Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:33, реферат
В современных условиях образование становится приоритетной сферой не только накопления знаний и формирования умений, но и создания максимально благоприятных условиях для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов. Образование является сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.
Введение…………………………………………………………………………...3
Формы и организация обучения…………………………………………..7
Понятие организационной формы обучения……………………………11
Формы организации группового обучения или системы обучения…...13
Урок – основная форма организации учебного процесса……………...17
Нестандартные уроки……………………………………………………24
Восприятие учебной информации……………………………………….27
Заключение
Литература
Приложение
Федеральное агентство по образованию
ФГОУ СПО
“Уфимский государственный
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
реферат по дисциплине “Общая профессиональная педагогика”
Выполнила:
студентка группы 9ПО-31________________ А.Р.Кашфуллина
Преподаватель: ________________В.С.Горюшин
Реферат защищен
“___”__________2010г.
Оценка _______
Уфа 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
Педагогическая наука на рубеже ХХ – XXI вв. оказалась в числе наиболее динамично развивающихся под влиянием процессов глобализации, гуманизации, гуманитаризации и компьютеризации. В последние годы обозначались новые педагогические тенденции: изменение целеполагания обучения и воспитания, усиление личностной ориентации содержания и технологий образования, дальнейшее углубление индивидуализации и дифференциации образовательных траекторий каждого обучаемого, творческая и развивающая направленность базового образования.
Государственная политика в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования провозглашены в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования, стратегию и основные направления его развития. Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
Современное российское
общество, актуализирующее человека
как ценность, в корне изменяет
сложившийся образ школы, методологию
и теорию педагогической науки и
практики. Система образования
В современных условиях образование становится приоритетной сферой не только накопления знаний и формирования умений, но и создания максимально благоприятных условиях для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов. Образование является сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.
Процесс обучения может и должен быть построен с учетом сильных слабых сторон каждого ученика. Зная образ мышления ребенка, его индивидуальные склонности и способности, можно найти наиболее оптимальную сферу их применения, рекомендовать тот или иной профиль обучения (гуманитарный, технический и т.д.). Установлено, что пик возможностей человека в области интеллекта совпадать с возрастом 14 – 15 лет. Поэтому крайне желательно к этому периоду сориентировать школьника в нужном направлении, учитывая его тип личности.
Профориентирование и профотбор возможны и на более поздних стадиях развития, даже если начальный момент упущен преподавателями и родителями. К сожалению, заканчивая школу, многие выпускники делают свой выбор стихийно и необдуманно, под влиянием стереотипов или минутного настроения. Соционические консультации помогут исключить ошибочный выбор, а значит – избежать разочарований и сожалений в будущем.
Мы часто
употребляем слово «педагогика»
Термин «дидактика» появился в печати в 1613 году в связи с изложением методов и приемов обучения, применяемых предшественником Я.А. Коменского Вольфгангом Ратке. С тех пор по вопросам обучения и образования было написано и опубликовано несметное количество статей, брошюр, книг, исследований, охватывающих как вопросы теории, так и необъятный материал практического характера. Предполагалось, что все это, взятое вместо, в обобщенном и систематизированном виде, составляет науку об обучении и образовании, т.е. дидактику.
В теории обучения, как и в педагогике в целом, уже много лет господствует неопределенность, противоречивость и путаница. Об этом много раз говорили и писали. Результат всем известен: практическая деятельность учителей массовой школы движется по инерции, в рамках традиционной, классно-урочной школы.
Рассматривая нынешнюю дидактику, мы не можем не видеть ее раздвоенность. С одной стороны, огромное и ценнейшее педагогическое наследство Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, О. Видьмана, П.Ф. Каптерева, Д. Дьюи, Плюс необозримое количество трудов известных педагогов, дидактов, психологов, методистов и учителей-новаторов советского периода: Л.В. Луначарского, Н.К. Крупской, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Т. Шацкого, М.Н. Скаткина, Б.П. Есипова, М.А. Данилова, Ю.К. Бабанского, И.Н. Казанцева, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, Н.А. Сорокина, Г.Н. Щукиной, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой и многих, многих других. Высококвалифицированные специалисты-теоретики и практики при таком количестве должны были бы решить все проблемы школьного обучения и тем более основные, имеющие принципиальное значение для понимания и реформирования современной школы и ее педагогического процесса.
С другой стороны. В дидактике, строго говоря, не были решены и не решаются все важнейшие вопросы, имеющие принципиальное значение для выхода школы и системы образования из кризиса. Нужно выводить дидактику из ее донаучного состояния. Чтобы дидактика стала наукой, она должна ответить на ряд вопросов основополагающего значения. Прежде всего, что такое обучение? Без четкого и ясного ответа на этот вопрос науку об обучении построить невозможно. Нет точного описания и понимания строения учебного процесса. Не познаны законы функционирования и развития учебно-воспитательного процесса. Отсутствует понимание исторических стадий его развития, что исключает научное прогнозирование, а, следовательно, и научно обоснованное реформирование современной школы и ее педагогического процесса. Все дискуссии о сущности обучения, о современном уроке, о принципах, методах и формах организации процесса обучения заканчивались примерно на том же уровне, что и начинались: полной неопределенностью. Управленческий аппарат, начиная от директора школы и заканчивая Министерством образования, находясь в неведении относительно законов обучения и его развития, зачастую вынужден руководить вслепую, опираясь только на опыт и интуицию. Но этого уже недостаточно, особенно если необходимо делать реформу школы. Отсутствие науки об обучении – одна из главных причин провала всех попыток реформирования современной школы и системы образования. В своей многолетней деятельности мы и стремились преобразить дидактику из ее донаучного и квазинаучного состояния в науку, руководствуясь которой, необходимо реформировать школу.
1. Формы и организации обучения
В окружающем нас мире форма и содержание находятся в неразрывном единстве. Они составляют суть, единое целое мира материальных сущностей, процессов и их результатов. Форма (от лат. forma) - наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок. С.И.Ожегов форму определяет как внешнее очертание, наружный вид, устройство, конструкцию чего-либо, обусловленные определенным содержанием.
Форма обучения - это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. Она является формой обучения и одновременно формой организации обучения. Успех и эффективность образовательного процесса зависит от умелого использования разнообразных форм его организации.
Формы организации обучения имеют свою историю. На заре человечества опыт и знания передавались детям в процессе разнообразной трудовой деятельности. При этом трудовая деятельность выступала универсальной формой и средством передачи знаний и умений от поколения к поколению. Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал усвоенную премудрость своему преемнику. В ходе исторического процесса видоизменялись формы и средства обучения и воспитания подрастающего поколения. С развитием осознанной потребности в образовании система индивидуального обучения постепенно трансформировалась в индивидуально-групповую.
Первое серьезное научное рассмотрение форм обучения находим у Я.А.Коменского, в его труде "Великая дидактика". Дальнейшее развитие классического учения Я.А. Коменского об уроке, классно-урочной системе в отечественной педагогике осуществил К.Д.Ушинский. Классно-урочная система выдержала испытание сроком в 450 лет и является основной формой организации обучения в школах многих стран. Существенный вклад в ее развитие внесли выдающиеся педагоги И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А.Ф.Дистервег.
Изучением организационных форм обучения активно занимались дидакты советского периода (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев, М.И.Махмутов, А.В.Усова, В.Оконь и др.).
Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, со сменным составом обучающихся. В основу такого разделения положены характеристики коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими обучающимися.
Индивидуальныезанятия: репетиторство, тьюторство (научное руководство), менторство (наставничество), гувернерство, семейное обучение, самообучение, экзамен.
Коллективно-групповые занятия: урок, лекция, семинар, конференция, олимпиада, экскурсия, деловая игра, практикум, факультативное занятие, консультация.
Индивидуально-коллективные занятия: погружение, творческая неделя, научная неделя, проект.
Классификация форм организации обучения проводится по различным основаниям: по целям, содержанию, методам, средствам обучения, характеру взаимодействия преподавателя (учителя) и обучаемых.
В настоящее
время в учебном процессе средней
школы применяются
Каждая форма выполняет свои специфические функции, не присущие другим формам учебных занятий.
Классно-урочная система и ее альтернативы. Эту систему обучения разработал в ХVIIв. чешский ученый Я.А.Коменский. Он разделил учащихся на группы, однородные по возрасту, а учебный процесс - на временные отрезки - уроки, на которых ученики изучали строго определенное содержание учебного предмета. Я.А.Коменский утвердил в качестве принципов обучения: природообразность, сознательность, систематичность и прочность.
Урок - это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного время организует познавательную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.
Наиболее распространенная сегодня в школах форма обучения - класно-урочная. Ее преимущества: четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на детей, экономия времени обучения. К недостаткам этой системы относится ориентация на среднего ученика, трудность учета индивидуальных особенностей детей, одинаковый темп и ритм работы, ограниченное общение между учениками, частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца.
Информация о работе Формы организации образовательного процесса