Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения вопроса об изучении пространственных представлений дошкольников обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера. Современная стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентированный процесс обучения, обеспечивающий развитие всех сторон личности обучаемого, раскрытие и реализацию его способностей.
Проблемой формирования пространственных представлений занимались такие педагоги и психологи, как А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.С. Выготский, А.М. Леушина, С.Д Луцковская, М.Монтессори, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова,.

Файлы: 1 файл

римма.docx

— 312.56 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Если внимательно взглянуть на развитие человека и всего человеческого общества в целом, можно увидеть, что идут два процесса. Первый - это развитие человека как существа, т.е. открытие им новых знаний, освоение ранее неизвестных умений, накопление опыта поведения. Второй - развитие всего общества в целом: ускоряется технический прогресс, изменяется социально-технический уровень жизни, идёт переосмысление главных ценностей человечества. В развитии элементарных математических представлений важную роль играет формирование у детей дошкольного возраста пространственных представлений.

Актуальность рассмотрения вопроса об изучении пространственных представлений дошкольников обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера. Современная стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентированный процесс обучения, обеспечивающий развитие всех сторон личности обучаемого, раскрытие и реализацию его способностей.

Проблемой формирования пространственных представлений занимались такие педагоги и психологи, как А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.С. Выготский, А.М. Леушина, С.Д Луцковская, М.Монтессори,  Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова,.

Это выдвигает необходимость при формировании пространственных представлений особые педагогические воздействия.

Формирование устойчивых пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста возможно при создании и соблюдении определённых условий и эффективных средств обучения. 

Выстроив целенаправленную и систематическую работу в условиях самостоятельной математической деятельности можно значительно разнообразить занятия с детьми по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Итак, вопросы развития пространственных представлений в педагогике, психологии и методике хотя и достаточно изучены, но вопрос о развитии детей в самостоятельной деятельности пространственных представлений среди педагогов не остался без внимания.

Проблема: обусловила выбор темы курсового исследования формирование пространственных представлений у детей подготовительной группы дошкольников.

Объект исследования: деятельность дошкольного образовательного учреждения по формированию представлений о пространстве у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс  формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать эффективность использования математической деятельности в формировании пространственных представлений у детей подготовительной группы дошкольного возраста.

Гипотеза: предположим, что в математической деятельности формируются пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста при условии:

- организации систематической работы

- активное участие детей в математической деятельности

-обогащение предметно-развивающей среды пособиями и дидактическими играми по развитию пространственных представлений у детей подготовительной группы дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- на основе анализа литературы по теме исследования описать современное состояние проблемы формирования пространственных представлений у детей подготовительной группы дошкольного возраста;

- выявить количественный и качественный уровни сформированности пространственных представлений;

- спланировать и апробировать систему работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную математическую деятельность;

- проанализировать результат исследования и дать рекомендации по развитию пространственных представлений у детей подготовительной группы дошкольного возраста.

Методы исследования:

1. Теоретические (изучение  литературы по теме исследования)

2. Эмпирические:

2.1. Педагогический эксперимент

- диагностика;

- проектирование работы с детьми;

- апробация плана;

- логическая обработка данных.

База исследования: МАДОУ "Детский сад № 79" г. Стерлитамак Республики Башкортостан. В исследовании принимали участие дети подготовительной группы, 6-7 лет.

Практическая значимость

Исследование проводилось в три этапа:

 Первый этап - анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования, формирование основного положения исследования, подбор методик для определения пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Второй этап - проведение экспериментального исследования по определениюи апробирование системы работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап - обработка результатов эксперимента, письменное оформление работы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Особенности развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста

1.1 Определение понятия  пространственные представления

Представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном или вращательном движении и пр. Пространственные представления необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека. Хорошее развитие пространственных представлений является необходимой предпосылкой любой практической, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности.

Познание окружающего мира сложный процесс, и начинается он с непосредственного или опосредованного чувственного познания. Очень важен опыт познания человеком пространственных отношений в предметном окружении. Пространственные отношения позволяют ребенку овладеть определенными частями речи, многими наречиями. Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.

Пространственные представления и восприятия - ёмкие понятия, отражающие многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории.

В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Но у маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.

В более же узком значении выражение пространственная ориентация имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:

а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т. п.;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня»;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: «Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч».

При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой.

Ориентировка эта требует всегда решения трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления); сохранения направления в движении и достижения цели.

Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия субъекта в пространстве. Пространственные отношения начинают развиваться очень рано, это отмечали педагоги и психологи в своих работах.

Т.А. Мусейибова отметила, что пространственные отношения развиваются у ребенка поэтапно: на 1 этапе дети учатся ориентироваться «на себе»: определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева) [16, с 35].

Умение ориентироваться «на себе» служит основой для овладения ориентировкой на других объектах - 2 этап; умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов».

3 этап - ребенок осваивает словесную  систему отсчета по направлениям.

4 этап - применение освоенных ребенком  навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на  плоскости.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.

1.2 Особенности пространственной ориентировки

детей дошкольного возраста

Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так дошкольного называемой чувственной системы отсчета, т. е, по сторонам собственного тела.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед- назад, вверх - вниз, направо - налево. В период школьного обучения дети овладевают новой системой отсчета - по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.

Усвоив в основном группы парнопротивоположных направлений, маленький ребенок еще ошибается в точности различения внутри каждой группы. Об этом убедительно свидетельствуют факты смешения детьми правого с левым, верхнего с нижним, пространственного направления вперед с противоположным ему назад. Особые трудности для дошкольников представляют различение направо - налево, в основе которого лежит процесс дифференцировки правой и левой стороны тела.

В каждой из пар пространственных обозначений выделяется сначала одно, например, под, справа, сверху, сзади, а на основе сравнения с первыми осознаются и противоположные: над, слева, снизу, впереди. Тем самым дифференцировка одного из взаимосвязанных противоположных пространственных отношений опирается на знание другого, а это значит, что в методике обучения необходимо формировать одновременно взаимно-обратные пространственные представления. Все это свидетельствует о длительности и своеобразии процесса освоения дошкольниками словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.

Овладение ребёнком умением применять или использовать освоенную им систему отсчета при ориентировке в окружающем пространстве происходит в несколько этапов.

I этап начинается с «практического  примеривания», выражающегося в реальном соотнесении окружающих объектов с исходной точкой отсчета.

На II этапе появляется зрительная оценка расположения объектов, находящихся на некотором расстоянии от исходной точки. Исключительно велика при этом роль двигательного анализатора, участие которого в пространственном различении постепенно изменяется.

Вначале весь комплекс пространственно-двигательных связей представлен весьма развернуто. Например, ребенок прислоняется спиной к предмету и только после этого говорит, что предмет этот расположен сзади; касается рукой предмета, находящегося сбоку, и лишь затем говорит, с какой стороны от него - с правей или с левой - расположен данный объект, и т. п. Иначе говоря, ребенок практически соотносит объекты с чувственно данной ему системой отсчета, каковой являются различные стороны его собственного тела.

Непосредственное передвижение к объекту с целью установления контактной близости с ним заменяется позднее поворотом корпуса, а затем указательным движением руки в нужном направлении. Далее на смену широкому указательному жесту приходит менее заметное движение руки. Указательный жест сменяется легким движением головы и, наконец, только взглядом, обращенным в сторону определяемого предмета. Так от практически действенного способа пространственной ориентации ребенок переходит к другому способу, в основе которого лежит уже зрительная оценка пространственной размещенности предметов относительно друг друга и определяющего их субъекта. В основе такого восприятия пространства, как писал И.П. Павлов, лежит опыт непосредственного передвижения в нем. Только через двигательные раздражения и, связавшись с ними зрительные, приобретают свое жизненное, или сигнальное, значение.

Информация о работе Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста