Формирование у учащихся умения работать с информацией при обучении биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является формирование у учащихся умения работать с информацией при обучении биологии. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности. Говоря о формировании у школьников умения работать с информацией, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………....3

Умение работать с информацией как высший тип учебной деятельности.

1.1. Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности…………………….…….…...6
1.2. Понятие «самостоятельная работа» и ее функции…………………………………..10
1.3. Управление самостоятельной деятельностью школьников……..……………..…...13

II. Система работы с информацией у учащихся.

2.1. Дидактические принципы организации работы учащихся с информацией…….…16
2.2. Классификация видов самостоятельной работы учащихся………..………….……21
2.3. Организация работы учащихся с информацией на уроках биологии……………...23
2.4. Влияние умения учащихся работать с информацией на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся …………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………………................33

Литература ………………………….……………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовая формирование умения работать с информацией при обуч биологии.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

Итак, в социальном плане самостоятельная  деятельность может рассматриваться  в очень широком спектре. В  любом отношении личности к окружающему  миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой.

    1. Понятие “самостоятельная” работа и её функции

 

Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации  самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:

Самостоятельная работа – это такая  работа, которая выполняется без  непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное  для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе) действий. (2, стр. 152)

Самостоятельная работа, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. (4, стр. 335)

Во-первых, в данном определении  принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.

Попробуем более точно определить, что же по-существу входит в понятие  “самостоятельная деятельность”.

“Самостоятельность” – очень  много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. (8, стр. 47)

 “Самодеятельность” – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая  деятельность, с личностно обусловленными  компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

“Самоактивация” – это субъективно  соотнесённая внутренняя мотивация  деятельности.

“Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно  использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

“Саморегуляция” – изначально психологическое  обеспечение деятельности, в последующем  развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.

“Самоконтроль” – необходимый  компонент самой деятельности, который  осуществляет её исполнение на личностном уровне.

Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой школьника  в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке.

А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная  работа школьника есть следствие  правильно организованной его учебной  деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.

В-третьих, самостоятельная работа рассматривается как высший тип  учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной  познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и  критический анализ.

Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим  законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.

В-третьих, если человек живёт в  состоянии наивысшего интеллектуального  напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа –  это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

 

    1. Управление самостоятельной деятельностью школьников

 

Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.

Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным  динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование под влиянием внешних условий может изменяться, нарушаться, если не обеспечивается своевременная корректировка или перестройка системы. Поэтому необходимо управление, которое противодействует дезорганизации системы, поддерживает необходимый порядок. В самом общем виде управление может быть определено как упорядочение системы, т.е. приведение в соответствие с объективной закономерностью действующей в данной среде. (7, стр. 25)

Необходимость управления следует  из структуры педагогической системы. Компонентами педагогической системы являются цели, субъекты,  реализующие эти цели, деятельность, отношения, возникающие между её участниками и объединяющее их управление, обеспечивающие единство системы. Утрата любого компонента ведёт к разрушению системы в целом.

Учащиеся испытывают потребность  в педагогическом руководстве в  силу несовершенства их опыта самостоятельной  познавательной деятельности. Даже хорошо подготовленным ученикам нужна помощь или консультация учителя, хотя не так  часто как остальным. На каком же этапе учащиеся больше всего нуждаются в педагогическом руководстве? Традиционно считалось, что таким этапом было начало работы. Однако самым значительным для старшеклассников оказался тот этап управления, на котором процесс познавательной деятельности протекает наиболее интенсивно, т.е. тогда, когда задание уже выполняется. Вряд ли можно объяснить это проявлением определённых затруднений (хотя иногда они имеют место). Активность, умственное и волевое напряжение, которые появляются при самостоятельных действиях, проявляются не только в сосредоточенности, углубленности в работу, но и в потребности общения, направленного на обсуждение возникающих вопросов. Общение необходимо ученику для того, чтобы утвердиться в собственных поисках, своевременно получить подкрепление или же поделиться с товарищами своими находками, поэтому потребность в участии учителя испытывают не только слабые ученики. Учитель действительно не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность класса, направляет познавательный процесс, создаёт необходимые условия и настрой, а это важно, чтобы поддержать и “пробу сил” и творческие начинания учащихся, их добровольность и самостоятельность.

Для полного понимания проблемы нам необходимо выявить общее  и особенное в понятиях “управления”, “педагогическое руководство”, “организация”, которые часто употребляются как синонимы.

Исходя из структуры деятельности, управление самостоятельной работой  включает целепологание, планирование, организацию, корректировку и оценку деятельности учащихся, диагностику ее результатов.

Педагогическое руководство –  это управление самостоятельной  деятельностью учащегося на этапе  ее непосредственного осуществления: предъявление учебной задачи ученику, инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий учащегося, оценивание результатов самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и  методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.

Итак, мы выяснили, что в процессе управления самостоятельной деятельностью  не последнее место принадлежит  преподавателю, так как он принимает  прямое (затем косвенное) участие  в организации педагогического  процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:

    1. дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;
    2. планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;
    3. постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;
    4. переход от контроля учителя к самоконтролю.

 

 

II. Система работы с информацией у учащихся

2.1. Дидактические принципы  организации работы с информацией у учащихся при обучении биологии

 

С экранов телевизоров, в последнее время часто звучит фраза: «Миром будет управлять, тот, кто быстрее найдет необходимую  информацию». Мы считаем, что эту фразу необходимо продолжить: «…сумеет эту информацию проанализировать, синтезировать и применить в нужной ситуации». Исходя из вышесказанного, можно определить задачи образования, как не передача определенного объема знаний от учителя к ученику, а как возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, т.е. умения учиться. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, строится по принципу: от действия к мысли, что в свою очередь  помогает ученику быстрее и качественнее адаптироваться в нашем информационном мире.

Структурирование  информации – это технология представления информации в виде, отражающем связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими предметной области, которую необходимо изучить.

Структурирование  знаний относится к общеучебные  УУД и включает в себя: составление  схемы к информационному блоку, составление простого плана к тексту, составление таблицы к тексту, составление тезисного плана к тексту, выделение ключевых понятий к теме, составление опорно-логической схемы, составление плана- конспекта к тексту, составление развернутого плана к тексту, составление каталога литературы или иных источников, преобразование текстовой информации в график.

На различных уроках с помощью  разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.

Под системой самостоятельных работ  мы понимаем, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.

Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный  набор фактов, объектов, предметов и явлений.

При построении системы  самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

  1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
  2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
  3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
  4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.

Информация о работе Формирование у учащихся умения работать с информацией при обучении биологии