Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения вопроса об изучении пространственных представлений дошкольников обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера. Современная стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентированный процесс обучения, обеспечивающий развитие всех сторон личности обучаемого, раскрытие и реализацию его способностей.
Проблемой формирования пространственных представлений занимались такие педагоги и психологи, как А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.С. Выготский, А.М. Леушина, С.Д Луцковская, М.Монтессори, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова,.

Файлы: 1 файл

римма.docx

— 312.56 Кб (Скачать файл)

 

 

Для проведения исследования мы определили следующую поэтапность:

1. Начальная диагностика уровня сформированности пространственной ориентировки у детей подготовительной группы.

2. Составление плана работы по формированию ориентировки в пространстве средствами занимательных математических игр и упражнений.

3. Реализация плана работы.

 

 

Изучение пространственной ориентировки у детей подготовительной группы.

В начале было проведено первоначальное диагностическое обследование детей подготовительной группы по изучению исходного уровня сформированности пространственной ориентировки.

Была разработана схема обследования детей подготовительной группы. Диагностические задания подобраны в соответствии с программой Детство (программа развития и воспитания детей в детском саду (В.И. Логинова и др.: под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович).

 

 1. «Словесная  ориентировка»

(Л. И. Плаксина)

Цель: особенности усвоения словесных обозначений пространства и пространственных отношений (по отношению к плоскости, другим изображениям).

Оборудование: карточка с девятью изображениями (Рис. 1), картинка с шестью цветными карандашами, 9 предметных картинок, сюжетная картинка комнаты, картина с изображением перспектив.

Инструкция: Покажи правую, левую руку, ногу, ухо и т.д.

1. На картинке 9 изображений. «Где находится собака» и т.д.

2. На картинке горизонтально изображены 6 цветных карандашей. «Где находится синий, красный и т.д. карандаши».

3. «Назови, где расположены картинки». (3 раза по 3 картинки, размещаются на плоскости стола – выясняются пространственные отношения между предметами, расположенными вертикально).

4. Картинка с изображением предметов в перспективе: «Расскажи, что находится ближе от тебя, дальше?».

5. Сюжетная картинка комнаты, предметов быта и людей: «Расскажи, где что находится в комнате».

Критерии оценок:

3 балла – ребенок  использует относительно точные  обозначения пространства, соотносит  с рядом находящимися объектами;

2 балла – ребенок  использует приблизительные обозначения, опираясь только на объекты, находящиеся  рядом (соотнесение то с плоскостью, то с предметами);

1 балл – ребенок  при ответе использует указательные  жесты и слова «тут», «вот», «здесь», соотнесение не определяется.

  
Рис. 1

 

 2. «Практическая  ориентировка»

(Л. И. Плаксина)

Цель: выявить наличие представлений о микроплоскости и микропространстве и умение практически ориентироваться на основе этих представлений, использовать схему.

Оборудование: лист бумаги, карандаши, игрушки, схема с контурным изображением предметов (Рис.2).

Инструкция:

1. «Нарисуй на листе бумаги: в центре – круг; слева – квадрат; выше круга – треугольник; ниже – прямоугольник; над треугольником – 2 маленьких круга; под прямоугольником – маленький круг.

2. В шкаф с тремя полками расставить по словесному указанию предметы: «На среднюю полку в левый угол посадить мишку. На нижнюю, в середину поставить матрешку и т.д.» После назвать местоположение.

3. «Встань в центре комнаты и расскажи, что находится слева, справа, впереди, сзади от тебя».

4. Ребенку дают схему с контурным изображением предметов, реальные предметы. «Посмотри на схему и расставь предметы на столе в соответствии со схемой. Расскажи о местоположении каждой игрушки».

 

 

Рис. 2

Критерии оценки:

3 балла – ребенок  понимает инструкции, выполняет  правильно соответствующие действия  при работе на микроплоскости и микропространстве, пользуется при описании пространственного положения двумя ориентирами (плоскость и предметы на ней; объекты ориентиров и точка отсчета), правильно используя словесные обозначения. Соотносит практические действия со словом, схемой, различает удаленность.

2 балла - трудности  соответствия действия со словом  и схемой, требуется расчленять  инструкции на поэтапные действия, ошибки при ориентировки на  микроплоскости листа и стола, в ориентировки в микропространстве, при описании использует ориентир на плоскость.

1 балл – отсутствие  взаимосвязи между словом, схемой, действием, удаленность на глаз  не определены, при ответах приблизительные  или указательные слова и жесты.

 

 3. «Определи  и раскрась»

(С. Г. Шевченко)

Цель: выявить особенности развития пространственных представлений (зеркальное отражение с разворотом на 1800), сформированности понятий «справа - слева», «сзади – спереди», «вверху – внизу», умение оперировать мыслительными образами.

Оборудование: 4 картинки, цветные карандаши.

Инструкция:

1. «Незнайка в правой руке держит зеленый воздушный шар, а в левой – цветок. Дорисуй картинки» (Рис. 3).

2. «У Маши апельсин лежит слева, а у Даши – справа. Напиши имена девочек в клеточках вверху и внизу» (Рис. 4).

3. «Мальчики играют в теннис. Саша находится за сеткой. Справа от него Маша. С другой стороны сетки находится Тима и Дима. Даша стоит справа или слева от Тимы? Назови имена детей. Напиши первую букву имени в квадратах рядом с изображением детей (или закрась квадраты)» (Рис. 5).

4. «Регулировщик» - раскрась красным карандашом милиционера, у которого поднята правая рука, синим – у которого поднята левая рука (Рис. 6).

Рис. 3

 

 

 

 Рис. 4

 

 Рис. 5

 

 

 

 Рис. 6

 

 

4. «Схематизация»

(Р. И. Бардина)

Цель: ориентировка в пространстве по схеме пути с одновременным учетом ориентиров и изменений направлений.

Оборудование: несколько страниц, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах (Рис. 7-11).

Инструкция:

1. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно правильно найти один домик и отметить его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что идти надо от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете домик».

2. «Здесь тоже два домика, и к ним ведут дорожки. Но письмо здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону».

3-4. «В письме  нарисовано, как надо идти, в какую  сторону поворачивать. Начинать  двигаться надо от травки».

5-6. «Будьте очень  внимательны. Смотрите на письмо».

7-10. «Смотрите на  письмо, в нем нарисовано, как  нужно идти, около какого предмета  поворачивать и в какую сторону».

Типы выполнения задания:

Первый тип – неадекватные формы ориентировки. Дети при этом понимают задачу найти домик, но их выбор случаен и часто неверен. Как правило, они учитывают лишь отдельные элементы письма и полянки. У них не сформировано соотнесение схемы с реальной ситуацией.

Второй тип характеризуется незавершенной ориентировкой на один признак. Появляются необходимые для выполнения задания методы работы: у каждого поворота дорожки дети обращаются к ориентирам или к обозначению направления, указанным в письме, и пытаются им следовать. Однако они еще не могут работать так на протяжении всего решения задачи и к концу теряют этот способ, на последнем этапе пути делают ошибки. Задачи 7-10 эти дети вообще не решают, так как не могут учитывать сразу два ориентира. Попытки соотнесения схемы с реальной ситуацией уже есть, но пространственные представления имеют фрагментарный характер.

Третий тип характеризуется ориентировкой на один признак. Дети уже могут соотносить письмо с изображением на полянке до конца, но один из них могут успешно использовать только ориентиры, а другие – только изображение направлений пути, поэтому они не решают задачи, требующие одновременного учета направлений пути и ориентиров.

Четвертый тип характеризуется незавершенной ориентировкой по двум параметрам, что позволяет правильно решать только первые шесть задач. Последние четыре задачи решаются верно только в начале, с учетом одного или двух сочетаний поворотов пути и нужного ориентира, на последних участках пути дети опять соскальзывают лишь на учет одного параметра.

Пятый тип – это детальное соотнесение с одновременным учетом двух параметров. Это высший тип ориентировки для данных задач.

Критерии оценки:

3балла – 5 тип  по Р. И. Бардиной

2 балла - 4 и 3 тип  по Р. И. Бардиной

1 балл – 2 и 1 тип  по Р. И. Бардиной

Обозначения на рисунках: а – полянка, б – письмо 1, в – письмо 2.

 

 

Рис. 7. Материал к заданиям 1-2

 

Рис. 8. Материал к заданиям 3-4

 

 

 

 Рис. 9. Материал к заданиям 5-6

  

Рис. 10. Материал к заданиям 7-8

Рис. 11. Материал к заданиям 9-10

5. «Положение  в пространстве»

(М. Безруких, Л. Морозова»)

Цель: выявить умение узнавать повернутые и перевернутые в пространстве геометрические фигуры, группы фигур и буквы.

Оборудование: тестовый буклет (Рис. 12), простой карандаш.

Инструкция:

1. «Посмотри на первую строчку. Здесь нарисованы УГОЛКИ. Они все изображены по-разному, но среди них есть один, нарисованный также, как образец. Найди точно такой же уголок среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, уголки очень похожи, но лишь один из них «правильный».

2. «А здесь нужно найти точно такой же КРУГ, как на образце и зачеркнуть его».

3-4. «Здесь нарисованы  ТРИ ФИГУРЫ, но они расположены  не просто так, а в определенном  порядке. Внимательно посмотри на  них, найди точно такую же группу  фигур среди остальных и зачеркни  ее».

5. «Посмотри на  образец, нарисованы ДВА ТРЕУГОЛЬНИКА. Тебе нужно найти точно так  же нарисованные фигуры среди  остальных в сериях и зачеркнуть  их».

6. «Посмотри на  образец, нарисованы КРУГ, КВАДРАТ  и ТРЕУГОЛЬНИК. Тебе нужно найти  точно так же нарисованные  фигуры среди остальных в сериях  и зачеркнуть их».

7-8. «А в этих  заданиях образец – БУКВА. Найди  точно такую же среди остальных  в сериях и зачеркни ее»

Критерии оценки:

3 балла – ребенок  правильно указал фигуру.

2 балла – ребенок  отметил неправильную фигуру, но  после проверки нашел ошибку  и самостоятельно исправил ее.

1 балл – ребенок  отметил неправильную фигуру.

 
 

Рис. 12

 

 6. «Пространственно-арифметический  диктант»

(Е. К. Ворхотова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова)

Цель: умение ребенка ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.

Оборудование: таблица с шестью клетками.

Инструкция: Таблица предъявляется ребенку со словами: «Посмотри, здесь нарисована девочка». Далее ребенку задаются следующие вопросы:

1. Если она из своей клеточки пойдет вправо на одну клеточку, то где она окажется? Что она там найдет? Сколько?

2. Дальше она из этой клеточки пойдет вверх тоже на одну клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало ягод? И т.д.

Критерии оценки:

3 балла – ребенок  правильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных.

2 балла – ребенок  правильно выполнил 3-4 действия из 6 возможных.

1 балл – ребенок  правильно выполнил 1-2 действия из 6 возможных.

 

 7. «Копирование»

(М. Безруких, Л. Морозова)

Цель: изучить пространственный анализ и умение копировать несложные формы.

Оборудование: тестовый буклет (Рис. 13), простой карандаш.

Инструкция: Посмотри внимательно на рисунок-задание. Ты видишь фигуру. На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т.е. каждая линия идет от одной точки к другой. Тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки, к какой идут линии.

 

 

 Рис. 13

Критерии оценки:

3 балла – ребенок  правильно воспроизводил рисунок, изображенный в задании.

2 балла – ребенок  рисует линии не так, как они  расположены на образце.

1 балл – ребенок  не смог воспроизвести образец.

 

 8. «Игра  со счетными палочками»

(З. А. Михайлова)

Цель: выявить пространственный анализ.

Оборудование: счетные палочки, образцы (Рис. 14, 15).

Инструкция:

1. Выложи из палочек домик. В какую сторону он повернут? А теперь переложи одну палочку, чтобы домик был повернут в правую сторону.

 

 

Рис. 14

2. Сложи из палочек корову. В какую сторону она идет? А теперь переложи 2 палочки так, чтобы корова «смотрела» в левую сторону.

 

 

Рис. 15

Критерии оценки:

3 балла – самостоятельно  воспроизводит фигуру, выполняет  правильно действия по смене  направления.

2 балла – выкладывает  образец самостоятельно, перекладывание  делает с помощью педагога.

1 балл – самостоятельного  решения не находит, выкладывает  на образце.

 

 

 

 

9. «Составь  фигуру»

(элементы  игры «Танграм»)

Цель: пространственное расположение частей, умение воспринимать и воспроизводить рисунок из фигур по образцу, давать пространственную характеристику расположенным частям, используя предлоги и наречия.

Оборудование: набор геометрических фигур («Танграм»), образец (Рис. 16).

Инструкция: «Посмотри на образец. Сложи такую же фигуру как на образце».

Рис.16

Критерии оценки:

3 балла – ребенок  правильно воспроизводит фигуру  по образцу; объясняет последовательность  составления и расположения фигур; пользуется предлогами и наречиями.

2 балла – ребенок  составляет с помощью педагога, выбирает фигуры по одной, прикладывая  ее к образцу; делает попытку  рассказать о расположении фигур, ошибается.

1 балл – ребенок  накладывает фигуры на образец  и не может дать им словесную  пространственную характеристику.

Информация о работе Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста