические положения о том, что у детей старшего дошкольного возраста возможно сформировать представления о времени и пространстве при таких педагогических условиях, как создание культуросообразного интегративного содержания программы, отражающей ценностные смыслы пространства и времени в жизни людей; использование игровых методик, обеспечивающих формирование у детей пространственно-временных представлений в процессе познавательной деятельности, использование произведении искусств - литературы и живописи, содержащих ценности и отражающих их в пространственно-временных категориях; организация в социокультурной среде дошкольного учреждения жизнедеятельности ребенка с ориентацией его на представления о пространстве и времени для достижения собственной цели и действий с другими детьми.
Созданная автором
программа "Ребенок в мире пространства
и времени" позволила создать
условия для познавательного
развития дошкольников, сформировать
у них представления о
В ходе исследования менялась и позиция педагога, который первоначально выступал как носитель образца рассуждения и использования в речи слов, обозначающих пространство и время, далее как субъект общения по поводу пространства и времени, отраженных в художественных и живописных образах, как личность, активизирующая детей к диалогу и монологу, раскрывающих ценность категорий пространства и времени в жизни человека и познании реального мира.
Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволили выявить следующие зависимости:
- содержание программы "Ребенок в мире пространства и времени" обусловливает формирование представлений о пространстве и времени у детей средствами искусства;
- успешность
формирования пространственно -
временных представлений
- пространственно
- предметная социокультурная
В ходе проведения исследования обозначился круг проблем, требующих дальнейшей разработки, связанных с необходимостью поиска педагогических средств и форм работы с родителями в направлении развития пространственно-временных представлений у дошкольников в условиях семьи.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту характеристик рассматриваемой проблемы.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Ребенок и мир вокруг /Развитие научного потенциала на Дону в системе непрерывного педагогического образования (тезисы докладов областной научно — практической конференции студентов - исследователей). - Ростов-на-Дону, 1996.-С. 16-17.
2. Социально
- психологическая адаптация
3. Парциальная
программа "Мир математических
знаков" /Моделирование
4. Ребенок в мире математических знаков. /"Ребенок в мире культуры" /Под общ. редакцией Р.М. Лумичевой. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. - С 347-369.