Формирование внутренней мотивации к изучению физики как фактор повышения эффективности учебных занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 11:13, творческая работа

Описание работы

Данный опыт посвящён проблеме повышения эффективности урока через формирование устойчивой внутренней мотивации к изучению физики.
В работе предлагается «схема» последовательной реализации обеспечения устойчивого интереса к процессу познания и саморазвития на основе сотрудничества педагога и учащегося; приводятся примеры методического решения некоторых педагогических задач на разных этапах урока, а также примеры заданий для проведения домашнего эксперимента, исследования.

Файлы: 1 файл

Формирование внутренней мотивации к изучению физики как фактор повышения эффективности учебных занятий.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

        Формирование внутренней мотивации к изучению физики как фактор повышения эффективности учебных занятий.

         Цель: развитие внутренних мотивов учащихся на уроках физики для повышения эффективности учебных занятий. 

Актуальность

         В течение последнего десятилетия наблюдается постепенное снижение интереса школьников к физике. Такое явление в условиях стремительно развивающегося научно-технического прогресса и расширяющегося всепоглощающего процесса информатизации общества кажется парадоксальным.

    Мне пришлось столкнуться с этой проблемой, как только я после окончания  ВУЗа начала работать преподавателем физики в школе, и особенно, когда  пришла  в систему профессионально-технического образования. Средний балл по физике у учащихся, приходящих в группы станочников широкого профиля или токарей-операторов,    составляет 3,4 балла, немногим лучше складывается ситуация в группах электромонтёров и автомобилистов, где средний балл по предмету равен 4,7 балла. Совершенно понятно, что такой средний балл говорит о низкой мотивации учащихся, которые, соответственно, на уроках работают вяло,  большинство домашних заданий оставляют без внимания.  Возник естественный вопрос: "Как изменить сложившуюся ситуацию?". Анализируя результаты своей работы и  изучая анкетные данные по этой проблеме, я нашла ответ  на возникший вопрос – необходимо  заинтересовать учащихся предметом, изменить внешнюю мотивацию (получение хорошей отметки, сдача зачета или экзамена, страх перед родителями и др.) на внутреннюю,  побуждающую к дополнительной учебной деятельности. 

Перспективность

       Представленный опыт может иметь широкое распространение в учебных заведениях любого типа, так как ориентирован на достижение запланированных результатов и развитие внутренних мотивов к обучению.

   Новизна опыта заключается в оптимальном комбинировании методов и приёмов, способствующих развитию внутренних мотивов учащихся, выявлении результатов их воздействия на личность ученика. Факторами успешности описываемого опыта, на наш взгляд, являются владение педагогом методологией проблемного обучения и современными педагогическими технологиями образования и воспитания учащихся. Большое значение имеет широкое использование в педагогической практике фактора человеческого общения, что способствует созданию ситуации успеха как для учащегося, так и для преподавателя.

    Таким образом, обозначилось следующее противоречие:

  • между требованиями образовательного    стандарта и низким мотивационным уровнем учащихся.
 

Научно-методическое  обоснование

   Проблема  стимулирования, побуждения детей и подростков к учению не нова: она была поставлена еще в 40-50-е годы  И.А. Каировым, М.А. Даниловым, Р.Г. Лемберг.

   Чтобы решить эту задачу практически, я  беру за основу структуру деятельности учащегося, выделенную О.С. Гребенюком.

   Схематически  ее можно представить так:

 

  

 

 
 

      Теоретической базой опыта, несомненно, можно считать  работы М.И. Махмутова, И.Я. Лернера и  А.М. Матюшкина, рассматривающие проблемное обучение. Оно основывается на деятельности учащихся, реализуемой в рассуждениях, размышлениях.

      В своей работе я опираюсь на принципы, сформулированные учеными Л.С. Выготским, Н.Ф. Талызиной. По их мнению, нужно проектировать  учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития.

      При формировании морально-этических мотивов  у учащихся я учитываю предложения, выдвинутые Ю.К. Бабанским, о создании благоприятных морально-психологических  условий для обучения, уделении внимания педагогическому такту в общении учителей с учениками.

    В результате определилось направление  деятельности: развитие внутренних мотивов учащихся на уроках физики, таких, как потребность в мышлении, в общении, интерес к результату работы, оценке преподавателя. 

      Сущность  опыта

    Ведущей педагогической идеей  опыта является обеспечение устойчивого интереса к процессу познания и саморазвития на основе сотрудничества педагога и учащегося,  стремления к учению без принуждения.

   Сущность  предлагаемого опыта заключается в последовательной реализации следующих этапов:

  • диагностика уровня внутренней мотивации учащихся с целью выявления общего и частного отношения к изучению физики
  • формирование «подвижных групп» из учащихся с близким уровнем развития внутренней мотивации
  • перспективное планирование развития внутренней мотивации каждого отдельно взятого ученика или сформированной группы
  • создание психолого-педагогического, организационного и эмоционального фона на уроках физики для развития внутренней мотивации каждого ученика
  • планирование учебного процесса с учетом развития внутренней мотивации учащихся через систему проблемных уроков или отдельных этапов уроков
  • оценка собственной работы по развитию внутренней мотивации на базе наблюдений и тестирования, планирование дальнейшей работы на основе полученных данных и выводов
 
 

    Описание  сущности педагогического  опыта

     В целях осуществления основной идеи опыта считаю необходимым применение в процессе преподавания физики методов и приёмов, содействующих развитию у учащихся логического мышления, активности, инициативы, самостоятельности. Это методы проблемного изложения, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские.

      Из  приёмов, реализующих перечисленные методы, мною апробированы такие как:

  • Блок-схема
  • План-конспект
  • Опора
  • Сводная таблица
  • Структурная карта темы, раздела
  • Алгоритм
  • Схема, чертеж, рисунок
  • Видеоматериал
  • Демонстрационный эксперимент
  • Компьютерные модели
  • Аудио- и видеотехника (ТСО)
  • Карточки-задания, тесты
  • Лабораторный практикум
  • Поощрение (стимулирование).
 

      Проиллюстрирую  методическое решение некоторых  педагогических задач на разных этапах урока.

      Мотивация на учебную деятельность

      Варьировать содержанием и наполнением этого  этапа я стараюсь в соответствии с особенностями урока и группы, в которой приходится работать, а также с учетом того, насколько важным он является именно на данном конкретном уроке. От того, насколько точно, обоснованно и успешно будут определены цели и задачи,  зависит дальнейшая работа на уроке.

      Цель урока комплексная: обучающая, развивающая и воспитывающая. Что же касается задач, то они, безусловно, зависят от содержания урока. Аргументировать постановку тех и других я стараюсь, доказывая их право на существование в рамках данного занятия, а также определяя их перспективность за границами урока. При этом добиваюсь, чтобы у учащихся появилась потребность в предстоящей работе, а не простое созерцание и автоматическое выполнение необходимых действий.

    Например, на уроке по теме «Механические свойства тел» я аргументирую необходимость изучения этой темы на примере использования различных материалов в машиностроении и промышленности (корпус станка, холодильника, оболочка воздушного шара и т.д.). Цель легко определить, если предложить учащимся по окончании изучения этой темы разработать физическую модель батискафа (подобрать материалы, необходимые для его изготовления и описать какими физическими свойствами они должны обладать). 

      Проверка  домашнего задания

    Контроль  за степенью усвоения учебного материала провожу в различной форме:

    - отдельные развернутые ответы  учащихся, с последующим их анализом;

    - фронтальный опрос группы;

    - письменный опрос;

    - работа по карточкам (теоретические  и практические задания, качественные задачи);

    - физический диктант (знание основных  понятий, законов, формул, обозначений, единиц измерений и т.п.);

    - взаимопроверка;

    - самостоятельная работа и т.д.

    Каждая  из указанных форм контроля знаний имеет свои «плюсы» и «минусы», каждая из них эффективна по-своему и по-своему неповторима. Но лишь успешное комбинирование этих форм работы на уроке, выбор верной «окраски» их проведения, скрывающей, порой, за собой от учащихся само ее назначение, играет основополагающую роль.

    Развернутый ответ по домашнему параграфу я очень часто предлагаю построить в виде доклада или выступления, т.е. выступить учащемуся в роли докладчика, а остальные  в этом случае являются оппонентами. Внимательно слушая доклад, ребята выявляют в нем все неточности, оговорки и при необходимости вносят свои поправки и дополнения к изложенному материалу. Таким образом, каждый чувствует себя присутствующим на научной конференции. Данный вид работы заставляет учащихся внимательно выслушивать высказывание товарища,  вести поиск различных несоответствий в его ответе, заставляет задуматься о том, какой дополнительный вопрос можно задать, а для этого он просто вынужден сам ориентироваться в данном материале, поскольку, в случае, если докладчик не ответит на вопрос, отвечать придется самому. Очевидно, что желание получить оценку в этом случае не является последним, но в то же самое время и не является основным, а, следовательно, внешняя мотивация отступает на задний план.

    Примерные темы докладов и выступлений: «Как вскипятить воду снегом» (Основы термодинамики), «Будущее  плазменной тяги» (Атомы и излучение), «30 самых актуальных проблем физики и астрофизики» (Основы единой картины мира), «Чистый воздух, тепло и свет – это альтернативные источники энергии» (Основы термодинамики), «Первые двигатели» (Основы термодинамики), «Выпрямители» (Физика конденсированного состояния) и т.д.

    Фронтальный опрос предполагает владение основными понятиями, законами, формулами, пониманием сущности протекающих физических процессов. Я организую фронтальный опрос часто в виде дискуссии, в которой одна половина группы пытается доказать другой невозможное, а последняя, разумеется, должна отстоять позиции физической науки. Поэтому вся группа должна хорошо ориентироваться во взятом для дискуссии материале, что, конечно же, заставляет подключать всевозможные скрытые внутренние мотивы. Моя роль в этом случае является направляющей (вспомогательной), а в случае, если спор принимает кризисный характер для «приверженцев» физики – развязывающей.

    При реализации дискуссионного подхода  у учащихся формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, вести критику, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, находить компромисс.

    Примерами реализации такого подхода  являются уроки, посвященные  вопросам: «Что же такое звук и какова его природа» (Волновое движение), «Ядерная энергия это добро или зло?» (Атомное ядро и элементарные частицы), «Свет – это волна или частица» («Корпускулярно-волновой дуализм»), спор по поводу использования материалов с различными механическими свойствами в отдельных технических установках («Механические свойства твердых тел»). Полемика по поводу возможности создания вечного двигателя («Тепловые двигатели»). Дискуссия: «Ядерный реактор – безграничные запасы энергии» (Ядерная физика) и т.д.

Информация о работе Формирование внутренней мотивации к изучению физики как фактор повышения эффективности учебных занятий