Формирование представлений о зож

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Объект исследования – здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема
1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
1.3 Трудовая деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
2. Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни в трудовой деятельности
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
2.2 Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

лене.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Педагог, используя  демократический стиль общения  с ребенком, учитывает испытываемые в данный момент его потребности (в признании, во внимании к себе, потребности во впечатлениях, в активной деятельности и достижении успеха в ней, во взаимодействии со сверстниками и пр.).

Педагоги должны умело отбирать материал для трудовой деятельности, учитывать не только возрастные, но и индивидуальные, психологические  особенности детей.

В трудовой деятельности детей воспитатель должен учитывать характер межличностных отношений старших дошкольников, т.к. в обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо увереннее, спокойнее; он может рассчитывать на поддержку и помощь товарищей, на их участие в возможных ситуациях эмоционального дискомфорта. Установившиеся дружеские связи со сверстниками привлекают ребенка к совместному труду, а создавшийся в детской группе положительный эмоциональный климат способствует формированию здоровых отношений.

Для того чтобы  правильно спланировать воспитательный процесс по формированию представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни, педагогу ДОУ необходимо выявить уровень представлений  каждого ребенка о здоровом образе жизни и труде. Используя эти данные, можно наметить конкретную индивидуальную педагогическую работу по выравниванию знаний детей об обозначенных понятиях.

Определить представления  старших дошкольников о здоровом образе жизни педагогу помогут беседы по сюжетным картинкам, в которых коллизия (ситуация выбора) не решена до конца и решить ее может сам ребенок. Он должен отметить, как поступят в этой ситуации персонажи, используя свои знания о здоровом образе жизни и личный опыт.

В целях формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни можно использовать парные сюжетные картинки, где на одной из них изображен ребенок, который ведет здоровый образ жизни, а другой – нет. Педагог побуждает детей выразить свое отношение к происходящему, оценить поведение персонажей и отметить, кто из персонажей нравится, кто - не нравится и почему.

Педагог может  судить о наличии у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, если ребенок во всех ответах, независимо от того, кто будет действовать  в данной ситуации – он или сверстник, устойчиво отвечает верно. Если ребенок путается в ответах, использует подсказку взрослого, то это подтверждает недостаточную сформированность представлений ребенка о здоровом образе жизни.

Обогащая восприятия дошкольника о феномене здоровья различными, непохожими друг на друга жизненными ситуациями (в процессе игры, учебы, труда), педагог способствует обогащению представлений детей о здоровом образе жизни.

В процессе формирования представлений старшего дошкольника  о здоровом образе жизни большой  силой воздействия обладает личный пример педагога. Воспитательное действие его основано на склонности и способности детей к подражанию. В процессе общения со взрослыми и путем подражания ему дети старшего дошкольного возраста легче усваивают полезность труда и образцы здорового образа жизни.

Таким образом, можно отметить основные психолого-педагогические пути формирования представлений старших  дошкольников о здоровом образе жизни  в трудовой деятельности:

- создавать в  группе обстановку эмоционального  комфорта для каждого ребенка;

- обеспечить  достаточно полное удовлетворение  духовных и физических потребностей  каждого ребенка в общении  со взрослыми и сверстниками, в процессе трудовой деятельности;

- способствовать  формированию у детей активного  усвоения норм здорового образа жизни;

- развивать желание  школьников заниматься трудовой  деятельности;

- широко использовать  трудовую деятельность как средство  формирования представлений детей  о здоровом образе жизни.

Таким образом, педагог ДОУ имеет широкие  возможности для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности. 

Заключение  

Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования представлений детей старшего возраста о здоровом образе жизни.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ухудшение здоровья населения страны в российском обществе приобрело глобальный характер и стал острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения. Эта проблема напрямую касается и российского образования, в новой парадигме которого выдвигаются задачи развития физически и психологически здоровой личности ребенка.

Важнейшей современной  образовательной стратегией является формирование у детей дошкольного  возраста здорового образа жизни, которая представлена как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья детей.

Проведенное исследование проблемы формирования представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни позволило сделать  вывод о значимости данного аспекта  в воспитании детей и о недостаточной  его разработке в практике современного ДОУ.

Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.

Цель констатирующего  эксперимента – исследование и определение  уровня представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. Нами использовался  комплекс диагностических методов исследований, взаимодополняющих друг друга и контролирующих объективность результата: наблюдение, анкетирование, эксперимент. Результаты констатирующего эксперимента позволили судить о том, что у дошкольников данной возрастной группы преобладает средний и низкий уровни сформированности представлений о здоровом образе жизни.

Цель формирующего эксперимента – повышение указанного уровня посредством выделения специальных  методик и мероприятий. В ходе формирующего эксперимента нами были реализованы выделенные ранее педагогические условия; подготовлен и реализован комплекс мероприятий; проводилась работа с использованием средств трудовой деятельности.

Цель контрольного эксперимента – определение эффективности  комплекса мероприятий, выделенных педагогических условий, направленных на повышение уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.

Результаты контрольного эксперимента показали, что созданные  педагогические условия формирования представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности позволили уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности представлений. 

Список  использованных источников  

1. Бодалев, А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика. – 1985. – 217 с.

2. Божович, Л.И.  Психология формирования личности / Л.И.Божович. – М. : Просвещение, 1995. – 464 с.

3. Болотина, Л.Р.  Дошкольная педагогика: учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.

4. Венгер, Л.А.  Психология: учебник для вузов  / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М. : Академия, 2007. – 446 с.

5. Веремкович, Л.  Закаливание детей в современных  условиях / Л.Веремкович // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – С. 7 - 8.

6. Воробьева,  М. Воспитание здорового образа  жизни у дошкольников / М.Воробьева  // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.

7. Выготский,  Л.С. Собрание сочинений. –  Т.4 / Л.С.Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 213 с.

8. Гальперин,  П.Я. Актуальные проблемы возрастной  психологии / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец.  – М. : Просвещение, 1978. – 240 с.

9. Глазырина,  Л.Д. Физическая культура –  дошкольникам: программа и программные  требования / Л.Д.Глазырина. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 365 с.

10. Годовикова, Д.Б.  Общение со взрослым и познавательная  активность детей / Д.Б.Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1977. –  № 9. – С. 44 - 48. 11. Давыдов, В.В.  Генезис и развитие личности  в детском возрасте / В.В.Давыдов.  – М.: Просвещение, 1992. – 342 с.

12. Доронова, Т.Н.  Основные направления работы  ДОУ по повышению психолого-психологической  культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.

13. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.

14. Змановский, Ю.Ф.  Воспитание здорового ребенка:  физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36.

15. Карманова,  Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие / Л.В.Карманова – М. : Нар. Асвета, 1980. – 162 с.

16. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М. : МарТ, 2005. –  448 с.

17. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н.Леонтьев. – М. : Педагогика, 1979. – С. 13 - 25.

18. Лисина, М.И.  Общение, личность и психика  ребенка / М.И.Лисина. – М. : Институт  практической психологии, 1997. – 98 с.

19. Макаренко,  А.С. Собрание сочинений. – В 2-х т. – Т.2 / А.С.Макаренко. – М.: Правда, 1971. – 534с.

20. Мартыненко, А.В.  Формирование здорового образа  жизни молодежи / А.В. Мартыненко. – М. : Медицина, 1988. – 224 с.

21. Маханева, М.  Новые подходы к организации  физического воспитания детей / М.Маханева // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – с. 22 - 24.

22. Немов, Р.С.  Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – В 3-х  кн. – Кн.2: Психология образования  / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 1995. –  608 с.

23. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.

24. Педагогика: Большая  современная энциклопедия / сост. Е.С.  Рапацевич. – М.: Современное слово, 2005. – 116 с.

25. Пичугина, Н.О.  Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О.Пичугина. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 384 с.

26. Психологический  словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель  : АСТ : Транзиткнига, 2006. – 479 с.

27. Рубинштейн, С.Л.  Развитие мышления ребенка / С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1946. – 421с.

28. Сластенин,  В.А. Общая педагогика: учебное  пособие для студ. высш. учеб. заведений  / В.А.Сластенин. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 288 с.

29. Смирнова, Е.О.  Психология ребенка: учебник для  пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 384 с.

30. Стожарова,  М.Ю. Формирование психологического  здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова.  – Ростов н/Д : Феникс, 2007. –  208 с.

31. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский. – М. : Полит. литература, 1975. – 35 с.

32. Ушинский, К.Д.  Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: Избр. пед. соч. / К.Д. Ушинский. –  М. : Педагогика, 1974. – 600 с.

33. Филатов, Ф.Р.  Основы психологии: учеб. пособие  / Ф.Р. Филатов. – М. : Дашков  и К.; Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2006. – 656 с.

34. Фомина, А.И.  Физкультурные занятия, игры и  упражнения в детском саду / А.И.Фомина. – М. : Гардарики, 2007. – 183 с.

35. Шаповаленко,  И.В. Возрастная психология (Психология  развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов / И.В.Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2007. – 349 с.

36. Юрко, Г.П. Физическое  воспитание детей раннего и  дошкольного возраста / Г.П.Юрко. –  М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с.

37. Юматова, А.В.  Формирование здорового образа  жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 12 - 14. 

Приложение 1  

План  наблюдения за старшими дошкольниками

1.  Проявление интереса к здоровому образу жизни:

а) проявляет  или не проявляет интерес к  здоровому образу жизни;

б) проявляет  активный или неактивный интерес.

2. Представления  о здоровом образе жизни:

а) имеет или  не имеет представление о здоровом образе жизни.

б) полнота представлений  о здоровом образе жизни. 

Информация о работе Формирование представлений о зож