Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:29, курсовая работа
Цель исследования: изучить эффективность использования игры в обучении детей среднего дошкольного возраста словообразованию
Объект исследования – формирование умений словообразования у детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования - процесс использования игр в формировании умений словообразования у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
1.Определить особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста.
2.Изучить влияние игры на развитие у детей среднего дошкольного возраста словообразования.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования игры
в обучении детей среднего дошкольного возраста словообразованию
1.1. Особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста в онтогенезе……………………………………………………………..5 1.2 Игра - как средство обучения детей словообразованию…….….…10
1.3 Анализ программ обучения и воспитания в детском саду…………17
ГЛАВА II. формирование умения словообразования у детей среднего дошкольного возраста посредством игры
2.1 Выявление умений словообразования у дошкольников и анализ результатов исследования…………………………………………………………21
2.2 Цикл игровых заданий, направленных на повышение уровня словообразования у детей среднего дошкольного возраста………………………...24
2.3 Контрольный этап эксперимента ……………………………………25
Заключение…………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………
Основные задачи по словообразованию связаны с умением образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов
Образовательный стандарт в области словообразования ставит следующие задачи:
Усвоение способов словообразования существительных, обозначающих детенышей животных с помощью суффиксов, придающих эмоциональные оттенки (лисенок, лисеночек); освоение некоторых способов образования глаголов; умение правильно спрягать глаголы по лицам и числам; образование звукоподражательных глаголов от существительных (петух кукареку – кукарекает, кот мяу, мяу – мяукает); образования названий предметов посуды разными способами (сахарница, хлебница, масленка, солонка); происхождением и образованием некоторых слов (грибы - лисичка, мухомор, подосиновик; цветы – подснежник, бархатцы, анютины глазки; одежда – ушанка, рукавички); способами отыменного образования глаголов ( мыло - мылит, звонок – звенит, краска - красит), учитель - учит, но врач- лечит.
Программа «Радуга»: Закреплять умение называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе (волк — волчонок — волчата).Упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов (включая названия животных и их детенышей); глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных (яблоко — яблочный).
Программа «Пралеска»: Способствовать овладению детьми никоторыми умениями и навыками словообразования: существительных с помощью суффиксов ( для сахара – сахарница, для мыла – мыльница; у лисы – лисята, у кошки – котята); глаголов с помощью суффиксов (мяу-мяу – котик мяукает, кря-кря – уточка крякает) и приставок (шел – пришел, ушел, подошел, отошел, вышел, вошел) [20, с. 142].
«Учебная
программа дошкольного
Вывод по главе:
1.Естественное и непреодолимое стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Существуют научно обоснованные игровые методики и технологии, рассчитанные на детей разного возраста. Основным отличаем игры как метода обучения является наличие четкой цели.
2. Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
3. Использование игр в формировании умений словообразования у детей среднего дошкольного возраста приводит к значимым положительным результатам: дети значительно расширяют словарный запас, овладевают познавательными умениями.
4. Обзор образовательных
ГЛАВА II. формирование умения словообразования у детей среднего дошкольного возраста посредством игры
2.1 Выявление умений
В исследовании приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста, УДО «Ясли-сад №47», а так же их родители. Группа экспериментальная – 10 человек, группа контрольная 10 человек.
Цель диагностики:
Изучить уровень сформированности умений словообразования у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи экспериментальной
1.Беседа с детьми для выявления умений словообразования;
2.Выявить уровень сформированности словообразовательных умений у детей среднего дошкольного возраста;
3.Провести цикл игровых
В исследовании использована методика изучения уровня сформированности умений в области словообразования у детей среднего дошкольного возраста.
Описание методики:
Перед началом беседы необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. Беседа проводится в спокойной обстановке. Ответы ребенка фиксируется в протоколе.
Инструкция для ребенка: Исследователь задает ребенку вопрос или создает проблемную ситуацию.
Ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:
Высокий уровень - полное, самостоятельное выполнение заданий, точность, полнота использования лексики, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.
Выше среднего уровень - отдельные неточности, затруднения, наличие самокоррекции, незначительная помощь в виде подсказок.
Средний уровень - затруднения, задания по словообразованию выполнены правильно после стимулирующей помощи .
Уровень ниже среднего - необходимость помощи со стороны экспериментатора, неточность лексики, большинство ответов - неверно образованная форма, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимателен, речь интонационно невыразительна.
Низкий уровень - неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий.
По результатам диагностики уровни сформированности словообразовательных навыков у детей из экспериментальной группы представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень сформированности словообразовательных навыков |
Количество детей |
% |
Высокий уровень |
4 |
40 |
Выше среднего уровень |
5 |
50 |
Средний уровень |
1 |
10 |
Уровень ниже среднего |
- |
- |
Низкий уровень |
- |
- |
Таким образом, в экспериментальной группе у 40% испытуемых высокий уровень словообразования, у 50% уровень выше среднего (оленюха – самка оленя), 10% средний уровень. На наш взгляд это связано, прежде всего, с содержанием занятий, проводимых в УДО и с особенностями семейного воспитания дошкольников.
Рисунок 1
Из диаграммы видно соотношение уровней сформированности нравственных понятий в процентном соотношении. В экспериментальной группе у 10% испытуемых средний уровень сформированности умений в области словообразования, у 40 % высокий уровень, 50 % дошкольников испытывают отдельные неточности, затруднения, но присутствует самокоррекция, детям нужна незначительная помощь в виде подсказок, а это средний уровень сформированности навыков словообразования
Далее представлены результаты проведения диагностики в контрольной группе детей в количестве 10 человек.
Количественные показатели
проведенной диагностики в
Таблица 2
Уровень сформированности словообразовательных навыков |
Количество детей |
% |
Высокий уровень |
2 |
20 |
Выше среднего уровень |
7 |
70 |
Средний уровень |
- |
- |
Уровень ниже среднего |
1 |
10 |
Низкий уровень |
- |
- |
Показатели, продемонстрированные
в диаграмме, наглядно показывают процентное
соотношение результатов
Рисунок 2
Процентное соотношения
представленные в Рисунке 2 показывает:
20% из 100% детей имеют высокий
уровень в области
Следующая методика позволяет нам решить задачу, поставленную в начале педагогического эксперимента, т.е. выявить отношения к жизненным ценностям детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Цикл игровых заданий, направленных на повышение уровня словообразования у детей среднего дошкольного возраста
Основанием для разработки
содержаний занятий явились результаты
проведенного нами констатирующего
этапа педагогического
Цикл представлен шестью играми, игровыми обучающими ситуациями направленными на развитие словообразования воспитание детей.
1.Игра «У кого какая мама»
Цель: Развивать у детей умение образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы.
2.Игровая обучающая ситуация «Таня в магазине»
Цель: Развивать у детей умения образовывать названия предметов посуды.
3. Игра «Мы — спортсмены».
Цель: Развивать у детей умение дифференцированно употреблять суффиксы существительных мужского и женского рода.
4. Игра «Покажи, что я назову».
Цель: Закрепить в речи употребление существительных с уменьшительно-ласкателными суффиксами.
5.Проблемная ситуация «Можно
так сказать? Как сказать
Цель: Учить замечать и исправлять ошибки в словообразовании
6.Игра «Скажи одним словом»
Цель: Развивать умение образовывать:
а)слова с помощью слияния
двух основ (морфолого-
б)путем перехода слов из одного грамматического класса (существительные) в другой (прилагательные) (семантико-морфологический способ).
Игры также направлены на формирование у детей интереса к звучащему слову, развитие критического внимания к своей речи (Правильно ли я выговорил слово? Так ли я построил слово, как его говорят другие?), поиска среди вариантов словообразовательных моделей единственно верной.
Проведение игр с детьми среднего дошкольного возраста не требовало специальных материалов, понадобились только иллюстрации с изображением животных и спортсменов. Так же понадобилось музыкальное сопровождение.
2.3 Контрольный этап эксперимента
После проведения цикла игр была повторно осуществлена диагностика изучения уровня сформированности умений в области словообразования у детей среднего дошкольного возраста.
Результаты диагностики в экспериментальной группе представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень сформированности словообразовательных навыков |
Количество детей |
% |
Высокий уровень |
7 |
70 |
Выше среднего уровень |
3 |
30 |
Средний уровень |
- |
- |
Уровень ниже среднего |
- |
- |
Низкий уровень |
- |
- |
Показатели, продемонстрированные
в диаграмме, наглядно показывают процентное
соотношение результатов
Рисунок 3
Результаты
диагностики в контрольной
Таблица 4
Уровень сформированности словообразовательных навыков |
Количество детей |
% |
Высокий уровень |
5 |
50 |
Выше среднего уровень |
5 |
50 |
Средний уровень |
- |
- |
Уровень ниже среднего |
- |
- |
Низкий уровень |
- |
- |