Формирование самосознания подростков в воспитательной системе А.С.Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 02:00, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является закрепление и расширение теоретических и практических знаний по учебной дисциплине, применение этих знаний на практике, развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении конкретных вопросов, заданий.

Содержание работы

Введение 3
1. Инновационная сущность педагогики А.С.Макаренко
Новаторство как педагогическая проблема 4
Основы новаторской педагогики А.С.Макаренко 9
2. Формирование самосознания подростков в воспитательной
системе А.С.Макаренко 15
2.2 Психологическое будущее личности 19
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

КР Макаренко.docx

— 47.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1. Инновационная сущность педагогики А.С.Макаренко

  1. Новаторство как педагогическая проблема 4
  2. Основы новаторской педагогики А.С.Макаренко 9

2. Формирование самосознания подростков в воспитательной

системе А.С.Макаренко 15

2.2 Психологическое  будущее личности 19

Заключение 27

Список используемой литературы 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конструирование любой педагогической теории или системы - это поиски их целостности, которая предполагает внутреннее единство объектов при их относительной автономности от окружающей среды.

Важнейшая особенность макаренковской педагогики, определяющая ее новаторский характер, связана с четко выраженной в ней идеей интегративности.

Органическая целостность, которая представляет собой конструктивный синтез противоположных оппозиций, определяет ее научность и уникальность.

Целью выполнения данной курсовой работы является закрепление и расширение теоретических и практических знаний по учебной дисциплине, применение этих знаний на практике, развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении конкретных вопросов, заданий.

Задачей данной работы является как можно шире и глубже исследовать и раскрыть такие вопросы как инновационная сущность педагогики А.С.Макаренко и формирование самосознания подростков в воспитательной системе А.С. Макаренко.

Для изучения материала при выполнении работы использованы учебники и учебные пособия, таких авторов как Беляева В.И., Данилова М.А., Ушинский К.Д., также использованы материалы по трудам такого новатора, как Макаренко А.С.

 

 

 

 

 

Глава 1. Инновационная сущность педагогики А.С.Макаренко

1.1 Новаторство как педагогическая  проблема

В 90-е гг. стала культивироваться гуманистическая идея личностно ориентированного воспитания, но при этом был отброшен прогрессивный принцип воспитания и развития личности в коллективе. В основе же творческого (качественно нового) развития педагогической системы Л. С. Макаренко лежит принцип интегративной диалектической целостности.

Новаторство А. С. Макаренко заключается в том, что он отошел от стереотипов "правильного" и "неправильного" в воспитании. Он утверждал: "Педагогика - наука диалектическая, абсолютно не допускающая догмы". Не будем забывать, что макаренковская диалектическая целостность как основа построения педагогической системы продолжает традиции русской педагогической мысли и философии, восходящие к К.Д. Ушинскому. который писал: "Мы не стеснялись брать его (факт) у Гегеля или гегельянцев... Мы не стеснялись также заимствовать и у материалистов... Мы отовсюду брали, что нам казалось верным и ясным, никогда не стесняясь тем, какое имя носит источник...". При этом стремление объединить такие институциональные противоположности, как церковь и государство, религиозное и светское, коллективное и индивидуальное, было специфической чертой русской философии и педагогики конца XIX - начала XX столетий, что, на наш взгляд, также повлияло на становление педагогического кредо А. С. Макаренко.

В системе воспитания А. С. Макаренко можно выделить несколько аспектов, в которых проявляется ее целостность: содержательный, организационный, структурный. В последнем присутствуют все компоненты целостной деятельности: целеполагание, планирование, осуществление практических действий (конкретное исполнение плана), самоконтроль, коррекция. Именно эта органическая (а не суммарная) целостность, которая представляет собой конструктивный синтез противоположных оппозиций, определяет ее научность и уникальность.

В отдельных работах выдвигается идея, согласно которой сущностью педагогического процесса является разрешение противоречий (Э. И. Моносзон, В. И. Загвязинский, В. А. Сластенин и др.), но она не обретает те конкретные черты, формы, которые позволяли бы говорить о становлении целостного педагогического процесса. В данном случае речь идет о разрешении сущностных противоречий методологического уровня, определяющих направления и содержание развития педагогического процесса.

Рассмотрим основную проблематику теоретического наследия педагога-новатора.

На первом месте — проблема воспитания и развития личности. Из истории   педагогики   хорошо   известно,   что   от   того,   как   понималось воспитание тем или иным педагогом, во многом зависели его успехи в педагогической практике и теории. Так, исходя из понимания воспитания как упражнения естественных сил ребенка в процессе его жизни, Песталоцци создал   прогрессивную   для   своего   времени   теорию    элементарного образования. Понимая воспитание в широком смысле как многостороннее влияние среды на становление человека, К.Д.Ушинский предпринял опыт создания педагогической антропологии и заложил основы теории развития личности — основного фундамента педагогического знания. И все же, несмотря на эти достижения, до А.С.Макаренко воспитание традиционно понималось   как   воздействие   на   личность   ребенка,   как   деятельность воспитателя.   Следует   отметить,   что   К.Н.Вентцель,   а   вслед   за   ним П.П.Блонский подвергали критике такой взгляд на воспитание. Но только Макаренко с определенностью не противопоставляет воспитание и развитие детей, рассматривает их в единстве, а главной задачей педагога считает не воздействие на ребенка, а содействие его развитию, стимулирование верного направления этого развития с целью раскрытия сил и способностей каждой личности. Это тонко подметил один из исследователей педагогического опыта А.С.Макаренко И.Ф.Козлов. «В одном из первых исследований педагогического творчества Антона Семеновича он пишет: «В своей практической работе и теоретических обобщениях Л.С.Макаренко исходил из того непреложного закона, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности — учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п., в результате упражнения вовлеченных в нее естественных сил детей происходит развитие этих сил, а вместе с тем и образование соответствующих содержанию и характеру деятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом»[4, С. 205].

Развитие личности, по - Макаренко, составляет содержательную основу воспитания. Не поняв этого, мы не поймем главного в системе выдающегося педагога. Продолжая лучшую традицию гуманистической педагогики Макаренко утверждает: жизнь — главный воспитатель ребенка, и задача воспитателя состоит, прежде всего, в организации этой жизни, в насыщении ее всем богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей. В этом Макаренко видит стратегию организации воспитательного процесса.

Но формула «жизнь воспитывает» у Макаренко имеет еще одно значение. Он поясняет его так: бессмысленна всякая попытка отгородить ребенка от могучего влияния жизни общества, народа и подменить этот естественный процесс домашней дрессировкой. Воспитатель, если он хочет счастья ребенку, если он хочет воспитать полноценного человека, не имеет права создавать ему тепличные условия, пряча его от реальной действительности. Подлинный гуманизм не в этом. Сверхзадача каждого воспитателя — родителя, педагога и взрослых людей вообще — заключается в том, чтобы разумно вести детей по дороге жизни, ставя их в позицию борцов за лучшую жизнь на земле. И так во всем, в большом и в малом, никогда не забывая истины: «в воспитательной работе нет пустяков». Такова макаренковская философия воспитания. Осмыслить ее — значит понять главное в педагогическом новаторстве Антона Семеновича.

Далее. Ни современники Макаренко, ни более поздние его последователи не сумели понять и в должной мере оценить того, что составляло саму душу его воспитательной системы — педагогическую логику, а точнее сказать — технологическую логику нового педагогического мышления.

В развитии всех наук легко проследить тенденцию перехода от длительного периода сбора эмпирических данных к построению философии науки, ее методологических основ, а затем и к построению теории. Исподволь готовится переход к новому, высшему этапу развития научного знания — этапу технологическому. Возникновение и совершенствование различных технологий знаменует начало научно-технической революции. Быстрее этот процесс происходит в сфере материального производства. На наших глазах он охватывает медицину и педагогику. И непреходящее значение педагогического творчества А.С.Макаренко в том, что оно па деле знаменует переход педагогической науки в это новое состояние.

Величайшая заслуга Антона Семеновича в том, что он одним из первых сумел разглядеть рождение педагогических технологий и сформулировал основные постулаты технологической педагогической логики.

Вот эти принципиальные положения:

— ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей;

— никакое педагогическое средство не может быть объявлено раз и навсегда полезным либо вредным; отдельное средство может быть и положительным, и отрицательным; решающим является действие всей системы средств;

— никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда: она изменяется и совершенствуется в точном соответствии с развитием ребенка и поступательным движением общества;

— всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путем.

Антон Семенович ввел в педагогику целый ряд принципиально новых терминов. Среди них — «педагогическая техника», «мастерство», «проектировка или программа личности», «воспитательный коллектив», «тон и стиль жизни коллектива», «педагогический коллектив», «длительность педагогического коллектива» «педагогический центр», «ближняя, средняя и дальняя перспективы» и ряд других.

Далее. Макаренко углубил значение, а во многих случаях дал новую трактовку большей части традиционных понятий теории воспитания, прежде всего таких, как «требование» «наказание» «поощрение», «дисциплина», «режим» и др. За этим переосмыслением также стоят принципиально новые педагогические решения, новые подходы к воспитанию.

Переосмысление и переработка понятийного аппарата педагогической науки, несомненно, составляет основу педагогической логики Макаренко.

Главный признак любой технологии можно определить достаточно просто: что задумал в начале работы, то и получил после ее окончания. И весь опыт А.С.Макаренко является прекрасным примером того, как поставленные им воспитательные цели замыслы материализовывались в результате воспитательной работы в живые судьбы его воспитанников.

В своих работах Антон Семенович дал и характеристику наиболее типичных ошибок педагогической логики. Их три: дедуктивное предсказание, этический фетишизм, уединенное средство.

Дедуктивное предсказание. Долгие годы утверждалось, что для образовательной школы политехнизм — это хорошо, а вот профессионализм — это плохо! В результате наносился огромный ущерб трудовому воспитанию школьников: из них формировали разносторонне образованных неумех. Но такова была сила магической формулы, да еще подкрепленной многочисленными ссылками на самого Маркса. Ратовали еще и за соединение обучения с производительным трудом, не задумываясь, можно ли профессионально не подготовленных детей допускать к труду. Подобных ошибок и по сей час немало в нашей теории. Макаренко не отрицал политехнизма, но это не мешало ему давать своим воспитанникам по три и больше специальностей на высоком профессиональном уровне.

Этический фетишизм. Макаренко очень подробно оговаривал использование этого термина в своих работах, подробно характеризуя новую педагогическую логику.

И еще одна типичная ошибка.

Уединенное педагогическое средство. Суть ошибки состоит в том, что какое-то одно педагогическое средство выхватывается из системы средств и объявляется либо очень хорошим, либо очень плохим. Оно действительно может быть и тем и иным, так как абсолютно не срабатывает вне системы средств.

В свое время «метод проектов» (обучение в процессе решения практических задач) был объявлен панацеей от всех бед. А потом, убедившись, что он не решает «всех» задач, его так же безоговорочно объявили методическим прожектерством. И то и другое плохо. В ряду других методов и метод проектов, и бригадно-лабораторный метод могут быть полезны и эффективны [2,С 89].

1.2Основы новаторской  педагогики А.С.Макаренко

Сущность понятия «инновация» связывается не только с созданием и распространением принципиальных новшеств, но с преобразованиями и изменениями в образе деятельности, стиле мышления педагога, который с этим образом связан. Инновационная педагогика направлена на «создание человека будущего». Философское понимание ценностной сущности человеческой природы являет собой основополагающую методологическую основу для инновационной педагогики. Инновационные процессы в образовании требуют радикальных изменений прежде всего во взаимоотношениях педагога и учащихся – в переводе их на личностный уровень, в формировании творческой атмосферы сотрудничества, развитии диалога, открытости.

Инновационный характер педагогики Макаренко обнаруживается по всем её основным компонентам - целям, идеям, принципам, содержанию, методам, формам, средствам, объектам и субъектам. Концептуальными основами макаренковской педагогики выступают: цель - от «косметического ремонта» личности малолетнего правонарушителя к воспитанию советского гражданина, к всестороннему и гармоничному развитию личности колониста. Её основные идеи и принципы: единство воспитания и жизни - принципы народности, связи воспитания с жизнью и трудом, параллельности действия, открытости и перспективы; идея воспитательного коллектива - принципы сотрудничества, самоуправления, единство самоуправления с педагогическим руководством; идея политехнического образования - принцип связи индустриального обучения с профессиональной подготовкой; идея гуманизма - принципы педагогического оптимизма, единство уважения и требовательности, гармонизации личных и общественных интересов; антропологический подход - принципы природосообразности, исследовательский и др.

Информация о работе Формирование самосознания подростков в воспитательной системе А.С.Макаренко