Формирование внутренней мотивации к изучению физики как фактор повышения эффективности учебных занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 11:13, творческая работа

Описание работы

Данный опыт посвящён проблеме повышения эффективности урока через формирование устойчивой внутренней мотивации к изучению физики.
В работе предлагается «схема» последовательной реализации обеспечения устойчивого интереса к процессу познания и саморазвития на основе сотрудничества педагога и учащегося; приводятся примеры методического решения некоторых педагогических задач на разных этапах урока, а также примеры заданий для проведения домашнего эксперимента, исследования.

Файлы: 1 файл

Формирование внутренней мотивации к изучению физики как фактор повышения эффективности учебных занятий.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

  Задание 6.

  Как изменить поверхностное натяжение  воды? Налейте в две тарелки  чистой воды. Возьмите ножницы и  от листа бумаги в клеточку отрежьте две узкие полоски шириной  в одну клеточку. Возьмите одну полоску и, держа ее над одной тарелкой, отрезайте от полоски кусочки по одной клеточке, стараясь делать это так, чтобы падающие в воду кусочки располагались на воде кольцом посередине тарелки и не прикасались ни друг к другу, ни к краям тарелки.

  Возьмите кусочек мыла, заостренный на конце, и прикасайтесь заостренным концом к поверхности воды в средней части кольца из бумажек. 
Что наблюдаете? Почему кусочки бумаги начинают разбегаться?

  Возьмите  теперь другую полоску, так же отрежьте от нее несколько кусочков бумаги над другой тарелкой и, прикоснувшись кусочком сахара к середине поверхности воды внутри кольца, держите его некоторое время в воде. Кусочки бумаги будут приближаться друг к другу, собираясь.

  Ответьте  на вопрос: как изменилась величина поверхностного натяжения воды от примеси к ней мыла и от примеси сахара? 

   Тема. Хаотическое движение частиц и его зависимость от температуры

   Задание 1.

Возьмите  три стакана. В первый налейте  кипяток, во второй теплую и в третий холодную воду. В каждый стакан бросить щепотку гранулированного чая. Объяснить увиденное. 

   Тема. Изменение объема воздуха при изменении его температуры.

   Задание 1.

а) Возьмите пластиковую пустую бутылку, предварительно охладив ее, опустите горлышко в  стакан с водой и обхватите  бутылку ладонями, но не нажимайте. Наблюдайте в течение нескольких минут.

б) На горлышко той же охлажденной бутылки положите смоченную в воде перевернутую пробку и также обхватите ее теплыми  ладонями. Наблюдайте в течение нескольких минут.

в) Налейте  в неглубокую тарелку воды на высоту 1-1,5 см., поставьте в неё перевернутый вверх дном и предварительно нагретый струей горячей воды стакан. Наблюдайте в течение нескольких минут.

Объясните увиденное в каждом из этих опытов. Придумайте фокусы на их основе.

   Тема. Поверхностное натяжение.

   Задание 1.

а) Наберите побольше мелких монет (штук 30-40). Налейте  полный стакан воды и задайте вопрос родителям: сколько из этих монет  можно опустить в стакан с водой, пока она не выльется? А теперь опускайте  осторожно по одной монетке в  стакан. Сколько поместилось? А как при этом менялась форма поверхностного слоя воды? Объясните почему?

   Задание 2.

    Сделайте мыльный раствор (можно смешать воду с жидкостью для мытья посуды). Возьмите соломинку для коктейля и выдувайте пузыри. Можно ли это проделать с простой водой? Почему?

   Задание 3.

  Возьмите круг из фольги или упаковки для чипсов радиусом 3-5 см. и вырежте цветок, имеющий 6-8 лепестков. Смочив цветок в мыльном растворе, положите на пробку от пластиковой бутылки, и в центре выдувайте пузырь. Как ведут себя лепестки? Объясните, почему? 

   Тема. Скорость диффузии в газах, жидких и твердых телах.

   Задание 1.

   Проделайте три действия: разрежьте апельсин; опустите в стакан с горячей водой пакетик разовой заварки; на срез сырой картофелины насыпьте несколько кристалликов марганцовки. Через пять минут сделайте вывод о зависимости скорости диффузии от строения вещества.

   Задание 2.

   «Сам  вода, да по воде плавает»

   Разгадку  этой загадки объясните с помощью  опыта:

а) Налейте  полный стакан воды и положите кубик льда, он плавает, пока не растает, но вода не выливается из стакана. Подумайте, почему?

б) Подобный опыт можно провести с помощью  кусочков сахара, брошенных в чай. В начале уровень воды в стакане  повышается, но по мере растворения  сахара снова понижается. Почему? 

   Тема. Распространение звука.

   Задание 1.

  Хотите «увидеть» звук? Натяните полиэтиленовый пакет на глубокую чашку или пластиковый контейнер как можно туже, а сверху на него насыпьте соль или сахарный песок. Поднесите противень к чашке и ударьте несколько раз в него деревянной ложкой. Как вы думаете: почему начинают подпрыгивать частицы соли и сахара?

   Задание 2.

  Возьмите  самую тяжелую металлическую  ложку и 1,5-2 м. рыболовной лески или  шелковый шнур. Прочно привяжите ложку  на середине шнура, а концы прижмите пальцами к закрытым ушам. Наклонитесь, чтобы ложка могла свободно раскачиваться, и ударьте ею о край стола. Объясните: что произошло?

   Тема. Явление электризации.

   Задание 1.

     Положите на крышку стола полиэтиленовый пакетик и разгладьте его тщательно рукой. Теперь поднимите его за уголок. Видите, как он к вашей руке «прилип»? Объясните: почему?

   Задание 2.

    А теперь два таких пакетика положите параллельно и разгладьте очень тщательно. Поднимите их теперь за уголочки и попытайтесь сблизить. Удалось ли вам это? Объясните: почему?

  Задание 3.

Возьмите  противень и прижмите к середине большой кусок пластилина, чтобы  получилась ручка. Держа противень  за ручку, натирайте его о полиэтиленовый большой пакет, так чтобы края противня не выступали за края пакета. Приподнимите противень за ручку и прикоснитесь к одному углу зубцом вилки. Похоже на молнию? Объясните: что произошло?

Приложение 2

Степень выраженности различных мотивов, имеющих проявление в ходе обучения

Информация о работе Формирование внутренней мотивации к изучению физики как фактор повышения эффективности учебных занятий