Гендерное воспитание в общеобразовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретико-методологических основ исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Содержание работы

Введение
1 Проблема гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях как объект социально-педагогического исследования
1.1 Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях
1.2 Методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания
1.3 Критерии и уровни гендерного воспитания
2 Методы и организация гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях
2.1 Цели и задачи экспериментального исследования
2.2 Методы диагностики
2.3 Программа организации эксперимента
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

курсач по методологии.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

2.1 Цели и  задачи экспериментального исследования

Каждый индивид развивается  как представитель конкретного  пола. Появившись на свет девочкой или  мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам мужественности или женственности, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики. Не всегда этот процесс протекает гладко и беспроблемно.

Воспитание как процесс  приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров неизбежно приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организации воспитательной работы. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы на всех уровнях системы образования в целом. В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.

Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть  специфику педагогической работы c детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно-историческому прошлому, закрепленному в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола. Проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.

Для современной постановки вопроса о разработке систем гендерного воспитания существует множество причин. Первая связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии с его половой принадлежностью. Вторая – не компетентность педагогов, в вопросах  полоролевого просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа не верных представлений о роли и жизненном предназначении мужчины и женщины в современном обществе.

Поэтому целью нашего экспериментального исследования  будут являться:

- выявление уровня  гендерной воспитанности у студентов  АмГУ специальности «социальная  педагогика»;

- формирование и повышение  гендерной компетентности у студентов  Амгу специальности «социальная  педагогика».

 Для достижения цели были поставлены следующие задачи.

  1. Теоретически обосновать используемые в исследовании методики.
  2. провести диагностику гендерной воспитанности студентов АмГУ специальности «социальная педагогика».
  3. Разработать и провести программу по повышению гендерной компетентности у студентов АмГУ специальности «социальная педагогика».
  4. выявить эффективность внедрения разработанной программы способствующей повышению гендерной компетенции студентов АмГУ специальности «социальная педагогика».
  5. Провести анализ результатов исследования.

2.2 Методы диагностики

Для исследования гендерной  воспитанности студентов были использованы следующие  методы и методики.

1. Анонимное анкетирование  с открытыми вопросами, требующими  самостоятельного конструирования ответа. Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов Анкетирование это метод массового сбора материала, с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

С помощью данного  анкетирования возможно определить типы психологических позиций в  общении. Согласно Э. Берну, существует четыре типа психологических позиций, принимаемые человеком относительно себя и других.

  1. «Я – о’кей, Вы – о’ кей». Это позиция Принцев и Героев, Принцесс и Героинь. Это психологически здоровая позиция. Люди с такой позицией могут конструктивно решать свои проблемы, признают значимость других людей.
  2. «Я – о’ кей, Вы – не о’ кей». Это позиция людей, чувствующих себя обманутыми. Они упрекают других в своих ошибках, обманывают и унижают окружающих.
  3. «Я - не о’ кей, Вы – о’ кей». Это позиция людей, чувствующих свое бессилие, когда сравнивают себя с другими. Она приводит к отдалению от людей, к депрессии.
  4. «Я – не о’ кей, Вы – не о’ кей». Позиция тех, кто теряет интерес к жизни, позиция тщетности, отчаяния.

Таких позиций у человека две: одна является общей, другая –  половой. Некоторые люди принимают позицию, считая, что один пол – о’ кей, а другой – не о’ кей, например: «Девушки по своей натуре мягкие, а юноши – грубияны». Приняв такую позицию, человек старается укрепить ее, она становится его жизненной позицией. (Приложение А)

Возможно, определить уровень  осознания собственных, соответствующих  полу, гендерных характеристик, с помощью методики «Я девушка/юноша». (Приложение Б)

2. Опрос – простая  процедура проведения и интерпретации  данных, возможность охватить с  его помощью изучение широкого  спектра социально-психологических  условий жизни и особенностей  личности испытуемых.

С помощью опроса студентов АмГУ специальности «социальная педагогика» можно изучить становление и развитие гендерной идентичности, под которой понимается аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. Участникам предлагается вспомнить свое раннее детство, первые школьные годы, отношение к себе как представителю определенного пола со стороны родителей, родственников, учителей, одноклассников. (Приложение В) Можно выявить осведомленность педагога по основным понятиям темы гендерного воспитания. (Приложение Г) Определение мужественности и женственности человека, на основе которых формируется гендерная идентичность. (Приложение Д)

3. Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики воспитания.

В нашем исследовании проводится тест «Разбираетесь ли вы в противоположном поле», для  проверки знаний осведомлённости педагогов и наличие или отсутствие у них стереотипов по отношению к мужчинам и женщинам. (Приложение Е)

2.3 Программа  организации эксперимента

Гендерное воспитание – это часть общего воспитания человека. Проблема гендерного воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по гендерному воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжение и на других этапах развития ребенка. Организация гендерного воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Работа по гендерному воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов, что определяет актуальность темы исследования.

Организация и проведение эксперимента основывается на следующих  принципах.

  1. Сознательности – побуждение личности к самостоятельному осмыслению знания, приобретаемые путём умственной деятельности.
  2. Ориентации на сотрудничество – активное использование диалога, аппелирующего к «авторитетам» и монологу.
  3. Единства теории и практики – суть этого принципа сводится к привлечению жизненного опыта субъекта исследования.
  4. Активности – побуждение личности к активной социальной жизни на основе расширения её знаний и возможностей

Выборка составит 1-5 курсы  студентов АмГУ специальности «социальная  педагогика».

Место проведения исследования: Амурский Государственный Университет  г. Благовещенска.

Направления работы организации  эксперимента:

- работа по исследованию  гендерной воспитанности студентов АмГУ специальности «социальная педагогика»;

- работа по формированию  гендерной компетентности студентов АмГУ специальности «социальная педагогика»;

Этапы эксперимента:

  1. На организационном этапе экспериментального исследования будут сформированы выборка испытуемых; теоретически обоснованы использованные в исследовании методики, обеспечивающие получение содержательных и значимых данных по отношению к цели исследования; определена процедура проведения экспериментального исследования.
  2. на этапе констатирующего эксперимента будет проведена диагностика гендерной воспитанности студентов АмГУ специальности «социальная педагогика».
  3. На этапе формирующего эксперимента будет разработана и проведена программа по повышению гендерной компетенции студентов АмГУ специальности «социальная педагогика».
  4. На этапе контрольного эксперимента проводится повторная диагностика студентов АмГУ специальности «социальная педагогика» с применением методов первичной диагностики с целью выявления эффективности внедрения разработанной программы, способствующей повышению гендерной компетенции студентов АмГУ специальности «социальная педагогика».
  5. На заключительном этапе эксперимента будет проведён анализ результатов исследования, целью которого является решение общих экспериментальных задач исследования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гендерное воспитание – не новая и не единственная проблема в общеобразовательных учреждениях, но акцент на полоролевом различии делает это направление более востребованным обществом и представляет интерес для дальнейшего исследования проблемы.

Таким образом, гендерное воспитание ребенка оказывает педагогическими усилиями действенную помощь в формировании его личности; одновременно оно делает возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия. Для эффективности воспитания требуется не только способность к чувственному проникновению, но и такт и, конечно, знания в области педагогики, психологии, в сфере истории данного вопроса, а также методологии.

Чтобы успешно осуществлять научно-исследовательскую деятельность, педагогу необходимо овладеть методологической культурой, основными признаками которой  являются:

- представление о методологии как системе принципов и способов построения не только теоретической, но и практической (продуктивной) деятельности;

- овладение принципами диалектической логики;

- понимание сущности педагогики как науки об образовании и основных категорий педагогики;

- установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

- освоение принципов единства образования и социальной политики, системного и целостного подхода, расширения совокупного субъекта образования, приоритета развивающих и воспитательных целей в целостном педагогическом процессе;

- направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и методов;

- потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;

- стремление выявлять единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;

- критическое отношение к аргументам и положениям, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;

- рефлексия по поводу собственной познавательной деятельности;

- понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.

Обобщая представленные в работе данные, можно сделать  следующие выводы. Было изучено методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания. Множество теорий и методик для применения гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях дает возможность обоснованного применения практики, предполагающее учет всех особенностей различия мальчиков и девочек. Впрочем, эта возможность либо не используется, либо используется, но не в полной мере.

Определены критерии и уровни гендерного воспитания. Всего  выделено  три основных уровня, каждый из которых характеризуется множеством критерий.

Разработали программу  организации эксперимента по повышению  гендерной компетенции студентов АмГУ специальности «социальная педагогика».

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Абраменкова В.В.  Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. - 1987. -N5. - С. 70-78
  2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопр. психол. – 1987. – №2. – С. 154 – 158.

Информация о работе Гендерное воспитание в общеобразовательных учреждениях