Гендерное воспитание в общеобразовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретико-методологических основ исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Содержание работы

Введение
1 Проблема гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях как объект социально-педагогического исследования
1.1 Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях
1.2 Методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания
1.3 Критерии и уровни гендерного воспитания
2 Методы и организация гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях
2.1 Цели и задачи экспериментального исследования
2.2 Методы диагностики
2.3 Программа организации эксперимента
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

курсач по методологии.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Проблема гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях как объект социально-педагогического исследования

1.1 Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях

1.2 Методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания

1.3 Критерии и уровни  гендерного воспитания

2  Методы и организация  гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях

2.1 Цели и задачи экспериментального исследования

2.2 Методы диагностики 

2.3 Программа организации  эксперимента 

Заключение

Библиографический список

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Приложение Е

 

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость использования  гендерного подхода в обучении и  воспитании детей подчёркивают многие отечественные и зарубежные учёные. Как известно, девочки и мальчики по-разному мыслят, понимают, чувствуют и переживают. Таким образом, очевидно, что педагогика нуждается в осмыслении обозначенных противоречивых изменений и в корректировке своих позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников. Социализация подрастающего поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности ребенка как залог максимальной самореализации личности взрослого в будущем, является одной из важнейших задач современной школы. Всё это указывает на актуальность гендерного воспитания в современном обществе.

Значимость изучения особенностей воспитания с гендерных  позиций объясняется необходимостью интеграции гендерной теории в содержание образования, с одной стороны, и тем обстоятельством, что мало уделяется специального внимания гендерной проблематике в общеобразовательных учреждениях.

Каждое научное исследование, как и гендерное, опирается на определённую совокупность исходных положений, концепций, теорий, составляющих его основу. Рассматривая вопрос о гендерных исследованиях, мы установили, что с помощью методов  наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. В структуре методологического знания чаще всего выделяют четыре уровня: философский, обще-научный, конкретно-научный, технологический. Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.

Педагогу, изучая какую-либо проблему в первую очередь нужно иметь знания и уметь ориентироваться в уровнях методологии исследуемой проблемы.

Объектом изучения темы курсовой работы являются теоретические аспекты гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Предметом исследования являются теоретико-методологические основы исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи.

1. Изучить методологическое  обоснование исследования гендерного  воспитания.

2. Определить критерии и уровни гендерного воспитания.

3.  Разработать программу  организации эксперимента.

Методы исследования: Теоретические - изучение и анализ философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования, интернет-материалов; Логико-метододогический анализ основных понятий.

 

 

1 ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ                УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 1.1 Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания в                   общеобразовательных учреждениях

Необходимость использования  гендерного подхода в обучении и  воспитании детей подчёркивают многие отечественные и зарубежные учёные. Как известно, девочки и мальчики по-разному мыслят, понимают, чувствуют и переживают. Таким образом, очевидно, что педагогика нуждается в осмыслении обозначенных противоречивых изменений и в корректировке своих позиций в вопросах гендерного воспитания воспитанников. Относительно контролируемое воспитание подрастающего поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности ребенка как залог максимальной самореализации личности взрослого в будущем, является одной из важнейших задач современной школы. Всё это указывает на актуальность гендерного воспитания в современном обществе.

В различных источниках неоднократно констатируется факт, что у нас очень мало гендерно образованных людей. Поэтому необходимо расширить рамки гендерного просвещения, используя современные интерактивные методы и осуществлять не только в высших учебных заведениях на отдельных факультетах, но и в общеобразовательной школе.

Очевидно, что все работники  учебного заведения должны принимать  участие в формировании гендерной  культуры, но главным инициатором  может выступать социальный педагог. Так как одним из направлений социально-педагогической деятельности является формирование у обучающихся представлений о роли и жизненно предназначении мальчиков и девочек в современном обществе.

Социальное воспроизводство  гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает основанную на признаке пола социальную структуру. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды конституируют гендерные различия и, одновременно, обусловливаемые ими системы господства и властвования. Во многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая гендерными особенностями и разницей в их способностях различия в распределении власти между ними. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли.

В процессе воспитания семья, система образования, культура в  целом внедряют в сознание детей  гендерные нормы, формируют определенные правила и создают представления  о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина". Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью социальных и культурных механизмов. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне конструируют гендарные различия.

Гендерная социализация - это процесс усвоения индивидом  культурной системы гендера того общества, в котором он живет. Агентами гендерной социализации выступают  социальные институты и группы, например, семья, образование, профориентация, сверстники. Содержание гендерной социализации определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида. Можно говорить, что семья главное место гендерной социализации ребенка, но как показывает практика этот опыт далек от положительного: родители злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием, часто наблюдается неуважение и безразличие к друг другу, насилие и прочие. Проходя социализацию в семье, а затем в школе и обществе, дети усваивают стереотипы, сложившиеся исторически, ставящие женщину заведомо в униженную позицию.

Гендерные стереотипы - это  неизменные общепринятые установки  о поведении женщин и мужчин, сложившиеся  в культуре, которым следуют без  размышления. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что половые различия располагались над индивидуальными различиями личности мужчины и женщины. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише. Можно выделить качества, стереотипно приписываемые мужчине-женщине.                                                                                               

 ТАБЛИЦА 1

 

мужские

 

женские

абстрактность, логичность, власть, независимость, индивидуальность, непостоянство, неверность, радикализм, инструментальность,

смелость, мастерство в каком-то деле, трудолюбие, совершенствование физической силы, умение преодолевать трудности, готовность прийти на

помощь женщине и защитить ее.

постоянство, верность,

пассивность, статичность,

коллективность,бессознательность, интуитивность, конкретность,

доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость к  недостаткам близких людей, умение прощать,

забота о слабых, больных, сиротах, любовь к детям.


На основе этого можно  сделать вывод: мужчины не должны быть добрыми, отзывчивыми, терпимыми к недостаткам близких людей, уметь прощать, заботится о слабых, больных, сиротах, любить детей. Это удел женщин. А гендерная культура представлена, как культура, предполагающая сформированность у человека правильного понимания о предназначении мужчины и женщины, их статусе, функциях, взаимоотношениях в обществе и в семье. Но, к сожалению, нет упоминаний о том, какое понимание о предназначении мужчины и женщины можно считать правильным, и кто будет определять эту степень правильности.

Гендерная идентичность - это осознание себя связанным  с культурными определениями  мужественности и женственности. Понятие  действует отнюдь не за пределами  субъективного опыта и служит психологической интериоризацией  мужских или женских черт, возникая в результате процесса взаимодействия «Я» и других.

Гендерная роль - социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в  виде речи, манер, одежды и жестов. Мужские  и женские роли являются, как считают, взаимоисключающими, и в некоторых обществах ролевые поведения могут быть поляризованы: пассивность - женская роль, а активность - мужская. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский.

В первом выпуске Словаря  гендерных терминов под общей  редакцией кандидата филологических наук А.А. Денисовой понятие «гендерное образование», «гендерная педагогика» не представлено вообще, как и в педагогических словарях нет определения понятия "гендер". А гендерное просвещение трактуется как необходимый инструмент для достижения следующих целей:

-  построение демократического общества на принципах приоритетности прав личности (демократия должна «осознавать и чувствовать» особенности пола);

- поддерживание истинной национальной безопасности государства: страна не может позволить себе роскошь продолжать игнорировать или недоиспользовать потенциал любого пола;

Гендерное просвещение  является частным случаем просвещения, в общем, и в первую очередь - это распространение знаний о специфическом наборе культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин и взаимоотношения между ними.

1.2 Методологическое  обоснование исследования проблемы гендерного воспитания

В структуре методологического знания чаще всего выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.

Философский уровень гендерных исследований можно представить, в первую очередь, аксиологией. Это философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, систему педагогических взглядов, основанную на понимании и утверждении ценности личности, человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования. Также на этом уровне можно рассмотреть культурно-историческую теорию развития личности, признающую примат социального над натурально-биологическим в психическом развитии человека. Вопросы мужского и женского начал. Культурологический, личностный, антропологический подходы.

Общенаучный уровень методологии предполагает ориентацию в теоретических основах системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов. Суть системно-структурного подхода к гендерному воспитанию может быть раскрыта с точки зрения трех основных позиций.

Во-первых, гендерное воспитание мы рассматриваем как компонент целостного педагогического процесса, включающего помимо воспитания самовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование в единстве своем обеспечивающего эффективность гендерного воспитания. Процесс полоролевой социализации не может быть ограничен решением задач воспитания в узком смысле слова, а понимается нами как процесс передачи и усвоения всего общественно-исторического опыта, неизбежно отражающийся и на наличие знаний, умений и навыков поведения, и на понимание исторических аспектов возникновения и закрепления той или иной нормы, и, неизбежно, на процессы, обеспечивающие самоактуализацию, самовыражение, самосознание, самореализацию.

Во-вторых, гендерное воспитание рассматривается нами как целостная педагогическая система. Гендерное воспитание имеет свой понятийный аппарат, свои цели, формы, методы, средства воспитания, которые напрямую связаны с педагогической системой.

Информация о работе Гендерное воспитание в общеобразовательных учреждениях