Формирование внутренней мотивации к изучению физики как фактор повышения эффективности учебных занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 11:13, творческая работа

Описание работы

Данный опыт посвящён проблеме повышения эффективности урока через формирование устойчивой внутренней мотивации к изучению физики.
В работе предлагается «схема» последовательной реализации обеспечения устойчивого интереса к процессу познания и саморазвития на основе сотрудничества педагога и учащегося; приводятся примеры методического решения некоторых педагогических задач на разных этапах урока, а также примеры заданий для проведения домашнего эксперимента, исследования.

Файлы: 1 файл

Формирование внутренней мотивации к изучению физики как фактор повышения эффективности учебных занятий.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

    Письменный  опрос, как правило, сориентирован на умение выделять из общего главное. Одно это уже говорит о необходимости вникать в суть изложенного в учебнике материала. Одна из удобных форм его проведения – построение структурной схемы темы (основные  понятия, законы, формулы, выводы, взаимосвязь между ними).

    Работа  по карточкам – один  из наиболее широко распространенных видов самостоятельной работы на уроке. Чем оригинальнее содержание карточки, её оформление, тем больший интерес она вызывает у учащихся, и тем меньшее значение для учащегося приобретает оценка, полученная за ее выполнение, потому что первостепенным является просто желание выполнить задание. Систематическое использование такого дидактического материала дает очень хорошие результаты и высокие показатели.

    Большой эффект создает использование в  карточках заданий, условия которых записаны нестандартным образом (в виде рисунка, схемы или фотографии, физического ребуса, кроссворда, картинки с оптическими иллюзиями при прохождении раздела «Оптика»), а также задач, побуждающих к действию, другими словами – занимательных, экспериментальных задач. Мною собран, проработан и систематизирован большой объем материала, включающий задачи, тесно связанные с повседневными жизненными ситуациями, имеющими реальную основу, связанную с профессиональными интересами учащихся.

    Аналогично  можно рассмотреть остальные  формы проверки знаний, умений и навыков учащихся и дать соответствующие методические рекомендации по их проведению в рамках темы опыта. 

    Актуализация  опорных знаний

    На  данном этапе урока я чаще пользуюсь  нетрадиционными формами в организации повторения: путешествие по стране загадок, поиск сокровищ, решение кроссвордов, расшифровка записей, суд инквизиции и т.д. Часто наряду с этими формами использую другие (альтернативные). Например, демонстрационный эксперимент. Постановка демонстрационного эксперимента пробуждает и открывает у учащихся скрытые кладовые информации, желание повторить понравившийся опыт дома. И даже в том случае, если учащийся забыл необходимые для объяснения результатов опыта теоретические факты, эксперимент подталкивает, заставляет задуматься, еще раз «перекопать» содержимое памяти, разложить все по полочкам и найти, наконец, единственно правильное объяснение происходящему, превознося выше всех остальных, разумеется, внутренние мотивы, побуждающие его к этому.  

    Организация деятельности учащихся при изучении новых знаний

    Изучение  новых знаний и способов деятельности, пожалуй, один из самых разнообразных по форме проведения, и самый сложный по построению этап урока. Здесь я учитываю не только уровень сложности предлагаемых знаний, но и многие аспекты психологического развития учащихся, чтобы добиться желаемого результата. Преподаватель должен быть не только хорошим предметником, но и хорошим психологом. Учащиеся не любят, когда к ним относятся как к «губке», которая должна только впитывать в себя информацию, и не должна интересоваться, откуда она появилась. Они также с осторожностью относятся к тем педагогам, которые «парят в облаках», упиваясь собственными словоизлияниями. Во время объяснения нового материала стараюсь выступать в роли собеседника или, в крайнем случае – рассказчика. Что, несомненно, влечет за собой установление постоянной положительной обратной связи с каждым учащимся в отдельности и группой в целом.

    Обычно  я планирую форму проведения данного этапа урока таким образом, чтобы занять в нем центральное, но не первостепенное место. К примеру, предлагаю новый материал к рассмотрению в форме исследовательской работы или научной конференции. Очень часто строю объяснение материала с использованием проблемной ситуации, побуждающей к анализу происходящих физических явлений или процессов. Выступаю в роли наставника, организующего работу по получению из частного – общего, а из общего – частного. Рассматриваю часть нового материала в процессе решения задач.

    Например, в процессе решения задачи вывести формулы для нахождения общего сопротивления участка цепи при параллельном и последовательном соединении проводников или сформировать блок формул, описывающих движение тела под углом к горизонту: дальность, максимальная высота полета и т.д.

    Наконец, предлагаю изучить новую тему с заочным выходом на производство. Разумеется, этот список форм организации  изучения новых знаний можно продолжить, но важна не столько форма, сколько суть, лежащая в ее основе. Отличительной чертой подобной организации работы на уроке является то, что ученики, сами того не замечая, самостоятельно формулируют законы, дают новым физическим понятиям определения, находят изученным явлениям применение в науке и технике и т.д. 

    Организация деятельности учащихся  
на этапе закрепления знаний

    Новый материал для успешного усвоения должен пройти через мозг, память и внимание учащихся трижды: при изложении материала, при его закреплении и при обобщении. Если каждый из этих этапов был продуктивен и дал положительные результаты, то, можно с уверенностью сказать, что цель  достигнута.

    Вместе  с тем, на мой взгляд, самым ответственным  из этапов является следующий – закрепление новых знаний.  От того, как он будет организован, зависит процент и качество усвоенного материала. Ведь овладеть теорией еще не значит овладеть наукой в целом. Теория, не подтвержденная практикой, не имеет права на существование в системе других знаний. Именно поэтому я строю работу на этом этапе урока таким образом, чтобы максимально задействовать полученные теоретические знания на практике: для решения качественных и количественных задач, для выполнения практических заданий и лабораторных работ, для использования в повседневной жизни.

    Подбор  вопросов, задач и упражнений для закрепления изученного материала я стараюсь вести таким образом, чтобы их решения требовали не просто констатации каких-либо теоретических фактов или использования необходимых формул, но и заставляли исследовать физические процессы, объяснять явления, анализировать полученные результаты с точки зрения их правдоподобности, делать частные теоретические выводы по результатам решения отдельных задач.

    Пример. По окончании изучения темы «Механические  колебания» предлагаю  учащимся определить длину шага при помощи математического маятника.

    При изучении вопроса  действий электрического тока прошу, опираясь на приобретённые  знания, определить номера рабочего включателя. Или, во время закрепления  материала по теме «Количество теплоты» предлагаю решить такую задачу: «Придумать как можно больше способов определения направление движения нефти в трубопроводе (при помощи радиации, тепловым способом, при помощи звука, электрическим способом и т.д.)» .

    Краткий обзор основных положений новой  темы я предлагаю оформить в виде блок-схемы или в графическом представлении, чтобы отразить внутренние взаимосвязи между новыми и старыми понятиями. Другими словами, нужно структурировать изученный на уроке материал, привести его в соответствие с ранее изученным, предложить дальнейшие направления по изучению этой темы. Все это требует, разумеется, глубокого понимания сути физических явлений, понятий, формул и т.д. Если такая работа проводится не эпизодически, а постоянно, то она еще вначале урока ориентирует учащихся на более детальное, осмысленное восприятие нового материала.

    При формировании обобщенного умения применять  физические знания к анализу физических законов, я убедилась в целесообразности использования имитационного подхода. Учащиеся делятся на бригады или группы, каждая из которых самостоятельно работает над общим заданием, имитируя то или иное учреждение, фирму. Итоги деятельности затем обсуждаются, оцениваются, определяются лучшие, наиболее интересные.

    Например, урок защиты проектов, урок «Что случится, если…?» (тела перестанут расширяться при нагревании;  атомы перестанут двигаться; вода поменяет своё свойство (самая большая плотность при 4 градусах Цельсия),   и т.д.).

    Организация деятельности учащихся на 
заключительном этапе урока

    Заключительный  этап урока включает в себя формулировку выводов, подведение итогов деятельности учащихся (оценка знаний, умений и навыков учащихся), определение перспектив на будущее по данной теме, домашнее задание.

    При проведении оценки работы учащихся на уроке стремлюсь отметить в первую очередь тех, кто активно и творчески работал в течение всего урока, участвовал в обсуждении нового материала, проявил себя на закрепляющем этапе. Очень полезным моментом является самоанализ учащимися своей работы на уроке в целом и некоторых учащихся в отдельности. В качестве поощрения самым активным учащимся предлагаю провести домашний эксперимент, исследование  (приложение 1), даю творческое домашнее задание, отличное от остальных,  или предлагаю подготовить доклад по определенной теме и выступить с сообщением перед одногруппниками. Для более сильных учащихся дополнительно к домашнему заданию предлагаю выполнить несколько нестандартных заданий повышенной трудности, требующих образного мышления и полноценного владения изученным на уроке материалом, домашних наблюдений и опытов. Все это способствует внутреннему самоутверждению личности учащихся и благоприятно сказывается на отношении к предмету. Остальным учащимся даю дифференцированные домашние задания с правом самостоятельного выбора уровня сложности.

    Эффективным является использование в классе сформированных «подвижных групп», в которых каждый из учащихся по результатам последнего занятия автоматически меняет свое состояние. Переход из более слабой группы в более сильную является также очень весомым внутренним мотивом, способствующим более активной и полноценной подготовке к уроку.

    Не  упускаю также возможность заинтересовать учащихся в дальнейшем изучении данной темы или раздела, указывая на соответствующие  перспективы: область применения в быту и технике, последующее развитие, нераскрытые вопросы, направления для дальнейшего совершенствования теории и т.д. Ведь чем интереснее и проблематичнее знание, тем большее желание его получать возникает у учащихся.

    Условия, при которых создавался опыт

    Садовникова Н.С. имеет хорошую подготовку в  области общей педагогики, психологии. Стремится к  оптимальному сочетанию  в своей педагогической деятельности таких направлений как диагностика, развивающая и коррекционная  работа, уверенно владеет  методическим инструментарием. Кабинет физики оснащен учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения (компьютер, видеосистема, мультимедийная установка) и разнообразным дидактическим материалом.

    Личностные  и возрастные особенности учащихся лицея имеют следующие характеристики. В группах учащиеся в основном со средним уровнем интеллектуального развития; имеют предрасположенность к естественно-техническим наукам. Встречаются учащиеся и с низким уровнем интеллектуального развития.  В целом  учащимся  необходимы дополнительные занятия, факультативы.

    Учебные пособия

Галузо  И.В. Сборник технических задач  по физике – Минск, 2001.

Енохин  А.С. Справочник по физике – Москва, 1990.

Жилко В.В. Физика: учеб. Пособие для  11-го кл. – Минск: Нар. асвета,  2004.

Марон В.В. Физика. Законы, формулы, задачи: справ. пособие – Минск, 1992.

Резников  Л.И. Преподавание физики в средних  профессионально-технических училищах – Минск, 1997.

Семке А.И. Нестандартные задачи по физике -  Ярославль, 2007г

    Результативность  опыта

    Целенаправленная  работа в данном направлении характеризуются следующими результатами:

 - высокий  уровень мотивации учения (приложение 2);

 - сохранение  устойчивого интереса к предмету;

 - стабильная  динамика роста уровня обучаемости  и обученности учащихся;

Информация о работе Формирование внутренней мотивации к изучению физики как фактор повышения эффективности учебных занятий