Формы и методы профориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть методы и формы профориентационной работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…3
Сущность и содержание профориентационной работы…………..5
Основные направления профориентационной работы……...........8
Диагностические методики по профориентации и их характеристика…………………………………………………………………..16
Профориентационная работа классного руководителя………………………………………………………………….….22
Заключение…………………………………………………………….….29
Литература…………………………………………………………….…..30

Файлы: 1 файл

Методы и формы проориентационнной работы.docx

— 58.32 Кб (Скачать файл)

Принципы комплексного метода исследования выдвигает следующие  требования:

  • Многоцелевую установку при изучении педагогических явлений;
  • Охват как можно большего числа связей изучаемого процесса;
  • Учет всех внешних воздействий при проведении исследовательской работы, устранение случайных влияний, искажающих педагогического процесса;
  • Проверка одного и того же педагогического факта многократно с помощью различных методов исследования, постоянной проверки и уточнения полученных данных;

Принцип объективности:

  • Проверка каждого факта несколькими методами;
  • Проверка, уточнение полученного фактического материала;
  • Фиксация всех проявлений личности;
  • Сопоставление данных всего исследования с другими исследователями;
  • Получение объективных данных путем сравнения мнений учителя, родителей, товарищей и самого ребенка.

Принцип единства изучения и воспитания.

Принцип одновременного изучения коллектива и личности.

Принцип изучения явления  в изменении, развитии.

Э.Ф. Зеер выделяет следующие требования к проведению диагностических процедур:

  • педагогическая диагностика всегда требует особого внимания, особой чуткости к ребёнку, обязательного его согласия предрасположенности;
  • педагогическая диагностика должна быть построена на совместной деятельности и взаимопомощи учителя и учащихся. Всем должно быть полезно и интересно;
  • перед проведением педагогических диагностических процедур все учащиеся должны быть морально и психологически подготовлены к тому, чтоб воспринимать результаты диагностики спокойно, без всяких волнений и переживаний;
  • во время проведения диагностических процедур необходимо исключить всякое постороннее влияние или взаимовлияние учащихся, для чего при тестировании рассаживать их на отдельные парты;
  • работа с тестами должна проводиться в абсолютной тишине;
  • социальный педагог, занимающийся педагогической диагностикой, должен хранить профессиональную тайну. Сведения, полученные в процессе диагностического исследования, могут быть использованы только для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Существует множество  диагностических методик для  изучения профессиональной направленности личности.

Н.В. Тельтевская выделяет 6 основных диагностик профессиональных предпочтений старшеклассников:

  • дифференциально-диагностический опросник (по Климову);
  • опросник профессиональных предпочтений (типология Холланда);
  • определение темперамента и эмоциональной устойчивости (тест Айзенка);
  • стремление к успеху (методика Эллерса);
  • определение направленности личности (опросник Басса);
  • психогеометрический тест (методика Деллингер).

Далее рассмотрим более подробно каждую из них.

Дифференциально-диагностический опросник (по Климову).

В зависимости от предмета труда все профессии можно  разделить на 5 типов. Чтобы выяснить, какой из типов профессий наиболее соответствует интересам и личностным качествам человека, используется опросник «5 типов профессий» (по Климову).

Опросник позволяет определить область профессионального выбора в сферах «Человек-человек», «Человек-знак», «Человек-техника», «Человек-природа» и «Человек-художественный образ», соответствующий степени желания заниматься определенными видами деятельности.

Результат тестирования содержит перечень профессий, рекомендуемых  для тестируемого с учетом выбранной  сферы деятельности и уровня профессионального  образования, позволяет профконсультанту определить уровень мотивации человека к различным видам деятельности.

Опросник (тест) профессиональных предпочтений (типология Холланда).

По Холланду большинство людей относятся к одному из 6 типов. Каждый тип является описанием группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками и характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением.

Одной из важнейших составных  частей окружения является профессия  человека, его профессиональная деятельность. Профессии также могут быть классифицированы по наличию в них элементов 6-ти типов.

Люди, занятые в профессии  и находящиеся в окружении, соответствующем  их типу более удовлетворены своей  карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих  организациях. И, наоборот, люди, выполняющие  профессиональную деятельность, не соответствующую  их типу, будут испытывать чувство  неудовлетворения, желание сменить  место работы, низкую мотивацию.

Тест профессиональных предпочтений по Холланду определяет тип личности тестируемого и содержит описание профессиональных предпочтений с учетом типа личности.

Определение темперамента и  эмоциональной устойчивости Айзенка.

При выборе профессии важно  учитывать индивидуальные психофизиологические особенности человека. Тест английского  психолога Г. Айзенка EPI (Eysench Personality Inventori) позволяет выявить две основные характеристики личности (экстраверсия — интроверсия и эмоциональную устойчивость).

В результате теста определяются характерные черты и личностные особенности тестируемого, которые  важно учитывать при выборе профессии.

Стремление к успеху (методика Эллерса)

Тест оценивает стремление к успеху, степень потребности  в достижении цели, может, применяется  для исследования влияния степени  стремления человека к успеху на эффективность  его деятельности, в том числе, профессиональной.

В итоге тестируемый получает оценку степени своих устремлений к успеху и практические рекомендации в зависимости от нее.

Определение направленности личности (опросник Басса).

Опросник позволяет выявить, на что направлена деятельность человека, в том числе в профессиональной сфере: на себя, на общение, на дело.

Тест показывает уровень  направленности личности и дает описание проявления этой направленности. Результат  позволяет выявить личностные приоритеты при выборе профессии и профессионального  окружения.

Психогеометрический тест (методика С. Деллингер).

Для определения типа личности используется психогеометрический тест, его автор Сьюзен Деллингер. Методика Деллингер - это практическая система анализа личности, позволяет определить тип человека, дать характеристику личных и деловых качеств и особенностей поведения человека, составить сценарий поведения для каждого типа личности в определенных ситуациях.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что диагностика  является одним из важнейших методов профориентации, так как она позволяет определить причины формирования, склонности ребенка к той или иной профессии. Полученные при диагностике данные могут использоваться для дальнейшей учебно-воспитательной деятельности.

 

  1. Профориентационная работа классного руководителя

В концепции модернизации российского образования на период до 2012 года среди условий, необходимых  для повышения качества общего образования, акцентируется внимание на создании в системе профессиональной ориентации молодежи условий для психологической  поддержки молодежи, оказании школьникам помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения  реальных возможностей в освоении той  или иной профессии.

Данная идея находит свое дальнейшее развитие и уточнение  в концепции профильного обучения, где указано, что профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений  в структуре, содержании и организации  образовательного процесса более полно  учитывать интересы, склонности и  способности учащихся, создавать  условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными  интересами и намерениями в отношении  продолжения образования.

Однако, как показывают результаты социологических опросов (данные Центра социально-профессионального самоопределения  молодежи Института содержания и  методов обучения РАО), 67% учащихся выпускного класса не имеют представлений ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей работе. Многие из них уповают на случай («как получится»), 27% считают, что об их дальнейшей трудовой и жизненной карьере должны позаботиться родители. И только 4% опрошенных высказывают  предположение, что в решении  этих важных вопросов им может помочь школа.

Серьезные затруднения также  испытывают и учащиеся выпускного девятого класса основной школы в выборе профиля  обучения в старшей школе. Как  правило, они совершают этот выбор  под влиянием случайных факторов: за компанию с товарищами, по совету взрослых (которые, как правило, переоценивают или недооценивают способности и возможности детей). Часто школьники попадают под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов.

В условиях массового введения в отечественной школе предпрофильной подготовки и профильного обучения существенно обостряется противоречие «старых» «новых» целей и ценностей профориентационной работы.

Целью профориентационной работы в доперестроечное время были формирование социально одобряемой модели будущего участника трудовых отношений и помощь школьнику в выборе типовых сценариев профессионального становления, преимущественно в условиях индустриальной экономики.

В настоящее время от школы  требуется создание условий для  формирования у подростка индивидуального  образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления  продолжения образования, готовности к последующей самореализации в  избранном образовательном профиле, а также дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических  и социокультурных условиях.

При этом в педагогической практике целесообразно исходить из понимания слова «ориентация» не как манипулятивного воздействия на подростка, а как его формируемой способности разбираться в сложившихся внешних обстоятельствах, запрашивать и получать психолого-педагогическую помощь со стороны образовательного учреждения, использовать информационные ресурсы.

Сущность классного руководителя по организации деятельности самоопределения  школьников.

Педагогическая поддержка  самоопределения школьников в основной и старшей школе - это совокупность научно-методической и организационно-педагогической деятельности педагогического коллектива во взаимодействии с социальными  партнерами школы по формированию образовательной  среды, способствующей самоопределению  учащихся. Актуальность данной проблемы возросла в нашей стране с изменением социально-экономического устройства государства.

Понятие педагогическая поддержка пришло в отечественную педагогику вместе с изменением парадигмы образования, пониманием того, что ученик является не объектом педагогического воздействия, а субъектом самопознания, самоопределения, саморазвития, осуществляемого в процессе обучения, при котором ученик и учитель являются партнерами. Это особая сфера деятельности педагога, ориентированная на приобщение подростков к социально-культурным, нравственным, экологическим и профессиональным ценностям, необходимым для самореализации в трудовой сфере и личном жизненном пространстве.

Педагогическая поддержка  со стороны классного руководителя (куратора), направлена на уменьшение силы воздействия случайных факторов и на увеличение значимости склонностей и способностей субъекта в самоопределении.

Педагогическая поддержка классного руководителя профильного и профессионального самоопределения школьников включает комплекс мероприятий, осуществляемых в общеобразовательном учреждении, направленных на закрепление навыков самостоятельной, творческой деятельности в предпочитаемой сфере (знаниево-деятельностный блок); на формирование моральной, психологической готовности к труду (мотивационно-ценностный блок); на профильную и профессиональную ориентацию (ориентационный блок).

Готовность школьников к  профильному и профессиональному  самоопределению формируется постепенно, поэтому поддержка классного  руководителя является непрерывным процессом, основа которого закладывается еще на пропедевтическом этапе в начальной школе, но наиболее важный этап, по данным психологов, приходится на 9-11 классы. В 9 классе учащиеся должны адекватно определить необходимость и возможность получения ими полного (среднего) общего, начального или среднего профессионального образования. В условиях введения профильного обучения в старшей школе решившие получить общее образование избирают профиль обучения. А через два года им предстоит выбор пути получения профессионального образования и вида трудовой деятельности. Школьник должен суметь правильно оценить свои личностные характеристики (склонности, способности, наличие профессионально важных качеств, уровень самооценки и др.), экономическую целесообразность выбора (востребованность профессии на рынке труда в настоящее время и в перспективе, уровень заработной платы, возможность трудоустройства и т.д.), сформулировать профессионально обусловленные цели получения образования, а затем, с учетом возможностей профильного обучения, разработать индивидуальную образовательную траекторию, способствующую достижению поставленных целей и задач. Это сложная задача для 14-17-летнего человека.

Информация о работе Формы и методы профориентации