Формирование умения словообразования у детей среднего дошкольного возраста посредством игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить эффективность использования игры в обучении детей среднего дошкольного возраста словообразованию
Объект исследования – формирование умений словообразования у детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования - процесс использования игр в формировании умений словообразования у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
1.Определить особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста.
2.Изучить влияние игры на развитие у детей среднего дошкольного возраста словообразования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования игры
в обучении детей среднего дошкольного возраста словообразованию

1.1. Особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста в онтогенезе……………………………………………………………..5 1.2 Игра - как средство обучения детей словообразованию…….….…10
1.3 Анализ программ обучения и воспитания в детском саду…………17
ГЛАВА II. формирование умения словообразования у детей среднего дошкольного возраста посредством игры

2.1 Выявление умений словообразования у дошкольников и анализ результатов исследования…………………………………………………………21
2.2 Цикл игровых заданий, направленных на повышение уровня словообразования у детей среднего дошкольного возраста………………………...24
2.3 Контрольный этап эксперимента ……………………………………25
Заключение…………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

игра в обучении словообразования детей стреднего дощкольного возраста.docx

— 89.48 Кб (Скачать файл)

Основные задачи по словообразованию связаны с умением образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов

Образовательный стандарт в области  словообразования ставит следующие задачи:

Усвоение  способов словообразования существительных, обозначающих детенышей животных с помощью суффиксов, придающих эмоциональные оттенки (лисенок, лисеночек);  освоение  некоторых способов образования глаголов; умение правильно спрягать глаголы по лицам и числам;  образование  звукоподражательных глаголов от существительных (петух кукареку – кукарекает,  кот мяу, мяу – мяукает); образования названий предметов посуды разными способами (сахарница, хлебница, масленка, солонка); происхождением и образованием некоторых слов  (грибы - лисичка, мухомор, подосиновик; цветы – подснежник, бархатцы, анютины глазки; одежда – ушанка, рукавички); способами отыменного образования глаголов ( мыло - мылит, звонок – звенит, краска - красит), учитель - учит, но врач- лечит.

Программа «Радуга»: Закреплять умение называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе (волк — волчонок — волчата).Упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов (включая названия животных и их детенышей); глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных (яблоко — яблочный).

Программа «Пралеска»: Способствовать овладению детьми никоторыми умениями и навыками словообразования: существительных с помощью суффиксов ( для сахара – сахарница, для мыла – мыльница; у лисы – лисята, у кошки – котята); глаголов с помощью суффиксов (мяу-мяу – котик мяукает, кря-кря – уточка крякает) и приставок (шел – пришел, ушел, подошел, отошел, вышел, вошел) [20, с. 142].

«Учебная  программа дошкольного образования» Названия детенышей животных, употребление их в единственном и множественном числе; Название предметов посуды (сахар – сахарница, мыло – мыльница, но масло – масленка, соль – солонка); звукоподражательных глаголов (ворона кар-кар – каркает, поросенок хрю-хрю – хрюкает); отыменных глаголов ( мыло – мылит, учитель – учит). [26, с. 142].

 

 

 

Вывод по главе:

 

1.Естественное и непреодолимое стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Существуют научно обоснованные игровые методики и технологии, рассчитанные на детей разного возраста. Основным отличаем игры как метода обучения является наличие четкой цели.

2. Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

3. Использование игр в формировании умений словообразования у детей среднего дошкольного возраста приводит к значимым положительным результатам: дети значительно расширяют словарный запас, овладевают познавательными умениями.

4. Обзор образовательных программ  демонстрирует большую активность специалистов – понимание проблемы развития речи детей в целом. Именно в дошкольном возрасте у детей  проходит сенситивный период в речевом развитии. Происходит бурное формирование и становление основных компонентов речи. В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дети мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

 

 

ГЛАВА II. формирование умения словообразования у детей  среднего дошкольного возраста посредством  игры

 

 

 

2.1 Выявление умений словообразования  у дошкольников

 

В исследовании приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста, УДО «Ясли-сад №47», а так же их родители. Группа экспериментальная – 10 человек, группа контрольная 10 человек.

Цель диагностики:

Изучить уровень сформированности умений словообразования у  детей среднего дошкольного возраста.

Задачи экспериментальной части  курсовой работы:

1.Беседа с детьми для выявления умений словообразования;

2.Выявить уровень сформированности словообразовательных умений у детей среднего дошкольного возраста;

3.Провести цикл игровых заданий.

В исследовании использована методика изучения уровня сформированности умений в области словообразования у детей среднего дошкольного возраста.

Описание методики:

Перед началом беседы необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. Беседа проводится в спокойной обстановке. Ответы ребенка фиксируется в протоколе.

Инструкция для ребенка: Исследователь задает ребенку вопрос или создает проблемную ситуацию.

Ответы детей оцениваются  и классифицируются по следующим  уровням:

Высокий уровень - полное, самостоятельное выполнение заданий, точность, полнота использования лексики, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.

Выше среднего уровень - отдельные неточности, затруднения, наличие самокоррекции, незначительная помощь в виде подсказок.

Средний уровень - затруднения, задания по словообразованию выполнены правильно после стимулирующей помощи .

Уровень ниже среднего - необходимость помощи со стороны экспериментатора, неточность лексики, большинство ответов - неверно образованная форма, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимателен, речь интонационно невыразительна.

Низкий уровень - неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий.

По результатам диагностики  уровни сформированности словообразовательных навыков у детей из экспериментальной  группы представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Уровень сформированности

словообразовательных навыков

Количество детей

%

Высокий уровень

4

40

Выше среднего уровень

5

50

Средний уровень

1

10

Уровень ниже среднего

-

-

Низкий уровень

-

-


Таким образом, в экспериментальной  группе у 40% испытуемых высокий уровень словообразования, у 50% уровень выше среднего (оленюха – самка оленя), 10% средний уровень. На наш взгляд это связано, прежде всего, с содержанием занятий, проводимых в УДО и с особенностями семейного воспитания дошкольников.

Рисунок 1

 

Из диаграммы  видно соотношение  уровней сформированности нравственных понятий в процентном соотношении. В экспериментальной группе у 10% испытуемых средний уровень сформированности умений в области словообразования, у 40 % высокий уровень, 50 % дошкольников испытывают  отдельные неточности, затруднения, но  присутствует самокоррекция, детям нужна незначительная помощь в виде подсказок, а это средний уровень сформированности навыков словообразования

Далее представлены результаты проведения диагностики в контрольной  группе детей в количестве 10 человек.

Количественные показатели проведенной диагностики в контрольной  группе показали, что у одного ребенка  из десяти умения в области словообразования находятся на уровне ниже среднего, у семеро детей из десяти допускают отдельные неточности, испытывают незначительные затруднения, у двоих детей из десяти детей высокий уровень – дети не испытывают ни малейшего затруднения, все задания выполняют самостоятельно.

Таблица 2

Уровень сформированности

словообразовательных навыков

Количество детей

%

Высокий уровень

2

20

Выше среднего уровень

7

70

Средний уровень

-

-

Уровень ниже среднего

1

10

Низкий уровень

-

-


Показатели, продемонстрированные в диаграмме, наглядно показывают процентное соотношение результатов проведенной  диагностики.

Рисунок 2

Процентное соотношения  представленные в Рисунке 2 показывает: 20%  из 100% детей имеют высокий  уровень в области словообразования, 10% из 100% имеют уровен ниже среднего, 70% из 100% имеют уровень выше среднего.

Следующая методика позволяет нам решить задачу, поставленную в начале педагогического эксперимента, т.е. выявить отношения к жизненным ценностям детей старшего дошкольного возраста.

 

 

2.2 Цикл игровых заданий, направленных на повышение уровня словообразования у детей среднего дошкольного возраста

 

Основанием для разработки содержаний занятий явились результаты проведенного нами констатирующего  этапа педагогического эксперимента и теоретические положения, обозначенные в первой главе.

Цикл представлен шестью играми, игровыми обучающими ситуациями направленными на развитие словообразования воспитание детей.

1.Игра «У кого какая мама»

Цель: Развивать у детей умение образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы.

2.Игровая обучающая ситуация  «Таня в магазине»

Цель: Развивать у детей умения образовывать названия предметов посуды.

3. Игра «Мы — спортсмены».

Цель: Развивать у детей умение дифференцированно употреблять суффиксы существительных мужского и женского рода.

4. Игра «Покажи, что я назову».

Цель: Закрепить в речи употребление существительных с уменьшительно-ласкателными суффиксами.

5.Проблемная ситуация «Можно  так сказать? Как сказать правильно?»

Цель: Учить замечать и исправлять ошибки в словообразовании

6.Игра «Скажи одним словом»

Цель: Развивать умение образовывать:

 а)слова с помощью слияния  двух основ (морфолого-синтаксический  способ);

б)путем перехода слов из одного грамматического  класса (существительные) в другой (прилагательные) (семантико-морфологический способ).

Игры  также направлены на формирование у  детей интереса к звучащему слову, развитие критического внимания к своей речи (Правильно ли я выговорил слово? Так ли я построил слово, как его говорят другие?), поиска среди  вариантов словообразовательных моделей единственно верной.

Проведение  игр с детьми среднего дошкольного  возраста не требовало специальных  материалов, понадобились только иллюстрации  с изображением животных и спортсменов. Так же понадобилось музыкальное сопровождение.

 

 

2.3 Контрольный этап эксперимента

 

После проведения цикла игр была повторно осуществлена диагностика изучения уровня сформированности умений в области словообразования у детей среднего дошкольного возраста.

Результаты  диагностики  в экспериментальной  группе представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень сформированности

словообразовательных навыков

Количество детей

%

Высокий уровень

7

70

Выше среднего уровень

3

30

Средний уровень

-

-

Уровень ниже среднего

-

-

Низкий уровень

-

-


 

Показатели, продемонстрированные в диаграмме, наглядно показывают процентное соотношение результатов проведенной  диагностики.

Рисунок 3

 Результаты  диагностики в контрольной группе  представлены в таблице 4.

Таблица 4

Уровень сформированности

словообразовательных навыков

Количество детей

%

Высокий уровень

5

50

Выше среднего уровень

5

50

Средний уровень

-

-

Уровень ниже среднего

-

-

Низкий уровень

-

-

Информация о работе Формирование умения словообразования у детей среднего дошкольного возраста посредством игры