Формирование устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:08, дипломная работа

Описание работы

Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения и тому подобные явления) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук и всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры представителей разных слоёв современного общества настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость совершенствования непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования, от начального до высшего.

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Урок 6. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Чтобы закрепить понятия многозначности слова и омонимии, было решено дать учащимся такое задание: составить словарную статью с существительными вода и коса по вариантам. (Задание № 6). Но для начала мы вспомнили, что такое словарная статья, из каких элементов она состоит и как построена. Пятиклассники назвали, в чём отличие многозначных слов и слов-омонимов.

У всех, кто составлял  словарную статью со словом вода, получился примерно следующий вариант: Вода, -ы, вин. воду, мн. воды, вод, водам, 1. Прозрачная бесцветная жидкость. Морская вода. Словно воды в рот набрал (молчит) 2. Напиток. Минеральная вода. 3. Моря, реки, озера. Внутренние воды.

Из восьми значений данного слова, представленных в словаре Ожегова, учащиеся 5 класса назвали только три. Положительно то, что были приведены примеры фразеологизмов, в которых есть слово вода. Кроме устойчивого сочетания, названного выше, были и следующие: водой не разольешь кого-нибудь (очень дружны); из воды сухим выйти (остаться безнаказанным, не пострадать). Но следует отметить, что учащиеся испытывали сложности в определении стилистической принадлежности слова или словосочетания и с употреблением данного слова или фразеологизма в конкретной речевой ситуации в соответствии с нормами литературного языка.

Те, кто работал со словом коса, также справились с заданием, хотя не все определили, что имели дело не с многозначностью данного слова, а с омонимией. Словарные статьи были составлены у всех пятиклассников примерно одинаково: Коса 1, -ы, вин. косу и косу, мн. косы, кос, косам, ж. Прическа, сплетенная из волос. Тугая коса. Коса 2, -ы, вин. косу и косу, мн. косы, кос, косам, ж. Сельскохозяйственное орудие труда для косьбы травы. Точить косу.

Не назвали учащиеся омонима коса в значении речная отмель. Это неизвестное для детей значение мы нашли в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и записали в тетрадь.

Урок 7. Существительные, имеющие форму только единственного числа.

Особую значимость при работе над лексическими нормами языка, по нашему мнению, представляют задания, связанные с синонимами. Учащиеся должны понять, что лексические синонимы позволяют выразить тончайшие оттенки мысли и чувства. Изучение синонимических рядов развивает языковое чутье детей, повышает внимание к значениям слов, к их формам, учит выбирать самые точные слова для выражения мыслей и чувств.

С употреблением синонимов  может быть связано много различных  речевых ошибок, поэтому упражнения на их отработку должны включаться  в уроки как можно чаще. Так, на данном занятии мы использовали задание, где нужно определить, являются ли синонимами данные слова или есть различия в их значениях. (Задание № 7).

Понятие «синоним»  учащиеся хорошо знают, поэтому мы только вспомнили, что оно обозначает, и  потренировались в подборке таких синонимов, которые наиболее точно отражают необходимый автору текста смысл. При проведении работы с синонимами использовались в данном случае не только имена существительные, а слова и других частей речи, такие как прилагательные, глаголы, потому что именно в подборе наиболее удачного синонима, выраженного этими частями речи, учащиеся допускают больше всего ошибок.

Урок 8. Три склонения имён существительных.

 Часто учащиеся затрудняются, какой из синонимов выбрать для той или иной речевой ситуации, а иногда и вообще над этим не задумываются и употребляют их неправильно. Для того чтобы дети усвоили данную лексическую норму, им было предложено такое задание: заменить неправильно подобранный или не очень удачный синоним более точным. (Задание № 8). Вместе с пятиклассниками мы разобрались в различии значений слов синонимического ряда и выбрали нужный вариант для каждого случая. На дом им было задано подобнее задание, проверив которое, мы отметили, что ошибок на данный вид нормы было допущено гораздо меньше.

Урок 9. Падеж имён существительных.

Учёные-методисты отмечают, что учащиеся редко используют в  своей речи фразеологические сочетания, а если и используют, то искажают их. Чтобы избежать этого, можно применять различные упражнения. Например, интересным для ребят является задание – по изображениям определить фразеологизм. (Задание № 9). Для этого на данном уроке были взяты картинки, изображающие действия  животных: зайцев и белки. Так, ученики, правильно назвавшие фразеологизм, выходили к доске и объясняли то, почему мы так говорим, используя словарь фразеологизмов, приводили примеры употребления данного сочетания в речи. Например, погнаться за двумя зайцами – преследовать две разные цели, выполнять несколько дел сразу. Паша хватается за несколько дел сразу, ни одно до конца не доводит, забывает народную мудрость: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

Урок 10. Падеж имён существительных. (продолжение темы).

Для того чтобы учащиеся правильно использовали фразеологизмы в своей речи и не искажали их, мы решили также взять следующее задание: вместо точек вставить названия животных. (Задание № 10). Например, голоден как … (волк). Ученик должен был вспомнить или подобрать по смыслу название животного. Это упражнение способствует запоминанию правильного употребления устойчивого сочетания, чтобы никто не говорил, например, голоден как бык или как медведь. Все пятиклассники с интересом выполняли это задание, и ошибок было допущено немного.

Задания, основанные на работе с фразеологическими сочетаниями, которые были включены в девятый и десятый уроки, способствовали, по нашему мнению, не только предотвращению фразеологических ошибок, но, и обогащению речи учащихся, потому что речь должна быть не только правильной и нормативной, но и выразительной и образной

Таким образом, мы описали ту работу, которую может  проводить учитель на уроках русского языка, чтобы формировать у учащихся навык соблюдения лексических норм. Ученики, систематически работая с описанными выше упражнениями, учатся говорить и писать правильно, соблюдая лексические нормы русского языка: регулировать точность выбора слова из ряда единиц, близких по значению или по форме; употреблять слова только в тех значениях, которые они имеют в языке; уместно использовать их в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. 

Зная основные виды лексических норм, ошибки, связанные с их несоблюдением, учащиеся смогут сами заметить отклонения от речевых норм, допускаемые ими в речи, и сами исправить свои ошибки.

Мы описали только десять подобных уроков. Упражнения, которые включались в последующие занятия, приведены в Приложении 1.

Как уже говорилось выше, в 6 классе задания на усвоение лексических норм не вводились в  содержание каждого урока, а было проведено отдельное занятие на употребление местоимений в речи, целью которого было определить роль местоимений как средства связи частей текста, повторить разряды местоимений, правописание отрицательных и неопределенных местоимений, правописание местоимений с предлогами и сформировать навык осмысленного использования местоимений в речи.

Речевых ошибок, связанных с несоблюдением норм употребления местоимений, было выявлено не так много, поэтому на этом уроке мы использовали упражнения не только на формирование навыка нормативного употребления данной части речи, но и на отработку других норм русского литературного языка.

Шестиклассники  узнали, что местоимения чаще других частей речи используются нами, и это  может привести к неоправданному использованию их в речи. Местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, а конкретный смысл становится ясным или из ситуации, или предшествующего контекста. Многие об этом забывают и говорят только местоимениями, не называя лица, предмета или события, о котором идёт речь. Он сказал, чтобы я принёс ему это, которое лежит у него там.

Также нарушения  могут быть связаны с повтором в границах словосочетания или предложения  одного и того же местоимения, или «лишнего» местоимения: Примите мое приглашение, и я надеюсь, что Вы найдете время для участия во встрече, во время которой мы сможем определить с Вами конкретные пути развития нашего сотрудничества. Переизбыток местоимений загромождает фразу, создавая помехи на пути ее восприятия.

 Местоимение отличается от прочих частей речи тем, что не имеет своего постоянного и устойчивого лексического значения; его значение изменчиво и зависит от значения того слова, на которое оно указывает или вместо которого употреблено. И если неточно построить высказывание, то и значение может быть непонятно: Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий, и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. Можно подумать, что красивый венок сплели из лебедей. Чтобы избавиться от этого комизма, нужно правильно построить предложение. Например, так: Мы ходили на пруд, на нём плавали лебеди, и росло много лилий, из которых мы сплели красивый венок. Все данные упражнения были включены в этот урок.

Шестиклассники также  учились по лексическому значению узнавать слово. Так, им было предложено такое задание: заменить данные определения сложными словами с местоимением сам. Упражнение не вызвало больших трудностей и учащиеся справились с ним достаточно легко.

Таким образом, мы считаем, что подобную работу необходимо проводить чаще, используя любую возможность для этого: подбирать для каждого урока различные упражнения на отработку лексических норм или после каждого раздела отводить отдельный урок на эту тему. Также нужно как можно чаще включать в урок работу с нормативными словарями русского языка, начиная уже с 5-6 классов, так как множество ошибок связано именно с тем, что учащиеся из-за незнания лексического значения слова неправильно его употребляют. При систематическом использовании различных упражнений, направленных на формирование навыка соблюдения лексических норм на уроках русского языка можно надеяться на то, что учащиеся не только усвоят основные лексические нормы, но и научатся видеть лексические ошибки, допускаемые ими в собственной, как устной, так и письменной, речи и в речи других носителей языка. Такая работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная с изучением всех разделов школьного курса русского языка.

Опыт, полученный в ходе педагогической практики, показал, что учителя, несомненно, понимают значение данного вида деятельности, имеют разработки уроков, упражнений, которые весьма разнообразны, но не могут порой включать их в занятия систематически по причине нехватки времени. За 45 минут необходимо успеть выдать новый материал, закрепить его, отработать в упражнениях, поэтому времени для работы по повторению и закреплению ранее изученного материала, в том числе и материала, связанного с освоением лексических норм, совсем не остаётся, или же подобная работа проводится в сокращённом объёме при написании сочинений и изложений, результаты которых и показывают комплексное овладение учащимися всеми видами языковых норм. Особенно эта нехватка времени ощутима именно в пятых классах, так как по учебной программе практически на каждом уроке даётся новый материал для изучения и даже не всегда остаётся время в конце года для обобщения изученного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися основной общеобразовательной школы в методике преподавания русского языка не нова. Но она ещё сравнительно мало изучена, хотя в современной школе считается одной из актуальнейших. Однако, следует отметить, что в настоящее время эта проблема интенсивно разрабатывается не только традиционной методической наукой, но и сравнительно новым направлением языкознания – психолингвистикой, в которой исследуются причины и механизмы образования лексических ошибок.

Знание данного типа ошибок, умение их классифицировать позволяют учителю строить систематическую работу по их предупреждению, а также осуществлять диагностику при обучении лексики и обогащении словаря учащихся.

Изучив литературу по теме, мы пришли к выводу, что эта работа на уроках русского языка должна занимать значительное место и проводиться систематически на протяжении всего курса изучения русского языка. Неправильно было бы думать, что учащиеся не допускают ошибок при употреблении и хорошо знакомых им слов. Работа над уточнением смысла и хорошо известных, распространённых  слов также должна вестись систематически и регулярно.

Необходимо формировать  у учащихся умение соблюдать нормы современного русского литературного языка, что, безусловно, повысит уровень их культуры речи. А эффективность такой работы зависит прежде всего от профессионализма учителя-словесника.

Однако трудность заключается в том, что на занятии не всегда хватает времени для отработки упражнений, направленных на формирование навыка соблюдения лексических норм. Это усложняет работу учителя. В таких условиях навыки соблюдения учащимися лексических норм приходится отрабатывать в индивидуальном порядке, давать специальные задания отдельным ученикам. И обязательно нужно контролировать, как эти задания выполняются.

В нашей выпускной  квалификационной работе мы попытались раскрыть некоторые проблемы, возникающие в процессе формирования у учащихся навыка соблюдения лексических норм, предложить возможности решения этих проблем, обосновать значимость такой работы на каждом уроке русского языка. В ходе педагогической практики мы выявили некоторые лексические ошибки, допускаемые учащимися в речи, и наметили пути их предупреждения и устранения.

Задачи, поставленные в работе, на наш взгляд, в основном выполнены: изучена необходимая теоретическая и методическая литература по теме; описаны основные требования к учителю, осуществляющему работу по формированию устойчивых навыков соблюдения учащимися речевых (лексических) норм; предложены виды упражнений и заданий по предупреждению и коррекции речевых (лексических) ошибок учащихся. Для успешного формирования навыка соблюдения лексических норм учителю необходимо стремиться к использованию самых разнообразных методов и приемов обучения.

Информация о работе Формирование устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы