Формирование словоообразовательных умений у дошкольников с недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
дать общую характеристику системы русского словообразования;
изучить словообразовательный компонент языковой способности детей дошкольного возраста;
выявить особенности словообразования у дошкольников с ОНР;
рассмотреть принципы и методики формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР;
экспериментально проверить эффективность выбранных методик.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Лингвистические основы словообразовательной работы с дошкольниками
1.2 Словообразовательный компонент языковой способности детей дошкольного возраста
1.3 Особенности словообразования у дошкольников с ОНР
Выводы по первой главе
Глава 2. Методики формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР
2.1 Приемы формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР
2.2 Экспериментальное исследование словообразовательной способности дошкольников с ОНР
Выводы по второй главе
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Формирование словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи.rtf

— 3.26 Мб (Скачать файл)

 

Выводы: в результате проведения данных заданий было выявлено, что при выполнении 1- го задания 3 ребенка имеют низкий уровень, 5 детей - средний уровень, 2 ребенка - высокий уровень и нет детей с очень высоким уровнем; при выполнении 2 - го задания 9 детей имеют низкий уровень, 1 ребенок - средний уровень и нет детей с высоким и очень высоким уровнем; при выполнении 3 - го задания 9 детей имеют низкий уровень, 1 ребенок - средний уровень и нет детей с высоким и очень высоким уровнем; при выполнении 4 - го задания 7 детей имеют низкий уровень, 3 ребенка - средний уровень и нет детей с высоким и очень высоким уровнем; при выполнении 5 - го задания 7 детей имеют низкий уровень, 3 ребенка - средний уровень и нет детей с высоким и очень высоким уровнем; при выполнении 6 - го задания 2 ребенка имеют низкий уровень, 7 детей - средний уровень, 1 ребенок - высокий уровень и нет детей с очень высоким уровнем.

Таким образом, тестирование по данной методике показало исходный уровень словообразования в контрольной и экспериментальной группе. В контрольной группе этот уровень заметно выше, чем в экспериментальной группе.

Формирующий эксперимент.

На этапе формирующего эксперимента занятия проводились с экспериментальной группой. Целью формирующего эксперимента было формирование словообразовательных умений у дошкольников с ОНР.

Для формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР была разработана программа занятий с использованием специальных упражнений. При подборе упражнений учитывались возрастные особенности дошкольников с ОНР.

Материал формирующего эксперимента.

Упражнения для закрепления формы множественного числа:

«Один - много».

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар - шары, дом - дома, ведро - ведра и т.д.

Логопед показывает картинку и называет: шар.

- А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

«Лови и называй».

Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».

Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.

Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».

«Измени слово». Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

Упражнения для уточнения формы родительного падежа:

«Угадай, чьи это вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

«Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой - изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.

Упражнения для уточнения формы дательного падежа:

Игра «Кому нужны эти вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

«Гости». На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».

Упражнения для уточнения формы винительного падежа:

«Кто самый наблюдательный». Дети должны называть, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т.д.

Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:

Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?

Что ты любишь?

Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.

Упражнения для уточнения формы творительного падежа:

Ответы на вопрос «кто чем работает?» по картинкам (парикмахер - ножницами, маляр - кистью и т.д.).

Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.

Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.

Упражнения для уточнения формы предложного падежа:

«Помоги животным найти свой домик». Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других - их жилища. Логопед предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища.

Упражнения для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

«Большой маленький».

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки - большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

Это? - показывает на маленький кружок.

Ответ ребенка: кружок.

А это? - показывает логопед на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы - под кругом.

Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

Ответ ребенка: елка, шар, мяч; елочка, шарик, мячик.

Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:

Мальчик-с-пальчик   Иван-богатырь

Иванушка     Иван

рубашечка     рубашища

сапожки     сапожища

кармашек     карманище

ремешок     ремнище

топорик     топорище

сабелька     саблища

ножка     ножища

ручка      ручища

глазик     глазище

усики      усищи

голосок     голосище

носик      носище

силушка     силища.

«Эхо» (образование сложных слов)

листья падают - листопад  сам ходит - самоход

снег падает - снегопад  мед носит - медонос

вода падает - водопад  звонит попусту - пустозвон

звезды падают - звездопад  сено косит - сенокос

разводит сады - садовод  везде ходит - вездеход

разводит лева - лесовод  база для нефти - нефтебаза

перевозит лес - лесовоз  ходит на атомной энергии - атомоход

сам летит - самолет   пыль сосет - пылесос

воду возит - водовоз.

«Назови сколько».

Картинки перевернуты, ребенок их не видит.

Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что на карточке.

- Это (ребенок наугад называет любой предмет).

Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

- Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, - логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. - Что на карточке?

Ответ ребенка: Кружки.

Логопед: сколько кружков?

Ответ ребенка: Два.

Логопед кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.

Образец: два мяча, две елочки …продолжай.

Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.

Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось.

Ребенок: Новая карточка.

Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке.

Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.

Образец: 5 мячей, 5 елочек.

Контрольный эксперимент.

Контрольный эксперимент проводился по той же методике «Исследование способности словообразования» Алексеева М.М., Лямина В.И., что и констатирующий.

Целью контрольного эксперимента было выявление повышения общего уровня сформированности словообразовательных умений в экспериментальной группе по сравнению с уровнем сформированности словообразовательных умений на момент констатирующего эксперимента.

Проводя повторное диагностирование уровня сформированности словообразовательных умений после формирующего эксперимента, были получены следующие результаты.

 

Таблица 4.

Результаты развития словообразования в контрольной группе на этапе контрольного эксперимента

Имя Ф.

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

1

Денис Д.

14

5

5

5

5

10

2

Кристина М.

15

4

4

5

5

10

3

Роман К.

12

4

5

4

5

9

4

Катя У.

15

5

5

5

5

10

5

Игорь Р.

11

5

4

5

4

8

6

Жасмин Б.

13

4

4

2

2

8

7

Сергей Ч.

13

4

4

2

4

10

8

Лена М.

15

4

5

4

5

10

9

Антон Ц.

10

3

4

5

5

10

10

Мария П.

11

4

5

5

5

10


 

Выводы: в результате проведения данных заданий было выявлено, что при выполнении 1- го задания 4 ребенка имеют высокий уровень, 6 детей - очень высокий уровень и нет детей с низким и средним уровнем; при выполнении 2 - го задания 1 ребенок имеет средний уровень, 6 детей - высокий уровень, 3 ребенка - очень высокий уровень и нет детей с низким уровнем; при выполнении 3 - го задания 5 детей имеют высокий уровень, 5 детей - очень высокий уровень и нет детей с низким и среднем уровнем; при выполнении 4 - го задания 2 ребенка имеют низкий уровень, 2 ребенка - высокий уровень, 6 детей - очень высокий уровень и нет детей со среднем уровнем; при выполнении 5 - го задания 1 ребенок имеет низкий уровень, 2 ребенка - высокий уровень, 7 детей - очень высокий уровень и нет детей со среднем уровнем; при выполнении 6 - го задания 3 ребенка имеют высокий уровень, 7 детей - очень высокий уровень и нет детей с низким и среднем уровнем.

 

Таблица 5.

Результаты развития словообразования в экспериментальной группе на этапе контрольного эксперимента.

Имя Ф.

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

1

Надежда П.

12

5

5

5

5

9

2

Алина М.

12

4

4

3

3

8

3

Дарья Л.

13

4

4

3

3

8

4

Анастасия П.

13

4

4

5

5

10

5

Анфиса С.

10

3

2

1

2

7

6

Андрей М.

10

3

2

1

2

7

7

Роман М.

14

5

5

5

5

10

8

Максим Д.

11

3

3

2

3

8

9

Александр К.

12

4

4

3

3

8

10

Иван Б.

9

4

4

2

3

8

Информация о работе Формирование словоообразовательных умений у дошкольников с недоразвитием речи