Формы и методы профориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть методы и формы профориентационной работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…3
Сущность и содержание профориентационной работы…………..5
Основные направления профориентационной работы……...........8
Диагностические методики по профориентации и их характеристика…………………………………………………………………..16
Профориентационная работа классного руководителя………………………………………………………………….….22
Заключение…………………………………………………………….….29
Литература…………………………………………………………….…..30

Файлы: 1 файл

Методы и формы проориентационнной работы.docx

— 58.32 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3

  1. Сущность и содержание профориентационной работы…………..5
  2. Основные направления профориентационной работы……...........8
  3. Диагностические методики по профориентации и их характеристика…………………………………………………………………..16
  4. Профориентационная работа классного руководителя………………………………………………………………….….22

Заключение…………………………………………………………….….29

Литература…………………………………………………………….…..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида. На сегодняшний  день на рынке труда сложилась  следующая ситуация, предприятия  трудоустраивают молодежь с осторожностью, и часто молодые люди оказываются  невостребованными на рынке труда.

В современном стремительно развивающемся и изменяющемся обществе профессиональное самоопределение  школьников происходит зачастую стихийно. В то же время обществу требуется  деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный реализовать  себя в профессиональной сфере и  межличностных отношениях. В условиях всеобщего «отрыва» детей от семьи  именно школа призвана обеспечивать такие качества и возможности  для профессионального самоопределения  подрастающего поколения. Поэтому в деятельность педагога включена профориентационная работа.

Проблемам профессиональной ориентации и воспитания посвящены  работы Л. И. Божовича , Л.П. Буева, Г. С. Глиссермана, А. Г. Здравомыслова, В.А. Крутецкого, А.Н.Леонтьева, К.К.Платонова, С. Г. Струмиллина, П. П. Тугарина, В.А. Ядова.

Сущность профориентационной работы раскрывается в исследованиях Т.А. Шишковец, В.С. Мухиной и Э.Фю Зеера.

Средняя общеобразовательная школа  занимает особое место в процессе формирования профориентационного самоопределения, так как обладает системными возможностями профориентационной работы. Проблеме формирования профориентационного самоопределения у несовершеннолетних в условиях средней общеобразовательной школы посвящены исследования Г.В. Рязапкин, Н.В. Тельтевская и Н.С. Пряжников.

Вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом исследования является профориентационная работа со старшеклассниками.

Предметом исследования: деятельность педагога по профориентации щкольников.

Цель курсовой работы: рассмотреть методы и формы профориентационной работы.

Задачи исследования:

  1. Изучить сущность и содержание профориентационной работы
  2. Рассмотреть основные направления профориентационной работы
  3. Определить диагностические методики по профориентации и их характеристика
  4. Охарактеризовать профориентационную работу классного руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и содержание профориентационной работы

Прежде, чем перейти к  рассмотрению профориентационной работы необходимо определить понятие «профориентация».

По мнению Э.Ф. Зеера, профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

А.Д. Саронов определяет профессиональную ориентацию как целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися”.

Профориентация реализуется  через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Как замечено выше, профориентация – это система мер, потому что  всегда представляет собой комплекс мер, а не единичное действие.

Как считает Т.А. Шишковец, система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

В.С.Мухина считает, что общая  цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации, по ее мнению, входят следующие основные компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы профориентационной работы с учащимися”.

Среди целей профориентационной работы Л.А. Иовайша выделяет:

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

К основным задачам профориентационной работы В.С. Мухина относит:

  • постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;
  • формирование положительного отношения к труду как к ценности в жизни;
  • развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;
  • оказание морально-этической поддержки учащихся (формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему);
  • формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;
  • диагностика ценностных ориентации, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;
  • разработка программы реализации профессионального выбора учащегося.

Далее представим основные группы методов профориентации, выделенные Е.А. Климов.

  1. Информационно-справочные, просветительские методы:
  • профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом "воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
  • справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
  • информационно-поисковые системы – ИПС: "ручные" варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);
  • профессиональная реклама и агитация;
  • экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения;
  • встречи школьников со специалистами по различным профессиям;
  • познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
  • профориентационные уроки со школьниками;
  • учебные фильмы и видеофильмы;
  • использование средств массовой информации;
  • различные "ярмарки профессий" и их модификации;
  1. Методы профессиональной психодиагностики:
  • беседы-интервью закрытого типа;
  • открытые беседы-интервью;
  • опросники профессиональной мотивации;
  • опросники профессиональных способностей;
  • "личностные" опросники;
  • проективные личностные тесты;
  • методы наблюдения;
  • сбор косвенной информации о учащихся от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов;
  • психофизиологические обследования;
  • "профессиональные пробы";
  • использование различных игровых и тренинговых ситуаций;
  • использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
  1. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
  • группы общения;
  • тренинги общения;
  • профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры);
  • различные положительные (успешные) примеры самоопределения;
  • "праздники труда", повышающие престиж конкретных профессий.
  1. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:
  • построение "цепочки" основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить ученику и самому педагогу возможные жизненные перспективы учащегося;
  • построение системы различных вариантов действий;
  • использование различных схем альтернативного выбора .

Таким образом, профориентационная работа должна ставиться в зависимости от правильного выбора целей, задач и профессионального подбора методов профориентационной работы.

В следующем параграфе  мы рассмотрим основные направления  профориентационной работы.

 

  1. Основные направления профориентационной работы

Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение,  включающее профинформацию и профпропаганду.

2. Профессиональная консультация.

3. Профессиональный отбор  (подбор).

4. Социально-профессиональная  адаптация..

Рассмотрим каждый из методов  более подробно.

Профессиональное просвещение - пропаганда профессий различными формами и средствами: кино, радио, телевидение, книги, лекции и др..

Профессиональное просвещение  Пряжников Е.Ю. условно подразделяет на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду.

Профессиональная информация призвана ознакомить учащихся с основными  профессиями и их специальностями. Школьнику предлагаются сведения о  содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификационного  роста. Особое внимание уделяется освещению  основных требований, которые предъявляет  данная профессия к состоянию  здоровья человека, уровню развития его  психологических и психофизиологических характеристик, личностным качествам, уровню общеобразовательной и специальной  подготовки. Порофинформационные мероприятия выполняют не только пассивно-ознакомительную функцию, но и активно-воспитательную функцию, поэтому важное место в их проведении занимает не просто сообщение информации о профессиях, но и пропаганда некоторых из них.

Профпропаганда – формирование у молодежи интереса к определенным видам труда и в частности – разъяснение престижности рабочих профессий.

Профессиональная пропаганда имеет дело, прежде всего, с теми профессиями, по которым осуществляется деятельность рабочих кадров либо ожидается расширение приема на них. Профессиональная пропаганда при правильной ее постановке должна способствовать формированию положительного отношения к проблемам выбора профессии, к активизации у учащихся стремления к освоению профессий современного производства. При организации работы по профессиональной информации важно учитывал то обстоятельство, что привлекательность профессии есть явление во многом субъективное. Существуют характеристики профессии относительно стабильные и не претерпевающие существенных изменений в зависимости от конкретного предприятия. Это в основном содержательная сторона профессии, ее социально-экономические элементы, требования, предъявляемые к психофизиологическим и психологическим характеристикам человека. Условия материальной среды, характер взаимоотношения в коллективе. Отрицательное отношение к одной какой-либо характеристике может привести к переносу этого отношения на всю профессию в целом. Поэтому при проведении профпропагандистской работы необходимо главное внимание уделять ознакомлению с содержательными сторонами профессии, подчеркивая различия между характеристиками профессии вообще и конкретного рабочего места в частности.

Информация о работе Формы и методы профориентации