Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:08, дипломная работа
Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения и тому подобные явления) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук и всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры представителей разных слоёв современного общества настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость совершенствования непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования, от начального до высшего.
Введение
Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения и тому подобные явления) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук и всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры представителей разных слоёв современного общества настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость совершенствования непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования, от начального до высшего.
Учение о речевой культуре зародилось ещё в Древнем Риме и Древней Греции – в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и развил на материале общественной словесности М.В.Ломоносов. В дальнейшем в обществе никогда не угасал интерес к тому, что принято было называть красноречием, то есть красивой, правильной, нормативной речью.
В XX веке Л.В.Щерба, Г.О.Винокур, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов и их ученики постепенно всё полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «культура речи». Признание новой лингвистической дисциплины нашло выражение не только в ряде статей и сборников, но и в программах высшей и средней школы. [12]
В настоящее время одна из основных целей учебного предмета Русский язык в школе – это формирование языковых и речевых умений учащихся. Систематическая и последовательная работа учителя по формированию у школьников устойчивых навыков нормативной речи является первостепенной задачей обучения русскому языку. Правильная речь – это залог успешной профессиональной деятельности в будущем, поэтому более глубоко как теоретически, так и практически, культура речи должна изучаться в старших классах школы, для того чтобы подготовить грамотного специалиста. Учитывая тот факт, что единственной формой сдачей экзамена по русскому языку за курс среднего (полного) образования является Единый государственный экзамен, в который включены теоретические вопросы, связанные с различными нормами языка (в том числе и лексическими – в заданиях части А), а написание сочинения-эссе в части С предполагает комплексное владение и лексическими, и грамматическими нормами языка, важность данной проблемы неоспорима. Следовательно, теоретическое знание норм литературного языка и, естественно, устойчивые и прочные навыки их применения в речевой практике необходимы всем выпускникам школы.
Вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что речь культурного человека должна быть выше простого умения объясняться в быту. Именно поэтому просто необходимо начать овладевать литературным языком и его нормами с того момента, как начинается полноценный процесс общения. Таким образом, современная школа должна подготовить человека, который не только имеет знания, но и может использовать эти знания в жизни, умеет действовать и решать проблемы в любых ситуациях, который владеет правильной речью. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. [31]
Однако нельзя не признать, что воспитание навыков культуры речи и формирование литературных норм ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий. А речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много ошибок и, как правило, невыразительна.
Особого внимания, с нашей точки зрения, требует работа над соблюдением лексических норм языка, как наиболее проблемных для обучающихся. Поэтому существует необходимость преодолеть эти недостатки. Всё вышесказанное определило выбор темы исследования: «Деятельность учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы».
Исходя из этого, цель нашей работы – раскрыть содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы.
Объект исследования – речевые (лексические) нормы в школьном курсе изучения русского языка.
Предмет исследования – процесс работы учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы.
В соответствии с вышеизложенным были определены задачи исследования:
1. Изучить историю вопроса; дать общее понятие «культуры речи»; представить определение литературного языка и литературной нормы; обосновать значимость деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы;
2. Дать характеристику лексических норм русского языка и классификацию ошибок, связанных с их несоблюдением; обосновать психологическую природу такого типа ошибок;
3. Сформулировать требования к культуре речи самого учителя; раскрыть содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы и обосновать её особую значимость;
4. Проанализировать действующие УМК по русскому языку для 5 и 6 классов с точки зрения представленности в них материала для работы над лексическими нормами;
5. Дать анализ результатов, полученных в ходе педагогической практики в 5-6 классах МОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» г.Вологды по теме исследования;
6. Описать некоторые виды заданий и упражнений для организации работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6 классе основной общеобразовательной школы;
7. Подобрать серию упражнений для работы по предупреждению речевых (лексических) ошибок, связанных с несоблюдением учащимися лексических норм русского.
Методы: изучение научной и методической литературы по проблеме исследования; изучение процесса и продуктов деятельности учащихся; обобщение, анализ, сравнение.
Таким образом, следует ещё раз подчеркнуть, что актуальность данного исследования определяется тем, что деятельность учителя по формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения лексических норм является важнейшей задачей школьного образования, так как свободная, правильная, соответствующая нормам языка речь учащихся – это не только главный показатель мастерства работы учителя, но и стратегическая цель школьного курса русского языка.
Глава
1. Теоретическое обоснование
1.1. Из истории изучения норм литературного языка в отечественной лингвистике
Умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.
Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведёт деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.
Поэтому возросший интерес к проблемам речевого общения в настоящее время обусловлен потребностью каждого человека реализовать свои возможности в профессиональной сфере. Речь в данном случае можно считать одной из составных частей подготовки специалиста. Умение грамотно, в соответствии с нормами культуры речи вести беседу – как в сфере делового общения, так и в быту – является показателем общей культуры человека. [10]
Само слово «культура» (от лат. – cultura) буквально значит «возделывание», «обрабатывание». Это то, что «обработано», «возделано» и передано нам по наследству нашими предшественниками. Это то, что «обрабатывается» и «возделывается», шлифуется нами, чтобы передать следующим поколениям. [18; 17]
История возникновения и переосмысления понятия «культура речи» неотделима от культуры и истории общества. В обобщённом виде историю учения о культуре речи можно охарактеризовать следующим образом: учение о культуре речи зародилось ещё в Древней Греции в рамках риторики как учение о достоинствах и недостатках речи. В риторических трактатах давались предписания, какой должна быть речь и чего нужно избегать. В этих трудах содержались рекомендации по соблюдению правильности, чистоты, ясности, точности и логичности, уместности, доступности, выразительности речи, а также советы по поводу того, как этого добиться.
Ещё в XVIII в России учение о речевой культуре оригинально осмыслил на материале отечественной словесности М.В. Ломоносов. Он «…рассматривал язык как средство общения, постоянно подчёркивал, что он необходим людям для «согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляется», т.е. необходим для совместной деятельности, её организации». [4; 7]
Однако, как специальная языковедческая дисциплина культура речи появилась недавно. В её становление внесли вклад отечественные лингвисты XIX – XX веков: В.В. Виноградов, Б.Н. Головин, С.И. Ожегов, В.И. Чернышёв, Л.В. Щерба и другие. В центре внимания этих учёных были проблемы классификации языковых фактов, вопросы литературной нормы. При этом они стремились к популяризации грамотности, пропагандировали любовь и бережное отношение к родной русской речи.
Наиболее развёрнутым пособием по культуре речи в начале XX века была книга В.И. Чернышёва «Правильность и чистота русской речи» 1991 года. Но само понятие «культура речи» и близкое к ней понятие «культура языка» возникают лишь в 1920-е годы в связи с появлением новой советской интеллигенции и с общей послереволюционной установкой на то, чтобы «массы» овладевали рабоче-крестьянской культурой», важной частью которой была борьба за «чистоту русского языка». В 1930-е выходит книга под названием «Культура языка», написанная Г.О.Винокуром. Прочно в языкознание термин «культура речи» и связанное с ней понятие норма литературного языка входят уже после войны: в 1948 выходит книга Е. С. Истриной «Нормы русского литературного языка и культура речи», а в 1952 году создаётся сектор культуры речи Института русского языка АН СССР, который возглавляет С.И.Ожегов. Под его редакцией с 1955 по 1968 выходят непериодические сборники «Вопросы культуры речи». [12]
В 70-80-х годах XX века опубликованы труды К. С. Горбачевича «Изменение норм русского литературного языка», «Вариантность слова и языковая норма», в которых автор стремился показать, как складываются нормы литературного языка, пытался отыскать причину их колебаний и определить общее направление в развитии русского литературного языка. Так, в классическом пособии Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка» автор даёт классификацию современных норм русского литературного языка (орфоэпических, словоупотребительных, морфологических, синтаксических); уделяет особое внимание так называемым отступлениям, объясняет их природу, выясняет закономерности в их развитии. Данный анализ иллюстрируется примерами из современной речи и практикой нормативной лексикографии. Это одно из небольшого количества существующих пособий, предназначенных именно, с нашей точки зрения, в первую очередь школьным учителям в работе по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм обучающимися, а также объяснит многие сложные случаи трактовки лексических ошибок и недочётов, встречающихся в школьной практике. [8]
Не надо также забывать, что борьба за речевую культуру, за соблюдение литературных норм получила всестороннее развитие и в творчестве многих поэтов и писателей, живших в разное время. В творчестве тех, кого мы называем классиками русского художественного слова - А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и А.П. Чехова, А.И. Куприна и М. Горького и др. – мы находим образцы не только нормативного, но и образного, яркого, выразительного употребления русской речи, которые мы можем использовать в практике уроков русского языка.
Признание новой лингвистической дисциплины (культура речи) нашло выражение и в ряде статей и сборников, посвящённых теории и практике данной дисциплины; в программе средней, средней профессиональной и высшей школы; в узаконивающих терминологию словарях, которые показывают, что термин «культура речи» многозначен. Среди его значений выделяют следующее: «Культура речи – это раздел в лингвистике, в котором устанавливаются и обосновываются нормы устного и письменного литературного языка».[24;10]
Из определения следует, что предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, а также проблемы, связанные с их применением, и проблемы современного состояния речевой культуры общества в целом. Однако в школьных программах такой отдельной учебной дисциплины, как «Культура речи» нет, поэтому важно, чтобы учитель систематически включал упражнения по формированию навыков нормативного словоупотребления в уроки по всем темам школьного курса русского языка, учитывая при этом все три аспекта культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический).
«Нормативный аспект культуры речи – один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение их применять в речи. В связи с этим, главным понятием культуры речи, своеобразным оружием, помогающим отстоять литературный язык, стало понятие «нормативность». [4; 45]
Становление литературного языка породило понятия и правила нормы: в области произношения, словообразования, словоупотребления, формообразования, сочетания слов и их связи в предложении. Говоря о сложности неоднозначности процесса формирования русского литературного языка, обращаем особое внимание на значимость для понимания данных процессов таких трудов учёных-филологов, как: «Российская грамматика» М.В. Ломоносова, «Словарь Академии Российской» в шести томах, исследования А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, И.А. Бодуэна де Куртенэ, В.В. Виноградова и некоторых других.
В настоящее время языковедческая дисциплина Культура речи неразрывно связана со школьным предметом Русский язык. В последнее время, благодаря коммуникативной направленности в обучении русскому языку, возросло внимание к проблемам культуры речи и в практике школьного обучения. Это нашло отражение прежде всего в школьных учебниках по русскому языку для основной общеобразовательной школы, а также в многочисленных научно-популярных изданиях, посвящённых вопросам культуры речи. Несмотря на это, как показывает практика (в частности итоги ГИА и ЕГЭ) многие учащиеся школ по-прежнему весьма слабо ориентируются в вопросах, связанных с культурой речи. [17] Это, например, показывают результаты централизованного тестирования по русскому языку, уже несколько лет проводимого в нашей стране. Из трёх разделов теста «Орфография», «Пунктуация», «Культура речи», - как показывает опыт, самым сложным оказывается именно выполнение учащимися заданий, связанных с последним разделом тестов, то есть с культурой речи.