Формы и методы профориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть методы и формы профориентационной работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…3
Сущность и содержание профориентационной работы…………..5
Основные направления профориентационной работы……...........8
Диагностические методики по профориентации и их характеристика…………………………………………………………………..16
Профориентационная работа классного руководителя………………………………………………………………….….22
Заключение…………………………………………………………….….29
Литература…………………………………………………………….…..30

Файлы: 1 файл

Методы и формы проориентационнной работы.docx

— 58.32 Кб (Скачать файл)

Большая роль в профпросвещении  принадлежит внеклассной работе: школьным кружкам, экскурсиям на предприятия.

Далее опишем следующее направление  – профессиональное консультирование – метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а так же в преодолении трудностей профессиональной жизни .

Профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.

Профессиональная консультация проводится с учетом физических и  психологических индивидуальных особенностей учащихся, их общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей. При проведении консультации учитывают  так же потребности рынка труда, возможности трудового устройства, профессионального роста, условия труда и т.п.

Выделяют такие основные функции профконсультации как: информационная и диагностическая.

Информационная функция  профконсультации предполагает сообщение школьнику информации о конкретных специальностях и профессиях рекомендуемого типа деятельности, а также сведения справочного характера о рекомендуемых профессиональных учебных заведениях. В этом аспекте профконсультация тесно смыкается с профессиональной информацией.

Диагностическая функция  предполагает определение уровня развития основных физиологических и психологических  особенностей учащихся.

Таким образом, профессиональное консультирование направлено на решение  проблем, связанных с профессиональным самоопределением, с выбором профессии  и места работы, путей самоопределение  личности в профессиональном труде, с профессиональной адаптацией и  профессионализацией, прогнозированием карьеры, преодолением трудностей, кризисов и конфликтов, а так же с профессиональной реабилитацией школьников, частично утративших трудоспособность.

Все основные направления  профконсультационной работы можно разделить на две группы:

  • Профилактику профессионального становления личности, когда по мере возможного возникновения проблем упреждающего готовящих учеников, обучаемых.
  • Оперативную помощь в решении ставшей актуальной проблемы, когда личность испытывает трудности, обусловленные неуверенностью, некомпетентностью, а так же пассивность и беспомощностью.

Для компетентного проведения консультации необходимо разбираться  в современном мире профессий, обладать фундаментальными знаниями в области  общей и дифференциальной психологии, владеть методами психодиагностики и психодиагностики и психотехнологиями профконсультирования.

Далее рассмотрим формы профориентации такие как: профессиональный отбор  и подбор учащихся.

Профессиональный отбор и подбор - две формы профориентации, сущность которых заключается в рекомендации человеку конкретной профессии в  соответствии и его возможностями  и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с  другой стороны.

Составная часть профориентации - профессиональный отбор, то есть выбор  лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию  и выполнять связанные с нею  трудовые обязанности.

В процессе профессионального  отбора определяют профессиональную пригодность  человека на основе существующих у  людей физиологических и интеллектуальных различий.

Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности  не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество, и личность .

«Профотбор (подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест.

С усложнением труда  в процессе научно-технического прогресса  в условиях ускорения возможен рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве  нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.

Нередко профотбор трудно осуществлять из-за недостаточности развития методики его применения».

Профессиональный отбор осуществляется:

  • в профессиях, предъявляющих очень высокие требования к психофизиологическим и психологическим качествам личности. Это профессии, где малейшая ошибка может привести к аварии или гибели людей (летчики, машинисты железнодорожных поездов, судоводители, водители спецмашин, операторы крупных производственных систем, ряд военных специальностей);
  • в профессиях, где обучение очень дорого, носит массовый характер или должно осуществляться в предельно сжатые сроки;
  • при наличии « конкурса », т.е. при превышении числа претендентов над количеством вакантных мест.

Особое место при изучении профориентационной работы, уделяется определению социально-профессиональной адаптация молодежи.

Профессиональная адаптация - процесс приспособления молодого работника к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу, и  достижение ими в оптимально короткое время нормальной производительности труда. Профессиональная адаптация  позволяет обеспечить устойчивое положительное  отношение к профессиональной деятельности и способствует закреплению молодых  специалистов на предприятии.

«Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.

Профессиональная адаптация - это  процесс приспособления учащихся к  будущей профессии в общеобразовательных  школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального  труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.

Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации  начинается непосредственно на производстве.

Н.С. Пряжников утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделет его на четыре периода:

  • подготовка к труду в школе;
  • выбор профессии;
  • профессиональная подготовка;
  • начало трудовой деятельности

В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических  отношений в этой группе.

Ключевым понятием в профориентационной работе является определение профессионального самоопределения.

Самоопределение - процесс  и результат выбора личностью  основной позиции, целей и средств  самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм приобретения и проявления человеком  внутренней свободы.

Профессиональное самоопределение  – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Выделяют следующие этапы, предшествующие самоопределению:

Первый этап включает работу по профессиональной ориентации с учащимися 4-6 классов. Задачи этого этапа заключаются в следующем: выявление первоначальных профессиональных намерений, склонностей и интересов у юных школьников; воспитание основ нравственного, идейного и трудового характера при выборе школьниками профессионального жизненного пути. Для решения этих задач рекомендуется проведение уроков профессиональной ориентации на высоком методическом уровне; экскурсии в различные институты и на предприятия; обсуждение прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, телепередач о выборе профессии; беседы о значении выбора профессии и др. Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 4-6 классов может включать изучение личности учащегося; проведение бесед на тематику выбора профессии и др.

Второй этап 7-8 классы - работа по профессиональной ориентации с учащимися решает следующие  задачи: оказание помощи школьникам в  поиске своего призвания; содействие учащимся в углубленном знакомстве с будущей  профессией; формирование профессионального  идеала, правильной самооценки. Это  достигается проведением индивидуальных бесед, диспутов, встреч с выпускниками школы; шефской помощью в работе с младшими школьниками; изучение специальной  литературы по избранной профессии  и др. Примерный план работы по профессиональной ориентации со школьниками 7-8 классов  предусматривает изучение личности учащегося, его интересов и способностей, а также склонности к определенной деятельности.

Третий этап 9-10-11 классы - это этап профессионального самоопределения  школьников. На данной этапе решаются следующие задачи: организация практической деятельности в избранной профессии; проверка склонностей и способностей и дальнейшее их развитие; формирование устойчивого профессионального интереса; стимулирование учащихся к самостоятельной работе над собой по формированию необходимых профессиональных умений; формирование личностных профессиональных ценностей.

Для решения поставленных задач рекомендуются следующие  формы и методы: индивидуальные беседы; консультации с акцентированием  внимания не только на положительных  сторонах профессии, но и на ее трудностях; конкурсы по "защите" будущей профессии; написание рефератов, сочинений  по избранной специальности.

Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 9-10-11 классов включает изучение личности школьника: склонности к определенной деятельности, способностей, профессионального  интереса; написание сочинения на тему "Моя будущая профессия" и реферата о профессии; проведение тематических бесед: факторы, определяющие правильный выбор профессии; профессиональная пригодность к определенной деятельности; требования определенной деятельности к физиологическим и психологическим  особенностям человека; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков у работников различных профессий; самостоятельное изучение литературы по избранной профессии и т.д.

Таким образом, выделенные направления и этапы профориентации работы помогают определить профессиональную направленность личности.

В следующей параграфе мы рассмотрим формы работа социального педагога.

 

  1. Диагностические методики по профориентации и их характеристика

В данном параграфе мы охарактеризуем основные диагностические методики, используемые социальным педагогом  в работе по профориентации.

Для начала дадим определение  понятия « диагностика ».

Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Диагностика - важнейший  компонент педагогической, и социально- педагогической деятельности (цель- диагноз- прогноз – программа- внедрение- анализ ). Диагностика отвечает на вопросы: что и зачем изучать, где и как использовать полученную информацию

Социально- педагогическая диагностика- теория и практика выявления  социально – педагогических характеристик  ребенка и условий среды, в  которых он живет и имеет возможность  для самореализации. Для социально- педагогической деятельности важно  не только познать сами явления, но и определить причины их формирования.

В отечественной педагогической литературе понятие «педагогическая  диагностика» в полной мере стало  предметом исследования таких авторов, как Н.К. Голубев (1988), А.С. Белкин (1970), В.П. Беспалько (1989), А.И. Кочетов (1987), В.Г. Максимов (1993).

Диагностика присутствует в  любом педагогическом процессе , начиная с взаимодействия учителя и ученика на уроке и кончая управлением системой народного образования в целом.

Остановимся подробнее на основных принципах диагностического исследования.

Выделим основные принципы диагностического исследования:

Принцип целостного изучения педагогического явления, который  предполагает:

  • Максимальное использование системного подхода в исследовании;
  • Изучение связи изучаемого качества с сущностными силами личности;
  • Показ многообразия внешних явлений, воздействовавших на формирование качеств личности, на ход педагогического процесса, и изложение методики руководства этим влиянием со стороны педагога;
  • Раскрытие механизма изучаемого явления - движущие силы, их возникновение, развитие, взаимодействие, составные элементы и их взаимодействие, этапы развития, условия и факторы, от которых это развитие зависит;
  • Четкое определение места изучаемого педагогического явления в целостном воспитательном процессе.

Информация о работе Формы и методы профориентации