Формирование самосознания подростков в воспитательной системе А.С.Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 02:00, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является закрепление и расширение теоретических и практических знаний по учебной дисциплине, применение этих знаний на практике, развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении конкретных вопросов, заданий.

Содержание работы

Введение 3
1. Инновационная сущность педагогики А.С.Макаренко
Новаторство как педагогическая проблема 4
Основы новаторской педагогики А.С.Макаренко 9
2. Формирование самосознания подростков в воспитательной
системе А.С.Макаренко 15
2.2 Психологическое будущее личности 19
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

КР Макаренко.docx

— 47.11 Кб (Скачать файл)

Идея единства воспитания и жизни опирается на принцип народности - основополагающий в подготовке простым народом молодых поколений: жизнь воспитывает! Она - жизнь - являлась (и является) главным критерием успешности и результативности воспитательного процесса. Новаторство Макаренко состояло не только в достижении единства воспитания и жизни, а и в нахождении главного условия решения этой идеи - в открытости педагогического процесса колонии окружающей действительности. Эта открытость характеризуется с внешней и внутренней сторон. Опираясь на опыт колонии им. Горького, педагог считал, что коллектив детей является составной частью всего советского общества, связанный с ним богатыми и разносторонними связями. Эти связи, по его мнению, имеют огромное воспитательное значение. Система, несущая в себе «внутреннюю замкнутость... в воспитательном отношении должна быть признана весьма вредной», - предупреждал он.

Колония с самого начала была организована как открытое учреждение: никаких охранников, собак и т.п. Эта открытость имела многофункциональные аспекты и значение: Удержание личности в коллективе - проблема, которая должна решаться, по убеждению педагога, «лишь морально-психологическими средствами». Макаренко был против принудительного содержания детей в колонии и оставлял за ними право даже ухода из неё. Это было невиданным новаторством в организации жизнедеятельности для учреждений подобного типа.

Один из аспектов внутренней открытости колонии был уникален тем, что в ней было достигнуто единство жизни и деятельности для воспитателей и воспитанников. Жизнь педагогов была открыта для колонистов и наоборот. Это достигалось не какими-то искусственными приёмами, а всей организацией их жизни. Педагоги не имели никаких привилегий. Кроме школьной работы они участвовали «во всех решительно функциях детколлектива, в том числе и в физическом труде». История педагогики свидетельствует: уникальные воспитательные результаты достигались в том случае, когда жизнь педагогов и их воспитанников была единой и максимально открытой друг другу.[1,С. 68]

Жизнь и быт воспитательного персонала становился «одним из важнейших институтов «механического» (незаметного) влияния». Наконец, внутренняя открытость к жизни достигалась и тем, что Макаренко добился того, что ему единственному разрешили в составе колонии находиться вместе мальчикам и девочкам. Несмотря на все трудности, связанные с этой проблемой, педагог был убеждён в правильности своего решения. Таким образом, с самого начала педагог стремился создать условия для воспитанников, которые были бы похожими, почти идентичными, на условия работы обычного образовательного учреждения.

Новые социальные ориентации подводили его к идее коллективной формы организации детской жизни, к идее создания воспитательного коллектива.

Макаренко подчёркивал решающую роль общественной активности в воспитании личности, включения её в борьбу с отрицательными явлениями жизни. Им была найдена невиданная ранее форма организации детской жизни, соответствующая социалистическим идеалам и отвечающая идее единства воспитания и жизни, - коллектив, который становился «главнейшей формой воспитательной работы». Правильное советское воспитание - это коллективное воспитание, подчёркивал педагог.

Рассматривая деятельность колонии как «педагогическое производство», он вводил новый педагогический термин - «проектирование личности» - как совокупный продукт воспитания, который осуществляется «на основании заказа общества». При этом он сразу же предупреждал, что этот «продукт» не должен быть одинаковым: нельзя «вгонять каждую индивидуальность в единую программу». Для этого должна быть общая «стандартная» программа и индивидуальный корректив к ней.

Мы всегда должны помнить, писал педагог, каким бы цельным ни представлялся для нас человек при широком обобщении, его нельзя считать «совершенно однообразным явлением. Люди в известной степени представляют собой очень разносортный материал для воспитания, и выпускаемый нами «продукт» обязательно будет тоже разнообразным». Таким образом, педагог никогда не был противником индивидуального подхода в воспитании. Он разработал и применил невиданный подход в его реализации    -    коллективный.    «Проектирование    личности»    следует рассматривать и как новаторский подход в реализации принципа опережения.

Чтобы достичь максимального единства воспитания и жизни, необходимо было поставить детей в положение хозяев собственной жизни, что достигалось через реализацию принципа детского самоуправления, что, в свою очередь, создавало основу для организации детского воспитательного коллектива и, таким образом, органично связывало идею единства воспитания и жизни с идеей коллективного воспитания в единую педагогическую ткань.

Детский воспитательный коллектив являл собой одновременно и объект и субъект воспитательной работы. Превращение коллектива в субъект воспитания открывало неограниченные педагогические перспективы: он становился субъектом и индивидуального и коллективного самовоспитания, что являет собой высшую степень инновационности в педагогике.

Инновационность его педагогики особенно присутствует в определении критериев воспитанности. Макаренко утверждал: колонист «всегда должен выступать прежде всего как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей», но это не должно выражаться на уровне некоего «коллективного инстинкта». Человек должен быть способен «без колебаний, всегда, в каждый момент своей жизни найти правильный критерий для личного поступка».

Таким образом, педагог подчёркивал, что поступок определяется самой личностью, решение принимает сам человек, исходя из своих нравственных принципов. Необходимо, чтобы он «поступил правильно не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить. ... Очень трудно поступить правильно тогда, когда никто не видит, ... не услышит никогда, навечно не узнает, а надо поступить правильно для себя, для своего долга перед самим собой».

Эта методологическая позиция во многом отметает обвинения макаренковской педагогики в воспитании человека-«винтика», формировании конформистского мировоззрения и т.п. В такой постановке и решении проблемы критерия воспитанности нам видится особый гуманизм и демократизм педагогического мировоззрения Макаренко: в таком варианте воспитания исключается возможность личностной трагедии ребёнка, возникновения двойной морали и т.д.

Макаренко создал уникальный образовательно - воспитательно -производственный комплекс, который представлял собой как бы микромодель общества, в условиях которого воспитанники входили во всю сложность существующих общественных и производственных отношений, что создавало богатые и реальные условия для решения задач их всестороннего развития.

Идея защищённости личности воспитанника составляет цель, принцип, средство и результат методики коллективного воспитания. Она составляет и важнейший критерий этого процесса, определяющий его гуманность, т.е. инновационность.

Если кратко сформулировать суть педагогического новаторства Макаренко, то её можно определить как борьба - за веру в человека, за обретение человеческого счастья, за утверждение альтруистской сущности, присутствующей в каждом ребёнке, - борьба за педагогику, возвышающую человеческое достоинство.

В итоге он доказывал, что воспитательная работа - лёгкая работа, что педагогическая деятельность даёт учителю необыкновенные и богатые возможности обретения счастливого бытия: «Уверяю вас, воспитание человека чрезвычайно лёгкое, очень хорошее, прекрасное дело», что он «достиг такого педагогического счастья». Наследие А.С. Макаренко следует рассматривать как наше национальное достояние.[3, С. 121]

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование самосознания подростков в воспитательной системе А.С. Макаренко

В отечественной психологии подростковый возраст изучали многие выдающиеся ученые. Так, Л.С. Выготский еще в 30-е годы разработал концепцию процесса освоения подростком культурных ценностей посредством общения. В работе «Педология подростка » Л.С. Выготский рассматривал развитие интересов, мышления, высших психических функций, воображения и творчества подростка. Специально исследовалась динамика и структура личности подростка. А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, А.А. Смирнов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие продолжили исследования проблемы отрочества.

Педагог осуществлял процесс воспитания личности подростков, придавая огромное значение развитию их самосознания.

В своей педагогической практике А.С. Макаренко уделял большое внимание работе со всеми позициями психологического времени. Он не создал единой концепции на этот счет, но целостность его педагогической системы подтверждается тем, что все позиции психологического времени личности связываются в его педагогической системе непротиворечивым образом через эмоциональную сферу подростков.

Целостно педагогической системы, ее непротиворечивость, разработанная на основе психологии подростков, методология воспитания являются цепным вкладом А.С. Макаренко в педагогическую науку XX века.

Концепция воспитания личности подростка строилась на основе общей концепции развития личности B.C. Мухиной. Феноменология личности определена двумя ее ипостасями: 1 — человек формируется как социальная единица; 2 — человек формируется как уникальная личность. При этом определяющее значение имеет структура самосознания, которая представляет значимые для развивающейся личности ценностные ориентации.

Сравнительные исследования трудов А.С. Макаренко и современных специалистов, отдающих себя проблемам подростков показали следующее. А.С. Макаренко эмпирически выделял те опоры в практике воспитания личности, которые много десятков лет спустя были сформулированы в теории B.C. Мухиной как структурные звенья самосознания.

А.С. Макаренко указывает на значение социальной позиции для подростка — добровольная дисциплина в коллективе должна строиться исключительно по системе полномочий, предполагающей, во-первых, создание конституции объединения (в его контексте — твердо установленных положений, обязательных и для колонистов, и для воспитателей), во-вторых, установление таких форм дисциплины, которые не допускали бы произвола одного лица, и, в-третьих, достижение «точного соответствия между приказанием и исполнением.

Помимо работы самосознанием подростка А.С.Макаренко вводит методы «параллельного педагогического действия», с помощью которых осуществляется «истинная сущность воспитательной работы», которая состоит«в организации жизни ребенка». Педагогическое воздействие состоит в организации условий выполнения требований педагога.

Принципиально новый подход к анализу педагогических идей А.С. Макаренко позволил нам по-новому увидеть его систему воспитания и психологического сопровождения подростка. Согласно анализу практики А.С. Макаренко, мы нашли, что он подошел к проблеме формирования самосознания подростков. Оказалось, что его практические подходы к подростку могут быть рассмотрены с точки зрения современного психологического понимания генезиса самосознания.

Система А.С. Макаренко, обращенная к подростку, содержит в себе отношение к имени, к притязанию на признание, к половой принадлежности, к психологическому времени, а также к правам и обязанностям. А.С. Макаренко запрещал оскорбительные прозвища, требовал обращения по имени. А.С. Макаренко большое внимание уделял психологическому прошлому и будущему воспитанников. Он придавал особое значение так называемой системе перспективных линий, суть которой состоит в организации условий, прерывающих негативные стороны прошлого и создания новых условия развития личности.

Мы учитывали психологические идеи и выводы современных ученых относительно особенностей подросткового возраста, которые были нами тщательно изучены и осмыслены для организации условий работы с подростками. Обобщения теоретического и практического плана дали нам основания строить программу воспитания и развития личности подростков.

Мы выделяем в качестве важнейшей особенности личности в отрочестве интенсивное развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Осуществление развития личности в подростковом возрасте может происходить через систему специально организованных условий, способствующих: развитию сензитивности к культурным ценностям и социальным процессам; формированию гражданской и патриотической позиции, электоральной активности, основанных на конституционных правах ребенка и человека; самоорганизации и самоопределению подростков в многообразии реалий жизни людей. Общение с другими людьми в деятельности в контексте контролирующих и охраняющих традиций, законов, а также обязанностей и прав позволяет подростку реализоваться в обеих феноменологических сущностях — как социальной единице и как уникальной личности.

В подростковый период происходит явная интенсификация развития одновременно  в двух  направлениях:   1   — стремление  к  освоению  и овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и международной политики); 2 — стремление к рефлексии на свой внутренний, интимный мир.

Продуктивность четко определенных целей воспитательной работы с подростками не требует доказательств. При этом необходимо учитывать психологические особенности подростков: их сензитивность к социальным воздействиям; чувство взрослости; стремление быть «как все», чувство «Мы»; стремление утвердить свою уникальность, свое «Я»: «не путайте меня с другим»; стремление добиться наивысшего успеха, реализовать свои притязания на признание «здесь и теперь» и в будущем, в более взрослой жизни. Эти психологические характеристики выкристаллизовались в процессе работы с подростками.

Информация о работе Формирование самосознания подростков в воспитательной системе А.С.Макаренко