Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:38, курсовая работа
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
дать общую характеристику системы русского словообразования;
изучить словообразовательный компонент языковой способности детей дошкольного возраста;
выявить особенности словообразования у дошкольников с ОНР;
рассмотреть принципы и методики формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР;
экспериментально проверить эффективность выбранных методик.
Введение
Глава 1. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Лингвистические основы словообразовательной работы с дошкольниками
1.2 Словообразовательный компонент языковой способности детей дошкольного возраста
1.3 Особенности словообразования у дошкольников с ОНР
Выводы по первой главе
Глава 2. Методики формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР
2.1 Приемы формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР
2.2 Экспериментальное исследование словообразовательной способности дошкольников с ОНР
Выводы по второй главе
Заключение
Литература
Приложение
Выводы: в результате проведения данных заданий было выявлено, что при выполнении 1- го задания 7 детей имеют высокий уровень, 3 ребенка - очень высокий уровень и нет детей с низким и средним уровнем; при выполнении 2 - го задания 3 ребенка имеют средний уровень, 5 детей - высокий уровень, 2 ребенка - очень высокий уровень и нет детей с низким уровнем; при выполнении 3 - го задания 2 ребенка имеют низкий уровень, 1 ребенок - средний уровень, 5 детей - высокий уровень, 2 ребенка - очень высокий уровень; при выполнении 4 - го задания 4 ребенка имеют низкий уровень, 3 ребенка - высокий уровень, 3 ребенка - очень высокий уровень и нет детей со среднем уровнем; при выполнении 5 - го задания 2 ребенка имеют низкий уровень, 5 детей - средний уровень, 3 ребенка - очень высокий уровень и нет детей с высоким уровнем; при выполнении 6 - го задания 2 ребенка имеют средний уровень, 6 детей - высокий уровень, 2 ребенка - очень высокий уровень и нет детей с низким уровнем.
Диаграмма 1. Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы в констатирующем и контрольном эксперименте при выполнении задания № 1.
В результате проведенного эксперимента, направленного на формирование словообразовательных умений у дошкольников с ОНР, было выявлено, что в контрольном эксперименте, по сравнению с констатирующим, вырос уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе.
Диаграмма 2. Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы в констатирующем и контрольном эксперименте при выполнении задания № 2.
В результате проведенного эксперимента, направленного на формирование словообразовательных умений у дошкольников с ОНР, было выявлено, что в контрольном эксперименте, по сравнению с констатирующим, вырос уровень умения употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Диаграмма 3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы в констатирующем и контрольном эксперименте при выполнении задания № 3.
В результате проведенного эксперимента, направленного на формирование словообразовательных умений у дошкольников с ОНР, было выявлено, что в контрольном эксперименте, по сравнению с констатирующим, вырос уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды.
Диаграмма 4. Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы в констатирующем и контрольном эксперименте при выполнении задания № 4.
В результате проведенного эксперимента, направленного на формирование словообразовательных умений у дошкольников с ОНР, было выявлено, что в контрольном эксперименте, по сравнению с констатирующим, вырос уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.
Диаграмма 5. Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы в констатирующем и контрольном эксперименте при выполнении задания № 5.
В результате проведенного эксперимента, направленного на формирование словообразовательных умений у дошкольников с ОНР, было выявлено, что в контрольном эксперименте, по сравнению с констатирующим, вырос уровень умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.
Диаграмма 6. Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы в констатирующем и контрольном эксперименте при выполнении задания № 6.
В результате проведенного эксперимента, направленного на формирование словообразовательных умений у дошкольников с ОНР, было выявлено, что в контрольном эксперименте, по сравнению с констатирующим, вырос уровень умения образовывать слова
Из этого следует, что уровень словообразования у детей из контрольной и экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента слабо различается. Таким образом, посредством формирующего эксперимента, была успешно проведана работа по формированию словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Эксперимент в данной главе был проведен с помощью методики «Исследование способности словообразования» Алексеевой М.М., Ляминой В.И. и программы занятий с использованием специальных упражнений. В ходе проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что исходный уровень развития словообразовательных умений в контрольной группе заметно выше, чем экспериментальной группе. В результате работы проведенной в ходе формирующего эксперимента было выявлено, что уровень словообразования у детей из контрольной и экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента слабо различается. Таким образом, посредством формирующего эксперимента, была успешно проведана работа по формированию словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («деревко», «ведречко»), прилагательных («лихняя шапка», «глинный кувшин», «стекловая вода»).
В области словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова. Наиболее усвоенными являются формы именительного, винительного и родительного падежей множественного существительного. В ответах на вопросы, требующие употребление существительных в этих падежах, ошибка не наблюдается.
У детей с общим недоразвитием речи отличаются нарушения в построении словосочетания из наречия много и существительного, в использовании падежных форм множественного числа, кроме именительного падежа. Недостаточность функции словообразования проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного (подушка из пуха - «пушоная»; варенье из груш - «грушиное»; лапа волка - «волкина»).
В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико.
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух; обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованных от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Заключение
Словообразование, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс. Пятый год жизни является периодом активного освоения ребенком способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять в этот период все части речи.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
Развитие восприятия и осознание речи детьми происходит значительно быстрее в продуктивной деятельности, так как в деятельности речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.
Анализ научно - методической литературы позволил определить особенности словообразования у дошкольников с ОНР: дети с ОНР наибольшие трудности испытывают при усвоении системы словообразования, поскольку оно осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Эти затруднения проявляются при выборе грамматических средств для выражения своих мыслей, их комбинировании, выделении морфемы, соотнесении ее значения со звуковым образом.
Изучение методик формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР Т.В.Тумановой «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи», «Исследование способности словообразования» Алексеевой М.М., Ляминой В.И., программы занятий с использованием специальных упражнений, дало возможность выявить основные направления и формы словообразовательной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Проведенный эксперимент показал, что:
отдельные элементы словообразования и общий уровень словообразования в целом заметно выросли и приблизились к норме;
процесс словообразования у детей стал более непринужденным и практически не вызывает у них затруднений;
наиболее интенсивно происходит развитие самостоятельности, проявляющейся в умении использовать приобретенные знания в новых, изменяющихся условиях, трансформировать их, в умении вносить элементы творчества (придумывать свое, выполнять задание по-своему) успешно формируется в детской деятельности.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, гипотеза доказана.
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1998. С. 45
2. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку. //Под ред. А.А. Леонтьева, - М., 1998. С. 17
3. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования //Филологические науки, 1960, №2. С. 35
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М., 1999. С. 73
5. Баева А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5--6-летних детей с общим недоразвитием речи. //Рубрика: 2004, №2. С. 74
6. Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед № 1, 2004. С. 25
7. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию. Избранные работы. М., 1959. С. 48
8. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М., 1990. С. 52
9. Возрастная психология. Хрестоматия. //Ред. В.С, Мухина, А.А. Хвостов - М., 2000. С. 119
10. Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. Практическое руководство. - Новосибирск, 2003. С. 32
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Спб., 1997. С. 48
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. С. 27
13. Гончарова В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР. // Логопед в детском саду. М., 2005- 1(4). - 9 -15с.
14. Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция. // Ред. Л. П. Григорьева. - М., 2002. С. 72
15. Дошкольная педагогика. //Под ред. Логиновой В.Ш., Саморуковой П.Г. - М., 1983. С. 82
16. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.,1984. С. 104.
17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). - М., 1985. С. 85
18. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М., 1994. С. 57
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. - М., 1990. С. 172
20. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973. С. 103
21. Зорина В.В. Современные исследования словообразовательного компонента языковой способности детей дошкольного возраста. М., 2000. С. 157
22. Игры в логопедической работе с детьми. / Сост. В.И. Селиверстов - М., 1987. С. 73
23. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. -Спб., 2002. С. 42
24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М., 1983. С. 98
25. Коменский Я. Избранные педагогические труды. - М., 1975. С. 68
26. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. - М., 1965. С. 87
27. Кулеша. Освоение предметных действий детьми // Дефектология, №3. М., 1989. С. 28
28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - Спб., 2001. С. 92
29. Левина Р.Е. Логопедия. - М., 1968. С. 118
30. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. - М., 1983. С. 62
31. Логопедия // Ред. Л.С. Волковой. - М., 2004. - 704 с.
32. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. - М., 1995. С. 54
33. Львова С.И. Функционально-семантический подход к обучению морфемике и словообразованию в школьном курсе русского языка. М., 1993. - 355 с.
34. Ляско Е. Развитие речи малыша. - М., 2003. С. 56
35. Менджерицкая Ю.В. Воспиталелю о детской игре. - М., 1982. С. 82
36. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. С. 43
37. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998. С. 93
38. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1978. С. 128
39. Немов Р.С. Психология в трех книгах. Кн. 2. Психология образования. - М., 1995. С. 160-161
40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000. С. 63
41. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -Спб., 1997. С. 75
42. Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М., 1985. С. 41
43. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. С. 82
44. Смирнова И.А. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования // Рубрика №6. СПб., 2006. С. 34
45. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982. С. 17
46. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. - М., 1978. - С. 35-52.
47. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 1985. С. 40
48. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1983. - 24 с.
49. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста). - М., 1981. С. 31
50. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М., 1972. С. 75
51. Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 6. М., 2003. С. 58
52. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология № 4. М., 2001. С. 69
53. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1999. С. 143
54. Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии № 6. М., 1970. - С. 114-129.
55. Ушакова Г. Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. М., 1970. - 125 с.
Информация о работе Формирование словоообразовательных умений у дошкольников с недоразвитием речи