Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения вопроса об изучении пространственных представлений дошкольников обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера. Современная стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентированный процесс обучения, обеспечивающий развитие всех сторон личности обучаемого, раскрытие и реализацию его способностей.
Проблемой формирования пространственных представлений занимались такие педагоги и психологи, как А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.С. Выготский, А.М. Леушина, С.Д Луцковская, М.Монтессори, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова,.

Файлы: 1 файл

римма.docx

— 312.56 Кб (Скачать файл)

Критерии уровней:

Низкий уровень – 1 – 1,6 балл

Средний уровень – 1,7 – 2,3 балла

Высокий уровень – 2,4 – 3 балла

Характеристика уровней:

 

Результаты начальной диагностики

Полученные результаты диагностики занесены в таблицу 1 (Приложение 1), данные уровней развития пространственной ориентировки в диаграмме 1 (Приложение 2).

Проведенная первичная диагностика показала, что низкий уровень развития имеют 6 детей (33%) – это Алина Е., Настя Е., Алеша Л., Саша Л., Даниил Н., Настя Т. Дети испытывали затруднения в понимании инструкции, когда она давалась вся сразу, приходилось повторять ее несколько раз. В задании «Определи и раскрась» не смогли определить правую – левую сторону при зеркальном отражении, при развороте на 1800, определяли соответствующие стороны по отношению к себе, мысленно пространственного поворота не осуществляли.

Средний уровень пространственной ориентировки показали 10 детей (55%) – Софья А., Маша Б., Юля В., Максим К., Лера М., Лиза П., Катя С., Вова Ч., Софья Ш., Ваня Ш. Дети относительно верно используют слова при описании, определении местоположения предметов («справа от меня», «впереди», «последний»). Так же наряду с точными ответами используют это же обозначение в обратном смысле (т.е. там, где левая сторона, говорит «правая»). Не используют попарно- промежуточное обозначение отношений, дают приблизительное, не точное определение словами: «рядом с краем», «далеко от этого», «около» вместо «нижний правый», «верхний левый» и т.д. Детям тяжело давалось воспроизведение рисунка, фигуры по образцу.

Высокий уровень пространственной ориентировки показали двое детей (12%) – Женя К., Арина Т. При описании расположения предметов на листе правильно определяли попарно- промежуточное отношение (например, «верхний левый», «нижний правый», «в середине») между предметами. Местоположение предметов в пространстве относительно себя других предметов называли не точно, путали понятия «влево» и «вправо». Очень часто сами исправляли ошибки, которые допускали. Справились с работой при составлении фигуры из палочек, хорошо выполняли движения по словесной инструкции. Фигуру из «Танграма» сложили.

Таким образом, при проведении первоначальной диагностически обследование детей подготовительной группы по изучению исходного уровня сформированности пространственной ориентировки показало, что:

 

 - при определении местоположения предметов используют приблизительные словесные обозначения или же указательные в сопровождении жестов;

- трудности в определении расстояния, перспективы;

- трудности в составлении описательных рассказов о местоположении предметов на сюжетное изображение;

- трудности в формировании системы ориентиров и точек отсчета (чаще ориентируются на свое тело, стоящий рядом объект, реже – плоскость);

- трудности в выделении направления «справа - слева», «вправо – влево»;

- трудности в составлении силуэтного изображения из геометрических фигур, палочек по образцу, копировании рисунка;

- испытывают затруднения в работе со схемой, в движении по направлению, словесной инструкции;

- значительные сложности в определении левой – правой стороны при зеркальном отражении, при повороте на 90. 180.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы для развития пространственной ориентировки и послужили основой для разработки системы занимательных математических игр и упражнений.

2.2. Содержание работы по формированию пространственной ориентировки у детей подготовительной группы дошкольного возраста

Работу по формированию пространственной ориентировки мы разделили на 3 этапа:

I этап. Ориентировочный. Задачи:

- повторить и закрепить знания детей о схеме собственного тела (Глова – вверху, ноги – внизу, грудь – впереди, спина – сзади, по бокам – руки – левая и правая, попарно- противоположные части тела и т.д.);

- активизировать умения работать по схеме, находить пространственное расположение фигур в создаваемом силуэте;

- осуществить подготовительную работу по ориентировки в микроплоскости листа: клетка – точка отсчета, движение в вертикальном, горизонтальном направлении по словесной инструкции;

- активизировать словарь детей.

II этап. Основной.   Задачи:

- формировать умение определять направление в пространстве с точкой отсчета «от себя» (впереди, сзади, вверху, внизу, слева, справа);

- учить работать с графическими картами-схемами, макетами, ориентируясь на них при расположении предметов;

- учить осуществлять движение по слову, знаку-ориентиру, стрелке, указательным направление движения;

- формировать умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от другого предмета», относительно плоскости;

- упражнять в определении лева-права у игрушки, изображения, при зеркальном расположении, в нахождении одинаковых объектов при их перевернутом расположении на 900, 1800, 2700;

- формировать представления о симметрии, при дорисовывании (копировании) второй половины (левой или правой);

- учить понимать сложную инструкцию (слева вверху и т.д.), самостоятельно использовать в речи пространственные термины и предложения, передающие не только линейные, но и промежуточные отношения («между», «в», «над», «около», «слева», «верхний правый» и т.д.);

- отрабатывать умение ориентироваться в плоскости листа;

- упражнять в умении производить пространственный анализ, синтез, выявляя взаиморасположение частей в фигуре, в составлении фигур, в совершенствовании преобразования

III этап. Заключительный (творческий). Задачи:

- совершенствовать и закрепить сформированные знания по пространственному ориентированию;

- упражнять детей в практическом применении имеющихся знаний в самостоятельной поисковой деятельности.

Работа велась последовательно путем внедрения занимательного математического материала.

Игры с детьми проводились по подгруппам, а так же, учитывая степень усвоения материала, с некоторыми детьми проводилась дополнительная индивидуальная работа.

Известно, чем разнообразнее работа детей с наглядными пособиями, тем более сознательно они усваивают знания. Поэтому мы меняли наглядные пособия на каждом занятии, незначительно варьировали задания, приемы работы, что обеспечивало проявление у детей активности и самостоятельности в усвоении новых способов действий и знаний.

Большое внимание уделялось умению внимательно слушать указания воспитателя и следить за его действиями, внимательно следить за действиями и ответами товарищей. А так же умение бережно обращаться с пособиями и правильно пользоваться ими. Дети совершенствовали умение в пояснении своих действий, рассказывая о том, что и как они делали, что получилось в результате.

В группе создан уголок математики, в котором дети свободно ориентируются. В свободное время большинство детей выбирают игры для самостоятельной деятельности именно из уголка математики, который постепенно пополняется новыми играми, которые дети осваивают на занятиях и в индивидуальной работе.

На формирующем этапе исследования мы провели работу с родителями. Цель этой работы – познакомить родителей с дополнительной информацией по формированию пространственной ориентировки, что поможет при воспитании ребенка в семье. Были подготовлены материалы для информационного уголка: «Занимательные математические игры», «Игры – головоломки», «Развиваем пространственную ориентировку» (Приложение 5).

Анализ результатов работы 

В конце мы провели итоговую диагностику, целью которой является выявление эффективности использования занимательного математического материала в формировании пространственной ориентировки у детей подготовительной группы.

Диагностика проводилась по аналогичным экспериментальным заданиям, что и в начале года. Ответы и деятельность детей оценивалась по трех бальной системе.

В результате итоговой диагностики было выявлено, что произошли значительные улучшения в сформированности пространственной ориентировки у детей подготовительной группы.

Анализ результатов показал, что на низком уровне развития не оказалось ни одного ребенка.

Средний уровень развития показали 10 детей (55%) – Софья А., Алина Е., Настя Е., Алеша Л., Саша Л., Даниил Н., Лиза П., Катя С.,Настя Т., Ваня Ш. Дети лучше ориентируются на собственном теле, на много меньше присутствует ошибок при ориентировки в микроплоскости листа и стола. Дети используют пространственные слова и термины при описании местоположения предметов. Могут осуществлять движения по заданной схеме «карта-путь», но учитывать одновременно направление и ориентир могут не все дети.

На высоком уровне оказалось 8 детей (45%) – Маша Б., Юля В., Максим К., Женя К., Лера М., Арина Т., Вова Ч., Софья Ш. Дети ориентируются на собственном теле, в пространстве относительно себя и других предметов. Полученные результаты занесены в таблицу 2 (Приложение 6), данные уровней развития пространственной ориентировки отображены в диаграмме 2 (Приложение 7).

На основе сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента можно сделать следующие выводы:

- дети лучше ориентируются в макропространстве, как по схеме, так и по словесной инструкции, в микропространстве листа, бумаги, стола;

- дети четко ориентируются в собственном теле, выделяя праву. – левую сторону, ориентируются в пространстве с точкой отсчета «от себя», определяют пространственное положение объектов относительно себя, друг друга, относительно других объектов, плоскости;

- успешно составляют силуэтное изображение из фигур, палочек по образцу на основе зрительного пространственного анализа и синтеза, выполняют копирование по точкам;

- дети уверенно используют пространственную терминологию, передающую как прямое направление («впереди», «слева», «вверху» и т.д.), так и промежуточное («верхний правый», «левый правый»), понимают и используют в нужном назначении предлоги («над», «под», «между», «около», «за», «перед» и др.)

Сравнение результатов начальной и конечной диагностик представлена в сводной таблице 3 (Приложение 8), а динамика уровней сформированности пространственной ориентировки графически отображена на диаграмме 3 (Приложение 9).

Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что благодаря внедрению в работу занимательного математического материала увеличились показатели сформированности пространственной ориентировки у детей подготовительной группы.

 

 

Заключение

Пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.

Целью нашего исследования было формирование пространственной ориентировки у детей подготовительной группы.

После проведения первичного исследования, мы видим, что развитие пространственной ориентировки у детей 7-го года жизни имеет ряд трудностей.

Поэтому работа с детьми велась поэтапно, в определенной последовательности с использованием занимательного математического материала. Дети учились понимать пространственные представления с помощью палочек Кюизенера, игр Никитина, игр-головоломок на преобразование и построение фигур, рабочих тетрадей по развитию ориентировке в микропространстве листа и др. Известно, чем разнообразнее работа детей с наглядными пособиями, тем более сознательно они усваивают знания. Поэтому мы меняли наглядные пособия на каждом занятии, незначительно варьировали задания, приемы работы, что обеспечивало проявление у детей активности и самостоятельности в усвоении новых способов действий и знаний. Дети совершенствовали умение в пояснении своих действий, рассказывая о том, что и как они делали, что получилось в результате.

Большое внимание уделялось умению внимательно слушать указания воспитателя и следить за его действиями, внимательно следить за действиями и ответами товарищей.

Данная работа позволила охватить не только детский коллектив, но их родителей, для которых были оформлены информационные стенды.

На основе полученных результатов итоговой диагностики можно сделать вывод о том, что увеличились показатели сформированности пространственной ориентировки. Поэтому мы подтвердили нашу гипотезу о том, что формирование пространственной ориентировки у детей подготовительной группы будет осуществляться более эффективно, при:

- организации систематической работы;

- активное участие детей в математической деятельности4

-обогащение предметно-развивающей среды пособиями и дидактическими играми по развитию пространственных представлений у детей подготовительной группы дошкольного возраста.

В дальнейшей работе планируется:

1. Произвести подбор занимательного материала (головоломки, дидактические игры и упражнения, задачи на смекалку, логические задачи и т.д.) по всем возрастным группам.

2. Составить перспективные планы работы по всем возрастным группам, где материал будет помещен в порядке усложнения.

3. Использовать занимательный математический материал для развития пространственных представлений и умственных способностей на занятиях, в индивидуальной работе и свободное время в разных возрастных группах.

4. Постоянно обновлять и совершенствовать уголок математики в соответствии с возрастом детей.

5. Привлекать родителей к созданию занимательных математических игр своими руками и использовать их для развития ребенка в семье.

Информация о работе Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста