Формирование внутренней мотивации к изучению физики как фактор повышения эффективности учебных занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 11:13, творческая работа

Описание работы

Данный опыт посвящён проблеме повышения эффективности урока через формирование устойчивой внутренней мотивации к изучению физики.
В работе предлагается «схема» последовательной реализации обеспечения устойчивого интереса к процессу познания и саморазвития на основе сотрудничества педагога и учащегося; приводятся примеры методического решения некоторых педагогических задач на разных этапах урока, а также примеры заданий для проведения домашнего эксперимента, исследования.

Файлы: 1 файл

Формирование внутренней мотивации к изучению физики как фактор повышения эффективности учебных занятий.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)
y"> - заметный  рост уровня технического мышления  учащихся;

 -высокая  активность учащихся во внеурочной  деятельности. 

Районные  олимпиады

  • 2008- 2009 г. учащиеся заняли 3-е место в районной олимпиаде  по астрономии, 4-е место в районной олимпиаде  по физике

   

   Исследовательская деятельность:

Городская УПК  «Мир и человек». Высоцкий Д., Мурашко В. -   Диплом комитета   по бразованию Мингорисполкома.  

 

 Поступление в ВУЗы, ССУЗы

  (с экзаменом или тестированием по физике)

  • 2008 г. - более 40%   выпускников;
  • 2009 г. – 55% выпускников;
  • 2010 г. – 60% выпускников.
 

Мониторинг  качества обучения учащихся

по  физике

Группы 2007-2008 2008-2009 2009-2010
СА-11 32% 34,1%  
ЭЛ-12 32,8% 36,5%  
СА-21   28% 34%
ЭЛ-22   30% 36%

    Трудоемкость  опыта

   Педагог должен обладать высокой  культурой профессиональной педагогической деятельности. Позиция педагога не должна быть авторитарной. Проектирование уроков на основе проблемного обучения требует временных затрат педагога.  Необходима  компьютерная поддержка учебного процесса, возможность тиражирования учебного материала.

      Доступность опыта

    Ориентация  представленного  опыта на достижение запланированного результата, на создание мотивирующих ситуаций и условий на каждом уроке,  использование методов,  способствующих  активизации мыслительной деятельности, творческой деятельности, направленных на самопознание,  самооценку,  развитие воображения и интеллекта - все это делает его ценным для учебных заведений всех типов.  

Список  используемой литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М. 1990
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения – М. 1997
  3. Гин А. Приемы педагогической техники «Вита пресс» М. 2000
  4. Долженко Ю.А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования – Барнаул 2001
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М. 1998
  6. Ситаров В.А. Дидактика – М. Академия 2002
  7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе – М. 1998
  8. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе – М. 1996
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

  Тема.  Количество теплоты

  Задание 1.

  Положите  на столе рядом деревянную доску  и зеркало. Между ними положите комнатный термометр. Спустя какое-то довольно долгое время можно считать, что температуры деревянной доски и зеркала сравнялись. Термометр показывает температуру воздуха. Такую же, какая, очевидно, и у доски и у зеркала.

  Дотроньтесь ладонью до зеркала. Вы почувствуете холод стекла. Тут же дотроньтесь до доски. Она покажется значительно теплее. В чем дело? Ведь температура воздуха, доски и зеркала одинакова.

  Почему  же стекло показалось холоднее дерева? Попытайтесь ответить на этот вопрос.

  Стекло - хороший проводник тепла. Как хороший проводник тепла, стекло сразу же начнет нагреваться от вашей руки, начнет с жадностью “выкачивать” из нее теплоту. От этого вы и ощущаете холод в ладони. Дерево хуже проводит тепло. Оно тоже начнет “перекачивать” в себя тепло, нагреваясь от руки, но делает это значительно медленнее, поэтому вы не ощущаете резкого холода. 
Вот дерево и кажется теплее стекла, хотя и у того и у другого температура одинаковая.

  Примечание. Вместо дерева можно использовать пенопласт.

  Задание 2.

  Возьмите  два одинаковых гладких стакана, налейте в один стакан кипятку до 3/4 его высоты и тотчас накройте стакан куском пористого (не ламинированного) картона. Поставьте на картон вверх дном сухой стакан и наблюдайте, как будут постепенно запотевать его стенки. Этот опыт подтверждает свойства паров диффундировать через перегородки.

  Задание 3.

  Возьмите  стеклянную бутылку и хорошо остудите ее (например, выставив на мороз или  поставив в холодильник). Налейте  в стакан воды, отметьте время в  секундах, возьмите холодную бутылку и, зажав ее в обеих руках, опустите горлом в воду.

  Сосчитайте, сколько пузырьков воздуха выйдет из бутылки в течение первой минуты, в течение второй и в течение  третьей минуты.

  Запишите  результаты. Принесите отчёт о  работе.

  Задание 4.

  Возьмите  стеклянную бутылку, хорошо прогрейте ее над парами воды и налейте в нее кипятку до самого верха. Поставьте бутылку так на подоконник и отметьте время. Через 1 час отметьте новый уровень воды в бутылке.

  Принесите отчёт о работе.

  Задание 5.

  Установите  зависимость быстроты испарения от площади свободной поверхности жидкости.

  Наполните пробирку (небольшую бутылку или  пузырек) водой и вылейте на поднос или плоскую тарелку. Снова наполните  ту же емкость водой и поставьте  рядом с тарелкой в спокойное  место (например, на шкаф), предоставив воде возможность спокойно испарятся. Запишите дату начала опыта.

  Когда вода на тарелке испарится, снова  отметьте и запишите время. Посмотрите, какая часть воды испарилась из пробирки (бутылки).

  Сделайте  вывод.

  Задание 6.

  Возьмите  чайный стакан, наполните его кусочками чистого льда (например, от расколотой сосульки) и внесите стакан в комнату. Налейте в стакан до краев комнатной воды. Когда весь лед растает, посмотрите, как изменился уровень воды в стакане. Сделайте вывод об изменении объема льда при плавлении и о плотности льда и воды.

  Задание 7.

  Наблюдайте  возгонку снега. Возьмите зимой в  морозный день пол стакана сухого снега и поставьте его снаружи  дома под каким-нибудь навесом, чтобы  в стакан не попал снег из воздуха.

  Запишите  дату начала опыта и наблюдайте за возгонкой снега. Когда весь снег улетучится, снова запишите дату.

  Напишите  отчет. 

  Тема.  Сила поверхностного натяжения

  Задание 1.

  Подготовьте для этого опыта стеклянную пластинку. Хорошо ее вымойте мылом и теплой водой. Когда она высохнет, протрите одну сторону ваткой, смоченной в одеколоне. Ничем ее поверхности не касайтесь, а брать пластинку теперь нужно только за края.

  Возьмите  кусочек гладкой белой бумаги и накапайте на него стеарин со свечи, чтобы на нем получилась ровная плоская стеариновая пластинка размером с донышко стакана.

  Положите  рядом стеариновую и стеклянную пластинки. Капните из пипетки на каждую из них по маленькой капле  воды. На стеариновой пластинке получится  полушарие диаметром примерно 3 миллиметра, а на стеклянной пластинке капля растечется. Теперь возьмите стеклянную пластинку и наклоните ее. Капля уже и так растеклась, а теперь она потечет дальше. 
Молекулы воды охотнее притягиваются к стеклу, чем друг к другу. Другая же капля будет кататься по стеарину при наклонах пластинки в разные стороны. 
Удержаться на стеарине вода не может, она его не смачивает, молекулы воды притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам стеарина.

  Примечание. В опыте вместо стеарина можно использовать сажу. Надо капнуть на закопченную поверхность металлической пластинки воды из пипетки. 
Капля превратится в шарик и быстро покатится по саже. Чтобы следующие капли сразу не скатывались с пластины, нужно держать ее строго горизонтально.

  Задание 2.

  Лезвие  безопасной бритвы, не смотря на то, что оно стальное, может плавать по поверхности воды. Нужно только позаботиться, чтобы оно не смачивалось водой. Для этого его нужно слегка смазать жиром. Положите осторожно лезвие на поверхность воды. Поперек лезвия положите иголку, а на концы лезвия - по одной кнопке. Груз получится довольно солидный, и даже можно увидеть, как бритва вдавилась в воду. Создается впечатление, будто на поверхности воды упругая пленка, которая и держит на себе такой груз.

  Можно заставить плавать и иголку, смазав ее предварительно тонким слоем жира. Класть на воду ее надо очень осторожно, чтобы не проколоть поверхностный слой воды. Сразу это может и не получиться, понадобится некоторое терпение и тренировка.

  Обратите  внимание на то, как расположена  иголка на воде. Если иголка намагничена, то это плавающий компас! А если взять магнит, можно заставить иглу путешествовать по воде.

  Задание 3.

  Положите  на поверхность чистой воды два одинаковых кусочка пробки. 
Кончиками спички сблизьте их. Обратите внимание: как только расстояние между пробками уменьшится до половины сантиметра, этот водяной промежуток между пробками сам сократиться, и пробки быстро притянутся друг к другу. Но не только друг к другу стремятся пробки. Они хорошо притягиваются и к краю посуды, в которой они плавают. Для этого надо только их приблизить к нему на небольшое расстояние.

  Попытайтесь дать объяснение увиденному явлению.

  Задание 4.

  Возьмите  два стакана. Один из них наполните  водой и поставьте повыше. 
Другой стакан, пустой, поставьте ниже. Опустите в стакан с водой конец полоски чистой материи, а ее второй конец - в нижний стакан. Вода, воспользовавшись узенькими промежутками между волокнами материи, начнет подниматься, а потом под действием силы тяжести будет стекать в нижний стакан. Так полоску материи можно использовать в качестве насоса.

  Задание 5.

  Этот  опыт (опыт Плато) наглядно показывает, как под действием сил поверхностного натяжения жидкость превращается в  шар. Для этого опыта смешивают  спирт с водой в таком соотношении, чтобы смесь имела плотность  масла. Наливают эту смесь в стеклянный сосуд и вводят в нее постное масло. 
Масло сразу располагается в середине сосуда, образуя красивый, прозрачный, желтый шар. Для шара созданы такие условия, как будто он в невесомости.

  Чтобы проделать опыт Плато в миниатюре, надо взять очень маленький прозрачный пузырек. В нем должно помещаться немного подсолнечного масла - примерно две столовые ложки. Дело в том, что после опыта масло станет совершенно непригодным к употреблению, а продукты надо беречь.

  Налейте немного подсолнечного масла в приготовленный пузырек. В качестве посуды возьмите наперсток. Капните в него несколько капель воды и столько же одеколона. Размешайте смесь, наберите ее в пипетку и выпустите одну каплю в масло. Если капля, став шариком, пойдет на дно, значит, смесь получилась тяжелее масла, ее надо облегчить. Для этого добавьте в наперсток одну или две капли одеколона. Одеколон состоит из спирта, он легче воды и масла. Если шарик из новой смеси начнет не опускаться, а, наоборот, подниматься, значит, смесь стала легче масла и в нее надо добавить каплю воды. Так, чередуя добавление воды и одеколона маленькими, капельными дозами, можно добиться, что шарик из воды и одеколона будет “висеть” в масле на любом уровне. Классический опыт Плато в нашем случае выглядит наоборот: масло и смесь спирта с водой поменялись местами.

Информация о работе Формирование внутренней мотивации к изучению физики как фактор повышения эффективности учебных занятий