Формы и методы профориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть методы и формы профориентационной работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…3
Сущность и содержание профориентационной работы…………..5
Основные направления профориентационной работы……...........8
Диагностические методики по профориентации и их характеристика…………………………………………………………………..16
Профориентационная работа классного руководителя………………………………………………………………….….22
Заключение…………………………………………………………….….29
Литература…………………………………………………………….…..30

Файлы: 1 файл

Методы и формы проориентационнной работы.docx

— 58.32 Кб (Скачать файл)

На выбор профиля обучения в 9 классе и пути профессионального  становления выпускника общеобразовательного учебного заведения оказывают влияние  многочисленные факторы. Профильное и  профессиональное самоопределение  осуществляется школьниками:

  • самостоятельно, исходя из личных склонностей, способностей;
  • самостоятельно, ориентируясь на идеал (кумира);
  • под влиянием родителей, родственников (традиции, материальные возможности семьи);
  • по совету педагогов (преподавателей общеобразовательных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, руководителей кружков, секций);
  • под влиянием других взрослых (соседи, знакомые, консультанты и т.д.);
  • за компанию с товарищами;
  • под влиянием средств массовой информации.

Целью деятельности классного  руководителя по самоопределению школьников является создание образовательной  среды, способствующей познанию субъектом  самоопределения себя, окружающего  мира и нахождению своего места в  нем.

Перед классным руководителем  стоят следующие задачи:

в основной школе - развитие у учащихся умений жизненного целеполагания, рефлексии, направленности на профильное и профессиональное самоопределение как значимую часть жизненного самоопределения; развитие умений самопознания и самооценки; поддержка профильно выраженных интересов школьников; расширение знаний о мире труда и профессий, о специфике регионального рынка труда, средних и высших учебных заведениях профессионального образования региона, создание у учащихся положительных установок на интересующие их виды деятельности;

в старшей школе - развитие умений рефлексивной деятельности, самопознания и самооценки, помощь в формировании положительной адекватной самооценки; поддержка активности учащихся, направленной на развитие своих познавательных и профессиональных интересов, определение ближних и средних временных жизненных перспектив, создание индивидуальной образовательной траектории (с использованием возможностей профильного обучения), способствующей профессиональному самоопределению, продолжение работы по расширению знаний о мире труда и профессий, путях и формах профессиональной подготовки в избранной сфере деятельности, формированию профессионально значимых качеств.

Классные руководители (кураторы), опираясь на концепцию, образовательную  программу и план воспитательной работы школы:

- составляют для конкретного  класса (группы) план педагогической  поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы,  методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

- организуют индивидуальные  и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

- ведут психолого-педагогические  наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов  фиксируются в индивидуальной  карте ученика);

- помогают обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

- организуют посещение  учащимися дней открытых дверей  в вузах и средних профессиональных  учебных заведениях;

- организуют тематические  и комплексные экскурсии учащихся  на предприятия; 

- оказывают помощь школьному  психологу в проведении анкетирования,  учащихся и их родителей по  проблеме самоопределения;

- проводят родительские  собрания по проблеме формирования  готовности учащихся к профильному  и профессиональному самоопределению;

- организуют встречи учащихся  с выпускниками школы - студентами  вузов, средних профессиональных  учебных заведений.

Система профориентационной работы классного руководителя также включает взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива общеобразовательного учреждения с родителями учащихся и другими социальными партнерами: управлениями образования и молодежной политики; учреждениями дополнительного образования; учебными заведениями профессионального образования; управлениями и учреждениями социальной защиты; управлениями и учреждениями культуры и спорта, общественными объединениями; территориальными отделами и службами занятости; городскими и районными военкоматами, ГУВД, ОВД; межшкольными учебными комбинатами; центрами профориентации; средствами массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги по вышеизложенному  материалу следует отметить о том, что профессиональное самоопределение учащихся - это приоритетная задача работы классного руководителя в школе.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

Педагогическая поддержка  со стороны классного руководителя, направлена на уменьшение силы воздействия  случайных факторов и на увеличение значимости склонностей и способностей субъекта в самоопределении.

Педагогическая поддержка классного руководителя в профессиональном самоопределении школьников включает комплекс мероприятий, осуществляемых в общеобразовательном учреждении, направленных на закрепление навыков самостоятельной, творческой деятельности в предпочитаемой сфере, на формирование моральной, психологической готовности к труду, на профильную и профессиональную ориентацию.

Профессиональная ориентация - это  многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

 

 

 

Литература

  1. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе: Первичное профессиональное самоопределение //Педагогика. – 2004. - №2 – С.28-33
  2. Борисова Е. М. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
  3. Гапоненко А.В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников в сельской школе //Школа и производство. – 2006, апрель, - №2. – С.7-13
  4. Захарова Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 269 с.
  5. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1987. – 132.
  6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. -159с.
  7. Лепешева Е. Программа личностного и профессионального самоопределения учащихся //Школьный психолог. – 2006. - №3, фев. – С. 36-37
  8. Назимов И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М., 1972, 256 с.
  9. Немова Н. Профильная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения //Управление школой . – 2004. – 8-15 сент. – С. 15-18
  10. Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990, 83 с.
  11. Орлов В. Шаги к профессии: профориентация – программа для учащихся 9-го класса //Школьный психолог. – 2006. - №13, июль. – С. 6-11
  12. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1974, 312с.
  13. Пряжников Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое сентября, 2006. – 224 с.
  14. Рахматуллина З. Профессиональная ориентация выпускников школ: Опыт Башкирии //Социальное обеспечение . – 2006. - №3, февраль. – С.26-29
  15. Роботова А.С. Шапашникова И.Г. Профессия учитель: Учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. – М.: Академия, 2005. - 365 с.
  16. Рожкова М.И. Классному руководителю по профессиональной ориентации: Учебно-методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 280 с.
  17. Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации. – Ленинград, 1988. – 25с.

 


Информация о работе Формы и методы профориентации