Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:29, курсовая работа
Цель исследования: изучить эффективность использования игры в обучении детей среднего дошкольного возраста словообразованию
Объект исследования – формирование умений словообразования у детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования - процесс использования игр в формировании умений словообразования у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
1.Определить особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста.
2.Изучить влияние игры на развитие у детей среднего дошкольного возраста словообразования.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования игры
в обучении детей среднего дошкольного возраста словообразованию
1.1. Особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста в онтогенезе……………………………………………………………..5 1.2 Игра - как средство обучения детей словообразованию…….….…10
1.3 Анализ программ обучения и воспитания в детском саду…………17
ГЛАВА II. формирование умения словообразования у детей среднего дошкольного возраста посредством игры
2.1 Выявление умений словообразования у дошкольников и анализ результатов исследования…………………………………………………………21
2.2 Цикл игровых заданий, направленных на повышение уровня словообразования у детей среднего дошкольного возраста………………………...24
2.3 Контрольный этап эксперимента ……………………………………25
Заключение…………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………
4. Подведение итогов (результат)
— проводится сразу по
Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.
По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:
— математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);
— сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);
— речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);
— музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);
— природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);
— для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.) [9, с.38].
В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:
— игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;
— настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;
— словесные [9, с. 51].
В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр: игры-путешествия; игры-предположения; игры-поручения; игры-загадки; игры-беседы [3, с.258 ].
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
Анализ литературы в ходе изучения дидактической игры позволил выделить несколько направлений, которые явились ведущими на определенных этапах развития теории дошкольной педагогики. К таким направлениям относятся следующие: изучение дидактической игры как средства образовательной работы, как особой формы обучения, как средства, стимулирующего творческую деятельность детей, обеспечивающего развитие личности, как метода всестороннего воспитания детей, как средства формирования потребности в самоутверждении. [7, с. 41]
Данный анализ позволяет констатировать, что в педагогической литературе наиболее полно представлены возможности дидактических игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности.
Значение дидактических игр чрезвычайно велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей.
В немногих исследованиях изучаются
вопросы воспитательного
Включение дидактических игр в процесс обучения дошкольников словообразованию создает эмоциональный фон, который обеспечивает более эффективный результат усвоения знаний, умений, навыков. На это указывал еще А. В. Запорожец, подчеркивая, что эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального развития ребенка, но и на его умственную активность, на его творческие способности. Эту мысль подтверждает и исследование Л. А. Абрамян и А. Д. Кошелевой, в котором отмечается, что посредством игры легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства.
Исходя из этих высказываний, можно предположить: дидактическая игра, вызывающая эмоциональную реакцию, будет формировать у детей положительное отношение к растительному, животному миру и к людям, которые живут рядом. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «назови одним словом» или «назови три предмета».
Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает «туристам» о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.
Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, компенсаторная функция игры основана на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми. Иначе говоря, игра - это альтернатива действительности, и потому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры - развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.
Д.Б. Элькониным вскрыта социальная природа и механизм становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребенка и установлена взаимосвязь между игровой деятельностью и психическим развитием дошкольников, ее положительное влияние на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. По мнению Д.Б. Эльконина и А.В. Запорожца, многие аспекты игровой деятельности дошкольников до сих пор не исследованы, не выявлены возможности ее использования в воспитании детей.
Использование игр в процессе обучения не препятствует становлению самостоятельной игровой деятельности дошкольников. Наоборот, различные структурные элементы игры (воображаемая ситуация, интересный сюжет, ролевые действия и отношения) послужат для детей образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая, несомненно, окажет влияние на содержание их игр в дальнейшем.
Каким же элементам игры следует отдавать предпочтение при использовании игровых обучающих ситуаций? В зависимости от учебной задачи и содержания занятия в равной степени могут быть использованы сюжет, ролевые отношения, сказочные или литературные персонажи и т. д. В любом случае характер игры определяется: логикой построения занятия, которое направлено на достижение определенной дидактической цели. С самого начала ход игры регламентирован, его определяет воспитатель, который должен детально продумать, подготовить, организовать и направить игру и нужное русло. В процессе игры дети «следуют» за педагогом в отличие от самостоятельной игровой деятельности, где воспитатель, даже непосредственно руководи игрой, «следует» за дошкольниками. Игровая функция педагога во время занятий очень важна, так как от него зависит процесс осуществления игры. Его замысел останется нереализованным, если сюжет не заинтересует детей, не вызовет у них эмоционального отклика или будет нарушено ролевое поведение [10, с. 27].
По мнению Д. В. Эльконина, роль — это основа сюжетно-ролевой игры. Ролевые действия осуществляются в соответствии с правилами, которые отражают «логику реального действия и реальных отношений».
Идея использования сюжетно-
Таким образом, мы видим, как важна роль игры в образовании дошкольников. Ведь именно в процессе игры малыши познают окружающий мир, всю красоту природы, открывают для себя новые знания, с интересом получая их. Также мы видим, что роль воспитателя очень важна, ведь именно от того как воспитатель продумает ИОС, какие пособия подготовит для этого, как творчески проявит себя в подготовки к ИОС и игре – зависит качество усвоения и интерес знаний детей.
1.3 Анализ программ обучения и воспитания в детском саду
Роль родного языка в
Уже с дошкольного возраста ребёнок
проявляет большой интерес к
языковой действительности, «экспериментирует»
со словом, создаёт новые слова, ориентируясь
как на смысловую, так и на грамматическую
сторону языка. Это необходимое
условие для его
В связи с этим было создано значительное количество программ, направленных на развитие речи дошкольников.
В 1962 г. была создана программа воспитания детей в детском саду, в которой определены речевые задачи детей от 2х месяцев до 7 лет. В отличие от издаваемых руководств, программные требования отделены от методических указаний, значительно пересмотрено содержание работы по развитию речи.
В 1984 г появляется Типовая программа «Воспитания и обучения в детском саду». Данная программа была построена на основе деятельного подхода. В ней впервые отделяется друг от друга задача развития речи от задач по ознакомлению с окружающей жизнью. Больше задач по развитию речи в программе ставится во всех возрастных группах, однако, их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей
«Программа развития речи» О.С. Ушаковой. Цель – умение образовывать новые слова при помощи аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов).Дети должны уметь подбирать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег — снежинка — снежный — снеговик — подснежник).
Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях «Занимательная азбука». Цель программы – освоение языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организация усвоения учебного материала подразумевает научить детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; овладения навыками точного произношения звуков; накопление словарного запаса; подготовку к обучению грамоте, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге.