Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть методы и формы профориентационной работы.
Введение………………………………………………………………….…3
Сущность и содержание профориентационной работы…………..5
Основные направления профориентационной работы……...........8
Диагностические методики по профориентации и их характеристика…………………………………………………………………..16
Профориентационная работа классного руководителя………………………………………………………………….….22
Заключение…………………………………………………………….….29
Литература…………………………………………………………….…..30
Большая роль в профпросвещении
принадлежит внеклассной
Далее опишем следующее направление – профессиональное консультирование – метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а так же в преодолении трудностей профессиональной жизни .
Профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
Профессиональная консультация проводится с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей учащихся, их общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей. При проведении консультации учитывают так же потребности рынка труда, возможности трудового устройства, профессионального роста, условия труда и т.п.
Выделяют такие основные функции профконсультации как: информационная и диагностическая.
Информационная функция профконсультации предполагает сообщение школьнику информации о конкретных специальностях и профессиях рекомендуемого типа деятельности, а также сведения справочного характера о рекомендуемых профессиональных учебных заведениях. В этом аспекте профконсультация тесно смыкается с профессиональной информацией.
Диагностическая функция
предполагает определение уровня развития
основных физиологических и
Таким образом, профессиональное консультирование направлено на решение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, с выбором профессии и места работы, путей самоопределение личности в профессиональном труде, с профессиональной адаптацией и профессионализацией, прогнозированием карьеры, преодолением трудностей, кризисов и конфликтов, а так же с профессиональной реабилитацией школьников, частично утративших трудоспособность.
Все основные направления профконсультационной работы можно разделить на две группы:
Для компетентного проведения консультации необходимо разбираться в современном мире профессий, обладать фундаментальными знаниями в области общей и дифференциальной психологии, владеть методами психодиагностики и психодиагностики и психотехнологиями профконсультирования.
Далее рассмотрим формы профориентации такие как: профессиональный отбор и подбор учащихся.
Профессиональный отбор и
Нередко профотбор трудно осуществлять из-за недостаточности развития методики его применения».
Профессиональный отбор
Особое место при изучении профориентационной работы, уделяется определению социально-профессиональной адаптация молодежи.
Профессиональная адаптация - процесс приспособления молодого работника к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу, и достижение ими в оптимально короткое время нормальной производительности труда. Профессиональная адаптация позволяет обеспечить устойчивое положительное отношение к профессиональной деятельности и способствует закреплению молодых специалистов на предприятии.
«Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.
Профессиональная адаптация - это
процесс приспособления учащихся к
будущей профессии в
Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве.
Н.С. Пряжников утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделет его на четыре периода:
В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе.
Ключевым понятием в профориентационной работе является определение профессионального самоопределения.
Самоопределение - процесс и результат выбора личностью основной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм приобретения и проявления человеком внутренней свободы.
Профессиональное
Выделяют следующие этапы, предшествующие самоопределению:
Первый этап включает работу по профессиональной ориентации с учащимися 4-6 классов. Задачи этого этапа заключаются в следующем: выявление первоначальных профессиональных намерений, склонностей и интересов у юных школьников; воспитание основ нравственного, идейного и трудового характера при выборе школьниками профессионального жизненного пути. Для решения этих задач рекомендуется проведение уроков профессиональной ориентации на высоком методическом уровне; экскурсии в различные институты и на предприятия; обсуждение прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, телепередач о выборе профессии; беседы о значении выбора профессии и др. Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 4-6 классов может включать изучение личности учащегося; проведение бесед на тематику выбора профессии и др.
Второй этап 7-8 классы
- работа по профессиональной ориентации
с учащимися решает следующие
задачи: оказание помощи школьникам в
поиске своего призвания; содействие учащимся
в углубленном знакомстве с будущей
профессией; формирование профессионального
идеала, правильной самооценки. Это
достигается проведением
Третий этап 9-10-11 классы
- это этап профессионального
Для решения поставленных задач рекомендуются следующие формы и методы: индивидуальные беседы; консультации с акцентированием внимания не только на положительных сторонах профессии, но и на ее трудностях; конкурсы по "защите" будущей профессии; написание рефератов, сочинений по избранной специальности.
Примерный план работы
по профессиональной ориентации с учащимися
9-10-11 классов включает изучение личности
школьника: склонности к определенной
деятельности, способностей, профессионального
интереса; написание сочинения на
тему "Моя будущая профессия"
и реферата о профессии; проведение
тематических бесед: факторы, определяющие
правильный выбор профессии; профессиональная
пригодность к определенной деятельности;
требования определенной деятельности
к физиологическим и
Таким образом, выделенные
направления и этапы
В следующей параграфе мы рассмотрим формы работа социального педагога.
В данном параграфе мы охарактеризуем основные диагностические методики, используемые социальным педагогом в работе по профориентации.
Для начала дадим определение понятия « диагностика ».
Диагностика - общий способ
получения исчерпывающей
Диагностика - важнейший компонент педагогической, и социально- педагогической деятельности (цель- диагноз- прогноз – программа- внедрение- анализ ). Диагностика отвечает на вопросы: что и зачем изучать, где и как использовать полученную информацию
Социально- педагогическая диагностика- теория и практика выявления социально – педагогических характеристик ребенка и условий среды, в которых он живет и имеет возможность для самореализации. Для социально- педагогической деятельности важно не только познать сами явления, но и определить причины их формирования.
В отечественной педагогической литературе понятие «педагогическая диагностика» в полной мере стало предметом исследования таких авторов, как Н.К. Голубев (1988), А.С. Белкин (1970), В.П. Беспалько (1989), А.И. Кочетов (1987), В.Г. Максимов (1993).
Диагностика присутствует в любом педагогическом процессе , начиная с взаимодействия учителя и ученика на уроке и кончая управлением системой народного образования в целом.
Остановимся подробнее на основных принципах диагностического исследования.
Выделим основные принципы диагностического исследования:
Принцип целостного изучения педагогического явления, который предполагает: