Формирование у учащихся умения работать с информацией при обучении биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является формирование у учащихся умения работать с информацией при обучении биологии. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности. Говоря о формировании у школьников умения работать с информацией, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………....3

Умение работать с информацией как высший тип учебной деятельности.

1.1. Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности…………………….…….…...6
1.2. Понятие «самостоятельная работа» и ее функции…………………………………..10
1.3. Управление самостоятельной деятельностью школьников……..……………..…...13

II. Система работы с информацией у учащихся.

2.1. Дидактические принципы организации работы учащихся с информацией…….…16
2.2. Классификация видов самостоятельной работы учащихся………..………….……21
2.3. Организация работы учащихся с информацией на уроках биологии……………...23
2.4. Влияние умения учащихся работать с информацией на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся …………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………………................33

Литература ………………………….……………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовая формирование умения работать с информацией при обуч биологии.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Человек с развитой информационной культурой характеризуется как  личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и др.; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.

Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать  в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, этот процесс имеет стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач. Современному человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой уже на начальном этапе своей профессиональной деятельности.

Школа, давая учащимся знания, необходимые  для продолжения учебы в вузе, и в то же время должна ориентировать  молодежь на общественно-полезный труд в народном хозяйстве и готовить к этому. Поэтому полезно повысить научный уровень преподавания и качество знаний школьников и в то же время преодолеть их перегрузку. Соответственно этим требованиям необходимо поднять уровень преподавания, нацелить его на формирование у подрастающих поколений современной научной картины мира, а также знаний о практическом применении наук. Нужно, чтобы теория предмета в большей мере способствовала развитию позитивных способностей школьников и их практической подготовке.

Это достигается целым комплексом средств: совершенствование содержания образования, улучшением качества учебников и других средств обучения, развитием эвристической деятельности школьников в процессе обучения на основе проблемности, развитием текущего лабораторного эксперимента и завершающего физического практикума творческого характера.

В процессе рассмотрения данной проблемы выяснилось, что для эффективной  организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь  спланировать познавательный процесс  учащегося и правильно выбрать  способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.

Повышение качества обучения тесно  связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.

Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение.

Развития познавательной активности школьников способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, хрестоматии, справочника, из научных и научно-популярных журналов и газет, а также интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов, диапозитивы и другие средства наглядности.

Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.

 

Список использованных источников

 

  1. Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной  деятельности” // Открыт. школа. – 1998. - №2
  2. Ёсипов Б.П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. – М.: Учпедгиз, 1961.
  3. Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Л., - 1982.
  4. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.
  5. Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности.” / Мн. – 1989.
  6. Лошкарева Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. М., 1981.
  7. Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы учащихся” - Тал., 1976.
  8. Новик Н.Б. “Кибернетика. Философия и социологические науки.” – М., 1963.
  9. Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.
  10. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. “Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы.” — М, 1991.
  11. Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.” — М, 1980.
  12. Перминова Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования. СПб. АППО, 2006. 64 с.
  13. Подласый И.П.  “Педагогика” - М., 1996.
  14. Столяренко Л.Д.  “Педагогика” - Ростов, 2000.
  15. Сухомлинский В.А. “О воспитании.” — М.: Политиздат, 1973.
  16. Харламов И.Ф.  “Педагогика” - Мн., 2002.



Информация о работе Формирование у учащихся умения работать с информацией при обучении биологии