Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 00:57, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретико-методологических основ исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Введение
1 Проблема гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях как объект социально-педагогического исследования
1.1 Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях
1.2 Методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания
1.3 Критерии и уровни гендерного воспитания
2 Методы и организация гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях
2.1 Цели и задачи экспериментального исследования
2.2 Методы диагностики
2.3 Программа организации эксперимента
Заключение
Библиографический список
Приложения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Проблема гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях как объект социально-педагогического исследования
1.1 Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях
1.2 Методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания
1.3 Критерии и уровни гендерного воспитания
2 Методы и организация
гендерного воспитания в
2.1 Цели и задачи экспериментального исследования
2.2 Методы диагностики
2.3 Программа организации эксперимента
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость использования гендерного подхода в обучении и воспитании детей подчёркивают многие отечественные и зарубежные учёные. Как известно, девочки и мальчики по-разному мыслят, понимают, чувствуют и переживают. Таким образом, очевидно, что педагогика нуждается в осмыслении обозначенных противоречивых изменений и в корректировке своих позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников. Социализация подрастающего поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности ребенка как залог максимальной самореализации личности взрослого в будущем, является одной из важнейших задач современной школы. Всё это указывает на актуальность гендерного воспитания в современном обществе.
Значимость изучения
особенностей воспитания с гендерных
позиций объясняется
Каждое научное исследование, как и гендерное, опирается на определённую совокупность исходных положений, концепций, теорий, составляющих его основу. Рассматривая вопрос о гендерных исследованиях, мы установили, что с помощью методов наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. В структуре методологического знания чаще всего выделяют четыре уровня: философский, обще-научный, конкретно-научный, технологический. Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.
Педагогу, изучая какую-либо проблему в первую очередь нужно иметь знания и уметь ориентироваться в уровнях методологии исследуемой проблемы.
Объектом изучения темы курсовой работы являются теоретические аспекты гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Предметом исследования
являются теоретико-методологические
основы исследования гендерного воспитания
в общеобразовательных
Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
1. Изучить методологическое
обоснование исследования
2. Определить критерии и уровни гендерного воспитания.
3. Разработать программу организации эксперимента.
Методы исследования: Теоретические - изучение и анализ философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интернет-материалов; Логико-метододогический анализ основных понятий.
1 ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях
Необходимость использования гендерного подхода в обучении и воспитании детей подчёркивают многие отечественные и зарубежные учёные. Как известно, девочки и мальчики по-разному мыслят, понимают, чувствуют и переживают. Таким образом, очевидно, что педагогика нуждается в осмыслении обозначенных противоречивых изменений и в корректировке своих позиций в вопросах гендерного воспитания воспитанников. Относительно контролируемое воспитание подрастающего поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности ребенка как залог максимальной самореализации личности взрослого в будущем, является одной из важнейших задач современной школы. Всё это указывает на актуальность гендерного воспитания в современном обществе.
В различных источниках неоднократно констатируется факт, что у нас очень мало гендерно образованных людей. Поэтому необходимо расширить рамки гендерного просвещения, используя современные интерактивные методы и осуществлять не только в высших учебных заведениях на отдельных факультетах, но и в общеобразовательной школе.
Очевидно, что все работники учебного заведения должны принимать участие в формировании гендерной культуры, но главным инициатором может выступать социальный педагог. Так как одним из направлений социально-педагогической деятельности является формирование у обучающихся представлений о роли и жизненно предназначении мальчиков и девочек в современном обществе.
Социальное воспроизводство гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает основанную на признаке пола социальную структуру. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды конституируют гендерные различия и, одновременно, обусловливаемые ими системы господства и властвования. Во многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая гендерными особенностями и разницей в их способностях различия в распределении власти между ними. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли.
В процессе воспитания семья,
система образования, культура в
целом внедряют в сознание детей
гендерные нормы, формируют определенные
правила и создают
Гендерная социализация - это процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет. Агентами гендерной социализации выступают социальные институты и группы, например, семья, образование, профориентация, сверстники. Содержание гендерной социализации определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида. Можно говорить, что семья главное место гендерной социализации ребенка, но как показывает практика этот опыт далек от положительного: родители злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием, часто наблюдается неуважение и безразличие к друг другу, насилие и прочие. Проходя социализацию в семье, а затем в школе и обществе, дети усваивают стереотипы, сложившиеся исторически, ставящие женщину заведомо в униженную позицию.
Гендерные стереотипы - это
неизменные общепринятые установки
о поведении женщин и мужчин, сложившиеся
в культуре, которым следуют без
размышления. Появление гендерных стереотипов обусловлено
тем, что половые различия располагались
над индивидуальными различиями личности
мужчины и женщины. Синонимом стереотипа
нередко выступают понятия предубеждения,
предрассудка или клише. Можно выделить
качества, стереотипно приписываемые
мужчине-женщине.
ТАБЛИЦА 1
мужские |
женские |
абстрактность, логичность, власть, независимость, индивидуальность, непостоянство, неверность, радикализм, инструментальность, смелость, мастерство в каком-то деле, трудолюбие, совершенствование физической силы, умение преодолевать трудности, готовность прийти на помощь женщине и защитить ее. |
постоянство, верность, пассивность, статичность, коллективность,бессознательнос доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость к недостаткам близких людей, умение прощать, забота о слабых, больных, сиротах, любовь к детям. |
На основе этого можно сделать вывод: мужчины не должны быть добрыми, отзывчивыми, терпимыми к недостаткам близких людей, уметь прощать, заботится о слабых, больных, сиротах, любить детей. Это удел женщин. А гендерная культура представлена, как культура, предполагающая сформированность у человека правильного понимания о предназначении мужчины и женщины, их статусе, функциях, взаимоотношениях в обществе и в семье. Но, к сожалению, нет упоминаний о том, какое понимание о предназначении мужчины и женщины можно считать правильным, и кто будет определять эту степень правильности.
Гендерная идентичность
- это осознание себя связанным
с культурными определениями
мужественности и женственности. Понятие
действует отнюдь не за пределами
субъективного опыта и служит
психологической
Гендерная роль - социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, одежды и жестов. Мужские и женские роли являются, как считают, взаимоисключающими, и в некоторых обществах ролевые поведения могут быть поляризованы: пассивность - женская роль, а активность - мужская. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский.
В первом выпуске Словаря
гендерных терминов под общей
редакцией кандидата
- построение демократического общества на принципах приоритетности прав личности (демократия должна «осознавать и чувствовать» особенности пола);
- поддерживание истинной национальной безопасности государства: страна не может позволить себе роскошь продолжать игнорировать или недоиспользовать потенциал любого пола;
Гендерное просвещение является частным случаем просвещения, в общем, и в первую очередь - это распространение знаний о специфическом наборе культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин и взаимоотношения между ними.
1.2 Методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания
В структуре методологического знания чаще всего выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.
Философский уровень гендерных исследований можно представить, в первую очередь, аксиологией. Это философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, систему педагогических взглядов, основанную на понимании и утверждении ценности личности, человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования. Также на этом уровне можно рассмотреть культурно-историческую теорию развития личности, признающую примат социального над натурально-биологическим в психическом развитии человека. Вопросы мужского и женского начал. Культурологический, личностный, антропологический подходы.
Общенаучный уровень методологии предполагает ориентацию в теоретических основах системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов. Суть системно-структурного подхода к гендерному воспитанию может быть раскрыта с точки зрения трех основных позиций.
Во-первых, гендерное воспитание мы рассматриваем как компонент целостного педагогического процесса, включающего помимо воспитания самовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование в единстве своем обеспечивающего эффективность гендерного воспитания. Процесс полоролевой социализации не может быть ограничен решением задач воспитания в узком смысле слова, а понимается нами как процесс передачи и усвоения всего общественно-исторического опыта, неизбежно отражающийся и на наличие знаний, умений и навыков поведения, и на понимание исторических аспектов возникновения и закрепления той или иной нормы, и, неизбежно, на процессы, обеспечивающие самоактуализацию, самовыражение, самосознание, самореализацию.
Во-вторых, гендерное воспитание рассматривается нами как целостная педагогическая система. Гендерное воспитание имеет свой понятийный аппарат, свои цели, формы, методы, средства воспитания, которые напрямую связаны с педагогической системой.
Информация о работе Гендерное воспитание в общеобразовательных учреждениях