Формирование словоообразовательных умений у дошкольников с недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
дать общую характеристику системы русского словообразования;
изучить словообразовательный компонент языковой способности детей дошкольного возраста;
выявить особенности словообразования у дошкольников с ОНР;
рассмотреть принципы и методики формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР;
экспериментально проверить эффективность выбранных методик.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Лингвистические основы словообразовательной работы с дошкольниками
1.2 Словообразовательный компонент языковой способности детей дошкольного возраста
1.3 Особенности словообразования у дошкольников с ОНР
Выводы по первой главе
Глава 2. Методики формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР
2.1 Приемы формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР
2.2 Экспериментальное исследование словообразовательной способности дошкольников с ОНР
Выводы по второй главе
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Формирование словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи.rtf

— 3.26 Мб (Скачать файл)

картинка "лес" + карточка-символ = --, картинка "лесник";

картинка " печь"+карточка-символ = = картинка"печник";

картинка "пожар" + карточка-символ = картинка "пожарник".

Ребенок не только проговаривает сами схемы, но и делает вывод о том, какой кусочек слова помог назвать разные профессии. Затем логопед нарушает порядок частей в словообразовательных "уравнениях" и просит исправить ошибку. Ребенок восстанавливает последовательность частей в схемах, комментируя свои действия: лесник -- человек, который охраняет лес, а не печь, значит, первую картинку кладу "лес".

Логопед. Какие длинные слова у тебя получились?

Ребенок. Лесник, печник, пожарник.

Логопед. Назови и покажи на схеме, какой кусочек слова всегда повторялся?

Ребенок. Кусочек "ник".

Фрагмент 4

Логопед предлагает прослушать названия профессий, поднимая флажок тогда, когда услышит слово с частичкой "ник".

Сначала добиваемся грубых дифференцировок, а затем предлагаем ряд слов с похожими по звучанию/значению аффиксами.

Логопед. Огород, мойщик, огородник, дача, дачник, строитель, пианист, мясник и пр.

Логопед. Вспомни и назови все слова с кусочком "ник".

Ребенок. Огородник, дачник, мясник.

Логопед. Подбери к этим словам картинки. Расскажи, что делают люди на картинках.

Ребенок. Огородник -- сажает огород. Дачник -- живет на даче. Мясник -- продает мясо.

Логопед. От какого короткого слова получим слово "огородник"?

Ребенок. От слова "огород".

Логопед. Подбери недостающие карточки и выложи на панно; расскажи, как получилось слово "огородник".

Аналогичным образом выкладываются схемы к другим вышеназванным словам. Логопед задает опорные вопросы и в конце уточняет, какая часть слова помогла из коротких слов сделать длинные.

Фрагмент 5

Логопед предлагает панно с выложенными неполными словообразовательными "уравнениями".

Картинка "ключ" 4- карточка-символ = ?

Картинка "двор" + карточка-символ = ?

К схемам предлагаются изображения людей различных профессий.

Логопед. Я задумала длинные слова с частичкой "ник". Какие это слова? Подбери и вставь в схему недостающую картинку. Назови все части схемы. Что обозначают новые слова?

Затем логопед предлагает другой вариант деформированных "уравнений".

? + карточка-символ == картинка "пожарник".

? + карточка-символ = картинка "лесник".

? + карточка-символ = картинка "печник".

К "уравнениям" предлагается набор предметных картинок (как соответствующих схемам, так и не подходящих к ним).

Логопед. Какие картинки пропущены? Вставь их и назови. Почему нужны именно эти картинки? Назови все части схемы.

Следующий вариант нарушенных "уравнений" предполагает поиск кар-точек-символов:

картинка "мясо" 4- ? = картинка "мясник";

картинка "огород" + ? = картинка "огородник";

картинка "дача" + ? = картинка "дачник".

Логопед. Какую карточку я пропустила? Какая частичка слова помогла правильно назвать людей? Назови все части слова.

Представленные фрагменты занятий иллюстрируют процесс ознакомление ребенка лишь с одной словообразовательной моделью -- моделью образования существительного с суффиксом "ник". Аналогичным путем можно знакомить детей со способами образования не только имен существительных, но и прилагательных и глаголов. В последнем случае карточки-символы (префиксы) будут находиться в схеме на первом месте.

Опираясь на данные о генерализации как центральном процессе овладения речью детьми, следует соблюдать поэтапность в порядке введения новых словообразовательных моделей:

1. Знакомство с моделью существительного с суффиксом "ник";

2. Знакомство с моделью существительного с суффиксом "ниц" (а);

3. Дифференциация двух пройденных моделей.

II РАЗДЕЛ

Формирование осознанных навыков применения словообразовательных

правил

Целью данного раздела работы является обучение дошкольников с общим недоразвитием речи навыкам осознанного образования производных слов. Подобное осознание становится возможным, когда формируется обобщенное восприятие не только предметного мира, но и языковых явлений, т.е. по мере усвоения правил словообразования. Демонстрация этих закономерностей в максимально наглядном виде (т.е. в виде словообразовательных "уравнений") была начата в предыдущем разделе. Теперь перед логопедом стоят следующие задачи:

* закрепить навыки составления производных слов по знакомым словообразовательным моделям;

* продолжать формировать у ребенка обобщающее значение словообразовательных морфем;

* научить его сравнивать между собой словообразовательные модели;

* выделять в них похожие и различные компоненты (на слух и графически);

* сформировать понимание общности производящей основы для нескольких производных наименований;

* закрепить навыки осознанного применения словообразовательных правил.

Ниже приведем фрагменты занятий, проводимых в рамках второго раздела логопедической работы.

Фрагмент 1

Логопед предлагает ребенку готовые словообразовательные уравнения:

картинка "школа" + карточка-символ = картинка "школьник";

картинка "школа" + карточка-символ = картинка "школьница".

Логопед. Какие картинки в схемах отличаются? Назови их.

Ребенок. Школьник, школьница.

Логопед. Раз последние картинки неодинаковы, значит, различаются какие-то картинки в начале схемы. Какие картинки одинаковы?

Ребенок. Картинка "школа". (Показ в схеме.)

Логопед. Послушай, как я назову части первой и второй схем: школь...ник (выделение голосом), школь...ница (выделение голосом). Первая часть слов одинакова?

Ребенок. Одинакова.

Логопед. А какая часть слов различна?

Ребенок вместе с логопедом еще раз называют оба слова, выделяя интонационно суффиксальную часть.

Логопед. Какая часть слов различна? Покажи место каждой части слов на схеме. Заштрихуй по-разному эти части. Назови все части первой схемы. Назови все части второй схемы.

Логопед. Посмотри: от одного короткого слова можно образовать два длинных. Для этого к короткому слову добавляются разные частички.

Фрагмент 2

Логопед предлагает ребенку отдифференцировать слова и картинки двух видов: с суффиксом "ник" и "ниц"(а): дачник -- дачница, огородник -- огородница, школьник -- школьница.

Логопед. Назови все картинки в первом ряду.

Ребенок. Дачник, огородник, школьник.

Логопед. Какая маленькая часть слова повторяется?

Ребенок. "Ник".

Логопед. Назови все картинки во втором ряду.

Ребенок. Дачница, огородница, школьница.

Логопед. Какая часть слова повторяется?

Ребенок. Часть "ниц"(а).

Логопед. Части слов, "ник" и "ниц" (а) -- разные, поэтому в первом ряду у нас -- изображения мальчиков, а во втором -- девочек.

Аналогичным образом проводится работа на новом лексическом материале: ключик -- ключница, лучник -- лучница и т.д. Затем логопед предлагает придумать несуществующие слова с опорой на наглядно-графические схемы: как назвать мальчика, который ходит по лужам? А девочку?

Картинка "лужа" + карточка-символ = картинка "мальчик ходит по лужам".

Картинка "лужа" + карточка-символ = картинка "девочка ходит по лужам".

Логопед добивается производства ребенком слов-универбов "лужник", "лужница" и объяснения их значения. Ребенок обобщает: разные части слов помогли назвать по-разному девочку и мальчика.

Фрагмент 3

Логопед предлагает знакомые пары картинок: ключник -- ключница, дачник -- дачница, огородник -- огородница и к ним -- набор предметных изображений: школа, сад, огород, дача, ключ.

Логопед. Подбери к парам картинок соответствующее изображение.

Ребенок. Вот картинки "дачник" и "дачница". К ним подходит картинка "дача.

Затем логопед предлагает ребенку новое панно. На нем изображено дерево с прорезями для картинок.

Логопед. Из короткого слова "дача" (картинка вставляется в панно в основание дерева) может "вырасти" два длинных слова -- "дачник" и "дачница" (картинки вставляются в крону слово образовательного дерева). Назови короткое слово.

Ребенок. Дача.

Логопед. Какие слова из него "выросли" ?

Ребенок. Дачник, дачница.

Логопед. Это одинаковые слова?

Ребенок. Нет.

Логопед. Почему?

Ребенок. Дачник -- это мальчик, дачница -- это девочка.

Аналогично выстраиваются словообразовательные "деревья" для остальных слов. Логопед вместе с ребенком уточняют, от каких слов были образованы длинные слова и одинаковы ли они.

В качестве усложненного варианта задания можно предложить выстраивание подобных схем на материале не существующих в русском языке слов-квазиформ (лужник -- лужница, букетник -- букетница, дверник -- дверница и пр.).

В результате проведения подобной работы дети должны научиться обобщать значение морфологических элементов слов, закрепить умение их соединения в рамках целого слова в соответствии как с формально-семантическими, так и с фонетическими правилами русского языка. Впоследствии эти умения и навыки следует закреплять в контекстной речи детей.

Экспериментальное исследование показало, что низкая готовность к проведению словообразовательных операций у детей с общим недоразвитием речи объясняется несформированностью когнитивных и речевых предпосылок. Исходя из этого предлагается использовать специальные упражнения, наглядно моделирующие словообразовательные отношения на основе материализованных опор.

 


Информация о работе Формирование словоообразовательных умений у дошкольников с недоразвитием речи