Формирование самосознания подростков в воспитательной системе А.С.Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 02:00, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является закрепление и расширение теоретических и практических знаний по учебной дисциплине, применение этих знаний на практике, развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении конкретных вопросов, заданий.

Содержание работы

Введение 3
1. Инновационная сущность педагогики А.С.Макаренко
Новаторство как педагогическая проблема 4
Основы новаторской педагогики А.С.Макаренко 9
2. Формирование самосознания подростков в воспитательной
системе А.С.Макаренко 15
2.2 Психологическое будущее личности 19
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

КР Макаренко.docx

— 47.11 Кб (Скачать файл)

В своей практической деятельности А.С. Макаренко выделял ряд опор для воспитания личности, которые позднее оказались синхронными ряду положений нашей теории развития личности и, в частности, развития структурных звеньев самосознания.

Определяющее значение имеет структура самосознания, которая представляет значимые для развивающейся личности ценностные ориентации. Сюда входят: 1 — ценностное отношение к собственном}' имени и телесной, представленной в мире; 2 — ценностное отношение к своему развитию, к своим достижениям и притязаниям; 3 — ценностное отношение к себе как представителю своего пола; 4 — ценностное отношение к своему личному прошлому, настоящему, будущему; 5 — ценностное отношение к социальному способу жизни людей, с ориентацией на социальную ценность прав и обязанностей.

Социализация — процесс становления личности, обучения и усвоения ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих конкретному обществу или для социальной общности.

Социализация происходит в основных сферах: практическая деятельность, общение, самосознание. Все сферы формируют социально полезные навыки, определяют развитие самосознания не только в контексте развития образа собственного «Я» как «активного субъекта деятельности» и уникальной личности, но и как элемента, части общечеловеческого или группового «Мы».

Исходя из концепции — концепции развития и самосознания личности на этапах онтогенеза можно увидеть прямую связь своей психологической теории и педагогических позиций А.С. Макаренко, построившего систему воспитания.

2.2 Психологическое будущее личности

По мнению А.С. Макаренко, огромное влияние на процесс формирования личности подростков оказывают позиции психологического времени, прошлое формирует сценарии настоящего и будущего. Представляемые перспективы направляют деятельность в настоящем, поэтому только в настоящем возможны основные изменения личности, влекущие за собой коррекцию представляемого будущего. Роль психологического будущего в формировании личности заключается в том, что в процессе изменения представляемого будущего, подросток начинает идентифицироваться со своим новым образом «Я» и в процессе этой идентификации корректирует свое настоящее поведение.

Педагог был убежден, что главная роль в выборе будущей перспективы принадлежит эмоциям, испытываемым личностью по отношению к тому или иному сценарию своего психологического будущего. Главным мотивом выбора того или иного жизненного пути является положительные эмоции по отношению к данной перспективе. А.С. Макаренко    считал, что истинным источником, стимулом человеческой жизни является эмоция «завтрашней радости», представляющая собой эмоцию радостного ожидания и предвкушения.

О технике работы А.С. Макаренко с перспективами: для поддержания и усиления напряженности ожидания какого-либо события и направленности мотивов педагогом применялся метод усложнения цели. В процессе преодоления все более сложных целей повышаются уровень притязаний, самоуважение, изменяется образ «Я», что очень важно для утверждения подростком своего «Я» среди значимых для него личностей.

Одной из особенностей учения А.С. Макаренко о психологическом будущем личности является то, что он говорит о системе перспектив называя их «системой перспективных линий». В данном случае речь идет не только о дифференциации последних во времени и межличностном пространстве (близкая, средняя, дальняя и личная, и коллективная), но и о человеческой деятельности в профессии, личной и общественной жизни.

При построении перспектив он замечал: выстроить систему перспективных линий нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Он отмечал, что развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач — обязательное условие прогрессивного движения коллектива^ 1,С. 76]

Согласно этой концепции среди других значимых звеньев самосознания выделено звено психологического времени личности (индивидуального прошлого, настоящего, будущего), которое определяет бытие личности и ее перспективы развития и эмоционального благополучия

Психологическое будущее в идентификации с новым образом Я». По мнению А.С. Макаренко, огромное влияние на процесс формирования личности подростков оказывают позиции психологического времени, прошлое формирует сценарии настоящего и будущего. Представляемые перспективы направляют деятельность в настоящем, поэтому только в настоящем возможны основные изменения личности, влекущие за собой коррекцию представляемого будущего. Роль психологического будущего в формировании личности заключается в том, что в процессе изменения представляемого будущего, подросток начинает идентифицироваться со своим новым образом «Я» и вследствие этого корректирует свое поведение.

Эмоции в выборе перспективы будущей жизни и в ожидании «завтрашней радости». Педагог был убежден, что главная роль в выборе будущей перспективы принадлежит эмоциям, испытываемым личностью по отношению к тому или иному сценарию своего психологического будущего. А.С. Макаренко считал, что истинным источником, стимулом человеческой жизни является эмоция «завтрашней радости», представляющая собой эмоцию радостного ожидания и предвкушения. Удаленность во времени желаемого события увеличивает напряженность ожидания и сужает сознание в направлении реализации желаемого события.

Значимость    разных по дальности    перспектив    для разных возрастных категорий. А.С. Макаренко отмечал зависимость  значимости разных по своей дальности   перспектив   от возраста. Он отметил, что в разных   возрастных   категориях   педагогическая   эффективность   равной удаленности события во времени неодинакова. Так, в детском и младшем подростковом возрасте сила любых испытываемых эмоций настолько велика, что некоторые сиюминутные события могут сопровождаться эмоциями равными по своей силе весьма значимым, но отодвинутым во времени событиям  и существует риск отодвинуть    перспективу    этих событий настолько, что эмоции сегодняшнего дня окажутся более значительными.

Значимость близкой перспективы для младшего подросткового возраста и дальней. А.С. Макаренко считал, что в младшем подростковом возрасте значение близкой перспективы более весомо, чем в юношеском. Главным психическим новообразованием юношеского возраста является формирование целостного мировоззрения, способствующего рассмотрению своего жизненного пути в целом и ставящего на первое место по своему значению дальнюю перспективу, определяющую жизненный путь личности.

А.С. Макаренко рассматривал перспективу во временном и социальном пространстве личности. В первом случае он разделял ее на близкую, среднюю и дальнюю. В социальном пространстве им были выделены личная и коллективная линии.

Гармонизация личной и общественной перспективы через возбуждение к жизни. Одной из важнейших задач воспитательной работы педагог считал организацию перспективы и ее претворение с личных форм на формы общественные. Он писал: «Начинать можно и с хорошего обеда, и с похода в цирк, но надо всегда возбуждать к жизни и постепенно расширять перспективы целого коллектива...». Он утверждал, что даже хорошо оборудованные детские дома, если они не организуют свою будущую деятельность, не добьются хорошей работы и дисциплины.

Перспективный минимум и система перспективных линий. А.С.Макаренко считал, что организация перспективы должна начинаться с личных линий. По его мнению, первая стадия этой работы является необходимо обязательной в каждом упорядоченном учреждении: «Оборудованные помещения и классы, теплые комнаты, удовлетворительная пища, полная защищенность ребенка от произвола и самодурства старших, простой тон отношений представляют необходимый минимум, без которого вообще трудно представить себе правильную воспитательную работу».

Значимость труда для перестроения с близкой перспективы на более  дальнюю. Тем не менее, А.С.Макаренко был убежден в том, что уже с самых первых дней близкая перспектива должна строится по коллективному плану, инструмент - совместный труд.

Идентификация и обособление — основные механизмы образования перспективы. Говоря психологическим языком, процесс перехода от личной перспективы к коллективной осуществляется на основе механизмов идентификации и обособления, которые, согласно B.C. Мухиной, являются основными механизмами развития личности. В процессе совместной деятельности человек идентифицируется с коллективными целями. Это приводит к образованию в сознании человека коллективных линий перспективы. Не труд сам по себе, а совместная трудовая деятельность являются по А.С. Макаренко необходимым средством для выработки общественных перспективных линий.

Значимость притязаний на признание на психологическое будущее личности. Еще одним мощным фактором воздействия на психологическое будущее развивающейся личности является потребность подростков в притязании на признание. В колонии подросток, противопоставляющий себя коллективу, игнорировался последним и не имел возможности утвердить свое «Я» среди группы значимых других. Подростку необходимо было сначала, идентифицироваться с группой значимых личностей, а затем обособиться от нее для выделения и утверждения своего «Я». Идентифицируясь с коллективом, подросток принимает совместную деятельность и в ее процессе у него вырабатывается общественная линия перспективы.

Значимость соревнования для сплочения коллектива через соревнованию между различными трудовыми бригадами колонии в процессе зарабатывания денег для открытия нового завода. В основе соревнования групп между собой лежит механизм идентификации индивида с группой, к которой он принадлежит и механизм обособления от других групп, отличающихся от первой по признаку участия в соревновании.

Метод усложнения цели. Здесь нельзя не сказать о технике работы А.С.Макаренко с перспективами. Она заключается в следующем: для поддержания и усиления напряженности ожидания какого-либо события и направленности мотивов педагогом применялся метод усложнения цели. В процессе преодоления все более сложных целей повышаются уровень притязаний, самоуважение, изменяется образ «Я», что очень важно для утверждения подростком своего «Я» среди значимых для него личностей.

Метод взрыва  в применении  к психологическому будущему.

Другим методом работы А.С. Макаренко с перспективными линиями воспитанников является уже описанный нами в предыдущих параграфах метод взрыва.

Одной из основных задач педагогической деятельности А.С. Макаренко считал гармонирование личных и коллективных перспективных линий с таким расчетом, чтобы у воспитанников не возникало никаких противоречий между ними.

Близкая перспектива — основное эмоциональное звено между настоящим и будущим. Близкая перспектива, по мнению педагога, является основным эмоциональным звеном между настоящим и будущим. Возрастные особенности психологического времени личности заключаются, по мнению педагога в значении уровня перспективы (близкой, средней, дальней) для данной возрастной категории: «Чем старше возраст, тем дальше отодвигается обязательная грань ближайшей оптимистической перспективы...»

Связь позиций временного континуума осуществляется через эмоциональную сферу. Потребность двигаться в направлении определенной перспективной линии зависит от характера эмоций, испытываемых подростком по отношению к данной перспективе.

Значение средней перспективы в процессе воспитания в педагогической практике А.С. Макаренко. Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, есть коллективное событие, несколько отодвинутое во времени. Педагог считал совершенно необходимым наличие в коллективе подобной перспективы: «Даже взрослый человек всегда имеет в некотором отдалении группы более или менее приятных событий: поездка на курорт, повышение в звании и т. д. Для детей это еще более необходимо». «Средняя перспектива будет иметь значение только в том случае, если к этим дням готовиться задолго, если им придается особенное значение, если к их основному содержанию присоединяются самые разнообразные темы: отчеты, премирование, результаты годового соревнования».

Возможные события средней перспективы. По мнению А.С.Макаренко на линии средней перспективы могут располагаться: участие в праздничных демонстрациях и всенародных кампаниях, празднование годовщины открытия детского учреждения, окончание и начало учебного года, выпуск, производственные достижения. Подготовка к такому дню должна существовать в форме коллективной мысли, бесед, соображений.

Летний отпуск и основы его организации. А.С. Макаренко утверждал, что летний отпуск по своему характеру должен соответствовать заслугам коллектива и развитию производства, организации быта и культурной работы. Чем дальше коллектив ушел в организованности и дисциплине, чем больше достижений в работе, тем более ценный отпуск должен быть ему предоставлен. Возможность участвовать в приближении и усилении эмоционального удовлетворения средней перспективой, т. е. контролировать процесс ее осуществления мотивировала подростков улучшать свою деятельность.

Формообразующие параметры дальней перспективы. Дальняя перспектива связана, по А.С. Макаренко, с такими новообразованиями юношеского возраста, как самосознание и мировоззрение. Она зависит от следующих, параметров личности: зрелость и интегрированность. Механизмом формирования дальней перспективы является идентификация с идеальным «Я» личности, с представляемой будущей профессией.

Информация о работе Формирование самосознания подростков в воспитательной системе А.С.Макаренко