Формирование умения словообразования у детей среднего дошкольного возраста посредством игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить эффективность использования игры в обучении детей среднего дошкольного возраста словообразованию
Объект исследования – формирование умений словообразования у детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования - процесс использования игр в формировании умений словообразования у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
1.Определить особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста.
2.Изучить влияние игры на развитие у детей среднего дошкольного возраста словообразования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования игры
в обучении детей среднего дошкольного возраста словообразованию

1.1. Особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста в онтогенезе……………………………………………………………..5 1.2 Игра - как средство обучения детей словообразованию…….….…10
1.3 Анализ программ обучения и воспитания в детском саду…………17
ГЛАВА II. формирование умения словообразования у детей среднего дошкольного возраста посредством игры

2.1 Выявление умений словообразования у дошкольников и анализ результатов исследования…………………………………………………………21
2.2 Цикл игровых заданий, направленных на повышение уровня словообразования у детей среднего дошкольного возраста………………………...24
2.3 Контрольный этап эксперимента ……………………………………25
Заключение…………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

игра в обучении словообразования детей стреднего дощкольного возраста.docx

— 89.48 Кб (Скачать файл)

Показатели, продемонстрированные в диаграмме, наглядно показывают процентное соотношение результатов проведенной  диагностики.

Рисунок 4

 

Исходя  из результатов, представленных в таблицах 3, 4 можно с уверенностью утверждать, что проведенные игры  способствовали повышению уровня сформированности умений в области словообразования у детей среднего дошкольного возраста. Сравнительный анализ представлен в таблице 5.

Уровень сформированности

словообразовательных навыков

Экспериментальная

 Группа, %

Контрольная

Группа, %

Высокий уровень

40

50

20

40

Выше среднего уровень

50

50

70

60

Средний уровень

10

-

10

-

Уровень ниже среднего

-

-

-

-

Низкий уровень

-

-

-

-


 

 

Выводы по главе:

Проведенные игры, несомненно, способствовали повышению  уровня сформированности навыков словообразования у детей контрольной группы и  экспериментальной группы. После  проведения игр дети более уверенно отвечали на вопросы. Ответы были боле развернутые и обоснованные, нам не приходилось наталкивать детей на мысли. В ходе игр дети не были зажатыми, они с удовольствием выполняли все занятия. Настроение детей после проведения игр было хорошим в течение всего дня.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе курсовой работы были решены все поставленные задачи. Был проведен анализ психолого-педагогической литературы, в ходе  которого  был выявлен ряд ученых, которые  занимались проблемой формирования у дошкольников навыков словообразования. Были сделаны соответствующие выводы, что эта проблема актуальна и волновала многих ученых, педагогов и психологов. Также в процессе курсовой работы была исследована игра, как метод обучения детей дошкольного возраста словообразованию, была показана вся важность игры в обучении дошкольников, ведь именно в процессе игровой деятельности ребенок развивается, была доказана взаимосвязь игры и обучения.

Также был  сделан анализ образовательных и  авторских программ «Пралеска», «Радуга», «Программа развития речи» О.С.Ушаковой, «Учебная программа дошкольного  образования», «Занимательная азбука»  и Образовательного стандарта Республики Беларусь. Были сделаны выводы о необходимости целенаправленного обучения детей дошкольного возраста навыкам словообразования.

Была исследована экспериментальная  программа изучения уровня сформированности умений в области словообразования у детей среднего дошкольного возраста. У некоторых дошкольников был уровень в области словообразования ниже среднего. Но благодаря этой программе мы теперь можем, через игровые обучающие ситуации, давать детям необходимые знания и формировать у них умения в словообразовании.

Дети из экспериментальной группы в ходе выполнения цикла разработанных игр получили устойчивые знания в области словообразования. Это подчеркивает эффективность данной методики. У детей контрольной группы такие умения отличаются неустойчивостью.

Полученные данные показывают, что  при целенаправленной работе, которая  включает формирование навыков словообразования посредством обучающих игр, дети среднего дошкольного возраста способны достигнуть высокого уровня.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В. Н. Аванесова // Умственное воспитание дошкольника/ под ред. Н. Н. Поддьякова. М.: Педагогика 1972. С. 52—84.

2.Алексеева,  М.М. Методика развития речи  и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и  сред, пед. учеб. заведений / М.М.  Алексеева, В.И.Яшина - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

3. Алексеева,  М.М. Речевое развитие дошк-в;  пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Изд-ий центр «Академия», - 1998. – 160 с.

4. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы: учеб. пособие / Е. А. Аркин  – М.: Просвещение, 1968. – 354с

5.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: пособие для воспитателя детского сада / А. Г. Арушанова – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 272 с.

6.Богуславская, 3. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры / 3. М. Богуславская // Психология и педагогика игры дошкольника: материалы симпозиума/под ред. А В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1966. С. 254-268.

7.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие / Л.И. Божович. – М.: Изд-ий центр Академия, - 1968. – 157 с.

8.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: пособ. для воспит. дет. сада / А.К. Бондаренко. – М.: Изд-во Просвещение,  1985. – 176 с.

9.Бондаренко, А. К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду: учеб. пособие для студентов / А. К. Бондаренко. М.: Изд-во Просвещение 1985. – 211 с.

10.Бондаренко, А. К. Формирование социальной активности дошкольников посредством дидактических игр / А. К. Бондаренко // Дошкольное воспитание. 1987. № 3. С. 26-28.

11.Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / А. М. Бородич – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

12.Венгер, Л.А Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: пособие для воспитателя детского сада/ под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. М.: Изд-ий центр «Академия», 1978. – 315 с.

13.Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-76.

14.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев.– М.: Сфера, 2001. – 194 с.

15.Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. М.: Просвещение, 1975.

16.Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка / А. В. Запорожец // Психология и педагогика игры дошкольника: материалы симпозиума / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1966. С. 5-10.

17.Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 1 / А. Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1983. С. 303-828.

18.Новоселова, С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С. 84-87.

19.Панько, Е.А. Пралеска: базисная программа и методические рекомендации /Е.А. Панько [и др.]: под ред. Е.А. Панько. – М.: НМЦентр, – 2000. – 3-е издание – 471 с.

20.Панько,Е.А  Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч.получение дошкольного образования, с русским языком обучения/Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007.

21.Смирнова, Е. О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е. О. Смирнова, О. В. Гударева // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 91-108.

22.Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста:пособие для воспитателей детского сада / В. И. Логинова, А.И Максаков и др; под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд., испр и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 223 с., ил

23.Старжинская, Н.С.   История развития методик дошкольного образования в Республике Беларусь: учеб.-метод. пособие / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина, Е.В. Горбатова и др. - Минск; БГПУ, 2011. – 184 с.

24.Стеркина, Р. Б. Роль игры в развитии самооценки ребенка / Р. Б. Стеркина // Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под рад. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко. М.: Академия, 1987. С. 136-162.

25.Тихеева, Е. И. Игры и занятия малых детей: пособие для родителей и работников дошк. учреждений / Б. И. Тихеева. М.: Просвещение, 1966. – 180 с.

26.Учебная программа дошкольного образования: учебн. издание / М-во образования РБ  – М.: ОДО «Аверсэв», НМУ «Национальный институт образования» – 2013. – 415 с.

27.Ушакова, О. С. Методика выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста /О. Ушакова, Е. Струнина //Дошкольное воспитание. - 1998. - №9. - С. 34-39.

28.Шахнарович, А.М Общая психолингвистика : учеб. пособие / А.М. Шахнарович ; Ун-т Рос. акад. Образования – М.: Наука, 1995. – 95с.

29.Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1980. - 348с.

30.Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др., [под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина]. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1986. – 415 с.

 

 


Информация о работе Формирование умения словообразования у детей среднего дошкольного возраста посредством игры