Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является формирование у учащихся умения работать с информацией при обучении биологии. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности. Говоря о формировании у школьников умения работать с информацией, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи.
Введение…………………………………………………………………………………....3
Умение работать с информацией как высший тип учебной деятельности.
1.1. Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности…………………….…….…...6
1.2. Понятие «самостоятельная работа» и ее функции…………………………………..10
1.3. Управление самостоятельной деятельностью школьников……..……………..…...13
II. Система работы с информацией у учащихся.
2.1. Дидактические принципы организации работы учащихся с информацией…….…16
2.2. Классификация видов самостоятельной работы учащихся………..………….……21
2.3. Организация работы учащихся с информацией на уроках биологии……………...23
2.4. Влияние умения учащихся работать с информацией на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся …………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………................33
Литература ………………………….……………………………………………………...36
Курсовая работа: Формирование у учащихся умения работать с информацией при обучении биологии
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.1. Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности…………………….…….…...6
1.2. Понятие «самостоятельная работа» и ее функции…………………………………..10
1.3. Управление самостоятельной
деятельностью школьников……..……
II. Система работы с информацией у учащихся.
2.1. Дидактические принципы организации работы учащихся с информацией…….…16
2.3. Организация работы учащихся с информацией на уроках биологии……………...23
Заключение……………………………………………………
Литература ………………………….……………………
Введение
Универсальные учебные действия являются основой формирования общих учебных умений и предметных знаний и умений. Н.А. Лошкарева умения связывает непосредственно со знаниями, выделяет следующие условия формирования общих учебных умений: если они выступают в качестве предмета обучения; методика учитывает природу формирования умения, этапы развития, межпредметное применение [1, с. 38].
Л.М. Перминова рассматривает общие учебные умения как условие повышения качества образования, делит их на: организационные, информационные, интеллектуальные, коммуникативные [2, с. 9].
Успешному усвоению знаний о природе, обществе, человеке, а также исключению механического заучивания учебного материала способствуют приемы работы с текстом, овладение младшими школьниками познавательными универсальными учебными действиями. По предмету «окружающий мир» при работе с учебником, дополнительной литературой необходимо уделить внимание формированию у младших школьников следующих информационных умений:
целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;
составлять план к прочитанному тексту;
умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;
отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;
извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
обмениваться сведениями о Родной стране, полученными из источников информации;
находить в тексте описание к иллюстрациям;
сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
самостоятельно выполнять
готовить сообщения на основе используемой литературы (словарей, энциклопедий, справочников, хрестоматий, других книг).
Формирование целостной
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Целью данной курсовой работы является формирование у учащихся умения работать с информацией при обучении биологии.
Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.
Говоря о формировании у школьников умения работать с информацией, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.
В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а предметом – условия ее реализации.
Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.
И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно только тогда, когда они достаточно описаны и объяснены. В науке функции управления и преобразования выполняют предписания, к которым относятся принципы и правила преобразования явлений. Таким образом, познавая предмет или явление, мы прежде всего должны ознакомиться с ним, рассмотреть его в целом. Выявить функциональную взаимосвязь его частей, а уже затем описать. Описав предмет или явление, мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь их частей и структуры в целом), сформулировать закон их существования, а затем предписать, как управлять ими, как с помощью определенных операция преобразовать эти предметы и явления.
Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. (10, стр. 279)
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Существует множество
В педагогической работе ученые теоретики
в единстве с философами, психологами,
социологами и физиологами
Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.
Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома.
Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.
Однако, существуют некоторые структурные
принципы анализа значения, места
и функции самостоятельной
Первая группа:
Вторая группа:
Информация о работе Формирование у учащихся умения работать с информацией при обучении биологии