Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть методы и формы профориентационной работы.
Введение………………………………………………………………….…3
Сущность и содержание профориентационной работы…………..5
Основные направления профориентационной работы……...........8
Диагностические методики по профориентации и их характеристика…………………………………………………………………..16
Профориентационная работа классного руководителя………………………………………………………………….….22
Заключение…………………………………………………………….….29
Литература…………………………………………………………….…..30
Принципы комплексного метода исследования выдвигает следующие требования:
Принцип объективности:
Принцип единства изучения и воспитания.
Принцип одновременного изучения коллектива и личности.
Принцип изучения явления в изменении, развитии.
Э.Ф. Зеер выделяет следующие требования к проведению диагностических процедур:
Существует множество диагностических методик для изучения профессиональной направленности личности.
Н.В. Тельтевская выделяет 6 основных диагностик профессиональных предпочтений старшеклассников:
Далее рассмотрим более подробно каждую из них.
Дифференциально-
В зависимости от предмета труда все профессии можно разделить на 5 типов. Чтобы выяснить, какой из типов профессий наиболее соответствует интересам и личностным качествам человека, используется опросник «5 типов профессий» (по Климову).
Опросник позволяет определить область профессионального выбора в сферах «Человек-человек», «Человек-знак», «Человек-техника», «Человек-природа» и «Человек-художественный образ», соответствующий степени желания заниматься определенными видами деятельности.
Результат тестирования содержит
перечень профессий, рекомендуемых
для тестируемого с учетом выбранной
сферы деятельности и уровня профессионального
образования, позволяет профконсультанту
определить уровень мотивации человека
к различным видам
Опросник (тест) профессиональных предпочтений (типология Холланда).
По Холланду большинство людей относятся к одному из 6 типов. Каждый тип является описанием группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками и характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением.
Одной из важнейших составных частей окружения является профессия человека, его профессиональная деятельность. Профессии также могут быть классифицированы по наличию в них элементов 6-ти типов.
Люди, занятые в профессии и находящиеся в окружении, соответствующем их типу более удовлетворены своей карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих организациях. И, наоборот, люди, выполняющие профессиональную деятельность, не соответствующую их типу, будут испытывать чувство неудовлетворения, желание сменить место работы, низкую мотивацию.
Тест профессиональных предпочтений по Холланду определяет тип личности тестируемого и содержит описание профессиональных предпочтений с учетом типа личности.
Определение темперамента и эмоциональной устойчивости Айзенка.
При выборе профессии важно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности человека. Тест английского психолога Г. Айзенка EPI (Eysench Personality Inventori) позволяет выявить две основные характеристики личности (экстраверсия — интроверсия и эмоциональную устойчивость).
В результате теста определяются характерные черты и личностные особенности тестируемого, которые важно учитывать при выборе профессии.
Стремление к успеху (методика Эллерса)
Тест оценивает стремление к успеху, степень потребности в достижении цели, может, применяется для исследования влияния степени стремления человека к успеху на эффективность его деятельности, в том числе, профессиональной.
В итоге тестируемый получает оценку степени своих устремлений к успеху и практические рекомендации в зависимости от нее.
Определение направленности личности (опросник Басса).
Опросник позволяет выявить, на что направлена деятельность человека, в том числе в профессиональной сфере: на себя, на общение, на дело.
Тест показывает уровень направленности личности и дает описание проявления этой направленности. Результат позволяет выявить личностные приоритеты при выборе профессии и профессионального окружения.
Психогеометрический тест (методика С. Деллингер).
Для определения типа личности используется психогеометрический тест, его автор Сьюзен Деллингер. Методика Деллингер - это практическая система анализа личности, позволяет определить тип человека, дать характеристику личных и деловых качеств и особенностей поведения человека, составить сценарий поведения для каждого типа личности в определенных ситуациях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что диагностика является одним из важнейших методов профориентации, так как она позволяет определить причины формирования, склонности ребенка к той или иной профессии. Полученные при диагностике данные могут использоваться для дальнейшей учебно-воспитательной деятельности.
В концепции модернизации российского образования на период до 2012 года среди условий, необходимых для повышения качества общего образования, акцентируется внимание на создании в системе профессиональной ориентации молодежи условий для психологической поддержки молодежи, оказании школьникам помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.
Данная идея находит свое
дальнейшее развитие и уточнение
в концепции профильного
Однако, как показывают результаты
социологических опросов (данные Центра
социально-профессионального
Серьезные затруднения также испытывают и учащиеся выпускного девятого класса основной школы в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов: за компанию с товарищами, по совету взрослых (которые, как правило, переоценивают или недооценивают способности и возможности детей). Часто школьники попадают под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов.
В условиях массового введения
в отечественной школе
Целью профориентационной работы в доперестроечное время были формирование социально одобряемой модели будущего участника трудовых отношений и помощь школьнику в выборе типовых сценариев профессионального становления, преимущественно в условиях индустриальной экономики.
В настоящее время от школы
требуется создание условий для
формирования у подростка индивидуального
образовательного запроса, личностной
потребности во взвешенном выборе направления
продолжения образования, готовности
к последующей самореализации в
избранном образовательном
При этом в педагогической практике целесообразно исходить из понимания слова «ориентация» не как манипулятивного воздействия на подростка, а как его формируемой способности разбираться в сложившихся внешних обстоятельствах, запрашивать и получать психолого-педагогическую помощь со стороны образовательного учреждения, использовать информационные ресурсы.
Сущность классного
Педагогическая поддержка
самоопределения школьников в основной
и старшей школе - это совокупность
научно-методической и организационно-
Понятие педагогическая поддержка пришло в отечественную педагогику вместе с изменением парадигмы образования, пониманием того, что ученик является не объектом педагогического воздействия, а субъектом самопознания, самоопределения, саморазвития, осуществляемого в процессе обучения, при котором ученик и учитель являются партнерами. Это особая сфера деятельности педагога, ориентированная на приобщение подростков к социально-культурным, нравственным, экологическим и профессиональным ценностям, необходимым для самореализации в трудовой сфере и личном жизненном пространстве.
Педагогическая поддержка со стороны классного руководителя (куратора), направлена на уменьшение силы воздействия случайных факторов и на увеличение значимости склонностей и способностей субъекта в самоопределении.
Педагогическая поддержка классного руководителя профильного и профессионального самоопределения школьников включает комплекс мероприятий, осуществляемых в общеобразовательном учреждении, направленных на закрепление навыков самостоятельной, творческой деятельности в предпочитаемой сфере (знаниево-деятельностный блок); на формирование моральной, психологической готовности к труду (мотивационно-ценностный блок); на профильную и профессиональную ориентацию (ориентационный блок).
Готовность школьников к
профильному и