Формирование устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:08, дипломная работа

Описание работы

Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения и тому подобные явления) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук и всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры представителей разных слоёв современного общества настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость совершенствования непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования, от начального до высшего.

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителями основной общеобразовательной школы при изучении школьного курса русского языка в 5 – 6 классах.

Для каждого  школьника правильная, нормативная, хорошо развитая и выразительная речь – не только средство успешного общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания. А от уровня речевых навыков и умений зависят не только школьные успехи детей, но и дальнейшая успешная социализация.

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Баранов М. Т. Русский язык в 5 – 6 классах: метод. указания к учебнику/ М. Т. Баранов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
  2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
  3. Баранов М. Т. Русский язык: учеб. для общеобразоват.  учреждений 5-6 класс / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А Рыбникова, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д:  Феникс, 2002. – 544 с.
  5. Воронкова Л. М. Школьный толковый словарь русского языка / Л. М. Воронкова. – М.: Центрполиграф, 2010 – 543 с.
  6. Гайбарян О. Е. Школьный словарь синонимов и антонимов / О. Е. Гайбарян. – М.: Феникс, 2010 – 383 с.
  7. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учебное пособие / Б. Н. Головин. – М.: Высшая школа, 1990. – 328 с.
  8. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 208 с.
  9. Зарецкая Н. В. В помощь учителю русского языка / Н. В. Зарецкая. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1963. – 160 с.
  10. Зверева Е. Н. Основы культуры речи. Теоретический курс: учебное пособие / Е. Н. Зверева – М.: ЕАОИ, 2008. – 219 с.
  11. Иванова С. Ф. Воспитание навыков культуры речи у школьников /      С. Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1964. – 111 с.
  12. Ипполитова Н. А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Саввова. – М.: ТК Велби, 2007. – 344 с.
  13. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие / О. М. Казарцева. – 4-е изд. – М.: Флинта, 2001. – 496 с.
  14. Костомаров В. Г. Актуальные проблемы культуры речи / В.Г.Костомаров, Л. И. Скворцов. – М.: Просвещение, 1982 – 369 с.
  15. Ладыженская Т. А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1986. – 127 с.
  16. Ладыженская Т. А. Практическая методика русского языка. 5 класс /   Т. А. Ладыженская, Л.М. Зельманова. – М.: Просвещение, 1995. – 288 с.
  17. Лекант П. А. Современный русский литературный язык / П. А. Лекант. – М.: Высшая школа, 1996. – 387 с.
  18. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / М. Р. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
  19. Львова С. И. Учебно-методический комплекс: 5 и 6 класс / С. И. Львова, В. В. Львов. – М.: Мнемозина, 2010.
  20. Мамушин В. Е. О характере и причинах ошибок и об «ошибках контроля» / В. Е. Мамушин. –  РЯШ. – 1990. – №1. – С. 8-10
  21. Медведев А. А. Школьный словарь иностранных слов / А. А. Медведев. – М.: Центрполиграф, 2010 – 607 с.
  22. Павлова Н. С. Речевая культура молодого специалиста: учебное пособие / Н. С. Павлова, Ю. Б. Пикулёва, И. В. Шалина. – Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2008. – 178 с.
  23. Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка: пособие для учителей / А. В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1979. – 144 с.
  24. Руднев А. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / А. Н. Руднев. – М.: КНОУРС, 2006. – 295 с.
  25. Рыбченкова Л. М. Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5 – 9 кл. / Л. М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2002, - 160 с.
  26. Так говорят и пишут / РЯШ. – 2008-2011. – № 1
  27. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе: учеб. для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература» / А.В. Текучев. – М.: Просвещение, 1980. – 414 с.
  28. Текучев А. В. Основы методики русского языка в 4 – 8 классах: Пособие для учителя /  А. В. Текучев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1983. – 287 с.
  29. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителей / С. Н. Цейтлин. – М.: Просвещение, 1982. – 143 с.
  30. Черняк В. Д. Русский язык и культура речи / В. Д. Черняк. – М.: СПб: РГПУ им А.И.Герцена, 2005. – 493 с.
  31. Щербак М. К. Психологические вопросы развития речи учащихся в школе / М. К. Щербак, Н. С. Катасова, Н. Н. Китаев. – М.: Академия пед.наук, 1953 – 196 с.

Приложение 1

Упражнения на формирование навыка соблюдения учащимися лексических норм русского языка

1) Определите значение следующих слов. Составьте с ними несколько словосочетаний.

Абонемент, гурман, лексикон, манекен,

2) Отметьте, в каких случаях употребление «лишнего» слова является средством передачи логического ударения или средством создания речевой выразительности, а в каких – лексической ошибкой:

Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…

Эта девушка оставила о себе очень  прекрасное впечатление.

3) Найдите ошибки, связанные с лексической избыточностью, определите их вид и исправьте предложения.

1. Свою автобиографию я вношу в дневник. 2. Она гордилась своей профессией, выполняя работу профессионально. 3. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 4. Он был ведущим лидером в классе. 5. Хронометраж времени был просчитан до секунды. 6. Это свойство свойственно всем писателям.

4) В каких сочетаниях вместе оказываются слова, которые соединять нельзя?

Автор книги, автор конструкции, автор  станка, автор проекта, автор инициативы, автор костюма, автор недоразумения. География нефтедобычи, география  туризма, география поиска, география  достижений, география шелка, география рекордов.

5) Исправьте предложения, в которых антонимы употреблены неудачно:

1. Лично я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу. 2. В силу слабой разработки этого метода оценка его преждевременна.

6) Составить словарную статью толкового словаря таких слов:

1 вариант – вода, 2 вариант – коса.

7) Отберите из предложенных слов тот синоним, который в данном тексте точнее всего обозначает необходимый автору смысл. Что изменится во фразе, если заменить другим синонимом? Обдумайте вариант правки.

1. В нашем крае много (далекий, отдаленный, дальний, удаленный) населенных пунктов, в них (жить, обитать, проживать) до трети населения. 2. Все три даты будут отмечаться (вместе, одновременно, заодно), но наиболее (важный, значительный) считается последняя. 3. (Произойти, случиться) провал (традиционный, обычный, обыкновенный) российской системы подбора певцов. 4. (Знаменитый, известный) преступник наконец-то был пойман и предан суду.

8) Неправильный выбор синонимов привел к неточности словоупотребления. Исправьте эту ошибку.

1. Екатерина была поставлена  на престол. 2. Ей удалось обогнать  Кейт Мосс, давно уже считающуюся  иконой стиля в туманном Альбионе. 3. Имя драматурга знакомо во  многих странах. 4. Теннис культивируется  в нашем городе с 1950 года. 5. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. 6. Около палаток сновали ребята, торопя друг друга, чтобы установить палатки до дождя. 7. Старый моряк вышел на прогулку в своем нарядном кителе. 8. Благодаря плохой подготовке он не сдал экзамен. 9. Оратор выдвинул инициативу, но его не поддержали. 10. Молодой предприниматель быстро узрел деловитость своего менеджера.

9) О каких фразеологизмах напомнили вам картинки животных?

       

 

 

10) Вместо точек вставьте названия животных:

Голоден, как…(волк), упрям, как…(осел), труслив, как …(заяц), съесть…(собаку), пишет как ... лапой (курица), ... носа не подточит (комар), на сердце ... скребут (кошки)

11) Определите, являются ли данные слова синонимами. Если нет, то какие различия в их лексических значениях:

Меценат – спонсор, суицид – самоубийство, тост – гренок, корректив  – поправка.

12) Правильно сочетайте  слова с данными в скобках:  
Друг, человек, аметист, документ, охотник (истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский). Взгляд, насос, живопись, блин (масленый, масляный).

13) Составьте словосочетания  с данными словами:  
Выборный – выборочный, одеть – надеть.

14) Определите значение  следующих слов паронимов. Объясните,  с чем связаны ошибки при их употреблении.

Абонент – абонемент, одеть – надеть, дипломат – дипломант, романтичный – романтический, основание  – обоснование, веский – весомый, бережный – бережливый, адресат  – адресант, придворный – притворный, крепостной – крепостник, статут – статус.

15) Исправьте ошибки. Определите  их характер.

1. Я сегодня очень  занятый. 2. Ваше поведение можно  назвать нетактическим.

16) Выясните, в какой  роли используется профессионально-терминологическая  лексика в приведённых примерах: 1) для описания технических процессов; 2) как средство образной характеристики).

1. Покровский завод  направляет нам лемехи тракторных  плугов, зубья для борон (П. Проскурин). 2. Лицо у него некрасивое, но очень располагающее. Ноздри мясистые, подвижные, а глазищи – как два светофора. (Г. Николаева). 3. Севообороты утверждены, сев на носу. (Г. Николаева). 4. В сосновом бору начинался ветер. Явно транзитный ветер, пришедший сюда с другого континента. (И. Петров). 5. Внутренняя полость вентиля изолирована от внешней среды сильфонным устройством.

17) В произведениях А. И. Солженицына широко используется диалектная лексика. В данных ниже предложениях из произведений писателя определите целесообразность употребления диалектных слов, приёмы их введения в текст:

1. Гнила и старела  когда-то шумная, а теперь пустынная изба – и старела в ней беспритульная Матрена. 2. Она начала рассказывать, сперва в общих чертах, однако он потребовал дотонка. 3. «Да чего говорить, обапол!» – сердилась Матрена на кого-то невидимого. 4. Он пытался теперь выбиться во двор за единым глотком свежего воздуха, за жменею снега для обтирания. 5. И без того приземистый, Федор Михеевич еще осел и странно смотрел, будто его перелобанили прямым ударом палки. 6. В спины им прижаривало не по весне горячее солнце: не давали тени еще не слившиеся ветки, отдельно каждая с первой озеленью.

18) Найдите ошибки, связанные  с многословием, определите их  вид и исправьте предложения. 

1. Знать не знаю, ведать  не ведаю. 2. Свою автобиографию  я вношу в дневник. 3. Она гордилась  своей профессией, выполняя работу профессионально. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. Ударение в русском языке, ну разноместное, ну, оно подвижное. 6. На уроках ребята хорошо ведут. 7. Он был ведущим лидером в классе. 8. Народный фольклор очень ярок и разнообразен. 9. Хронометраж времени был просчитан до секунды. 10. Это свойство свойственно всем писателям.

19) Вам, конечно, известно сочетание «проливной дождь». Здесь слово «проливной» значит «очень сильный». Найдите прилагательное, которое передает такой же смысл в сочетании с такими словами: брюнет, друг, враг, ошибка, тьма, восторг, негодяй.

20) Определите, какие из  выделенных слов употреблены  в переносном значении.

1. Так своеволием пылая,  роптала юность удалая. (А.Пушкин.). 2. Я хочу подышать возле тёплого тела искусства. (М.Светлов). 3. Яростный ветер подталкивал путника в спину. (М.Матусовский). 4. Книга – это духовное завещание одного поколения другому. (А.Герцен). 5. Имел слова любимые, и выпускал их дедушка по слову через час. (Н.Некрасов).

21) Выберите из данных  в скобках слов такие, которые  наиболее точно выражают мысль. 

Всё, что люди (делают, совершают, творят, создают) (в мире, на земле, во вселенной) действительно  человеческого, (творится, делается, совершается, происходит) при помощи языка. (Невозможно, немыслимо, нельзя) без него работать (дружно, согласно), совместно с другими. Без его посредства (невозможно, немыслимо, нельзя, невероятно) ни на шаг (двинуть вперед, развивать, совершенствовать) науку, технику, ремесла, искусство – жизнь … (Создавать, созидать, строить, основывать) (будущее, грядущее) счастье (беречь, запрещать, оборонять, охранять), (будущее, грядущее) Родины и всего человечества от врагов, (громить, сокрушать, разбивать) (трудные, тяжелые, тяжкие, жестокие) (заблуждения, недочеты, ошибки, просчеты) прошлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим (гневом, ненавистью) мы (можем, имеем возможность, способны) только при помощи слов (Л. Успенский).

22) В каком предложении вместо слова поступок нужно употребить проступок?

1. Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в поступки. 2. Этот юноша способен на благородные поступки. 3. Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный поступок одноклассника. 4. В прежние времена за большие поступки наказывали студентов солдатчиной.

23) В каком предложении вместо слова единый нужно употребить единичный?

1. После долгой дискуссии на Учёном совете была сформулирована единая позиция по обсуждаемому вопросу. 2. Вокруг голубовато-белая пустыня без единой складочки – ни бугров, ни впадин. 3. М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на единые явления её. 4. Почему-то ночью нам представляется, будто ёлки в лесу держат единую правильную форму.

24) Значение какого слова определено неверно?

1. Колоритный – сытный, содержащий много калорий. 2. Напрочь – совсем, окончательно. 3. Стабильный – постоянный, устойчивый. 4. Приватизация – передача собственности в частные руки

25) Какое из перечисленных слов имеет значение «старательный, хорошо исполняющий свои обязанности, поручения»?

Исполненный, исполняемый, исполнительский, исполнительный

26) Укажите неправильно подобранную антонимическую пару.

1.   дерево — цветок   3. ранний — поздний

2.   родной — чужой   4. правда — ложь

27) В предложениях найдите ошибки, вызванные употреблением слова в несвойственном ему значении.

1. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. 2. Он попытался высказать свое замечание в корректорской форме. 3. Большое значение в моей жизни сыграл этот человек. 4. Главную роль в моем воспитании имела школа. 5. Его душа тяготила к поэзии. 6. Длинные наблюдения за поведением животных привели меня к этим выводам. 7. Он усвоил свою профессию очень быстро.

28) Спишите, вставляя вместо точек подходящее по смыслу слово, невежа или невежда. Обоснуйте свой выбор.

1. Это люди образованные, начитанные, но настоящие…,  потому  что не умеют себя вести. 2. Я  полный … в математике.

29) Найдите недочёты  в употреблении однокоренных слов. Устраните ошибки, заменив одно из родственных слов синонимом. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Командир дал команду  к наступлению. 2. В этом небольшом  рассказе автор рассказывает  о жизни детей. 3. С моей подружкой  мы дружим уже три года. 4. Писатель в своём письме вспомнил свои воспоминания. 5. Жили они в ветхом жилище.

30) Разъясните, в чём  заключаются ошибки в употреблении имён прилагательных. Исправьте ошибки.

1. Этот день был  самый лучший, самый воспоминательный  день моих летних каникул. 2. Идёт Алёнушка лесами дремучими, болотами вязкучими. 3. Это смелый и волелюбный человек. 4. Он очень спокойно относится к своей бездельной жизни.

31) Объясните, почему  в приведённых пословицах использованы  прилагательные-антонимы? Раскройте  смысл одной из пословиц (на выбор).

Информация о работе Формирование устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы